В 1910 году Париж в программе «Русских сезонов», организованных Сергеем Дягилевым, увидел балет «Шехерезада». Балет был поставлен знаменитым Михаилом Фокиным, а декорации и костюмы выполнены по эскизам Льва Бакста.
Александр Бенуа писал: «Баксту принадлежит честь создания «Шехерезады» как зрелища, и зрелища изумительного! Я бы сказал, невиданного». Оформление этого спектакля, исключительное по красоте и выразительности, свело с ума Париж, и с этого начинается европейская слава Бакста. Как мало мы знаем об этом художнике! В советской печати глухо упоминалась фамилия Бакста в связи с журналом «Мир искусства», к которому крепко приклеилось определение «декадентский», то есть упаднический.
В 1893 году Бакст уезжает в Париж, где занимается живописью в студиях французских художников. Огромное впечатление на него производит творчество импрессионистов.
Жизнь Бакста в Париже была трудной, так как родители перестали ему помогать. Он пишет своему приятелю: «До сих пор я бьюсь за то, чтобы не покинуть Париж… Продавец картин нахально забирает за гроши мои лучшие этюды».
По возвращении в Петербург происходит очень важное для Бакста знакомство с кружком Александра Бенуа. Это были молодые художники-единомышленники. Они изучали и искусство прошедших веков, и новые течения в искусстве Европы. Бакст вскоре стал одним из самых активных деятелей кружка, а затем и общества «Мир искусства» и журнала под тем же названием. Члены общества устраивали выставки своих работ, Бакст выставил написанные им портреты Бенуа, Дягилева, Айседоры Дункан, Жана Кокто, Константина Сомова, Андрея Белого.
Вот как описывает писатель Андрей Белый работу Бакста над его портретом: «Рыжий, румяный умница Бакст отказался писать меня просто, ему нужно было, чтобы я был оживлен до экстаза! Для этого он привозил из редакции журнала «Мир искусства» своего приятеля, съевшего десять собак по части умения оживлять и рассказывать умные истории и анекдоты, тогда хищный тигр Бакст, вспыхивая глазами, подкрадывался ко мне, схватившись за кисть».
|
В журнале «Мир искусства» Бакст возглавлял художественный отдел. Журнал был примером высочайшей культуры художественного оформления и полиграфии. В нем не было второстепенных мелочей, все выполнялось первоклассно.
По широте охвата современного состояния культуры «Мир искусства» выходит за рамки художественного журнала, его деятельность можно рассматривать как общекультурное явление. Там обсуждались вопросы живописи, театра, музыки, литературы, философии.
Неоднократно указывалось на определяющее воздействие «Мира искусства» на культуру издания книг и журналов в России.
Спектакль «фея кукол»
Впервые Бакст попробовал свои силы в оформлении спектакля в 1903 году в Петербурге. Балет этот назывался «Фея кукол». Его эскизы декораций и костюмов вызвали всеобщее восхищение.
«В этой области Бакст, - писал позднее Александр Бенуа, - с первых шагов занял прямо-таки доминирующее положение и с тех пор так и остался единственным и непревзойденным».
Во время работы над «Феей кукол» начался роман Л.С. Бакста с дочерью Павла Михайловича Третьякова, знаменитого коллекционера и создателя Третьяковской галереи, Любовью Павловной. Молодые люди хотели пожениться, но тут возникло препятствие из-за религиозной принадлежности Бакста, и он, всей душой любя свою невесту, переходит из иудаизма в православие. У них рождается сын Андрей. Однако брак этот не был долгим. А после развода с Третьяковой в 1909 году Бакст возвращается в иудаизм.
|
Власти по-своему отреагировали на этот шаг - они выслали знаменитого живописца из Петербурга как еврея, не имеющего права жительства в столице. Его поклонники и высокопоставленные друзья, возмущенные этой акцией, добиваются для Бакста разрешения жить в Петербурге. Но он, взяв с собой свою младшую сестру и ее четверых детей, навсегда уезжает в Париж. В России после этого он бывает только краткими наездами.
Парижские заслуги Бакста.
В Париже Бакст присоединяется к Дягилеву; после «Шехерезады» он оформляет балеты «Дафнис и Хлоя», «Карнавал», «Послеполуденный отдых фавна», «Жар-птица». И каждый раз его работы волнуют пресытившийся Париж. Газеты писали: «Столько света в глазах и улыбок удостаивается редкая постановка в театре».
Он создает свой, особый, бакстовский стиль. Париж забыл, что Бакст иностранец, что он корнями своими в России. Имя Леон Бакст стало звучать как наиболее парижское из всех парижских имен. Постановкам его стали подражать, его идеи варьировали до бесконечности.
Художник в дягилевских балетах был полноправным партнером режиссера и балетмейстера. Так, Бакст тесно сотрудничал со знаменитым Фокиным, а затем и с не менее знаменитым Нижинским при постановке балетов Стравинского.
Его принципы живописного оформления были безоговорочно приняты критиками. Бакст оформляет спектакли не только в Париже, но и в Лондоне, и в Риме.
|
Законодатели парижской моды стали пропагандировать «стиль Бакста». К нему обращались с заказами на эскизы костюмов. Это чрезвычайно увлекло художника, и он создает серию великолепных костюмов, а также рисунки тканей. «…Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой, и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже - как в дамских платьях, так и на картинных выставках», - писал М. Волошин в 1911 году.
Первая мировая война прервала спектакли «Русских сезонов». Бакст, находившийся в это время в Швейцарии, оказался отрезанным от Дягилева и его труппы. А после войны он едет работать в Америку, где пишет портреты, картины, оформляет спектакли многих театров, в частности спектакли труппы Иды Рубинштейн. Теперь уже Баксту аплодирует Америка. После нескольких лет жизни он возвращается во Францию, всеми обласканный и знаменитый. Но невероятный темп работы оказался непосильным для художника, сердце его сдает, и в 1924 году Лев Бакст умирает.
Творчество Бакста противоречиво. Из всех художников «Мира искусства» он был самым восприимчивым к колебаниям моды и настроениям времени и поэтому ближе всех подходил к «стилю модерн» и некоторым тенденциям модернизма, особенно в последние годы. Увлекался античностью. Но в его интерпретации античность имеет мало общего с Классицизмом. В антикизирующем стиле Бакста - более всего романтики, историзма и менее - рациональности и нормативности, присущей Классицизму. Бакст для этого слишком экспрессивен, эмоционален. В своих стилизациях под античность он пришел к архаике. В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной; к тому пути, с которого всегда начинают большие школы - к стилю грубому, лапидарному». Он пытался организовать новую систему преподавания искусства в частной школе Е. Званцевой в Петербурге, которую называли школой Бакста. В школе Бакст проповедовал обращение к натуре. Сам он, однако, в это же время увлекся живописью Гогена, Матисса, Дени, графикой японцев и Бёрдсли.
Искусство Бакста было связано с течением символизма. Историзм художественного мышления и увлечение архаикой объединяли в то время художников-мирискусников, философов и русских поэтов-символистов, и потому не случайно название одной из самых знаменитых картин Бакста «Terror Antiquus» (1908) соотносится с заголовком программной статьи символиста Вяч. Иванова «Древний ужас» 2. Для Бакста характерно эстетское отношение к деталям, нюансам художественных стилей прошлого. Этот выдающийся стилиэатор, по выражению М. Волошина, «ученый, элегантный, многоликий, переимчивый… напоминает любезного археолога, который в зале «Коллеж де Франс» перед великосветской аудиторией толкует тайны женского туалета древних вавилонянок и карфагенянок. Для него самым важным остаются человеческие позы, украшения и одежды…».
Бакст-сценограф
Стилизаторские устремления привели Бакста в театр. Именно там он нашел применение своему необычному таланту и знаниям художественных стилей. Бакст стал центральной фигурой дягилевских сезонов в Париже. Особенно удачны оформления спектаклей на античные темы, трактованные Бакстом в архаическом крито-микенском стиле. Живописно-декорационные феерии поражали парижан своим декоративным размахом, фантастичностью, экспрессией. В 1909-1914 гг. Бакст оформил двенадцать спектаклей «Русских балетов». Наряду с античной, главной в его творчестве была и восточная тема, его привлекала Персия, Индия. В 1909 г., по свидетельству современников, «Париж был пьян Бакстом».
Декоративные стилизации Бакста отличают «вызывающие яркости» красочных пятен, которым, казалось, не ставят никаких пределов законы вкуса и формы. В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. Он заслонял образ действующего героя, сюжет, сценарий собственной экспрессией, феерией красок, линий, узоров тканей и драпировок. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства, историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник - «мастер стилевых странствований…» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но… к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности, иногда даже грубости. Все его «исторические стилизации» просто миф, маскарад, «баловство взора»… Даже проявления эротического у Бакста не углублены, как у Сомова, интеллектуальной иронией». Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику». Его «буйный декоративный стиль» иногда называли словом барокко, поскольку он действительно ошеломлял своим богатством, но была в нем и своя тонкость, художественный артистизм.
Слава Бакста достигла апогея в Париже в 1914 г., когда он удостоился редкой для иностранца награды - ордена Почетного Легиона. Но для своей родины он оставался просто евреем, которому, в силу закона о черте оседлости, не было места в Петербурге. После признания в Париже он получил право на проживание в российских городах, но не успел им воспользоваться из-за войны. У кавалера Ордена Почетного Легиона Бакста появились подражатели, его наперебой приглашали работать с крупнейшими театрами и труппами, что сначала привело к напряженным отношениям с дягилевской труппой, а затем и к полному разрыву. Мотивом его было и то, что к тому времени и причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма. На смену ар-нуво приходил новый стиль - ар-деко - более лаконичный и сдержанный. И сам Дягилев, безупречно улавливавший веяния моды, стал все чаще заказывать эскизы декораций Пабло Пикассо.
После Первой мировой войны Бакст оставил Европу и переехал работать в Новый Свет, где в частности трудился для труппы прославленной танцовщицы Иды Рубинштейн и выступал с лекциями. В Россию он уже больше не возвращался, а в Париж приехал, признанный всем миром, за год до кончины - в 1923-м.
Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских, и в особенности - на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле. Бесценным оказалось влияние Бакста и на законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре, создавшего свои коллекции на основании работ русского художника.