Председателя Ассоциации «Арктические муниципалитеты»




Заседание Президиума Экспертного совета

По вопросам законодательного обеспечения развития районов Крайнего Севера, приравненных к ним местностей, районов Дальнего Востока, а также территорий, входящих в Арктическую зону

Российской Федерации

 

16.04.2018 г. Архангельск

 

Тема заседания: «Создание законодательных условий и их реализация для улучшения предпринимательского климата и повышения инвестиционной привлекательности в районах Крайнего Севера, Арктической зоны и Дальнего Востока».

 

Выступление

Гмырина Михаила Аркадьевича,

Председателя Ассоциации «Арктические муниципалитеты»

 

Ассоциация получила справочную информацию из северных муниципальных образований. Проблемы, с которыми сталкиваются субъекты малого и среднего предпринимательства, во многом идентичны. Поэтому предлагаю рассмотреть вопрос ведения малого и среднего предпринимательства на примере Северодвинска. Следует обратить внимание, что в условиях монопрофильной экономики развитие бизнеса имеет большое социальное и экономическое значение, способствует расширению спектра предоставляемых товаров и услуг, занятости населения, увеличению доходной части бюджетов различного уровня.

По данным налогового реестра, на территории муниципального образования «Северодвинск» по состоянию на 01.04.2018 зарегистрировано 6036 субъектов малого и среднего предпринимательства (2148 юридических лиц, 3888 индивидуальных предпринимателей).

Более трети субъектов предпринимательства заняты в сфере торговли и общественного питания, 9% – строительство, 7,5% – сдача в аренду, 7,5% – услуги, 7% – обрабатывающие производства.

За период с 2014 по 2017 годы (последние 4 года) количество субъектов МСП сократилось почти на 10%.

Последствием является ежегодное сокращение доли поступления налогов в местный бюджет от субъектов предпринимательской деятельности. Если за 2015 год поступления налогов и платы за использование муниципального имущества от субъектов МСП в местный бюджет составили 23% собственных доходов, то по итогам за 2016 год доля сократилась до 17%. Тенденция к снижению продолжается.

Как и в других муниципалитетах, в Северодвинске поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства осуществляется в соответствии с муниципальной программой «Развитие малого и среднего предпринимательства в Северодвинске». Однако охват мерами бюджетной финансовой поддержки невелик, даже с учетом наличия единственного муниципального в Архангельской области Фонда микрофинансирования субъектов МСП.

Проблема избыточного бремени по обеспечению Северных льгот, гарантированных гражданам государством, бизнес сообществом Северодвинска ставится не первый год. На городских ежегодных конференциях субъектов малого и среднего предпринимательства вопрос снижения нагрузки на бизнес всегда был в числе первых на повестке дня.

Рассматривался весь спектр предложений от отказа от предоставления северных льгот как изживших себя, так как заработные платы у северодвинских предпринимателей сравнялись по уровню со средней полосой России, до возможности в полном объеме компенсировать со стороны государства данные расходы бизнеса в отношении своих сотрудников.

В условиях поставленной государственной задачи по обеспечению с 1 мая 2018 года выплаты заработной платы не ниже уровня российского прожиточного минимума – 11163 рубля, а с учетом северных льгот (коэффициент 2,2) – это 24558,6 рублей, вопрос северных льгот приобрел особенно острое звучание. Каким образом обеспечить МРОТ почти 25 тысяч рублей не знают сегодня даже опытные бизнес-руководители. Представители госорганов уже высказали предположения, что бизнес будет еще шире использовать «теневые» схемы.

Сегодня необходимо принять приемлемое решение по снижению нагрузки на бизнес, чтобы сохранить субъекты предпринимательства, которые сегодня обеспечивают население товарами и услугами.

Самый понятный механизм – это снижение тарифов страховых взносов через реализацию механизма статьи 427 Налогового кодекса Российской Федерации.

Предлагаем при установлении режима налогообложения приравнять субъекты малого и среднего предпринимательства, зарегистрированные и осуществляющие хозяйственную деятельность на сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296, к резидентам территорий опережающего социально-экономического роста, для которых страховые взносы составляют 7,6%, сегодня их уровень 30%.

Справочная информация

 

Количество хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в Северодвинске на конец года 2013 год 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год  
Количество юридических лиц, единиц            
Количество индивидуальных предпринимателей, человек            
всего            
убыль   -17 -54 -397 -348 -816

Снижение показателя связано с сокращением количества налогоплательщиков ЕНВД:

в 2017 году – 5,6%, в 2016 году – 6,3%, в 2015 году – 6,9%, в 2014 году – 6,8%, в 2013 году – 6,8 %, в 2012 году – 7,4% в общем объеме налоговых поступлений местного бюджета.

В северных (приполярных) территориях одной из основных проблем, негативно влияющих на инвестиционный и предпринимательский потенциал, помимо высоких энерготарифов и сурового климата, является повышенная нагрузка на бизнес, связанная с предоставлением северных надбавок и других льгот работникам, таких как:

- начисление к заработной плате районного коэффициента и льгот Крайнего Севера (Северодвинск – 40% и 80% соответственно);

- ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск;

- оплата один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно;

- 36-часовая рабочая неделя у женщин.

Северные льготы установлены нормативными актами сферы трудового права: Трудовой Кодекс Российской Федерации, Закон Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Льготы населению Крайнего Севера, а также территорий, приравненных к нему, призваны улучшать социальное положение их граждан в сравнении с жителями более южных районов России.

Вместе с тем предоставление государственных льгот создает дополнительные расходы для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Если сравнить условия ведения бизнеса со штатом 25 сотрудников в Вологде, Архангельске и Северодвинске можно сделать вывод, что меньше всего дней в году на работе проводят сотрудники Северодвинска (4875), далее следует Архангельск (5075), а в Вологде сотрудники успевают отработать 5475 дней. Кроме того, за счет исполнения требований законодательства по нормам рабочего времени и периодов отпусков предприниматель в Архангельске получит выручку на 2,6 миллиона рублей меньше, чем его коллега из Вологды (предприниматель из Северодвинска еще меньше – на 3,7 млн рублей). Сотрудники малого предприятия в Вологде проводят в отпусках 700 дней, а в Архангельске – 1100 (Северодвинск – 1300), что также негативно влияет на конкурентоспособность бизнеса на Севере.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: