Служба в Донской флотилии




К этому времени центр государственной политики вновь переместился на Юг. В первой половине XVIII века значительно укрепилась экономика страны, происходило освоение плодородных земель юга Европейской России и развивалось сельское хозяйство. Необходимо было налаживать внешнеэкономические связи и обезопасить южные границы от постоянных набегов крымских татар — вассалов Турции.

Важная роль в реализации этих планов отводилась флоту. В связи с этим еще в 1733 году началось возрождение Донской флотилии, которой предстояло действовать на Азовском море. Турция тоже активно готовилась к войне, рассматривая Крым и Азов как базу для расширения своих владений на юге России. Поводом для ее начала стали организованные Турцией в 1735 году разбойничьи набеги крымских татар на Украину. Началась русско-турецкая война 1735-1739 годов.


Район боевых действий флотилии

В июне 1736 года русские войска при содействии Донской флотилии под командой вице-адмирала П.П. Бредаля штурмом овладели крепостью Азов, а затем вошли в Таганрог. Флотилия снабжала армию всеми необходимыми припасами и оказывала поддержку ее приморскому флангу. По требованию Бредаля к нему прибывали новые суда, а Балтийский флот направлял наиболее подготовленных и перспективных офицеров. Одним из них стал и Петр Дефремери, который в мае 1737 года был назначен командиром отряда из 50 судов.

В кампании 1737 года Донская флотилия содействовала Донской армии генерал-фельдмаршала П.П. Ласси. В начале июня флотилия стала на якорь в Геническом проливе, здесь ее уже ждали войска, шедшие по побережью. Ласси решил войти в Крым не через сильно укрепленный Перекоп, а по Арабатской косе. Для переправы войск на эту косу моряки флотилии соорудили мост из 45 лодок. В центре этих событий оказался и Петр Дефремери.


Портрет П.П. Ласси
Автор неизвестен

Турецкий флот в Азовском море широко использовал не только галеры, но и крупные парусные корабли, вплоть до линейных. Наша флотилия, имея только небольшие суда, не могла с ним бороться. Однако она успешно снабжала и прикрывала приморский фланг армии, артиллерия которой помогала морякам, отгоняя вражеские корабли.

В конце июня 1737 года русская флотилия оказалась прижатой турецким флотом к Арабатской косе к югу от Геническа. Эскадра неприятеля состояла из двух кораблей, фрегата, пятнадцати галер и семидесяти небольших судов. Близился бой. Но неожиданно налетел сильный шторм. От него погибло 170 русских судов — более трех четвертых состава флотилии. Были потери и в турецком флоте. Но за это время русские моряки успели снять со своих судов пушки и построить на берегу сильную артиллерийскую батарею. Ее правым флангом командовал Дефремери. В его распоряжении было 27 пушек и фальконетов.

В полдень 1 июля шторм утих. В 2 часа дня Турецкий флот открыл огонь по русским судам и укреплениям на берегу. Корабли и фрегат стреляли мощными залпами из 36-фунтовых орудий, осыпая ядрами батарею Дефремери, на которой находился и адмирал Бредаль. Гребные суда турок двинулись к берегу, намереваясь высадить десант, но подверглись столь убийственному огню, что отошли в величайшем беспорядке. В 4 часа огонь прекратился с обеих сторон. В полночь турецкий флот снялся с якоря и скрылся за горизонтом.

В истории Российского флота немало ярких страниц с описаниями подвигов наших моряков. Посмотрите, например, статью о подвиге Дубасова, который был совершен гораздо позднее, но в условиях, которые имели много общего с изложенной в этой статье обстановкой на Азовском море.

Подвиг

Вскоре после боя у Арабатской косы возникла необходимость срочно отправить из Геническа в Азов тяжелую мортиру и другие грузы, а также больных и раненых из пехотных полков. Для этого выделили корабельный бот и 10 больших лодок. Командиром отряда назначили капитана 2 ранга Петра Дефремери. Корабельный бот представлял собой одномачтовое парусно-гребное судно с палубой и грузовыми трюмами. Его вооружение составляли четыре 3-фунтовые пушки. Перед выходом адмирал Бредаль приказал: в случае столкновения с неприятелем в плен не сдаваться и имущество ему не оставлять.


Вид Федотовой косы

Отряд вышел из Геническа 7 июля, встречный ветер затруднял поход, поэтому Дефремери приказал лодкам следовать самостоятельно. Днем 10 июля бот был обнаружен турецкой эскадрой в составе 1 линейного корабля и 30 галер. Турки сразу же бросились в погоню. Примерно в 8 часов вечера стало ясно, что оторваться от противника не удастся. Тогда Дефремери и совершил свой подвиг. Он приказал всем сойти на берег, а затем хладнокровно разрядил по неприятелю свои пушки и взорвал бот вместе с готовившимися взять его на абордаж турецкими судами. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!»
Через полвека под этим же девизом до последней возможности сражался капитан 2 ранга Веревкин. Подробности читайте здесь.

Все лодки благополучно пришли в Азов, а из команды и пассажиров бота спаслись 23 человека. Вице-адмирал П.П. Бредаль в рапорте императрице Анне Иоанновне просил наградить мужественного капитана, который предпочел смерть вражескому плену. Ценой своей жизни он спас экипаж бота и его пассажиров, отметил вице-адмирал. К сожалению, эта просьба осталась без ответа. И только через 143 года подвиг Петра Дефремери стал известен общественности, а его имя навсегда вошло в историю России и в боевую летопись Российского флота.

Боевые действия русской армии и флота на юге продолжались до сентября 1739 года, когда в Белграде был подписан мирный договор с Турцией.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Материалы для истории русского флота. Спб. 1877 г.
  • В. Познахирев. Забытый подвиг. «Морской сборник» № 9 1990 г.
  • Брокгауз и Эфрон. Энциклопедический словарь. Санкт-Петербург. 1890-1907 гг.
  • А. Висковатов. Военные действия Российского гребного флота, под начальством вице-адмирала Бредаля на Азовском море, в 1736, 1737 и 1738 годах. СП. 1880 г.

Дефремкри действительно вошел в историю России и в боевую летопись Российского флота, но знают о нем очень немногие. Как Вы думаете, уважаемый читатель, можем ли мы содействовать исправлению этого печального недоразумения?
Поделитесь своим мнением в комментариях к этой статье. Это будет интересно всем!

Автор: Владимир Додонов

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: