Вопрос 1. Предмет дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» и ее место в системе смежных юридических дисциплин




 

Курс «Правоохранительные органы» — это синтезированная юридическая дисциплина, обобщающая под определенным углом зрения нормы и юридические институты различных по содержанию, источникам отраслей права и правоприменительных актов. Этим ракурсом является в первую очередь устройство, организация, основы деятельности правоохранительных органов как в отдельности, так и в качестве составных звеньев той или иной системы, а также направления действий, функции и компетенция, которой они наделены для решения стоящих перед ними задач в области охраны прав и свобод человека и гражданина.

Дисциплина «Правоохранительные органы» определяется как совокупность юридических знаний, в рамках которой изучаются устройство, организация и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства в области охраны прав и свобод человека и гражданина, укрепления законности, правопорядка.

В настоящем наименовании эта учебная дисциплина стала изучаться с 1988 г. Процесс ее становления восходит к дореволюционным (1917 г.) временам, когда общие сведения о судах и иных связанных с ними органами, их основных полномочиях студенты получали в рамках других дисциплин — гражданского и уголовного процесса, административного (полицейского) права. Тогда же предпринимались попытки ввести для изучения данных такого рода самостоятельную учебную дисциплину под наимено­ванием «Судоустройство». С первых лет советской власти и до 50-х годов дисциплина с таким названием имела широкое распространение. Затем в 50-е годы был введен курс «Организация суда и прокуратуры», а в 70-е — курс «Суд и правосудие».

Существующее наименование курса предпочтительней, во-первых, потому, что тем самым подчеркивается необходимость изучения в его рамках деятельности не только суда и прокуратуры но и других правоохранительных органов; во-вторых, естественное расширение его содержания за счет появления в последние годы как государственных (Конституционный Суд РФ, арбитражные суды, которые ранее находились при органах управления), так и негосударственных (частные детективные и охранные службы) охватывается им; в-третьих, такое название обусловливает включение в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только об одном или двух правоохранительных органах — судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они, как правильно отмечают ученые, взаимосвязаны.

Предмет курса «Правоохранительные органы» определяет и его содержание. Оно упорядочено в определенной системе. Курс условно можно разделить на две части — Общую и Особенную.

Общая часть включает два раздела: введение в курс; правосудие и его демократические основы. Они охватывают шесть глав, в которых освещаются такие вопросы, как понятие правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, предмет и система курса, законодательные и иные правовые акты о правоохранительных органах в РФ, понятие и содержание судебной власти, правосудия, конституционные принципы его организации и осуществления.

Особенная часть включает шесть разделов, в каждом из которых 3—6 параграфов. В них рассматриваются судебная система России; государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности; органы предварительного расследования; прокуратура РФ; органы по правовому обеспечению и правовой помощи; негосударственные организации обеспечения правоохраны.

Понятие «место» дисциплины в системе других дисциплин включает два аспекта: во-первых, рассмотрение вопроса с его структурной стороны, т.е. совокупности всех связей и отношений между данным курсом и непосредственно с ним соприкасающимися учебными дисциплинами, предусмотренных общими требованиями государственных образовательных стандартов по специальности «Юриспруденция», утвержденных 27 марта 2000 г. Министерством образования РФ. Эта связь очевидна. Курс «Правоохранительные органы» — это общепрофессиональная дисциплина, своего рода введение в специальность, в юриспруденцию: науку, практику, образование, своеобразный пролог в изучение других юридических дисциплин, и находится он в неразрывной связи с ними. В нем, как уже отмечалось, излагаются исходные сведения о правоохранительной деятельности и осуществляющих ее государственных органах и иных учреждениях. Изучив настоящий учебный курс как сплав отношений, регулируемых перечисленными и многими другими отраслями права, студенты получают представление как об их месте в государственном механизме, организации и устройстве, функциях и основных направлениях деятельности, так и о правовом регулировании статуса — прав и обязанностей указанных органов, что будет способствовать более глубокому усвоению других профилирующих предметов. Во-вторых, рассмотрение вопроса с исторической стороны представляет определенную ступень развития самого курса «Правоохранительные органы», отражающую соответствующую ступень развития государства и его механизмов, тем самым его связь с непосредственно примыкающими к нему дисциплинами. Этот аспект выяснения места данного курса связан с рассмотрением соотношения правоприменительной деятельности и норм права, а также специальных знаний, которые применяются соответствующими правоохранительными органами для государственно-правового контроля над преступностью и другими правонарушениями. С этих позиций и определяется связь данного курса с Другими дисциплинами и соответствующими отраслями правовой науки, которые изучаются студентами юридических высших учебных заведений по специальности «Правоведение».

Органична связь названного курса с конституционным (государственным) правом России — основой правовой системы страны, дающей жизнь всем другим отраслям права. Как часть публичного права оно, в частности, имеет предметом своего правового регулирования принципы организации и порядок функционирования институтов государственной власти, правовое положение граждан и их взаимоотношения с государством. В конституционном праве, основным источником которого является сама Конституция РФ, определяется роль и место правоохранительных органов в государственном механизме, закрепляются взаимосвязи между ними, устанавливаются конституционные принципы их организации и функционирования, а также конституционно-правовой статус человека в России — гражданство, правосубъектность, конституционные права, свободы и обязанности, их обеспечение законной деятельностью правоохранительных органов.

Курс «Правоохранительные органы» связан с административным правом, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и исполнительно-распорядительной деятельности государственного управления в различных сферах государственной жизни, в том числе и в сфере обеспечения безопасности и охраны общественного порядка. Такие правоохранительные органы, как МВД России и Минюст России, и их структуры на местах осуществляют свои правоохранительные функции, включая контроль над преступностью и другими правонарушениями, одновременно с функциями управленческими (внутриорганизационными и внешними), в рамках которых непосредственно реализуется исполнительная власть. Кроме того, правоохранительные органы повсеместно применяют нормы административного права при посягательстве на собственность, общественный порядок, безопасность дорожного движения и т.д.

Тесная связь рассматриваемого курса и уголовно-процессуального права как системой правовых норм, устанавливающих порядок производства по уголовным делам (уголовное судопроизводство) и регулирующих деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда по возбуждению, расследованию и судебному разбирательству уголовных дел, по разрешению процессуальных вопросов исполнения приговора. Именно в нем установлены права подозреваемых, обвиняемых и подсудимых, потерпевших, других лиц, оказавшихся в сфере уголовного процесса и корреспондирующиеся обязанности соответствующих должностных лиц правоохранительных органов по их соблюдению.

Структура и система каждого правоохранительного органа строятся в зависимости от задач и содержания выполняемой им деятельности, а содержание деятельности зависит от решения организационных вопросов. Поэтому задачи и порядок (процедура) осуществления уголовно-процессуальной деятельности в значительной мере определяют построение судебной системы, прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания, адвокатуры.

«Правоохранительные органы» как учебный курс тесно соприкасается с гражданским процессуальным правом, которое устанавливает порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел об имущественных и некоторых неимущественных спорах, а также порядок исполнения постановлений судов и некоторых других органов; его нормы регламентируют деятельность суда, судебного исполнителя и всех участников процесса. Этот курс, в свою очередь, связан с учебной дисциплиной, в рамках которой изучается порядок судопроизводства в арбитражных судах в РФ при разрешении экономических споров и рассмотрении иных дел, отнесенных к их компетенции.

Нормы гражданского и уголовного права — эффективный и широко применяемый инструмент правоохранительной деятельности. Они позволяют определять признаки уголовных преступлений и гражданских правонарушений, делать вывод о наличии или отсутствии последних и необходимости приведения в действие механизма соответственно гражданско-правовой или уголовной ответственности, о видах воздействия, наказания или иных мерах уголовно-правового характера за совершение преступления, о возмещении ущерба, причиненного правонарушением. От этого зависит законность деятельности правоохранительных органов.

Второй аспект взаимодействия на этом направлении вытекает из проникновения многих видов общеуголовных преступлений за границы государств. Преступность, особенно организованная, мафиозная, террористической направленности и т.д. границ не при­знает. Преступления, становящиеся опасными для международного сообщества, — международное мошенничество, хищения и контрабанда цветных, редких металлов, незаконные банковские операции, в том числе с использованием фальшивых документов, компьютерная преступность — приняли опасные тенденции.

Это обусловливает' необходимость тесного сотрудничества государств в направлении определения круга деяний, которые в равной степени нарушают интересы каждого из них, использование рекомендаций ООН, регулярно собирающей представителей правоохранительных органов для обсуждения проблем борьбы с общеуголовной преступностью, в том числе и через Интерпол, Европол, разработки комплексного института выдачи (экстрадиции) преступников. Отсюда актуальность взаимного проникновения настоящего курса и зарождающейся (пока в виде спецкурсов) учебной дисциплины международного уголовного права.

Легко просматривается связь настоящего курса и с такими юридическими дисциплинами, как теория государства и права и история отечественного государства и права. Они дают исходные сведения о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права, об основополагающих понятиях, применяемых в правоохранительной деятельности (законность, правосознание, сущность, типы, формы, функции, структура и механизм действия государства и права), о применении права, правовой системе, о соотношении права и его источников, права и судебной практики и др. Учитывая, что изучение вопросов организации и деятельности многих правоохранительных органов требует рассмотрения их в развитии, на фоне исторических событий, в сравнении с опытом как отечественным, так и зарубежным, как в пространстве, так и во времени, становится понятной связь этих дисциплин.

Существенна связь правоохранительной деятельности и рассматриваемого курса с правовой статистикой и криминологией. Предоставляя соответствующие данные о количественных и каче­ственных параметрах преступности, их изменении во времени и пространстве, о работе органов уголовной юстиции, правосудия, статистика способствует тем самым развитию правоведения, его постоянной связи с правоохранительной деятельностью.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: