Знакомство с Дягилевым и «мир искусства»




Великие сценографы. Леон Бакст


Ранние этапы творчества Л. Бакста

Знакомство с Дягилевым и «мир искусства»

сценограф бакст художник живописный

В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства» и Бакст становится его активным участником. Он автор символа «Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». Графика, изданная в этом журнале, принесла Баксту славу. Его талант проявился также в дизайне шрифтов: «Впервые он, Лансере и Головин стали делать художественные надписи для журналов, рисовать буквы и обложки - зародыш будущей целой области графики в расцвете книжного искусства» (М. Добужинский).

Продолжая заниматься станковой живописью, Бакст пишет портреты Малявина (1899 г.), Розанова (1901 г.), Андрея Белого (1905 г.), Зинаиды Гиппиус (1906 г.).

В эти годы он преподавал живопись детям великого князя Владимира, что в значительной степени улучшило его материальное положение. В 1902 году в Париже получил заказ от Николая II на картину «Встреча русских моряков».

В 1898 году Бакст экспонировал свои работы на организованной Дягилевым «Первой выставке российских и финских художников», на выставках «Мира Искусства», на выставке «Secession» в Мюнхене, выставках Артели русских художников, а также различных художественных выставках в Праге, Венеции, Риме, Брюсселе, Берлине.

Яростные споры критиков вызвала его картина «Ужин» (1902 г.), ставшая своеобразным манифестом стиля модерн в русском искусстве. Позднее сильное впечатление на зрителей произвела его картина «Древний ужас» (Terror Antiquus) (1906-1908 гг.), в которой воплощена символистская идея неотвратимости судьбы.

В начале XX века Бакст впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902 г.) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903 г.) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902 г.) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904 г.) для Александрийского театра, балет «Антигона» по Софоклу (1904 г.) для Иды Рубинштейн. Александр Бенуа писал: «В этой области Бакст с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».

Во время революции 1905 года Бакст работал для журналов «Жупел», «Адская почта», «Сатирикон», «Золотое руно» позднее в художественном журнале «Аполлон». Он успешно занимался книжной графикой и декоративным искусством (оформлял интерьеры и выставки, в частности выставочный зал Русских Портретов).

В 1906 году участвует в выставках «Мира Искусства» в Санкт-Петербурге и Париже.

В 1907 году вместе с Серовым он совершил поездку в Грецию, где изучал археологические находки Крито-микенского периода. Бакст открыл для себя (а потом и для всей Европы), что архаическая Греция - это не белый цвет, который все так популяризировали целые столетия, а буйство красок. Именно тогда определились основы стиля Бакста: архаическая греческая раскованность костюма в сочетании с роскошью Востока.

С 1906 по 1910 год Леон Бакст вместе с Добужинским во время визитов в Санкт-Петербург преподает в школе Званцевой. В период 1908-1910 годов одним из его учеников был Марк Шагал, но в 1910 году они разорвали отношения. Бакст запретил Шагалу ехать в Париж, поскольку считал, что это пойдет во вред искусству Шагала, а в финансовом отношении привело бы молодого художника к голодной смерти. Шагал, тем не менее, поехал, с голоду не умер и стал знаменитостью.

В 1907 году Бакст оформляет организованные Шаляпиным и Дягилевым «Русские концерты» в Париже. В 1908 году Бакст заканчивает работу над картиной «Античным террор» (премия на Международной Выставке в Брюсселе в 1910 году).

В 1909 году высланный из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С.П. Дягилева «Русский балет». Наряду с А.Н. Бенуа и М.М. Фокиным он был его ближайшим сотрудником Дягилева, а с 1911 года - художественным директором антрепризы. В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С.И. Танеева и М.И. Глинки (1909 г.), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г.), «Жар-птица» Стравинского (1910 г.), «Карнавалу» (1910 г.), «Нарцисс» Черепнина (1910 г.), «Видение розы» К.М. Вебера (1911 г.), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г.), «Синий бог» Р. Гана (1912 г.), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г.), «Тамара» на музыку М.А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г.), «Игры» (1913 г.), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г.), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г.), «Спящая красавица» П.И. Чайковского (1921 г.).

Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета. «Париж был подлинно пьян Бакстом», - писал позднее Левинсон. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды - сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Общественный поворот вкуса, который последовал за этими триумфами, в величайшей степени обязан был именно Баксту, тем новым откровениям, которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада».

Разработанные Бакстом оформительские приемы положили начало новой эпохе в балетной сценографии. Имя Бакста, ведущего художника «Русских сезонов», гремело наряду с именами лучших исполнителей и знаменитых балетмейстеров. Со всех сторон на него сыпались заказы от театров.

Он активно сотрудничает с Идой Рубинштейн: декорации и костюмы к «Мученичеству Святого Себастьяна» К. Дебюсси (1911 г.), «Тамар» (1912 г.), «Голубой Бог» (1912 г.), «Полдень фавна» (1912 г.), «Елена Спартанская» Д. де Северака (1912 г.), «Пизанелла» (1913 г.) «Смущенная Артемида» (1922 г.), «Федра» (1923 г.), «Истар» (1924 г.).

Для Анны Павловой Бакст разрабатывает декорации и костюмы к спектаклям «Восточная фантазия» (на музыку М.М. Ипполитова-Иванова и М.П. Мусоргского, 1913 г.) и «The Big Show», поставленном в 1916 году в Театре Ипподром в Нью-Йорке.

Бакст оформлял также спектакли в парижских театрах: «Садко» (в сотрудничестве с Б. Анисфельсом, 1911 г. театр «Шатле»), «Иван Грозный (1911 г., театр «Гете Лирик»), трагедия «Елена Спартанская» Верхарна (1912 г., театр «Шатле»), мистерия «Мучения св. Себастиана» Д’Аннунцио (1913 г., театр «Одеон»), «Мавра» (1921 г., Опера Комик), «Аладдин и волшебная лампа» (театр Мариньи), «Юдифь» (1922 г., театр Жимназ, режиссер А. Антуан), по собственным сценариям мимодраму «Подлость» и водевиль «Старая Москва» (оба - театр «Fémina», 1922 г.), балеты «Смущенная Артемида» П. Парэ и «Волшебная ночь» на музыку Ф. Шопена (Гранд-Опера, 1922-1923 гг.).

Кроме того художник сотрудничал и с театрами Лондона («Спящая красавица», 1922 г., театр «Альгамбра»), Брюсселя, Рима, Нью-Йорка.

В 1914 году благодаря покровительству графа Д. Бенкендорфа, Леон Бакст выбран членом Российской Академии Художеств. Это давало ему право проживания в Российской империи вне черты оседлости, но в Россию он не вернулся - помешала Первая мировая война.

декабря 1924 года придя на репетицию балета «Истар», где у него была назначена встреча с Идой Рубинштейн, Леон Бакст почувствовал себя плохо и был срочно доставлен в клинику в Рюэй Мальмезон (врачи констатировали отёк лёгких), где вскоре скончался.

Толпа художников, поэтов, музыкантов, критиков искусства, актёров и танцоров проводила Леона Бакста на кладбище Батиньоль. С. Дягилев отправил телеграмму с соболезнованиями его семье.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: