Слышится свист и шипение




Рассекающих воздух фигур.

Перед текстом все звуки

Стихают.

Крис покачивается в лодке

и задает вопрос проводнику:

Что ты делал, когда был жик'.'


Позади


Криса


чуть


 

 

 

 


полощется парус.

 

Говорит проводник: В прошлой

жизни?

Лодка слегка покачивается.

Тихо звучит напряженная

Музыка.

 

 

Крис: Да/

Голос проводника: Можно родиться и

жить заново, по только...

Изображение в кадре покачивается, как на

волнах.

 

 

Проводник продолжает: ...если захочешь.

За спиной проводника слегка полощется

парус.



 

 

 


 

 

Голос проводника: В прошлой.жизни я

оыл тем же, что и сейчас...

Крис его перебивает: Значит, психиатр?!

 

 

Проводник: Ты наблюдателен!

Музыкальное сопровождение

продолжается без остановки.

 

 

Яхта на дальнем плане плывет

по морю. Виден свет фонаря на

носу.

Следует неспешны и наезд.

Вспыхивают молнии.

Звучат раскаты грома.

 

 

Впечатление такое, что еще

немного — и яхта будет накрыта


огромным


валом


воды,


вспенившимся перед ней.

 

 

Крис: О, Более!

Голос проводника: Ты оо-

пшься этого...


Продолжается


Музыка,


Поддерживающая напряжение

Сцены.



 

 

Крис напряженно всматри-

вается вдаль.

 

Яхта еще ближе подошла

к офомному кипящему валу.

 

Проводник: Думе/ешь, он...

 

 

Голос проводника продол-

жает:. ..убьет тебя'.'


 

В кадре — плывущие под водой белые

тела.

Голос проводника продолжает: Нет...

Здесь одна опасность—

 

 

Проводник в кадре:...мож-

но сойти с ума.

 

 

Крис смотрит вниз.

Неожиданно за кадром

Раздаются истошные женские

Крики.

Этот звук означает начало

новой сцены.

 

 

Из воды к Крису множество

женщин протягивают свои белые и

позеленевшие руки.


Кадр,


открывающий


следующую сцену в изображении.



 

 

Начинаем разбор.

Режиссер Винсент Уорд, видимо, поставил перед собой ряд задач, которые он

решал в развитии этого эпизода. Сам эпизод состоит из нескольких сцен, каждая из

которых несет свое собственное содержание, подчиненное общим задачам.

Совершенно очевидно, что одной из главных была задача напугать зрителя и

Криса кошмарами ада, создать почти непреодолимые препятствия и испытания на

пути главного героя к своей любимой жене. Чем труднее испытания, которые он

сможет выдержать, тем убедительней в глазах зрителей окажутся его человеческие

достоинства.

Задача представляется нам творчески интересной и требующей большого

мастерства и изобретательности.

В первой сцене 40 кадров. Она длится на экране 1 мин. 58 сек. Но есть кадры

относительно длинные и совсем короткие. Сама сцена складывается из нескольких

кусков, которые иногда назы-ват монтажными фразами.

Первая часть сцены (1-11 кадры) относительно спокойна (50 сек.). Яхта под

красным парусом плывет по мрачному каналу к бушующему морю. На палубе

Крис и проводник ведут неспешный разговор. Негр Альберт освещает фонарем

путь, находясь на носу. Все изобразительные составляющие кадров подобраны так,

чтобы создать мрачную, напряженную и даже уст-


 

 

рашающую атмосферу, предвкушение и ожидание кошмарных событий. И

красный кровяной цвет паруса тоже «работает» как раздражающий и

сгущающий напряжение фактор.

Сначала разговор между Крисом и проводником идет довольно спокойно.

Он помогает выявить позиции Криса и проводника, их разное отношение к

успеху путешествия. Крис во что бы то ни стало хочет вызволить жену из ада,

а проводник убеждает его, что это невозможно.

Обратите внимание на то, как разбиты куски фраз по кадрам (курсив).

Диалог построен так, что часть реплики говорящего зритель слышит на кадре

самого говорящего, а другую часть — на кадре слушающего. В некоторых

случаях речь одного героя может растянуться на три или четыре кадра. Такой

звукозрительный монтаж с переброской реплики говорящего на кадр

слушающего является свидетельством высокого профессионализма. Он

цементирует, плотнее скрепляет кадры между собой и делает стыки кадров

более комфортными для восприятия зрители!, глубже выявляет тонкости

актерского исполнения роли.

В этой сцене практически нет примитивного монтажа по схеме—кто

говорит, того и показывают.

Целям создания напряженной и устрашающей атмосферы служит музыка.

Все звуки оркестра наполнены тяжелым ожиданием. Движение яхты

сопровождается плеском и шумом волн у борта. Шум в данном случае

выполняет задачу создания убедительности, реалистичности происходящего

действия.

Так, режиссер с помощью изобразительных и звуковых средств добивается

своих первых целей, и это ему удается. Он создает атмосферу ожидания,

предчувствия страшных испытаний. Зритель уже начинает побаиваться того,

что случится с героем. А это и есть психологически глубоко оправданный

прием. На человека, который находится в страхе, в ожидании чего-то худшего,

новые кошмары действуют сильнее, вызывают еще больший ужас. Это —

драматургический ход режиссера с использованием психологического знания.

А теперь, собственно о послойном монтаже.

Самый первый кадр сцены - яхта в канале - представляет собой сложно

составленное многослойное изображение. В первых слоях, в самих глубоких,

находится дальний фон, тот, что


 

 

расположен за пределами канала. Там видна анфилада сводов. Скорее всего,

заранее был снят кадр с высокой аркой готического стиля и подложен так,

чтобы границы канала накрыли сверху все, что находилось по бокам от арки.

Темный край канала послужил трафаретом, в просвете которого видана

готическая арка. Эффект анфилады достигнут путем последовательного

повторения этого кадра в четырех слоях, но только с уменьшением масштаба в

каждом последующем слое. С равным успехом можно было сотворить

изображение анфилады с помощью компьютерных программ.

Следующий слой — яхта на водной глади. Этот кадр, возможно, был снят в

большом бассейне в студии с искусно поставленным светом. Обратите

внимание на то, что парус на яхте не наполнен ветром. Он висит, как тряпка, а

лодка движется по воде без волн.

Верхний слой - компьютерное изображение стен канала. Он, как маска,

накрыл значительную часть площади кадра из трех нижних слоев. Эффект

освещения канала соответствует эффекту освещения яхты.

Но было бы совсем не рационально городить такой огород только из-за

одного кадра. Очевидно, кадры 1, 11 и весь 21-й были задуманы сразу по

единой схеме с заменой слоев за пределами канала.

А вот 21 -и кадр требует дополнительного разбора.

Он начинается с виртуального наезда на даль моря. Наезд выполнен на

компьютере. Яхта и канал постепенно выходят за рамки, а в кадре остается

только бушующая стихия. Это — тот вид моря, который открывается

путешественникам, — то, что ждет их вперед и.

Как только наезд выводит кадр за пределы белого бушующего вала, мы

обнаруживаем, что слоев не два, а больше. Самый нижний — небо с черными

тучами. На него наложен кадр со сверкающей молнией. Так как молнии

сверкают несколько раз, то, соответственно, каждая из них представляет собой

отдельный кадр на отдельном слое. Сверкающие молнии могут в этом слое

стоять последовательно, потому что первая, скажем, погасла — кадр кончился,

и тут же начинается второй кадр, с другой молнией.


 

 

Отдельный слой — кадр моря на переднем плане (21 Г). Он может находиться

как наверху, так и внизу. Поскольку все стыки разных изобразительных кусков

резко затемнены, почти черные, возможны любые варианты. Чернота скрадывает

стыки, прячет их. Вероятно, кадры неба были еще подвергнуты дополнительной

обработке для достижения эффекта наибольшей мрачности.

Самый верхний слой — кадр с пролетающими по небу монстрами. Фигуры

явно сняты в студии. Они были подвешены на тросах и сняты на одноцветном

фоне, который потом был исключен из спектра изображения, как при съемке

зайца и крокодила.

Таким же образом сделаны 23-й и 24-й кадры. Только на них еще наложен

сверху слой с дождем.

Для получения эффекта отражения неба в море явно использован

компьютерный эффект «зеркала». С помощью понижения яркости нижней части

светящегося пятна достигается впечатление отражения на воде.

Кадры со 2-го по 12-й, как следует догадаться, сняты в студии, в бассейне,

когда яхта находилась на воде. Для создания эффекта движения лодки ее двигали

и покачивали перед статично стоящей камерой. Поэтому у зрителей создается

полное впечатление, что разговор проводника и Криса происходит во время

движения судна по каналу. Небольшой кусочек фона в кадрах 3,4 и 7

представляет собой искусственно созданный на компьютере слой с частью стены

канала и бегущей за бортом волной. Причем, если вы будете внимательно

смотреть фильм, то обнаружите, что парус не колышется и не наполнен ветром,

как это должно быть при движении яхты, и в первом кадре вдоль бортов яхты не

было волн и бурунов, которые появились во втором и седьмом кадрах.

В кадре 12 на лицо Криса под мощный музыкальный аккорд буквально

обрушивается ливень. Так начинается вторая часть сцены. Лодка все еще

продолжает плыть по каналу, но резко меняется ситуация. Чтобы взвинтить

напряжение, режиссер использует все виды выразительности: действие в кадре,

монтаж короткими планами, мощное звуковое сопровождение — музыкальные

аккорды и шумовые эффекты шквала.


 

 

Вторая часть сцены, с 13-го по 20-й кадры, развивается стремительно.

Короткие кадры следуют один за другим. Восемь кадров проскакивают всего

за 12 секунд. В 13-м кадре на всю яхту обрушивается поток воды. В 14-м на

лицо Криса снова выливается «ведро» воды. А именно так, видимо, и снимался

этот крупный план.

После трех музыкальных аккордов на коротком затишье из трех кадров

звучит фраза проводника. А далее — опять в каждом следующем кадре

проливаются мощные струи ливня под музыкальные аккорды и шумовое

сопровождение. Таких кадров тоже три. Синхронное совмещение действия

(залп ливня) с музыкальным аккордом и шумовым акцентом дают наибольший

эффект воздействия на эмоции зрителей.

Часто режиссеры, чтобы скрыть огрехи компоузинга, преднамеренно

делают кадры слишком короткими. И тогда зрители просто не успевают

разглядеть, как это сделано.

Так поступают, когда делают рекламные ролики. Что-то упало, что-то

пролетело, что-то громыхнуло, все кончилось, а герой уже стоит весь в грязи.

Важно, чтобы что-то несколько раз мелькнуло перед глазами зрителей.

Но этот фильм сделан добротно и основательно.

Продолжает внутренний ритм второго фрагмента сцены 21 -и кадр. Он

насыщен действием: наездом, взрывами молний, пролетом монстров,

музыкальными и шумовыми эффектами. В нем все движется, громыхает,

пугает и даже оглушает. Но пугать беспрерывно нельзя притупится

восприятие. И режиссер дает возможность зрителю передохнуть.

С 25-го по 30-й кадры разворачивается новая часть сцены, третья:

продолжение разговора героев (20 сек.). Крупные планы без особых

ухищрений сняты на фоне колышущегося(!) паруса. Незачем усложнять себе

работу, когда зритель продолжает верить, что действие происходит на яхте,

плывущей по бушующему морю. Но оркестр усугубляет внутреннее

напряжение мрачной темой.

31 -и кадр призван поддержать напряжение в действии и напомнить

зрителям о реально надвигающейся угрозе (5 сек.). Крохотная яхта

приближается к морским валам, многократно превосходящим ее по размерам.

Жуткие разряды молний сверкают над ними. Вот-вот они поглотят яхту. 172


 

Трудно точно определить, сколько слоев участвуют в создании этого кадра:

от четырех до шести, а то и семи. Темные и светлые участки изображения

свидетельствуют о наложении нескольких кадров один на другой. Они точно

подогнаны друг к другу для создания впечатления единства пира стихии.

Кадры 32-40—окончание разговора, заключительная часть сцены (16 сек).

Сначала режиссер дает небольшую передышку зрителю. Текст впрямую связан

с изображением: «Ты боишься этого шторма?» — спрашивает проводник.

35-й кадр является продолжением 31 -го. Передышка окончена— опять

напоминание о реальной опасности. Взрываются молнии, а яхта приблизилась к

ним почти вплотную.

Далее, в кадрах с 36-го по 40-й, завершение разговора. Оказывается, здесь, в

аду, нельзя умереть, но можно сойти с ума.

Режиссер на протяжении всей сцены убеждал зрителей, что яхта и сидящие в

ней герои приближаются к кошмарному шторму и неизбежно окажутся в его

водовороте. Может быть, кто-то из зрителей уже предвкушал, что вот-вот от

яхты полетят щепки, а героев закрутят водяные валы. Зрители ждут прямого

развития событий. Хитрый режиссер преднамеренно направил их прогноз по

этому пути, чтобы увеличить эффект неожиданности: вместо ожидаемого

кошмарного шторма в следующей сцене происходит кошмарное же нападение

на яхту грешников. Высокая степень неожиданности достигается именно

благодаря несоответствию ожидания и действительного развития событий.

Важную роль в поддержании сильного эмоционального переживания

зрителей играет чередование кусков сцен с относительно спокойным ритмом и

темпом и кусков, откровенно взвинченных по напряжению за счет

укороченности кадров, наворота быстро сменяющихся действий, ярко

выраженных музыкальных акцентов, щедро сдобренных шумовыми

эффектами. Примененный звукозрительный монтаж, использующий

ритмическое совпадение акцентов в изображении и звуке — тоже весьма

сильное средство воздействия на эмоции зрителей. А чередование ритмов

всегда ведет к обострению восприятия, более глубокому эмоциональному

эффекту

 

 

Втораясцена

Кадр снят с точки зрения

Криса.

Из темной воды к нему

тянутся руками плавающие


грешники

лицами.


с


искаженными


Они


Истошно


Вопят.



 

Меняется

Сопровождение.


 

 

Музыкальное


К носу лодки, где сидит

Альберт, тоже устремились

голые тела. Они хватаются за

борт яхты и тянут к нему руки.


Крики

Продолжаются.


и


Вопли

Оркестр


Сбивается с мелодии.

На общем плане плотной

массой со всех сторон к яхте


плывут


грешники.


Они


облепляют лодку, как туча мух.


Вопль

Грешников


Очумевших

Дополняет


Какофония оркестра.

Голые руки тянутся к нашим

героям, но невозможно понять,

что хотят эти грешные души.

 

 

Грешники атакуют яхту со


всех


сторон.


Некоторые


пытаются вскарабкаться на нее.


Позади,


за


парусом


просматривается

море.


бушующее


Неистовые крики, плеск



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: