Индивидуация требует разрыва с коллективной психикой, т. е. уединения, разрыва ненужных связей, сокращение круга друзей.




Комплексы невротических симптомов являются также утончёнными «способами», с невероятном упорством и несравненной хитростью неумолимо преследующими свои цели. Невроз имеет целевую ориентацию.

Оба объяснения нельзя просто наложить друг на друга, так как они абсолютно противоположны. В одном случае Эрос и его судьба выступают как высший и решающий факт, в другом случае – власть Я. В первом случае Я – это лишь придаток Эроса и зависит от него; во втором случае любовь каждый раз оказывается лишь средством, чтобы одержать верх. Кому по душе власть Я, тот восстаёт против первой концепции; для кого же важен Эрос, тот никогда не сможет примириться со второй концепцией.

У Фрейда объекты имеют величайшее значение и обладают почти исключительно детерминирующей силой, тогда как субъект остаётся поразительно незначительным и есть, собственно, не что иное, как источник влечения к удовольствию и «вместилище страха».

Адлер делает акцент на субъекте, который охраняет себя и стремится добиться превосходства над объектом, причём безразлично, каков этот объект.

Это различие есть, вероятно, не что иное, как различие темпераметров, противоположность двух типов духовного склада человека, из которых один определяется преимущественно субъектом, а второй – объектом.

Юнг пришёл к выводу о наличии двух основных установок или типов установки, а именно интроверсии и экстраверсии.

Первый тип установки – в норме – характеризует человека нерешительного, рефлексивного, замкнутого, который нелегко отвлекается от себя, избегает объектов, всегда находится как бы в обороне и охотно прячется, уходя в недоверчивое наблюдение.

Второй тип – в норме – характеризует человека любезного, по видимости открытого и предусмотрительного, который легко приспосабливается к любой данной ситуации, быстро вступает в контакты и часто беззаботно и доверчиво, пренебрегая осторожностью, ввязывается в незнакомые ситуации.

В реальности чистые типы установок наблюдаются очень редко, они всячески варьируются и компенсируются, так что бывает нелегко определить тип.

 

Enantiodromia

 

 

Древний Гераклит открыл самый поразительный из всех психологических законов, а именно – регулирующую функцию противоположностей. Он назвал это так: Энантиодромия, встречный бег, имея в виду, что всё переходит в свою противоположность. Так, рациональная культурная установка необходимо переходит в свою противоположность, а именно в иррациональное культурное опустошение. Иррациональное не должно и не может быть искоренено.

От жестокого закона энантиодромии ускользает лишь тот, кто умеет отличать себя от бессознательного, не посредством, скажем, того, что он его вытесняет – ибо тогда оно просто овладевает им исподволь, - а посредством того, что он делает его видимым и ставит его перед собой как нечто отличающееся от него.

Наша жизнь напоминает путь Солнца. Утром Солнце непрерывно набирает силу, до тех пор пока оно наконец не достигает, лучистое и горячее, полуденной высоты. Тогда наступает энантиодромия. Его непрерывное движение вперед уже означает не прибавление силы, а убавление. Так и человек имеет двоякого рода цели; первая цель – природная, порождение потомства и все дела, связанные с заботой о нём, к которым относятся также добыча денег и социальное положение.

Если эта цель исчерпана, то начинается другая фаза: культурная цель.

Переход от утра к послеполуденному периоду есть переоценка прежних ценностей. Смена профессий, разводы, религиозные обращения, разные виды отступничества являются симптомами этого перемахивания в противоположность. Отрицательный момент радикального перехода в противоположность заключается в том, что прежняя жизнь вытесняется и тем самым порождается столь же несбалансированное состояние, каким было ито прежнее состояние, когда противоположности осознанных добродетелей и ценностей были ещё подавленными и бессознательными.

Всё человеческое относительно, потому что всё основывается на внутренней противоположности, ибо всё есть энергетический феномен.

Поэтому склонность к тому, чтобы подвергнуть отрицанию все прежние ценности в пользу их противоположности, - это такое же преувеличение, как и прежняя односторонность. Дело не в переходе в противоположность, а в сохранении прежних ценностей вместе с признанием их противоположности.

Бессознательное содержит как бы два слоя, а именно – личностный и коллективный. Личностный слой оканчивается самыми ранними детскими воспоминаниями; коллективное бессознательное, напротив, охватывает период, предшествующий детству, т.е. то, что осталось от жизни предков. В то время как образы воспоминаний личного бессознательного являются как бы заполненными, ибо пережитыми, образами, архетипы коллективного бессознательного представляют собой формы незаполненные, ибо они не пережиты индивидуумом лично. Если же регрессия психической энергии, выходя за пределы даже периода раннего детства, выходит на наследие жизни предков, тогда пробуждаются мифологические образы: Архетипы – эти образцы

обладают такой интенсивностью, что кажется вполне понятным, почему миллионы образованных людей впадают в теософию и антропософию.

Эта противоположность ищет для себя подходящее выражение, например, в восточных религиях: буддизме, индуизме и даосизме.

Безмолвные события, вызываемые регрессией в стадию, предшествующую детству, требуют не замещения, а индивидуального оформления в жизни и деятельности отдельного человека.

 

 

Трансцендентная функция

 

К.Г. Юнг назвал процесс разбирательства с бессознательным - трансцендентной функцией, так как она представляет собой функцию, опирающую на реальные и воображаемые, или рациональные и иррациональные, моменты и тем самым служащую мостом через зияющую пропасть между сознанием и бессознательным. Она есть естественный процесс, манифестация энергии, происходящей из напряжённого соотношения противоположностей, и состоит в чередовании процессов фантазирования, спонтанно выступающих в снах и видениях и реальных поступков личности на основе влияния этих фантазий.

Естественный процесс объединения противоположностей стал для Юнга моделью и основой метода, который по существу состоит в том, что мы то, что по природе происходит бессознательно и спонтанно, намеренно вызываем наружу и интегрируем в сознание для его восприятия.

Действие сил бессознательного выражается в феномене – Завораживания или Зависимости, носящий насильственный характер, и здесь отсутствует сознательная мотивировка; т.е. это не волевой процесс, а некоторое явление, которое всплывает из бессознательного и в принудительном порядке навязывает себя сознанию.

Лишь в эпоху Просвещения обнаружили, что боги всё же не существуют в действительности, а являются проекциями. Тем самым с ними и было покончено. Однако отнюдь не было покончено с соответствующей им психической функцией, напротив, она ушла в сферу бессознательного, из-за чего люди сами оказались отравленными избытком либидо, который прежде находил себе применение в культе идолов. Обесценивание и вытеснение такой сильной функции, как религиозная, имело, естественно, значительные последствия для психологии отдельного человека. Дело в том, что обратный приток этого либидо чрезвычайно усиливает бессознательное и оно начинает оказывать на сознание мощное влияние своими архаичными коллективными содержаниями. Период Просвещения, как известно, завершился ужасами французской революции, затем невиданные прежде массовые убийства I и II Мировых войн. Это – именно то, к чему стремилось бессознательное. Усиление рационализма современной жизни, который обесценивает всё иррациональное и тем самым погружает функцию иррационального в бессознательное ещё больше вызывает ответное опустошающее и неудержимое, подобно неизлечимой болезни, действие, очаг которого не может быть уничтожен, так как он невидим.

Единственная возможность состоит в том, чтобы признать иррациональное в качестве необходимой – потому что она всегда наличествует – психической функции и её содержания принять не за конкретные, а за психические реальности, - реальности, поскольку они суть вещи действенные, т.е. действительности. В коллективном бессознательном с течением времени выкристаллизовывались определённые черты, так называемые архетипы, или доминанты. Архетипы не следует подавлять, напротив, они достойны того, чтобы самым тщательным образом принимать их в расчёт, ибо они несут в себе опасность психического заражения.

Нужно понимать, что архитепические образы разных социальных групп людей будут в корне отличаться т.к. кроме общих архетипов национальности и данной территории, добавляются доминанты родовой памяти каждого рода. Каждый человек является звеном цепочки, растянувшейся через века, и естественно он несёт груз родовой памяти. Здесь возникает вопрос ответственности и понимания каждого представителя рода за судьбу и жизнь последующих поколений.

Трансцендентная функция действует не бесцельно, а ведёт к откровению сущностного ядра человека. Смысл и цель данного процесса – осуществление (первоначально заложенной в эмбрионе) личности во всех её аспектах. Это – восстановление и развёртывание изначальной, потенциальной целостности. Символы, которые для этого применяет бессознательное, - не что иное, как образы, которые издавна употребляло человечество для выражения целостности, полноты и совершенства; как правило, это – символы четверичности и круга. Этот процесс Юнг назвал – процессом индивидуации.

 

 

Отношения между Я и бессознательным

 

Тот, кто выбирает путь реализации своей бессознательной самости, по необходимости переводит содержание личного бессознательного в сознание, посредством чего объём личности расширяется. Это затрагивает в первую очередь моральное сознание, самопознание, ибо содержания бессознательного, освобождённые анализом и переведённые в сознание, - это, как правило, поначалу неприятные и потому вытесненные содержания, под которыми следует понимать желания, воспоминания, предрасположенности, планы и т д. В племенном обществе первобытный человек ещё более или менее тождествен коллективной психике и потому обладает коллективными добродетелями и пороками, не причисляя их себе лично и внутренне им не противореча. Это противоречие возникает лишь тогда, когда начинается личностное развитие психики и при этом рациональное мышление познаёт несовместимую природу противоположностей. Следствием такого познания является борьба на вытеснение.

Вытеснение коллективной психики было просто необходимостью личностного развития. Личностное развитие у дикаря есть вопрос магического престижа. Фигура знахаря или вождя является путеводной. Оба выделяются благодаря странности своих нарядов и образа жизни, т.е. выражения их воли. Поскольку личность вождя столь исключительно важна для жизни общины, то всё, что могло бы нарушить её развитие, воспринимается как опасность. Но величайшая опасность – преждевременное растворение престижа из-за прорыва коллективной психики. Безусловное сохранение тайны – одно из известнейших первобытных средств для заклятия этой опасности.

Поэтому за нарушение табу полагаются драконовские наказания, полностью соответствующие важности ситуации. Строгое размежевание с коллективной психикой является, таким образом, безусловным требованием к развитию личности, так как любое недостаточное размежевание вызывает немедленное растекание индивидуального в коллективном. Для желающих более подробно изучить вопрос о значении табу в первобытных племенах, советую прочитать работу Фрейда «Тотем и табу».

Из понимания безусловного сохранения тайны личности вытекают следующие аксиомы:

Индивидуация требует разрыва с коллективной психикой, т. е. уединения, разрыва ненужных связей, сокращение круга друзей.

Личность ни при каких обстоятельствах не должна предавать огласки свои внутренние проблемы, которые ему достались по родовой памяти или человек сам, по незнанию, развил в себе. Эти проблемы любят выуживать в различных оккультных организациях, чтобы иметь рычаги влияния на человека.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: