РЕФЕРАТ
НА ТЕМУ: «ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАТИКИ, МАТЕМАТИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ И МЕТОДОВ В УПРАВЛЕНИИ»
По дисциплине: «Введение в специальность»
Ижевск-2003
Оглавление
Оглавление................................................................................................. 2
I. Введение.................................................................................................. 3
II. Применение математики в управлении..................................................... 4
1. Общее представление об управлении.................................................................... 4
а) Понятие об управлении.......................................................................................... 4
б) Виды задач управления.......................................................................................... 5
в) Понятие об исследовании операций..................................................................... 6
2. Оптимизация процесса управления....................................................................... 7
а) Критерий качества управления.............................................................................. 7
б) Ограничения, накладываемые на процесс управления...................................... 8
в) Постановка задачи оптимального управления.................................................... 8
3. Математическое описание объекта управления.................................................. 9
а) Структура объекта управления.............................................................................. 9
III. Применение информатики в управлении................................................ 11
1. Наука кибернетика.................................................................................................. 11
2. Автоматизированные системы управления (АСУ).......................................... 13
IV. Заключение......................................................................................... 18
Список литературы................................................................................... 19
I. Введение
Развитие производства в наше время характерно невиданными темпами научно-технического прогресса. Ускорение темпов научно-технического прогресса влечет за собой небывалый рост объемов производства и его концентрации. Возросшая сложность и динамичность производства, развитие специализации предприятий и кооперирование, сложная производственная структура, связи и взаимодействия, огромный объем вычислительных работ, связанных с планированием и регулированием хода производственного процесса, делают задачу координации работы производственных звеньев предприятий все более сложным и трудоемким делом. Огромное количество информации, которую необходимо качественно переработать и представить в виде планов, различного рода сводок, отчетов, рапортов и т. п., вызывает многократную перегрузку управленческого персонала. Однако это ни в какой мере не должно быть тормозом дальнейшего совершенствования управления современным промышленным предприятием.
Поскольку производительные силы находятся в постоянном движении, не может быть неизменной и система управления экономикой Она должна постоянно совершенствоваться, чтобы наилучшим образом отвечать возрастающим потребностям и новым задачам развития общественного производства. На основе изучения экономических законов люди постоянно совершенствуют практику плановой работы, принципы и методы научного управления народным хозяйством.
В последнее время становится все сложнее управлять какой-либо системой, полагаясь только на свою интуицию. Окружающий нас мир становится сложнее и сложнее, и чтобы не потеряться в результатах своей деятельности, человек вынужден прибегать к упрощению, обобщению и систематизированию информации с последующим ее использованием в виде математических моделей.
Но все равно даже при максимальном упрощении исследуемого объекта полученная картина зачастую очень сложна, и чтобы разобраться в ней человеческих возможностей уже не хватает. Тогда в дело вступает компьютерные системы, способные просчитывать входные данные, создавать модели и делать какие-либо прогнозы относительно объекта исследования. Применение информатики в управлении очень широко, она охватывает все те области, где требуется работа с большими объемами данных и она призвана освободить человека от рутинной работы, чтобы дать ему возможность заниматься творческой деятельностью. Как это происходит, я рассмотрел в своем реферате.
II. Применение математики в управлении
Общее представление об управлении.
а) Понятие об управлении
Повсюду в окружающем нас мире (природе, технике, человеческом обществе) протекают различные процессы, характер которых зависит от множества сопутствующих им условий и факторов. Изменяя условия протекания процессов, человек может влиять на их характер, изменять их, приспосабливать к своим целям. Это вмешательство в естественный ход процесса, изменение естественного хода процесса и представляет собой сущность управления. Таким образом, можно сказать, что управление представляет собой такую организацию, которая обеспечивает достижение определенных целей.
Для лучшего понимания существа процесса управления рассмотрим пример собаки, преследующей зайца. Для того чтобы настичь зайца, собака должна определенным образом организовать свои действия, управлять ими. Следовательно, процесс преследования является процессом управления.
Началу преследования должно предшествовать появление зайца, т. е. создание такой ситуации, при которой возникает определенная цель, достижение которой является или необходимым или желательным. Однако прежде, чем начать преследование, собака должна оценить сложившуюся ситуацию и сопоставить ее со своими желаниями и возможностями. Оценка ситуации завершается принятием решения о том, следует пытаться догнать зайца или нет (заяц может оказаться далеко и погоня бесполезна, собака может быть утомлена и т. п.). Только после того, как принято решение о преследовании, собака приступает к организации своего движения, ставя при этом цель догнать зайца за кратчайшее время или при наименьшей затрате сил.
В этом примере можно отчетливо различить четыре этапа, характерные для любого процесса управления:
· появление цели,
· оценка ситуации,
· принятие решения
· исполнение принятого решения.
Однако этап появления цели предшествует началу процесса управления и его мы исключим из рассмотрения. Учитывая также, что при управлении сложными процессами оценка ситуации производится на основе собранной и соответствующим образом обработанной информации, приходим к следующим трем этапам процесса управления:
· сбор и обработка информации с целью оценки сложившейся ситуации;
· принятые решения о наиболее целесообразных действиях;
· исполнение принятого решения.
Иногда бывает необходим еще четвертый этап: контроль исполнения решения.
Различные виды задач управления отличаются друг от друга способом и последовательностью выполнения этих операций.