Практическое занятие
«Работа с кровью и биологическими жидкостями»
Методические указания
для аудиторной работы студентов
Уфа 2012
Тема «Работа с кровью и биологическими жидкостями» составлена на основании типовой программы профессионального модуля ПМ 04. Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта (М., 2010) специальности 060501 «Сестринское дело», рабочей программы профессионального модуля, утвержденной в 2012г. КНМС БГМУ
Рецензент:
Колганова Е.Н. методист медицинского колледжа БГМУ
Ишмухаметова А.А. зам.директора по практическому обучению медицинского колледжа БГМУ
Составитель:
Ибраев В.Р., преподаватель клинических дисциплин
Утверждено на заседании цикловой методической комиссии клинических дисциплин протокол № ___ от __________ 20____года.
Актуальность темы: внутрибольничная инфекция – представляет собой одну из наиболее актуальных проблем здравоохранения всех стран мира. Наносимый ею социально-экономический ущерб огромен и трудно поддается определению. В профилактике ВБИ – краеугольная роль медицинской сестры.
Цели занятия: д ля формирования профессиональной компетенции студент должен
иметь практический опыт:
- выявления нарушенных потребностей пациента;
- оказание медицинских услуг в пределах своих полномочий
- планирования и осуществления сестринского ухода;
- ведения медицинской документации
- обеспечение санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому
- соблюдения требований техники безопасности и противопожарной безопасности
уметь:
- собирать информацию о состоянии здоровья пациента;
- определять проблемы пациента, связанные с состоянием его здоровья;
- обеспечить безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;
- проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств
- составлять памятки для пациента и его окружения по вопросам ухода и самоухода, инфекционной безопасности, физических нагрузок и т.д.
знать:
- способы реализации сестринского ухода;
- технологии выполнения медицинских услуг
- факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;
- принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения
- основы профилактики внутрибольничной инфекции;
Дидактические цели:
Обучить студентов:
1.Работать с литературой, составлять опорные конспекты
2.Интерпретировать словесный материал, т.е. переводить его в графики, таблицы и наоборот
3.Использовать принципы общения в практической деятельности медсестры
4.Использовать принципы сестринской педагогики в практической деятельности медсестры.
Развивающие цели:
Развить у студентов:
1.Логическое мышление, связав материал данной темы с ранее полученными знаниями
2.Творческий подход к изученному материалу, стимулируя самостоятельный перенос студентом усвоенных знаний в новые ситуации и практическую деятельность медсестры
Воспитательные цели:
Привить студентам:
1.Чувство ответственности за свою профессиональную деятельность
2.Умение сотрудничать с коллегами и другими людьми
3.Целеустремленность в получении новых знаний
По окончании занятия студент должен овладеть:
Общие компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 8. Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.
Профессиональные компетенции:
ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.
ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.
ПК 4.5. Оформлять медицинскую документацию.
ПК 4.7. Обеспечивать инфекционную безопасность
ПК 4.8. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала
ПК 4.9. Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения
ПК 4.11. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте
ПК 4.12. Осуществлять сестринский процесс
Тип занятия: практическое, с элементами проблемного обучения, самостоятельной работой студентов
Продолжительность занятия: 6 академических часов
Место проведения: кабинет доклинической практики
Оснащение:
1. Учебно – методический комплекс «работа с кровью и биологическими жидкостями».
2. Проблемно – ситуационные задачи, тест – контроль, графический диктант, терминологический диктант, графологические структуры, карта сестринского процесса.
Формы и методы контроля исходного и конечного уровня знаний студентов, дополнительный учебный материал представлены в приложениях к методическим рекомендациям (комплекты тестов исходного и конечного уровня знаний и умений студентов с эталонами ответов, с инструкцией к выполнению заданий тестового контроля, графы логических структур в соответствии с рабочей учебной программой; ситуационные задачи, образцы оформления документов).
Учебно-исследовательская работа студентов по теме. Работа с литературой и нормативной базой (назначается индивидуально каждому студенту с учётом его способностей и интересов).
Содержание занятия:
Универсальные и стандартные меры предосторожности при работе с кровью и биологическими жидкостями пациента. Форма одежды медицинского персонала. Аварийная аптечка «Антивич». Неотложные мероприятия при аварийных ситуациях. Обработка рук и слизистых при контакте с биологическими жидкостями.
Вопросы к самоподготовке:
1. Роль крови и биологических жидкостей в распространении внутрибольничных инфекций (ВБИ).
2. Спец.одежда медицинского персонала при работе с кровью и биологическими жидкостями.
3. Универсальные и стандартные меры предосторожности при работе с кровью и биологическими жидкостями.
4. Содержимое и требования к аварийной аптечке «Антивич».
5. Мероприятия при попадании крови и биологических жидкостей на одежду медперсонала.
6. Мероприятия при попадании крови и биологических жидкостей на слизистую глаз.
7. Мероприятия при попадании крови и биологических жидкостей на слизистую полости рта
8. Мероприятия при попадании крови и биологических жидкостей на слизистую глаз.
9. Мероприятия при повреждении кожи потенциально инфицированным инструментом.
Обязательные манипуляции:
1. Правила одевания стерильных перчаток
2. Правила снятия использованных перчаток
3. Надевание стерильного халата
4. Обработать кожу и слизистые при случайном попадании и контакте с биологическими жидкостями пациента
Основная литература:
Давлицарова К.Е, Миронова С.Н. «Манипуляционная техника»: Учебное
пособие. - М: Форум, 2011.
Дополнительная литература:
1. Мухина С.А. Тарновская И.И. «Теоретические основы сестринского дела» М.: ГЭОТАР – Медиа, 2012.
2. Мухина С. А., Тарновская И. И. «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела» Москва Издательская группа «Гэотар-Медиа»
4. Турапина И.А «Рабочая тетрадь по основам сестринского дела», 2011
5. Обуховец Т.П, Чернова О.В «Основы сестринского дела» - Ростов
н/Д:Феникс, 2010.
6. Кулешова Л.И, Пустоветова Е.В «Основы сестринского дела»: курс лекции
– Ростов на Дону: Феникс, 2011.
Интернет ресурсы:
https://dezsredstva.ru/ - методические указания к дезинфицирующим средствам, нормативные документы;
https://www.consultant.ru/- нормативные документы;
https://www.recipe.ru/ - нормативные документы;
www.med-pravo.ru – нормативные документы и др.
https://www.rusmedserv.com/ - Русский мед.сервис
https://www.rmj.ru/internet.htm - медицина в интернете
https://www.medlook.ru/ - медицинские сайты
https://www.mosmed.ru – медицинские ресурсы
https://www.usma.ru – каталог мед.ресурсов
https://www.med.by – мед.ресурсы
https://www.medlan.samara.ru/pages/advise.html - мед.ресурсы
https://www.nworld.spb.ru – мед.ресурсы
https://www.medicine.onego.ru – мед.ресурсы
https://www.nlr.ru/res/inv/ic_med/index.php
Блок информации