Полушина Елизавета Петровна, студентка группы АРХ-109




Эстетика образа аэропорта

В сознании современного человека

Полушина Елизавета Петровна, студентка группы АРХ-109

Воздушный транспорт, аэропорт, транспортная инфраструктура, психология пассажира, монументальность архитектурного образа, прогресс технологий, архитектура будущего, идеальная модель аэропорта.

Авиация объединила мир, превратив пространство в чистую условность. За аэропортом закреплен статус «визитной карточки» города. Выделены основные критерии образа аэропорта будущего.

Aviation united the world and transformed space and distance in a simple convention. The status of “visit card” of the town is appointed to the airport. The main criteria of an airport of future are picked out.

Еще несколько лет назад мы и не подозревали, что будем носить целые компьютеры с собой в кармане, и не просто разговаривать с человеком, который находится за тысячи километров от нас, но и видеть его при этом. Не успевая до конца освоить и разобраться в чем-то, человек уже стремится создать что-то более новое и усовершенствованное, постоянно ускоряя темпы. Вместе с тем возрастают и темпы жизни, что неминуемо влечет за собой увеличение потребностей человека в быстром перемещении в пространстве. Нет ничего удивительного, что сегодня нам нужно быть на Востоке, а завтра уже на Западе. Возможно со временем потребность в аэропортах, поездах и скоростных автострадах отпадет совсем, потому что под окнами у нас будет стоять припаркованный личный болид, работающий от солнечной энергии. Однако в настоящее время пока что самым быстрым способом передвижения остается полет на самолете. Изобретенный в ХХ веке воздушный транспорт был одним из чудес, в корне изменившим темп, уклад и качество нашей жизни. Из фантастического аттракциона на заре прошлого столетия самолет превратился в повседневное явление для сегодняшнего дня. Авиация объединила мир, превратив пространство в чистую условность: расстояния стали измеряться не тысячами миль, а часами перелета и стоимостью билета.

С появлением самолета сложилось такое понятие как «аэропорт», который стал не просто элементом транспортной инфраструктуры, обслуживающим тысячи пассажиров, но и достаточно крупным социально-экономическим образованием, оказывающим непосредственное влияние на формирование структуры города и региональных систем.

Изначально в архитектурном облике аэровокзала отражалась в первую очередь психология пассажира, для которого сам полет на то время представлялся еще чем-то исключительным и необычным. Именно поэтому первые аэропорты отличались монументальностью и величественностью архитектурного образа, с использованием просторных залов, декорированных лепниной, живописью и мозаикой. Обслуживали пассажиров в аэровокзале иначе, чем в поездах, кроме того во время ожидания пассажиры могли наблюдать за полетами с балкона или даже из небольшого скверика. По аналогии с железнодорожными вокзалами первые аэропорты строились в центре города, к примеру, первый в России аэровокзал «Центральный» был построен в 1925 г. в Москве на Ходынке [1].

Со временем полеты стали обыденным делом, соответственно стала меняться и архитектура аэровокзалов. Использование новых материалов, таких как «бетон и стекло», позволило создать визуальную связь с окружающей средой, ощущение пространства в помещении, а также четкую ориентацию, что является достаточно важным фактором при постоянно растущем объеме перевозок.

Постепенно в городе стало мало места для такого крупного социально-экономического образования, как аэропорты. Их стали выносить за черту города, где ничто не ограничивало ни в размерах, ни стилистически.

В настоящее время за аэропортом закреплен статус своего рода «ворот», «визитной карточки» города, да и страны в целом. Невозможно не заметить, что при достаточно строго регламентированной внутренней составляющей поражает изобилие внешних форм. Сознается впечатление, что каждое новое сооружение – это своего рода эксперимент над обыденностью нашей жизни. Все привычное, одобренное традицией, общепринятое – исключено: на фоне современных «боингов» и «лайнеров» классика выглядит достаточно нелепо. Возможно, архитекторы стараются вернуть нам то самое первое впечатление от полета, которое было у наших предшественников в ХХ веке, а может подчеркнуть прогресс технологий и создать что-то сродни архитектуры будущего, в любом случае, результатом являются самые непредсказуемые формы. Отсутствие ограничений позволяет «разгуляться» фантазии архитектора. Появляются такие проекты, как Аэропорт Суванапум в Бангкоке, Терминал аэропорта Фарнборо в Лондоне, аэропорт на острове Хонсю в Японии, «религиозный» аэропорт в Саудовской Аравии и многие другие.

Долгое время аэропорт рассматривался с точки зрения функциональной составляющей в то время, как эстетике образа, к сожалению, не уделялось должного внимания. Поэтому в настоящее время эта проблема только начитает изучаться .

Современные комплексы отличаются огромными размерами, большим количеством стекла и стали. Благодаря застекленным площадям, которые не просто наполняют здание дневным светом, но и придают ему легкость в целом – гигантские размеры аэропорта не кажутся гнетущими. И концепты, и реализованные проекты уникальны, оригинальны и по-своему красивы. Обидно только, что всей этой красоты с высоты птичьего полета не видно, а на земле все видится совершенно в ином свете. В наше время многие буквально «живут» в самолетах. Не смотря на футуристичность форм, внутренняя составляющая аэропортов развивается в достаточно функциональном русле. Архитекторы пытаются создать пространство, которое было бы «читаемым», понятным и логичным, в котором человек чувствовал бы себя комфортно.

Следствием этого является то, что появляются такие проекты аэропортов, в которых есть поля для гольфа, собственные кинотеатры, а также косметические и физиотерапевтические салоны, кроме того существует и специальный игровой терминал, где дети могут познакомиться с тем, как работает аэропорт и его службы.

Подводя итог, можно предположить, какой же будет модель идеального аэропорта в будущем. Для начала необходимо еще раз выделить его основные функции: во-первых, это возможность быстрого перемещения пассажира в пространстве, и во-вторых это обеспечение комфортных условий для пребывания человека внутри, а именно, создание за счет больших светлых пространств атмосферы легкости и ощущения полета еще в самом помещении.

Одной из проблем современных аэропортов являются огромные очереди при регистрации пассажиров, толпы людей и кучи багажа. Таким образом получается, что в идеальном аэровокзале будущего необходимо создать оптимальное распределение людских потоков внутри комплекса. Возможно это будет осуществлено ни в одном или двух, а в нескольких уровнях, соединенных между собой.

Одним из критериев «идеальности» является создание внутренней рекреационной зоны, которая включала бы в себя не только пункты питания и бутики, но и кинотеатры, спортивные зоны, гостиничные помещения для отдыха пассажиров, ожидающих свои рейсы.

Современные аэропорты хоть и являются большими сооружениями и все же в них недостаточно места для воплощения всех этих функций. Соответственно в будущем аэрокомплексы должны будут занимать еще большие площади. Возможно, их развитие будет протекать не в плоскости, а по высоте, ведь техника не стоит на месте, разрабатываются все новые и новые модели самолетов, и ее развитие сделает возможным строительство высотных аэровокзалов. Архитектурный образ здания должен создавать ощущение динамичности: обтекаемые формы, плавные линии стен будут соседствовать с прямоугольными очертаниями и рублеными формами. Авиационные мотивы будут подчеркнуты материалами фасада и отделки здания.

Аэропорт будущего - это «город в городе», который включает в себя не только непосредственно объект, но и прилегающую территорию, которая разработана соответствующим образом. Весь комплекс в целом соответствует такому критерию «идеальности» как экологичность. Использование экологически чистых материалов в экстерьере и интерьере здания способствует созданию и поддержанию комфортной и здоровой атмосферы.

Для каждого слово «аэропорт» звучит по-разному. Для кого-то это место ожидания, а вместе с тем отдыха и раздумий. Для кого перелеты стали столь обыденными, что аэропорт для них превратился в место работы и деловых переговоров. Для настоящих же романтиков аэропорт не только оторван от пространства, для них он существует вне времени. Для них образ аэропорта тесно связан с образом полета и представляется в плавности линий, стальном блеске боингов и стремлении ввысь, изведать неизвестное и покорить «непокоряемое».

 

 

Библиографический список использованной литературы:

1. Безбородова, С.Г. Аэропорты ХХI века/С.Г. Безбородова// ЖУРНАЛ "ACD".-2009.- №2 (70)

2. Кавай, Н. Аэропорт как piece of art/ под ред. А. Покорской [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/aeroport-kak-piece-of-art-8-samyx-samyx/ Дата обращения: 13.10.2013

3. Навроцкая, О. Аэротрополис – город будущего [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/aerotropolis-gorod-budushhego/ Дата обращения: 13.10.2013

4. Бимини, А. Аэропорты России. Перспективы развития [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/aeroporty-rossii-perspektivy-razvitiya/ Дата обращения: 13.10.2013

5. Громова, У. Шоуду, нано-аэропорт [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/shoudu-nano-aeroport/ Дата обращения: 12.10.2013

6. Жукавина, А. Лица с ограниченными возможностями в аэропорту: обеспечение равных возможностей [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/lica-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-v-aeroportu-obespechenie-ravnyx-vozmozhnostej/ Дата обращения: 12.10.2013

7. 10 аэропортов, которые расположены на островах [эл.ресурс].-URL: https://www.phototopic.ru/novisti-v-fotografiyah/10-aeroportov-kotorye-raspolozheny-na-ostrovah.html Дата обращения: 10.10.2013

8. Валовски, Е. Краткая экскурсия по «экстремальным» аэропортам [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/krutoe-pike-kratkaya-ekskursiya-po-ekstremalnym-aeroportam/ Дата обращения: 10.10.2013

9. Витюк, Т. Гости из будущего [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/gosti-iz-budushhego/ Дата обращения: 10.10.2013

10. Вельможко, А. Аэропорты Франции/ под ред. А. Покорской [эл.ресурс].-URL: https://senturia.ru/daily/aeroporty-francii-budem-znakomy/ Дата обращения: 12.10.2013

11. Футуристический проект Брюссельского аэропорта [эл.ресурс].-URL: https://www.novate.ru/blogs/311011/19199/ Дата обращения: 08.10.2013

12. Архитектура. Градостроительство [эл.ресурс]/ www.nngasu.ru.-URL: https://www.bibl.nngasu.ru/electronic%20resources/guide_ir/architecture.php Дата обращения: 08.10.2013

13. Аэропорт Местиа [эл.ресурс]/ www.novate.ru.-URL: https://www.novate.ru/blogs/010211/16711/ Дата обращения:13.10.2013

14. Kuwait International Airport - новый знаковый объект Кувейта [эл.ресурс]/ www.novate.ru.-URL: https://www.novate.ru/blogs/091011/18997/ Дата обращения:13.10.2013

15. Архитектура современных аэропортов по всему миру [эл.ресурс].-URL: https://doseng.org/interesnoe/18468-arkhitektura-sovremennykh-ajeroportov-po-vsemu.html Дата обращения: 13.10.2013

16. 10 лучших аэропортов мира [эл.ресурс]/www.travel.ru.- URL: https://avia.travel.ru/airports/107624.htmlДата обращения: 10.10.2013

17. Самые красивые аэропорты мира [эл.ресурс]/www.rate1.ru.- URL: https://www.rate1.com.ua/kultura/arkhitektura/2052/Дата обращения: 04.10.2013

18. Лучшие аэропорты мира: выбор пассажиров мира [эл.ресурс]/www. rate1.ru.- URL: https://www.rate1.com.ua/ehkonomika/transport-i-svjaz/326/Дата обращения:04.10.2013

19. Проекты лучших аэропортов мира: настоящее и будущее [эл.ресурс]/ www.novate.ru.-URL: https://www.novate.ru/blogs/021008/10409/ Дата обращения:12.10.2013

20. Быстро развивающиеся аэропорты [эл.ресурс]/www.rate1.ru.- URL: https://www.rate1.com.ua/ehkonomika/transport-i-svjaz/322/ Дата обращения: 12.10.2013

21. Рейтинг лучших и худших аэропортов мира [эл.ресурс]/www.rate1.ru.- URL: https://www.rate1.com.ua/ehkonomika/transport-i-svjaz/1308/ Дата обращения: 10.10.2013

22. Самые красивые аэропорты мира [эл.ресурс].-URL: https://buro247.ru/culture/architecture/1147.html Дата обращения: 10.10.2013

23. Аэропорты будущего [эл.ресурс].-URL: https://avialand.org/stories/28-ajeroporty-budushhego.html.Дата обращения:13.10.2013

24. Концепты современной теории архитектуры. Холодова Л.П. [эл.ресурс].-URL: https://eakimova.com/?page_id=226&page=20. Дата обращения:13.10.2013

25. Куликов И. А. Организационно-экономическое развитие объектов аэропортового комплекса: диссертация... кандидата экономических наук: 08.00.05 / Куликов Иван Алексеевич; [Место защиты: Гос. ун-т упр.].- Москва, 2008.- 174 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: