Подлость французских соотечественников




Подвиг Дефремери


Андреевский флаг

10 (21) июля 1737 года – подвиг капитана 2 ранга Петра Дефремери. Суть этого подвига состояла в том, турецкие суда преследовали одинокий русский бот у западного побережья Азовского моря. Видя, что развязка уже близка, Дефремери приказал экипажу сойти на берег, а сам хладнокровно разрядил по врагу свои пушки и взорвал бот, нанеся значительный урон наседавшим на него турецким судам. Предполагается, что именно он стал основоположником принятой в русском флоте традиции драться до последней возможности, следуя самоотверженному девизу «Погибаю, но не сдаюсь!»

Поразительно, но тогда этот подвиг остался незамеченным. Через 51 год такой же подвиг совершил капитан 2 ранга Х.И. Сакен, который взорвал свою дубель-шлюпку вместе с атаковавшими ее турецкими галерами (подробности читайте в статье «Подвиг Христофора Сакена всколыхнул Россию»). Это событие вызвало в России широкий общественный резонанс. Его с особым уважением отметила Екатерина II. Но это были уже совсем другие времена, другая императрица и другое отношение к флоту. А подвиг Дефремери был извлечен из забвения только в 1880 году известным историком флота А.В. Висковатовым.

Крупицы биографии Петра Дефремери

История сохранила очень мало сведений о службе Петра Дефремери, но основные этапы его карьеры мы можем восстановить по тем событиям, в которых он участвовал. Известно, что он родился и получил образование во Франции, стал офицером и некоторое время служил там в военном флоте. В 1721 году, при Петре I, приехал в Россию, был принят в русскую службу лейтенантом и получил назначение в Астрахань. Служба оказалась нелегкой, поскольку Петр (так его называли у нас) принимал участие в самых важных проектах страны.


Портрет Ф.И. Соймонова
Автор неизвестен

Развитие событий на Каспии нередко находилось в центре внимания руководства России. Сразу по окончании Северной войны Петр I приступил к реализации своей юношеской мечты о возрождении древних торговых путей из Индии в Россию и Западную Европу. Для реализации столь грандиозного проекта формировалась Каспийская военная флотилия и проводились работы по составлению карт Каспийского моря.

Дефремери участвовал в Персидских походах, а затем был направлен под начальство Федора Соймонова, вместе с которым исследовал восточное побережье Каспия и составил опись входа в залив Кара-Богаз-Гол. Более чем через сто лет обширный район на восточном побережье Каспия станет ареной чрезвычайно важных для России боевых действий и закулисного, тайного противоборства с Англией. Подробности читайте здесь.

Эта работа была закончена в 1726 году и признана настолько значительной и актуальной, что Дефремери досрочно произвели в капитан-лейтенанты. Однако до сих пор среди первооткрывателей и исследователей этого залива числятся А. Бекович-Черкасский, Г.С. Карелин, И.А. Жеребцов, но нет среди них Дефремери. Остается только надеяться, что и эта несправедливость будет исправлена. Впоследствии его перевели на Балтийский флот, где он плавал на линейных кораблях «Шлиссельбург» и «Петр II».

Подлость французских соотечественников

Прошло несколько относительно спокойных лет, и в 1734 году началась война за польское наследство. После кончины польского короля Августа II на троне оказался ставленник Франции Лещинский, который относился к России весьма враждебно. В связи с этим наша армия осадила Гданьск, а в Данцигскую бухту была отправлена эскадра Балтийского флота адмирала Гордона. Франция направила к берегам Польши свою эскадру с десантом. При этом ни Россия, ни Франция войну друг другу не объявили. Оба государства действовали в Польше весьма решительно, но в отношении друг друга проявляли осторожность.

В состав русской эскадры входил новый 32-пушечный фрегат «Митау», которым командовал капитан 3 ранга Петр Дефремери. В конце мая 1735 года он был послан в море, чтобы выявить состав и действия французского флота. Вечером 25 мая французы обнаружили русский фрегат и около 23 часов окружили его. Командир «Митау» оказался в крайне сложной ситуации: французы уже начали враждебные действия, но защищаться и стрелять по ним нельзя, т.к. война не объявлена.

Подобные ситуации неоднократно возникали с кораблями Российского флота. Наиболее ярким примером является подвиг черноморского брига «Меркурий», но не менее впечатляет и ситуация, возникшая с нашим фрегатом «Венус», который англичане блокировали в порту Палермо. Подробности читайте здесь.

Французский адмирал Берейл потребовал, чтобы командир русского фрегата прибыл к нему. Дефремери ранее служил под начальством этого адмирала и решил ехать, поскольку была надежда решить дело путем переговоров. По прибытии на корабль Петр был арестован, а фрегат захвачен, объявлен призом и отправлен в Копенгаген. Примерно через месяц конфликт был улажен, на польский престол взошел протеже России Август III, нормализовались и отношения России с Францией.

«Митау» был возвращен России, а его командира обвинили в умышленной сдаче корабля. Кронштадтский суд приговорил его сначала к смертной казни, а потом к разжалованию в матросы. Однако исполнение приговоров было отложено и начато новое расследование. Через полгода невиновность Дефремери была полностью доказана, он был восстановлен в звании и назначен на корабль «Петр I».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: