Выступление на заседании МО классных руководителей 5-11 классов
"Инновационные технологии в системе воспитательной работы "
Подготовила: Валиева Сирина Мансуровна,
классный руководитель 6 класса
«…Чтобы иметь будущее, нужно быть готовым сделать что-то новое…»
Питер Дракер
Под словом «инновация» подразумевается какое-либо нововведение. На сегодняшний день тот факт, что инновационные процессы в школе являются не данью моде, а насущной необходимостью, уже не вызывает сомнений.
Цель современной школы заключается в подготовке учащихся к жизни в реально существующих условиях, следовательно, ее развитие в рамках постоянных перемен, происходящих в мире, просто необходимо.
Актуальность использования инновационных технологий в воспитательной работе классного руководителя бесспорна, так как современный ребенок находится в сложной ситуации: по интернет ресурсам и с экранов телевизоров следует огромный поток разной информации, в котором сложно сориентироваться не только ребенку, но и взрослому. В этой ситуации ему могут помочь только родители и классный руководитель, заинтересованные в его дальнейшей судьбе.
Каким же должен быть современный классный руководитель и какова его роль в воспитательном процессе современной школы?
Функция классного руководителя заключается в прогнозировании, организации, контроле и анализе повседневной жизни и деятельности учащихся своего класса. Этим объясняется необходимость применения классным руководителем в работе не только традиционных форм воспитательной работы, но и новых форм работы с ученическим коллективом.
Как известно, какой бы интересной ни была форма воспитательной работы, при условии ее частого применения у воспитанников снизится к ней интерес. Поэтому постоянное обновление и разнообразие форм работы является одним из основных условий эффективности воспитания.
|
Понятие «инновация» в российской и зарубежной литературе определяется по-разному:
1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.
Инновации в воспитании – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.
В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии, которые позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.
Содержанием воспитательных технологий являются:
Ø Научно обоснованные социализированные требования
Ø Передача социального опыта
Ø Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
Ø Социализированная оценка ученика
Ø Организация творческого дела
Ø Создание ситуации успеха
Инновационные воспитательные технологии
• коллективное творческое дело
• кейс – технологии
• арт-технологии
• шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН)
• групповая проблемная работа (разработка проектов)
• диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты)
|
• диалог «педагог- воспитанник»
• тренинг общения
• «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).
Технология «КТД» (коллективное творческое дело)
Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности.
Результатом КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства.
Структурная схема КТД:
• Совместное решение о проведении дела;
• Коллективное планирование;
• Коллективная подготовка;
• Проведение дела;
• Коллективный анализ;
• Результат.
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций)
Кейс-технологии – это не повторение за педагогом, не пересказ статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. Преподаватель с помощью этих технологий стремится повысить уровень образованности и воспитанности.
• В конце беседы ученики представляют свои идеи и решения в дискуссии с другими.
Цели достигаемые при использовании кейс-технологии:
1. Интеллектуальное развитие обучаемых.
2. Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.
3. Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.
4. Формирование готовности к оценке и принятию решений.
5. Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов.
6. Развитие коммуникативных навыков.
Арт-педагогика - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.
|
Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж другие. Все выше перечисленные техники и приемы взаимосвязаны.
Положительные результаты:
• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;
• обеспечивается эффективное эмоциональное отреагирование у детей с агрессивными проявлениями;
• оказывается влияние на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.
Шоу технология - имеет три особенности: деления участников на выступающих(«сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.
В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов.
Реализация проекта, плана, проведение праздника основана на использовании элементов соревновательности, импровизации или игры, приёмов создания общей эмоциональной атмосферы.
Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.
Достоинства:
-обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
-аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
-ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
-в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
-особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.