В настоящее время выполняется несколько проектов по разработке многоагентной системы моделирования процессов кооперации и самоорганизации. В этих проектах участвуют следующие компании:
· Компания по разработке мультимедиа компакт-дисков со смежным производством печатной и видео продукции.
· Крупная коммерческая компания, занимающаяся экспортом и импортом продуктов питания, а также инвестициями в производство агропродукции.
· Холдинговая компания, владеющая крупным магазином бытовой электроники, рестораном и сервис-центром.
Главная задача этих систем – организация деятельности круглых столов с привлечением специалистов из различных подразделений компании и поддержка процесса переговоров между ними.
Ниже приведены примеры взаимодействия между системами, создаваемыми для различных компаний и их работниками.
Пример 1
Менеджер по маркетингу обнаруживает, что на рынке вот-вот появится компакт-диск. аналогичный недавно запущенному в производство в компании. Ввод этой информации в систему, актуализирует весь ряд подразделений компании, связанных с расчетом прибыльности проекта, его реализацией, рекламой продукта и т.п.
Система ведет список подразделений, согласовывающих решение и состояние этого вопроса. По мере движения вопроса по подразделениям, система пересматривает важность других дел сотрудников в соответствии с их должностными инструкциями, отдавая приоритет решению данного вопроса.
В результате проводимых обсуждений данный проект может быть остановлен вовсе, либо, наоборот, завершен в ускоренные сроки с привлечением дополнительных внешних специалистов и концентрацией других ресурсов, что в свою очередь вносит существенные коррективы в деятельность всех подразделений.
|
Организованные системой рабочие группы представлены на рисунке 10.
Пример 2
Менеджеры, ежедневно заключающие контракты на оптово-розничную продажу продуктов питания, открывая систему, видят все множество заключенных контрактов с состоянием каждого из них, а также складывающуюся общую ситуацию на рынке и в компании. Цель каждого из них - максимизировать прибыль по своей сделке (от сумм которых они получают комиссионные). Однако, в ряде случаев, максимизация прибыли по одной из сделок, может принести убытки компании в целом.
Во избежании этой ситуации каждый из менеджеров должен промоделировать свою сделку на фоне общей деятельности, задавая планируемый сценарий по шагам. Результаты моделирования каждого шага показывают, насколько соотносится сделка с имеющимися в распоряжении менеджера кредитными ресурсами, складскими помещениями, холодильниками, транспортом и т.д. В случае возникновения противоречий, сделки ранжируются и заново пересогласовываются с другими менеджерами и ответственными за соответствующие ресурсы, а далее утверждаются и окончательно упорядочиваются по времени.
Рабочие группы ("круглые столы"), организованные системой в процессе решения этой проблемы представлена на рисунке 11.
Пример 3
Менеджер сервис-центра, готовящий ежемесячный баланс по отремонтированному оборудованию, обнаруживает расхождение между оформленными бланками заказов и имевшимся в начале месяца на складе запасными частями, например, по ассортименту или количеству.
|
Менеджер вызывает систему и дает формализованное описание проблемы. Анализируя сложившуюся проблемную ситуацию, система приходит к выводу, что причина либо в неверном заполнении бланков заказов на работы приемщицами центра или ошибка в только что внедренной программе. Для разрешения этой проблемы система активизирует создание рабочей группы, включающей менеджера, программиста, приемщиц и кладовщика, каждый из которых должен проверить свои действия (обратим внимание, что каждый - из своего подразделения).
Пусть в результате обнаруживается ошибка в программе подготовки отчетов, вызванная методикой учета товара на складе. Изменение этой методики, в свою очередь, должно быть согласовано с бухгалтером центра (и, возможно, с лиректором), а если изменения коснулись технологии заполнения бланка, менеджер и приемщицы должны быть заново обучены программистом. Это вызывает организацию новых временных рабочих групп, которые действуют до момента восстановления ситуации.
Вся эта процедура может потребовать как полного блокирования всех действий по оформлению заказ-нарядов, так и осуществляться в фоновом режиме.
Рабочие группы, сформированные системой в процессе решения этой проблемы представлены на рисунке 12.
Заключение
В этой статье представлен мультиагентный подход к моделированию процессов самоорганизации и кооперации в современных компаниях.
Особенности подхода связаны с конструированием виртуальных миров деятельности специалистов и созданием интеллектуальных агентов для этих специалистов. Первый опыт экспериментальной разработки позволяет надеяться на успешную реализацию предлагаемого подхода для решения актуальных задач развития компаний.
Список литературы
1. V. A. Vittikh Multi-agent systems for modeling of self-organization and cooperation processes // https://www.cs.brandeis.edu/dept/faculty/mataric
2. Project of multi-agent technology in difficult systems // Open University of the Netherlands https://www.ouh.nl/