Цель: развитие умения определять схожие по смыслу слова.
Задачи:
Расширить или активизировать словарь синонимов русского языка;
Учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к существительным, прилагательным и глаголам;
Тренировать навыки чтения у дошкольников и младших школьников;
Развивать связную речь;
Закреплять пространственные понятия «выше-ниже», повторять предлоги «над, под, между»;
Способствовать развитию познавательной мотивации, активности на занятиях;
Развивать произвольное внимание, мышление, память;
Продолжать работу по формированию навыков сотрудничества, взаимопомощи.
Участники: дошкольники (читающие, с 6 лет), младшие школьники. Количество: 2 – 12 человек.
Материал: мульти-медиа оборудование (по желанию), картонный макет-шаблон 6 домиков, вырезанные слова-синонимы (бумажные или картонные), картинки, символизирующие группу синонимов (по желанию), магниты для доски, магнитная доска или 6 столов-парт, объединенных по 2-3 (для работы в подгруппах).
Варианты игры: для работы с каждой группой синонимов (с каждым домиком) можно задействовать 1 или 2 детей, а также ребенка и родителя (на детско-родительском занятии).
Правила и ход игры:
На экране или плакате выводится понятие «Синонимы» (Вариант для школьников см. Приложение 1).
Педагог предлагает детям построить домики из слов-синонимов. Сами домики будут построены из картонных кирпичиков. Для каждого кирпичика - по 1-2 слова-синонима. Это – окна домика. Для некоторых слов синоним только один, а есть слова, к которым можно подобрать несколько синонимов. И домики получатся разные по высоте.
Педагог заранее готовит перевернутые картинки и слова (Приложение 2), которые разложены на ближайшем столе (если дети стоят у доски) или на объединенных столах. Педагог предлагает детям выбрать любую картинку. Дети выбирают и располагают ее на крыше домика. Ребята называют картинку и пытаются найти соответствующие к ней слова. Далее участники игры начинают строить свой домик из синонимов. Если работа происходит на доске, составные части домиков прикрепляют с помощью магнитов.
|
Когда работа закончена, дети озвучивают слова. Педагог обращает внимание на правильность выполнения задания, редкие слова-синонимы.
* Как элемент соревнования, можно выполнять задание на скорость.
* На усложнение, для школьников, можно предложить вверху домика, на крыше, расположить слово-синоним с наиболее выраженным признаком.
*Можно использовать слова, разрезанные на 2 части. В таком случае, детям не предлагается выбрать нужные слова из всех, а слова уже разложены по группам.
*Предложить украсить слова-окошки: нарисовать занавески, новогодние огоньки.
*Выбрать любой синоним и придумать с ним предложение.
Обратная связь. В конце игры каждый ребенок может озвучить понравилась игра или нет, что было просто, а что – сложно.
В качестве поощрения за активность и старание – наклейка или жетон.
Приложение 1
«Синоним» в переводе с греческого, означает «одноименный»
Приложение 2
Беззаботный беспечный
Неунывающий равнодушный