Понятие, сущность и виды стратегий управления операциями




Операционная деятельность самым тесным образом связана со всеми другими основными видами деятельности предприятия: финансовой деятельностью, маркетингом, кадровой службой и т.д.

Операционная стратегия сложно взаимозависима со всеми остальными стратегиями основных подсистем организации, представляющих собой элементы её внутренней деятельности. А кроме этого, стратегия развития производства связана множеством внешних факторов [1].

Стратегия управления операциями – это подсистема корпоративной стратегии, представленная в виде долгосрочной программы конкретных действий с созданием и реализацией продукта организации. Эта подсистема предусматривает использование развитие всех производственных мощностей предприятия с целью достижения конкурентного предпочтения. Операционная стратегия выражается в принятии решений, связанных с разработкой операционного, производственного процесса и инфраструктуры необходимой для его поддержки. Разработка процесса состоит в выборе оптимальной технологии, составления временного графика процесса, определении товарно-материальных запасов, а также способа размещения данного процесса. Решения, связанные с инфраструктурой, касаются систем планирования и управления, способов обеспечения качества и контроля качества, структуры оплаты труда и организации производственной функции компании [2].

Выделают четыре отдельных вида деятельности, которые мож­но описать как операции:

· производство - самый очевидный вид операционной деятельности: физические материалы превращаются в продукты, которые затем продаются покупателям. Покупатель может использовать их для дальнейших производственных операций. Таким образом, общая цепочка – от получения сырья до поставки продукта конечным потребителям – может быть довольно длинной;

· поставки - деятельность, связанная главным образом с переменой права собственности на физический товар. Наиболее ярким примером являются дистрибьюторские сети;

· транспортировка - деятельность, связанная главным образом с перемещением товаров или людей с одного места на другое, при котором не происходит никаких физических преобразований перемещаемых объектов;

· сервис - деятельность, связанная с изменением состояния покупателя, т.е. это обеспечение обслуживания клиентов до, во время и после покупки товара или услуги.

Было бы ошибкой рассматривать эти виды деятельности как обособленные. Все производители занимаются поставками своей продукции покупателям, что может также потребовать и транспортировку, и при этом всегда будут оказывать некоторый элемент сервиса в плане приема заказов и предоставления информации [3].

Операционные стратегии разделяют на виды по приоритетам функционирования операционной системы бизнеса:

а) минимизация затрат. На рынке существует ценовая конкуренция, поэтому успех во многом определяется тем, может ли предприятие производить материальный продукт или оказывать услугу с затратами, на уровне или ниже чем у конкурентов. Высокие затраты могут стать угрозой, а их снижение предоставить новые возможности. Снижение затрат на производство продукции или оказание услуг связано только непосредственно с организацией бизнес-процессов перерабатывающей подсистемы операционной системы. На этот приоритет воздействуют и другие характеристики:

· поддержание лидерской позиции на рынке по минимуму затрат;

· технические характеристики товара;

· надежность товара;

· прочность товара;

· гарантированное время доставки товара (оказания услуги);

· скорость доставки товара;

· персонификация товаров по требованиям заказчиков;

· скорость выхода на рынок;

· способность гибкой реакции на изменение спроса.

Таким образом, минимизация затрат является следствием комплекса действий, включающего и такие ранее отмеченные приоритеты операционной стратегии, как гибкость, качество и время. В свою очередь, минимизация затрат влияет на развитие связанных с нею как возможностей, так и угроз;

б) развитие гибкости операционной системы по расширению номенклатуры, ассортимента или изменению объема выпуска. Под развитием гибкости операционной системы понимают как способность компании манипулировать соотношением ассортиментного разнообразия и связанного с этим объемом выпускаемой продукции или оказываемой услуги, так и способность предприятия реагировать на изменение спроса и на необходимость выведения на рынок новых видов товара. Гибкость операционной системы, таким образом, оказывает влияние на размер необходимых для развития бизнес-процессов затрат, на результат их выполнения (качество товаров), сказывается на показателе скорости и времени выполнения заказов;

в) развитие качества бизнес-процессов, продукции или услуг. Основанные на качестве операционные стратегии фокусируются на удовлетворении требований клиента, вводя показатели оценки качества на всех стадиях деятельности, захватывая не только результаты деятельности (товар), но и качество бизнес-процессов перерабатывающей, обеспечивающей и управляющей подсистем операционной системы компании. При этом необходимо помнить, что бизнес-процессы включают не только сам процесс, но и входы (ресурсы) и обеспечение (в том числе, персонал). Уровень качества каждого вида товара (продукции или услуги) определяется в зависимости от того, для какого сегмента рынка он предназначается. Требования потребителей (внешних и внутренних клиентов) являются определяющими в выборе качества.

Качество процесса имеет большое значение в связи с тем, что оно связано с надежностью продукции. Основная цель обеспечения качества в операционной системе заключается в производстве продукции и оказании услуг без каких-либо отклонений от заданных технических параметров.

Для объединения направлений развития качества товара и качества процессов разработана концепция комплексного контроля качества («делать правильно с первого раза»). В соответствии с ней заданное качество обеспечивается ответственностью каждого исполнителя. Функция контроля качества реализуется на каждом рабочем месте.

Качество обеспечивается организацией и функционированием операционной системы, ее подсистем и влияет на их содержание. Стратегии, основывающиеся на качестве, охватывают не только контроль качества конечной продукции и услуг, но и качество используемых ресурсов, показатели качества процессов и операций на всех этапах производства: закупка – производство – сбыт – сервисное обслуживание. Значимость качества для конкурентоспособности продукции обусловило появление самостоятельного направления – менеджмента качества;

г) минимизация времени выполнения заказов клиентов. Операционные стратегии, основанные на времени, фокусируются на сокращении времени, которое требуется для выполнения различных операций или бизнес-процессов.

Первоначально внимание на время как операционный приоритет было обращено в производственных процессах. Время рассматривается как конкурентное преимущество. Оно проявляется в том, что компания имеет возможность выпускать продукцию или оказывать услуги быстрее других организаций. При этом затраты обычно снижаются, производительность повышается, скорость освоение новых продуктов растет, качество обслуживания клиентов улучшается. Таким образом, со временем взаимодействуют приоритеты затрат, гибкости и качества [4].

При рассмотрении времени как приоритета операционной стратегии следует учитывать все операции и бизнес-процессы организации. С точки зрения времени они характеризуются длительностью цикла выполнения. Для оценки развития качества обслуживания актуальна оценка длительности цикла обработки поступившего заказа, срока поставки, периода времени ответа по рекламации.

Время как операционный приоритет оценивает надежность поставок, т.е. способность компании поставлять товары или оказывать услуги точно в обещанный срок либо ранее [5].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: