класс. Рабочий лист. Наука и образование.




 

1. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.

«Наука как вид __________(А) включает в себя особую __________(Б) по приращению существующего и получению нового знания. Результатом становится __________(В) научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Существует две модели развития знания. Согласно __________(Г) наука представляет собой особый вид социальной памяти человечества. Согласно__________(Д) наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений. Термин "наука" употребляется также для обозначения совокупности __________(Е), изучающих различные объекты действительности».

Слова (словосочетания) в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово (словосочетание) за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов (словосочетаний) в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1) стратификация 4) эволюционная модель 7) уровень научного знания

2) мобильность 5) духовное производство 8) революционная модель

3) отрасль 6) система 9) деятельность

В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова (словосочетания). Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова (словосочетания).

А Б В Г Д Е
           

 

2. Найдите в приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) увеличение количества учебных предметов

2) сокращение времени изучения естественных наук

3) ориентация на интересы и склонности ученика

4) применение технологий, сберегающих здоровье

5) особое внимание нравственному воспитанию

6) компьютеризация образовательного процесса

 

3. В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей стран Z и Y им задавали вопрос: «Как Вам кажется, престиж науки сейчас растёт, снижается или не меняется?». Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Доля тех, кто считает, что престиж науки постепенно растёт, в стране Z больше, чем в стране Y.

2) Треть опрошенных в стране Y считают, что престиж науки постепенно снижается.

3) Доля тех, кто считает, что престиж науки не меняется, в стране Y больше, чем в стране Z.

4) Доля тех, кто считает, что престиж науки стремительно снижается, в стране Y меньше, чем в стране Z.

5) Равные доли опрошенных затруднились с ответом.

 

4. Установите соответствие между проявлениями и тенденциями развития современного образования: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А) доступность образовательной среды 1) информатизация

Б) повышение роли общественных дисциплин 2) гуманизация

в образовательном процессе 3) гуманитаризация

В) применение здоровьесберегающих

технологий в обучении

Г) учёт индивидуальных особенностей и

запросов школьников

Д) широкое использование образовательных ресурсов сети Интернет

5. В ходе социологического опроса в стране Z, посвящённого вопросам образования, предлагалась такая формулировка одного из пунктов анкеты: «Может ли качественное образование быть бесплатным?» Полученные данные (в % от числа отвечавших) представлены в графическом виде.

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Половина опрошенных мужчин признают, что хорошее образование может быть бесплатным.

2) Среди тех, кто считает, что плата не гарантирует качества образования, доля мужчин меньше, чем доля женщин.

3) Среди женщин доля тех, кто считает, что хорошее образование может быть только платным, меньше доли тех, кто не считает плату гарантией качества образования.

4) Среди тех, кто считает, что хорошее образование может быть только платным, женщин меньше, чем мужчин.

5) Большинство опрошенных женщин считают, что хорошее образование может быть бесплатным.

 

6. В ходе социологических опросов совершеннолетних граждан стран Z и Y им был задан вопрос: «В какой мере, по Вашему мнению, государство сегодня поддерживает научно-техническую деятельность?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены в диаграмме.

Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Равные доли опрошенных в обеих странах считают, что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.

2) Доля тех, кто считает, что научно-техническую деятельность сейчас начали активно поддерживать, но не в полной мере, в стране Y меньше доли тех, кто считает, что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.

3) Доля тех, кто считает, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность, в стране Y меньше, чем в стране Z.

4) Равные доли опрошенных в стране Y считают, что государство всегда поддерживало и продолжает поддерживать научно-техническую деятельность и что государство недостаточно поддерживает научно-техническую деятельность.

5) Наибольшая доля опрошенных в стране Z считает, что государство совсем не поддерживает научно-техническую деятельность.

 

7. Установите соответствие между признаками и отраслями культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАКИ ОТРАСЛИ КУЛЬТУРЫ

А) образность 1) наука

Б) логическая доказательность 2) искусство

В) эстетическое освоение мира

Г) воздействие на эмоции человека

Д) комплексное описание объекта

 

8. Запишите слово, пропущенное в таблице. Формы освоения мира.

Форма Характеристика
Получение, обоснование и систематизация объективных знаний о мире.
Искусство Образное осмысление действительности.

 

9. «Наука – специфическая сфера __________ (А) человека и общества, направленная на выработку и систематизацию __________ (Б) о мире. Наука охватывает как познавательную деятельность, так и её результаты – систему знаний, которая лежит в основе определённой картины мира. Науку можно рассматривать и как __________ (В), который выполняет общественно значимые функции. __________ (Г) функция науки состоит в обеспечении развития и распространения ценностей культуры и влияет на формирование личности. Производительная функция определяется включением науки в процесс __________ (Д). __________ (Е) функция связана с участием науки в общественном управлении».

Список терминов:

1) социальный институт 4) духовная деятельность 7) объективные знания

2) информационный 5) материальное производство 8) социальная

3) общество 6) культурно-мировоззренческая 9) компьютер

 

10. Взаимосвязь науки и производства прошла различные исторические этапы в своем развитии.

На первых этапах наука еще не могла оказывать сколько-нибудь значительного воздействия на развитие производства, она, как правило, шла рядом с производством или даже позади него, теоретически обобщая эмпирически добытые технические новшества. В ХIХ веке зарождается новый этап во взаимодействии науки и производства, подмеченный уже К. Марксом и определённый им как процесс превращения науки в непосредственную производительную силу общества. Рубеж этих двух этапов лежит между изобретением паровой машины и открытием электричества. Изобретение паровой машины относится еще к первому этапу: сначала паровая машина была создана (причем создана самоучками-практиками), и только впоследствии появилась теория паровых машин. Другое дело открытие электричества: сначала оно было открыто в лабораториях ученых, и лишь затем были найдены способы внедрения его в производство<…> Таким образом, наиболее характерная черта нового исторического этапа взаимодействия науки и производства – опережение наукой производства, превращение науки в «отца» современных отраслей производств (энергетики, химии, электроники, ракетостроения, радиотехники)<…>

Наука позволяет получать новые, не имеющиеся в готовом виде в природе, предметы труда с заранее заданными самим человеком свойствами (синтетическое волокно, искусственные алмазы, сверхпрочные сплавы и т.д.). Благодаря науке принципиально меняются орудия труда и технология производства в целом, что особенно ощутимым становится на сегодняшнем витке научно-технической и технологической революции, связанным с внедрением микропроцессоров, роботов, биотехнологии. И, наконец, определённый минимум научных знаний является теперь обязательным атрибутом современного производителя материальных благ, работника нового типа.

Необходимо учитывать, что в непосредственную производительную силу общества превращаются не только естественные технические, но и общественные или шире – гуманитарные науки. Имеется в виду не только их участие в совершенствовании производственных отношений, что позволяет увеличить производительную силу труда, но их непосредственное воздействие на главную производительную силу общества – человека-труженика.

(С.Э. Крапивенский)

1. Как автор характеризует роль науки в производстве на первых этапах истории? Какие события автор считает переломными на первом и втором этапах развития отношений науки и производства?

2. Приведите любые четыре характеристики современного этапа развития взаимодействия науки и производства из предложенных в тексте.

3. Используя заключительную часть текста, приведите три примера роли конкретных гуманитарных (или социальных) наук как непосредственной производительной силы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: