Задание 2.1 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) школьный класс | 2) трудовой коллектив | 3) родительская семья |
4) агент социализации | 5) СМИ |
Задание 2.2 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) классовое неравенство | 2) статус социальной группы | 3) иерархия социальных групп |
4) социальная стратификация | 5) сословное преимущество |
Задание 2.3 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) власть, 2) престиж, 3) стратификация, 4) образование, 5) доход.
Задание 11.1 Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.)
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
|
Задание 11.2 Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1)индивидуальная
2)восходящая
3)миграция
4)горизонтальная
5)нисходящая
6)межпоколенная
Задание 12.1 Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ | |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
Задание 12.2 Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
|
ПРОЯВЛЕНИЯ | ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ | |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью | 1) экономическая 2) социально-профессиональная |
Задание 12.3 Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫМОБИЛЬНОСТИ | |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента | 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
Задание 12.4 Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
ПРИМЕРЫ | СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ | |
А) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года» Б) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала В) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта Г) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность Д) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования Е) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения | 1) брак 2) профессиональная деятельность 3) образование 4) служба в армии |
|
Задание 20. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой ___________ (А). Это явление получило название социальной ___________ (Б). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ___________ (В) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е. ___________ (Г). ___________ (Д) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера — в современном и т. п. Каналами мобильности выступают социальные__________(Е): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
1) миграция
2) мобильность
3) горизонтальная
4) институт
5) статус
6) вертикальная
7) группа
8) стратификация
9) маргинализация.
Задание 25. Характеризуя вертикальную социальную мобильность, обществоведы говорят о каналах социальной мобильности. Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «каналы социальной мобильности»?
2) составьте два предложения:
- одно предложение, перечисляющее каналы социальной мобильности;
- одно предложение, раскрывающее действие любого канала социальной мобильности.
Ответы:
Задание 2.1 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) школьный класс | 2) трудовой коллектив | 3) родительская семья |
4) агент социализации | 5) СМИ |
Пояснение.
Обобщающий термин: агент социализации.
Отдельные личности, группы, а также социальные институты, посредством которых происходит социализация, называются агентами социализации.
Ответ: 4
Задание 2.2 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) классовое неравенство | 2) статус социальной группы | 3) иерархия социальных групп |
4) социальная стратификация | 5) сословное преимущество |
Пояснение.
Обобщающий термин: социальная стратификация
Социальная стратификация (от лат. stratum − слой и facio − делаю) — одно из основных понятий социологии, обозначающее систему признаков и критериев социального расслоения, положения в обществе; социальную структуру общества; отрасль социологии.
Ответ: 4
Задание 2.3 Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) власть, 2) престиж, 3) стратификация, 4) образование, 5) доход.
Пояснение.
Это критерии стратификации. Единственно возможным правильным ответом является 3.
Ответ: 3.
Задание 11.1. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.)
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
Пояснение.
Социальная мобильность — понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью приобщенности к власти.
Под вертикальной социальной мобильностью понимают те отношения, которые возникают при перемещении индивида или социального объекта из одного социального пласта в другой,
продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.).
Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (например: повышение в должности.
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (например: разжалование).
Задание 11.2 Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату. Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1)индивидуальная
2)восходящая
3)миграция
4)горизонтальная
5)нисходящая
6)межпоколенная
Пояснение.
Индивидуальная — один человек.
Миграция — переезд на другое место жительства.
Горизонтальная — не изменяется его статус, будет работать в той же должности.
Задание 12.1 Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ | ТИПЫСТРАТИФИКАЦИИ | |
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп | 1) кастовая 2) сословная 3) классовая |
Социальная стратификация — это описание социального неравенства в обществе, его деление на социальные слои по доходам, наличию или отсутствию привилегий, образу жизни. На этапах человеческого существования прослеживаются три ее основных типа: кастовый, сословный и классовый. Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу.
Кастовая система — закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна.
Сословная система — тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. В России с Ивана Грозного до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных указами в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.
Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении иатериальными ресурсами и контроле над ними.
Исходя из этого:
А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными социальными группами и
Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите общества — соответствуют сословной стратификации.
В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую и Д) запрет на браки с представителями других групп — соответствуют кастовой стратификации.
Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и формах его оплаты - соответствует классовой стратификации.
Задание 12.2 Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ | |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью | 1) экономическая 2) социально-профессиональная |
Пояснение.
Социальная дифференциация - это разделение общества на группы.
В качестве проявлений экономической дифференциации выступает отсутствие или наличие частной собственности, размер дохода, материальное благосостояние.
В качестве проявлений социально-профессиональной дифференциации выступают различия в квалификации, сфере приложения труда, характера трудовой деятельности.
Задание 12.3 Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | ФОРМЫМОБИЛЬНОСТИ | |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента | 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
Пояснение.
Восходящая мобильность — социальный подъем, движение вверх (пример: повышение в должности).
Нисходящая мобильность — социальный спуск, движение вниз (пример: разжалование).
Горизонтальная мобильность — переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое).
Правильный ответ: 31321.
Задание 12.4 Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.
ПРИМЕРЫ | СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ | |
1) молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала ее победа в городском конкурсе «Учитель года» 2) молодой клерк, поступивший в крупную страховую компанию, женился на дочери владельца компании, сразу получив должность начальника филиала 3) после окончания престижного юридического вуза, выпускник был приглашен на работу в компанию по продаже автомобилей на должность юрисконсульта 4) солдат-срочник после завершения срочной службы подписал контракт на два года, дослужившись до прапорщика, затем ему было предложено поступить в военное училище, чтобы получить офицерскую должность 5) завершение обучения в техническом колледже и получение специальности позволило выпускнику устроиться работать на современное предприятие в качестве наладчика оборудования 6) врач, проводивший на протяжении ряда лет исследование лечения болезни, собрал материал для кандидатской диссертации, после ее защиты, он стал главным врачом отделения | А) брак Б) профессиональная деятельность В) образование Г) служба в армии |
В первом случае учительница подала заявление об аттестации на высшую категорию. Это профессиональный рост, значит, ответ Б.
В втором случае молодой клерк женился на дочери владельца компании, и благодаря этому получил должность начальника филиала. Его благосостояние поднялось из-за женитьбы, следовательно, ответ А.
В третьем примере выпускник престижного юридического вуза был приглашен на должность юрисконсульта. Его образование помогло ему устроиться на работу, значит, ответ В.
В четвертом солдат-срочник поднялся по карьерной лестнице в армии. Ответ Г.
В пятом случае завершение обучения и получение специальности позволило устроиться работать. Ответ В.
И, наконец, в шестом - врач благодаря своим исследованиям защитил диссертацию и стал главным врачом отделения. Ответ Б.