Проверочная работа по обществознанию по теме: «Социальная стратификация, социальная мобильность».




Задание 2.1 Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) школь­ный класс 2) тру­до­вой кол­лек­тив 3) ро­ди­тель­ская семья
4) агент со­ци­а­ли­за­ции 5) СМИ  

Задание 2.2 Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) клас­со­вое не­ра­вен­ство 2) ста­тус со­ци­аль­ной груп­пы 3) иерар­хия со­ци­аль­ных групп
4) со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция 5) со­слов­ное пре­иму­ще­ство  

Задание 2.3 Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) власть, 2) пре­стиж, 3) стра­ти­фи­ка­ция, 4) об­ра­зо­ва­ние, 5) доход.

Задание 11.1 Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры ука­за­ны.)

1) пе­ре­ход че­ло­ве­ка с долж­но­сти ря­до­во­го школь­но­го учи­те­ля на долж­ность ди­рек­то­ра школы

2) пе­ре­ход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих («синих во­рот­нич­ков») в пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са («белые во­рот­нич­ки»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую про­фес­сию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу об­слу­жи­ва­ния

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких ме­стах

6) до­сти­же­ние че­ло­ве­ком вы­со­ко­го по­ло­же­ния в об­ще­стве бла­го­да­ря служ­бе в армии.

Задание 11.2 Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1)ин­ди­ви­ду­аль­ная

2)вос­хо­дя­щая

3)ми­гра­ция

4)го­ри­зон­таль­ная

5)нис­хо­дя­щая

6)меж­по­ко­лен­ная


Задание 12.1 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОСО­БЕН­НО­СТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТ­НО­ШЕ­НИЙ   ТИПЫСТРА­ТИ­ФИ­КА­ЦИИ
А) юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми Б) пре­иму­ще­ствен­но на­след­ствен­ный ха­рак­тер при­над­леж­но­сти к элите об­ще­ства В) за­пре­ще­ние пе­ре­ме­ще­ния из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую Г) в ос­но­ве де­ле­ния на груп­пы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его опла­ты Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих групп   1) ка­сто­вая 2) со­слов­ная 3) клас­со­вая

 

Задание 12.2 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции и ее ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ   ДИФ­ФЕ­РЕН­ЦИ­А­ЦИИ
А) раз­ли­чие до­хо­дов Б) раз­ли­чие усло­вий труда В) раз­ли­чие уров­ня жизни Г) раз­ли­чие рода де­я­тель­но­сти Д) об­ла­да­ние соб­ствен­но­стью   1) эко­но­ми­че­ская 2) со­ци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ная

Задание 12.3 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИМЕ­РЫ   ФОРМЫМО­БИЛЬ­НО­СТИ
A) мед­сест­ра пе­ре­ве­лась из боль­ни­цы в по­ли­кли­ни­ку, ближе к дому. Б) офи­цер-по­гра­нич­ник по­лу­чил вне­оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние за удач­ное про­ве­де­ние опе­ра­ции. B) учи­тель пе­ре­ехал из про­вин­ции в сто­лич­ный город, устро­ил­ся на ра­бо­ту в школу. Г) ди­рек­тор банка по со­сто­я­нию здо­ро­вья пе­ре­вел­ся на долж­ность на­чаль­ни­ка фи­ли­а­ла банка. Д) пре­по­да­ва­тель вуза после за­щи­ты кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции пе­ре­шел на долж­ность до­цен­та   1) вос­хо­дя­щая 2) нис­хо­дя­щая 3) го­ри­зон­таль­ная

 

Задание 12.4 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми лиф­та­ми и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го.

ПРИ­МЕ­РЫ   СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ЛИФТЫ
А) мо­ло­дая учи­тель­ни­ца, про­ра­бо­тав пять лет в школе, по­да­ла за­яв­ле­ние об ат­те­ста­ции на выс­шую ка­те­го­рию. Ос­но­ва­ни­ем для этого стала ее по­бе­да в го­род­ском кон­кур­се «Учи­тель года» Б) мо­ло­дой клерк, по­сту­пив­ший в круп­ную стра­хо­вую ком­па­нию, же­нил­ся на до­че­ри вла­дель­ца ком­па­нии, сразу по­лу­чив долж­ность на­чаль­ни­ка фи­ли­а­ла В) после окон­ча­ния пре­стиж­но­го юри­ди­че­ско­го вуза, вы­пуск­ник был при­гла­шен на ра­бо­ту в ком­па­нию по про­да­же ав­то­мо­би­лей на долж­ность юрис­кон­суль­та Г) сол­дат-сроч­ник после за­вер­ше­ния сроч­ной служ­бы под­пи­сал кон­тракт на два года, до­слу­жив­шись до пра­пор­щи­ка, затем ему было пред­ло­же­но по­сту­пить в во­ен­ное учи­ли­ще, чтобы по­лу­чить офи­цер­скую долж­ность Д) за­вер­ше­ние обу­че­ния в тех­ни­че­ском кол­ле­дже и по­лу­че­ние спе­ци­аль­но­сти поз­во­ли­ло вы­пуск­ни­ку устро­ить­ся ра­бо­тать на со­вре­мен­ное пред­при­я­тие в ка­че­стве на­лад­чи­ка обо­ру­до­ва­ния Е) врач, про­во­див­ший на про­тя­же­нии ряда лет ис­сле­до­ва­ние ле­че­ния бо­лез­ни, со­брал ма­те­ри­ал для кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции, после ее за­щи­ты, он стал глав­ным вра­чом от­де­ле­ния   1) брак 2) про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность 3) об­ра­зо­ва­ние 4) служ­ба в армии

 

Задание 20. Про­чи­тай­те при­ведённый ниже текст, в ко­то­ром про­пу­щен ряд слов. Вы­бе­ри­те из пред­ла­га­е­мо­го спис­ка слова, ко­то­рые не­об­хо­ди­мо вста­вить на место про­пус­ков.

«Об­ще­ство ди­на­мич­но: и от­дель­ные люди, и со­ци­аль­ные груп­пы по­сто­ян­но из­ме­ня­ют свой ___________ (А). Это яв­ле­ние по­лу­чи­ло на­зва­ние со­ци­аль­ной ___________ (Б). Со­цио­ло­ги раз­ли­ча­ют не­сколь­ко её типов. Пе­ре­ме­ще­ния, не из­ме­ня­ю­щие со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния ин­ди­ви­дов и групп, на­зы­ва­ют ___________ (В) мо­биль­но­стью. При­ме­ра­ми яв­ля­ют­ся пе­ре­ход из одной воз­раст­ной груп­пы в дру­гую, смена места ра­бо­ты, а также пе­ре­се­ле­ние людей из одной мест­но­сти или стра­ны в дру­гую, т. е. ___________ (Г). ___________ (Д) мо­биль­ность пред­по­ла­га­ет ка­че­ствен­ное из­ме­не­ние со­ци­аль­но­го по­ло­же­ния че­ло­ве­ка. При­ме­ра­ми может слу­жить по­лу­че­ние или ли­ше­ние дво­рян­ско­го ти­ту­ла в фе­о­даль­ном об­ще­стве, про­фес­си­о­наль­ная ка­рье­ра — в со­вре­мен­ном и т. п. Ка­на­ла­ми мо­биль­но­сти вы­сту­па­ют со­ци­аль­ные__________(Е): семья, школа, соб­ствен­ность, цер­ковь, армия и т. п.»

 

Слова в спис­ке даны в име­ни­тель­ном па­де­же. Каж­дое слово (сло­во­со­че­та­ние) может быть ис­поль­зо­ва­но толь­ко один раз. Вы­би­рай­те по­сле­до­ва­тель­но одно слово за дру­гим, мыс­лен­но за­пол­няя каж­дый про­пуск. Об­ра­ти­те вни­ма­ние на то, что в спис­ке слов боль­ше, чем вам по­тре­бу­ет­ся для за­пол­не­ния про­пус­ков.


1) ми­гра­ция

2) мо­биль­ность

3) го­ри­зон­таль­ная

4) ин­сти­тут

5) ста­тус

6) вер­ти­каль­ная

7) груп­па

8) стра­ти­фи­ка­ция

9) мар­ги­на­ли­за­ция.


 

Задание 25. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,

1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»?

2) составьте два предложения:

- одно предложение, перечисляющее каналы социальной мобильности;

- одно предложение, раскрывающее действие любого канала социальной мобильности.

Ответы:

Задание 2.1 Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) школь­ный класс 2) тру­до­вой кол­лек­тив 3) ро­ди­тель­ская семья
4) агент со­ци­а­ли­за­ции 5) СМИ  

По­яс­не­ние.

Обоб­ща­ю­щий тер­мин: агент со­ци­а­ли­за­ции.

От­дель­ные лич­но­сти, груп­пы, а также со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты, по­сред­ством ко­то­рых про­ис­хо­дит со­ци­а­ли­за­ция, на­зы­ва­ют­ся аген­та­ми со­ци­а­ли­за­ции.

Ответ: 4

Задание 2.2 Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

 

1) клас­со­вое не­ра­вен­ство 2) ста­тус со­ци­аль­ной груп­пы 3) иерар­хия со­ци­аль­ных групп
4) со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция 5) со­слов­ное пре­иму­ще­ство  

По­яс­не­ние.

Обоб­ща­ю­щий тер­мин: со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция

Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из ос­нов­ных по­ня­тий со­цио­ло­гии, обо­зна­ча­ю­щее си­сте­му при­зна­ков и кри­те­ри­ев со­ци­аль­но­го рас­сло­е­ния, по­ло­же­ния в об­ще­стве; со­ци­аль­ную струк­ту­ру об­ще­ства; от­расль со­цио­ло­гии.

 

Ответ: 4

Задание 2.3 Най­ди­те по­ня­тие, ко­то­рое яв­ля­ет­ся обоб­ща­ю­щим для всех осталь­ных по­ня­тий пред­став­лен­но­го ниже ряда, и за­пи­ши­те цифру, под ко­то­рой оно ука­за­но.

1) власть, 2) пре­стиж, 3) стра­ти­фи­ка­ция, 4) об­ра­зо­ва­ние, 5) доход.

По­яс­не­ние.

Это кри­те­рии стра­ти­фи­ка­ции. Един­ствен­но воз­мож­ным пра­виль­ным от­ве­том яв­ля­ет­ся 3.

 

Ответ: 3.

Задание 11.1. Сту­дент ра­бо­та­ет над ре­фе­ра­том о вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти. Какие при­ме­ры из пе­ре­чис­лен­ных ниже он может рас­смот­реть в своей ра­бо­те? (За­пи­ши­те цифры, под ко­то­ры­ми эти при­ме­ры ука­за­ны.)

1) пе­ре­ход че­ло­ве­ка с долж­но­сти ря­до­во­го школь­но­го учи­те­ля на долж­ность ди­рек­то­ра школы

2) пе­ре­ход че­ло­ве­ка из ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих («синих во­рот­нич­ков») в пред­ста­ви­те­ли сред­не­го клас­са («белые во­рот­нич­ки»)

3) смена про­фес­сии отца на дру­гую про­фес­сию

4) отток ра­бо­чей силы из про­из­вод­ства в сферу об­слу­жи­ва­ния

5) рост числа людей, ра­бо­та­ю­щих в не­сколь­ких ме­стах

6) до­сти­же­ние че­ло­ве­ком вы­со­ко­го по­ло­же­ния в об­ще­стве бла­го­да­ря служ­бе в армии.

По­яс­не­ние.

Со­ци­аль­ная мо­биль­ность — по­ня­тие, по­сред­ством ко­то­ро­го обо­зна­ча­ют­ся со­ци­аль­ные пе­ре­ме­ще­ния людей в на­прав­ле­нии об­ще­ствен­ных по­зи­ций, ха­рак­те­ри­зу­ю­щих­ся более вы­со­ким (со­ци­аль­ное вос­хож­де­ние) либо более низ­ким (со­ци­аль­ная де­гра­да­ция) уров­нем до­хо­дов, пре­сти­жа и сте­пе­нью при­об­щен­но­сти к вла­сти.

Под вер­ти­каль­ной со­ци­аль­ной мо­биль­но­стью по­ни­ма­ют те от­но­ше­ния, ко­то­рые воз­ни­ка­ют при пе­ре­ме­ще­нии ин­ди­ви­да или со­ци­аль­но­го объ­ек­та из од­но­го со­ци­аль­но­го пла­ста в дру­гой,

про­дви­же­ние че­ло­ве­ка по слу­жеб­ной лест­ни­це вверх или вниз.).

Вос­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный подъ­ем, дви­же­ние вверх (на­при­мер: по­вы­ше­ние в долж­но­сти.

Нис­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный спуск, дви­же­ние вниз (на­при­мер: раз­жа­ло­ва­ние).

Задание 11.2 Ана­ли­тик ком­мер­че­ско­го банка А. уехал из Моск­вы в Париж на двух­лет­нюю ста­жи­ров­ку в из­вест­ной фран­цуз­ской фи­нан­со­вой ком­па­нии. А. будет во Фран­ции ра­бо­тать в той же долж­но­сти, что и в Москве, по­лу­чать при­мер­но такую же зар­пла­ту. Вы­бе­ри­те в при­ведённом ниже спис­ке ха­рак­те­ри­сти­ки со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти, от­но­ся­щи­е­ся к дан­но­му при­ме­ру, и за­пи­ши­те эти цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.


1)ин­ди­ви­ду­аль­ная

2)вос­хо­дя­щая

3)ми­гра­ция

4)го­ри­зон­таль­ная

5)нис­хо­дя­щая

6)меж­по­ко­лен­ная


По­яс­не­ние.

Ин­ди­ви­ду­аль­ная — один че­ло­век.

Ми­гра­ция — пе­ре­езд на дру­гое место жи­тель­ства.

Го­ри­зон­таль­ная — не из­ме­ня­ет­ся его ста­тус, будет ра­бо­тать в той же долж­но­сти.

Задание 12.1 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми об­ще­ствен­ных от­но­ше­ний и типом со­ци­аль­ной стра­ти­фи­ка­ции: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ОСО­БЕН­НО­СТИ ОБ­ЩЕ­СТВЕН­НЫХ ОТ­НО­ШЕ­НИЙ   ТИПЫСТРА­ТИ­ФИ­КА­ЦИИ
А) юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми Б) пре­иму­ще­ствен­но на­след­ствен­ный ха­рак­тер при­над­леж­но­сти к элите об­ще­ства В) за­пре­ще­ние пе­ре­ме­ще­ния из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую Г) в ос­но­ве де­ле­ния на груп­пы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его опла­ты Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих групп   1) ка­сто­вая 2) со­слов­ная 3) клас­со­вая

 

Со­ци­аль­ная стра­ти­фи­ка­ция — это опи­са­ние со­ци­аль­но­го не­ра­вен­ства в об­ще­стве, его де­ле­ние на со­ци­аль­ные слои по до­хо­дам, на­ли­чию или от­сут­ствию при­ви­ле­гий, об­ра­зу жизни. На эта­пах че­ло­ве­че­ско­го су­ще­ство­ва­ния про­сле­жи­ва­ют­ся три ее ос­нов­ных типа: ка­сто­вый, со­слов­ный и клас­со­вый. Для пер­во­быт­но­го со­сто­я­ния ха­рак­тер­но есте­ствен­ное струк­ту­ри­ро­ва­ние по воз­рас­ту и полу.

 

Ка­сто­вая си­сте­ма — за­кры­тый тип об­ще­ства, т.е. ста­тус да­ет­ся от рож­де­ния, и мо­биль­ность прак­ти­че­ски не­воз­мож­на.

 

Со­слов­ная си­сте­ма — тоже ха­рак­те­ри­зу­ет за­кры­тое об­ще­ство, где мо­биль­ность стро­го огра­ни­че­на, хотя до­пус­ка­ет­ся. Со­сло­вие, как и каста, было свя­за­но с пе­ре­да­чей по на­след­ству прав и обя­зан­но­стей, за­креп­лен­ных в обы­чае и за­ко­не. В Рос­сии с Ивана Гроз­но­го до Ека­те­ри­ны II шло фор­ми­ро­ва­ние иерар­хии со­сло­вий, офи­ци­аль­но утвер­жден­ных ука­за­ми в таком виде: дво­рян­ство, ду­хо­вен­ство, ку­пе­че­ство, ме­щан­ство, кре­стьян­ство. Ого­ва­ри­ва­лось в ука­зах по­лу­во­ен­ное со­сло­вие (суб­эт­нос), ка­за­че­ство и раз­но­чин­цы.

 

Клас­со­вая стра­ти­фи­ка­ция ха­рак­тер­на для от­кры­тых об­ществ. Она су­ще­ствен­но от­ли­ча­ет­ся от ка­сто­вой и со­слов­ной стра­ти­фи­ка­ции. Клас­сы за­ви­сят от эко­но­ми­че­ских раз­ли­чий между груп­па­ми людей, свя­зан­ных с не­ра­вен­ством во вла­де­нии иа­те­ри­аль­ны­ми ре­сур­са­ми и кон­тро­ле над ними.

 

Ис­хо­дя из этого:

А) юри­ди­че­ское за­креп­ле­ние прав и обя­зан­но­стей за ос­нов­ны­ми со­ци­аль­ны­ми груп­па­ми и

Б) пре­иму­ще­ствен­но на­след­ствен­ный ха­рак­тер при­над­леж­но­сти к элите об­ще­ства — со­от­вет­ству­ют со­слов­ной стратификации.

В) за­пре­ще­ние пе­ре­ме­ще­ния из одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую и Д) за­прет на браки с пред­ста­ви­те­ля­ми дру­гих групп — со­от­вет­ству­ют ка­сто­вой стра­ти­фи­ка­ции.

Г) в ос­но­ве де­ле­ния на груп­пы — раз­ли­чия в ха­рак­те­ре труда и раз­ме­рах и фор­мах его опла­ты - со­от­вет­ству­ет клас­со­вой стра­ти­фи­ка­ции.

Задание 12.2 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между про­яв­ле­ни­я­ми со­ци­аль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции и ее ти­па­ми: к каж­дой по­зи­ции, дан­ной в пер­вом столб­це, под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРО­ЯВ­ЛЕ­НИЯ   ДИФ­ФЕ­РЕН­ЦИ­А­ЦИИ
А) раз­ли­чие до­хо­дов Б) раз­ли­чие усло­вий труда В) раз­ли­чие уров­ня жизни Г) раз­ли­чие рода де­я­тель­но­сти Д) об­ла­да­ние соб­ствен­но­стью   1) эко­но­ми­че­ская 2) со­ци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ная

 

По­яс­не­ние.

Со­ци­аль­ная диф­фе­рен­ци­а­ция - это раз­де­ле­ние об­ще­ства на груп­пы.

В ка­че­стве про­яв­ле­ний эко­но­ми­че­ской диф­фе­рен­ци­а­ции вы­сту­па­ет от­сут­ствие или на­ли­чие част­ной соб­ствен­но­сти, раз­мер до­хо­да, ма­те­ри­аль­ное бла­го­со­сто­я­ние.

В ка­че­стве про­яв­ле­ний со­ци­аль­но-про­фес­си­о­наль­ной диф­фе­рен­ци­а­ции вы­сту­па­ют раз­ли­чия в ква­ли­фи­ка­ции, сфере при­ло­же­ния труда, ха­рак­те­ра тру­до­вой де­я­тель­но­сти.

Задание 12.3 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между фор­ма­ми со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

ПРИМЕ­РЫ   ФОРМЫМО­БИЛЬ­НО­СТИ
A) мед­сест­ра пе­ре­ве­лась из боль­ни­цы в по­ли­кли­ни­ку, ближе к дому. Б) офи­цер-по­гра­нич­ник по­лу­чил вне­оче­ред­ное во­ин­ское зва­ние за удач­ное про­ве­де­ние опе­ра­ции. B) учи­тель пе­ре­ехал из про­вин­ции в сто­лич­ный город, устро­ил­ся на ра­бо­ту в школу. Г) ди­рек­тор банка по со­сто­я­нию здо­ро­вья пе­ре­вел­ся на долж­ность на­чаль­ни­ка фи­ли­а­ла банка. Д) пре­по­да­ва­тель вуза после за­щи­ты кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции пе­ре­шел на долж­ность до­цен­та   1) вос­хо­дя­щая 2) нис­хо­дя­щая 3) го­ри­зон­таль­ная

По­яс­не­ние.

Вос­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный подъ­ем, дви­же­ние вверх (при­мер: по­вы­ше­ние в долж­но­сти).

Нис­хо­дя­щая мо­биль­ность — со­ци­аль­ный спуск, дви­же­ние вниз (при­мер: раз­жа­ло­ва­ние).

Го­ри­зон­таль­ная мо­биль­ность — пе­ре­ход ин­ди­ви­да с одной со­ци­аль­ной груп­пы в дру­гую, рас­по­ло­жен­ную на одном и том же уров­не (при­мер: пе­ре­ме­ще­ние из пра­во­слав­ной в ка­то­ли­че­скую ре­ли­ги­оз­ную груп­пу, из од­но­го граж­дан­ства в дру­гое).

Пра­виль­ный ответ: 31321.

Задание 12.4 Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между со­ци­аль­ны­ми лиф­та­ми и кон­крет­ны­ми при­ме­ра­ми, их ил­лю­стри­ру­ю­щи­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го.

ПРИ­МЕ­РЫ   СО­ЦИ­АЛЬ­НЫЕ ЛИФТЫ
1) мо­ло­дая учи­тель­ни­ца, про­ра­бо­тав пять лет в школе, по­да­ла за­яв­ле­ние об ат­те­ста­ции на выс­шую ка­те­го­рию. Ос­но­ва­ни­ем для этого стала ее по­бе­да в го­род­ском кон­кур­се «Учи­тель года» 2) мо­ло­дой клерк, по­сту­пив­ший в круп­ную стра­хо­вую ком­па­нию, же­нил­ся на до­че­ри вла­дель­ца ком­па­нии, сразу по­лу­чив долж­ность на­чаль­ни­ка фи­ли­а­ла 3) после окон­ча­ния пре­стиж­но­го юри­ди­че­ско­го вуза, вы­пуск­ник был при­гла­шен на ра­бо­ту в ком­па­нию по про­да­же ав­то­мо­би­лей на долж­ность юрис­кон­суль­та 4) сол­дат-сроч­ник после за­вер­ше­ния сроч­ной служ­бы под­пи­сал кон­тракт на два года, до­слу­жив­шись до пра­пор­щи­ка, затем ему было пред­ло­же­но по­сту­пить в во­ен­ное учи­ли­ще, чтобы по­лу­чить офи­цер­скую долж­ность 5) за­вер­ше­ние обу­че­ния в тех­ни­че­ском кол­ле­дже и по­лу­че­ние спе­ци­аль­но­сти поз­во­ли­ло вы­пуск­ни­ку устро­ить­ся ра­бо­тать на со­вре­мен­ное пред­при­я­тие в ка­че­стве на­лад­чи­ка обо­ру­до­ва­ния 6) врач, про­во­див­ший на про­тя­же­нии ряда лет ис­сле­до­ва­ние ле­че­ния бо­лез­ни, со­брал ма­те­ри­ал для кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции, после ее за­щи­ты, он стал глав­ным вра­чом от­де­ле­ния   А) брак Б) про­фес­си­о­наль­ная де­я­тель­ность В) об­ра­зо­ва­ние Г) служ­ба в армии

 

В пер­вом слу­чае учи­тель­ни­ца по­да­ла за­яв­ле­ние об ат­те­ста­ции на выс­шую ка­те­го­рию. Это про­фес­си­о­наль­ный рост, зна­чит, ответ Б.

 

В вто­ром слу­чае мо­ло­дой клерк же­нил­ся на до­че­ри вла­дель­ца ком­па­нии, и бла­го­да­ря этому по­лу­чил долж­ность на­чаль­ни­ка фи­ли­а­ла. Его бла­го­со­сто­я­ние под­ня­лось из-за же­нить­бы, сле­до­ва­тель­но, ответ А.

 

В тре­тьем при­ме­ре вы­пуск­ник пре­стиж­но­го юри­ди­че­ско­го вуза был при­гла­шен на долж­ность юрис­кон­суль­та. Его об­ра­зо­ва­ние по­мог­ло ему устро­ить­ся на ра­бо­ту, зна­чит, ответ В.

 

В чет­вер­том сол­дат-сроч­ник под­нял­ся по ка­рьер­ной лест­ни­це в армии. Ответ Г.

 

В пятом слу­чае за­вер­ше­ние обу­че­ния и по­лу­че­ние спе­ци­аль­но­сти поз­во­ли­ло устро­ить­ся ра­бо­тать. Ответ В.

 

И, на­ко­нец, в ше­стом - врач бла­го­да­ря своим ис­сле­до­ва­ни­ям за­щи­тил дис­сер­та­цию и стал глав­ным вра­чом от­де­ле­ния. Ответ Б.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: