Интерактивное занятие
«Медиатор и общение»
Цель: создание условий для формирования медиативной компетенции членов школьной службы медиации.
Задачи:
· создать условия для развития коммуникативных навыков;
· создать условия для развития эмоционального интеллекта;
· создать условия для сплочения службы;
· создать условия для формирования доверительной атмосферы.
Оборудование: карточки с цветком Плутчика (см. приложение 1).
Вступительное слово ведущего:
Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть на первом занятии по подготовке будущих медиаторов. Сегодня мы поговорим о таком важном для каждого, а для медиатора инструменте, а именно об общении. Мы с вами разберем это понятие, в играх и упражнениях потренируем навыки полезной коммуникации (а вы, наверно, знаете, что общение еще называют коммуникацией?).
Но для того, чтобы наше с вами общение было продуктивным нам надо принять ряд правил поведения в группе. Вы согласны?
1. Правило одного микрофона (говорящего все слушают).
2. Правило активности (участие во всех играх и упражнениях).
3. Правило конфиденциальности (все что сказано в кругу, остается в кругу, обсуждать за пределами занятия можно свои мысли и действия, но не высказывания других участников)
* Это правило носит больше тренировочный характер соблюдения конфиденциальности будущими медиаторами.
4. Правило безопасности ( беречь друг друга, не толкаться, быть осторожными в высказываниях )
Посмотрите, у каждого в руках есть карточка с красивым цветком. Там описаны различные эмоции. Видите как их много? И ведь все они влияют на качество общения людей. Сейчас я предлагаю каждому по кругу ответить на два вопроса: какие эмоции вы испытываете сейчас? Каковы ваши ожидания от нашего занятия?
|
Разминка: «Имя и движение»
Участники группы по очереди произносят свои игровые имена, но сопровождают их определенным движением рук, может быть, характерным для себя жестом. Затем все хором называют имя очередного участника и повторяют его жест.
Информационный блок:
Ребята, как мы уже отметили общение – это очень важный для медиатора инструмент. Это суть нашей работы в службе медиации. Давайте разберем, что же это такое?
Общение - это процесс передачи и восприятия информации. Общаются между собой люди, группы людей и даже животные. Таким образом можно сказать, что общение это признак разума.
Существуют следующие виды общения:
· межличностное (между двумя людьми);
· между личностью и группой;
· групповое и межгрупповое;
· доверительное и конфликтное;
· деловое и личное.
А еще общение бывает конструктивным – это означает, что общающиеся понимают друг друга и получают пользу от этого. И деструктивным, когда общение наносит вред. Умение общаться конструктивно – залог успеха в любом деле. Именно этому мы учимся в службе медиации. Давайте потренируем различные модели общения?
Упражнение: «Я самая красивая/самый красивый»
Первый кон: группа движется в ритме броуновского движения.
Участники инициируют общение, подходя к другому, протягивая руку для рукопожатия и утверждая «Здравствуйте, я самая красивая/самый красивый», второй участник, второй участник молча и участливо принимает это утверждение.
Второй кон: группа движется в ритме броуновского движения.
Участники инициируют общение, подходя к другому, протягивая руку для рукопожатия и утверждая «Здравствуйте, я самая красивая/самый красивый», второй участник подтверждает: «Да, ты самая красивая/самый красивый».
|
Третий кон: группа движется в ритме броуновского движения. Участники инициируют общение, подходя к другому протягивая руку для рукопожатия и утверждая «Здравствуйте, я самая красивая/самый красивый», второй участник отрицает «Нет, я самая красивая/самый красивый».
Четвертый кон: Группа движется в ритме броуновского движения.
Участники инициируют общение, подходя к другому, протягивая руку для рукопожатия и утверждая «Здравствуйте, я самая красивая/самый красивый», второй участник объединяется «Да, мы самые красивые».
Вопросы для рефлексии: Какие особенности общения вы заметила, какой кон понравился больше всего? Что было самым трудным? Что было самым приятным?
Разминка «А я еду». Текст: А я еду, а я рядом, а я зайцем, а я с…»
Заключительное обсуждение по кругу: Что полезного было для вас на занятии? Как изменились ваши эмоции (по карточке)?
Резюме ведущего: Сегодня и мы поговорили о том, что такое общение, какую роль оно играет в деятельности медиатора и в нашей жизни. Мы попробовали поддерживать и принимать других в общении, а также отказывать, утверждать свою точку зрения и принимать отказ от других. Разрешать себе иметь свою точку и зрения и принимать мнения других – это важно для конструктивного общения. На следующем занятии мы поговорим о конфликтах и их особенностях. Я вас поздравляю с тем, что вы прошли первое занятие в рамках обучения медиаторов-ровесников.
Автор занятия: педагог-психолог, медиатор Захарьящева О.А.
Приложение 1