ДНЕВНИК
Похода по Прибайкалью
(Восточный Саян, хр. Хамар-Дабан)-2011
По рекам Саянская Ока-Утулик
Документально-художественные хроники водного (по Саянской Оке) и пеше-
Водного (по Утулику) туристического путешествия IV и V категории сложности
© Прибайкалье-Ульяновск, 2011
Предисловие
(являющееся также послесловием, так как оно написано,
в отличие от всего остального текста, после окончания похода)
От авторов: Этот документ – по возможности точная хронология и описание, по горячим следам и по зрелом размышлении, приключений нашей группы в походе по Саянской Оке и Утулику. Дневник написан с возможной точностью передачи всех событий. Авторы отдают себе отчет, что это документ, в котором очень подробно описаны ошибки (а они были!), поражения и победы нашей группы. Мы не пытались приукрасить или завуалировать наши проколы и промахи. Также не стремились слишком ярко описывать наши достижения. Авторы надеются, что другие группы смогут сделать выводы и чему-то научиться на наших ошибках и нашем опыте, и непредвиденных ситуаций во время их путешествия будет меньше.
По всем вопросам, касающимся прошлых, настоящих и будущих походов, вопросам корректировки, тонкостей этого маршрута, можно писать на andreikin@inbox.ru или звонить на 8-927-828-1-888 (Гаврилов Андрей).
Обычный шрифт Times New Roman – рука нашего славного Летописца, курсивом Times New Roman – послесловия Адмирала (Вождя), Bookman Old Style – обозначены записи, сделанные остальными участниками похода.
В создании дневника участвовала практически вся группа во время прохождения маршрута (!). С последующей (незначительной) доработкой Летописца и послепоходными отступлениями Адмирала (Вождя).
|
(А. Гаврилов, Б. Кузнецов)
千里之行,始于足下
Даже путь в тысячу ли начинается с первого шага
(древняя китайская поговорка, иногда приписываемая Лао-цзы).
Наша группа уже давно мечтала совершить путешествие в Прибайкалье. Главным образом потому, что (по нашему скромному мнению) каждый человек должен хотя бы раз в жизни побывать на Байкале, так сказать, «увидеть Байкал и умереть». Ну и, конечно, потому, что в этих местах есть достойные, интересные речки, которые могут доставить огромное удовольствие любому воднику, оказавшемуся здесь.
Поэтому когда обозначилась цель – сплав по речкам в Прибайкалье и отдых (несколько дней) на самом Байкале – довольно много народу заинтересовалось этой идеей. Группа у нас подобралась разношерстная, но очень веселая. Нас набралось четырнадцать человек – очень немало! Ребята проявили себя отлично, о чём, собственно, и свидетельствует хроника этого похода (см. ниже). Но обо всём по порядку. Для начала – немного о главных действующих лицах:
1. Андрей Гаврилов (Адмирал, Вождь) – главный возмутитель спокойствия, наш руковод и организатор этого непростого похода. Капитан непотопляемой (участками перевернутой, но все же непотопляемой) байдарки на Оке, а также капитан катамарана «Стерх-2» на Утулике. Наш гуру и учитель. J
2. Елена Гаврилова – наш Завхоз (кормчий (или кормящий) группы, что бы мы без неё делали), жена Адмирала (доля у неё такая J), опытный водник и капитан катамарана «Стерх-2» (р. Ока Саянская).
3. Оля Урюпина – наш бессменный Казначей (с большой буквы «К»), талантливый фотограф и капитан катамарана «Кулик-2» (р. Ока Саянская)
|
4. Павел Травкин – хронометрист группы (р. Ока Саянская), второй пилот адмиральской байдарки, бард-исполнитель и человек большого мужества, которому (как оказалось) нипочём ни ледяная вода, ни кипяток.
5. Михаил Подъячев – хронометрист обеих рек и казначей на Утулике, постоянный и бессменный побудчик группы (эдакий будильник и совесть команды), укротитель «шайтан-машины» (GPS-навигатора) и, соответственно, штурман пешей части похода. Матрос «Красного Солнышка» на Оке и матрос катамарана «Стерх-2» на Утулике.
6. Лиза Стеньшина – наш походный доктор (р. Ока Саянская), неустанно охранявший наше здоровье, бравый матрос катамарана «Красное Солнышко» и просто приятная д э вушка.
7. Илья Стеньшин – неутомимый рыбак, человек с хорошим чувством юмора, постоянно поддерживающий настроение нашей группы на должном уровне, а также матрос катамарана «Кулик-4» (р. Ока Саянская), одним гребком разворачивающий свой четырёхместный катамаран на 180 градусов.
8. Игорь Битюков – наш рем. мастер, главный весельчак группы, человек-компания, обладатель неисчерпаемых запасов «живительного напитка» и бессменный носовой матрос катамарана «Кулик-4» (на Оке Саянской и Утулике).
9. Игорь Трофимов («человек -Боярский») – самый младший участник нашей группы, человек, заменявший нам на маршруте одновременно радио «Юмор-FM» и кучу пародистов-юмористов и не дающий заскучать ни на секунду. Сын нашей «Администрации похода», а также носовой матрос катамарана «Красное Солнышко» (р. Ока Саянская).
|
10. Виталий Михайлович Кобылкин (Виталик) – бессменный «Дежурный Мешок» группы, обладатель уникальной «нормы жадности», человек веселый и оптимистичный. Неунывающий капитан катамарана «Кулик-4» (на р. Ока Саянская и р. Утулик)
11. Оксана Мигалова – единственная девушка, отважившаяся отправиться в сплав по Утулику, наш Утуликский доктор, а также наш повар, неизменно готовивший нам завтраки, обеды и ужины на Утулике. Бессменный матрос катамарана «Кулик-4» (на р. Ока Саянская и р. Утулик)
12. Татьяна Силлуянова – школьный учитель в обычной жизни, в походе оказавшийся матросом катамарана «Кулик-2» (р. Ока Саянская). Один из главных помощников дежурным при производстве шедевров из продуктов, предоставленных Завхозом.
13. Андрей Зайцев – человек, впервые взявший весло в руки в этом походе и сразу оказавшийся матросом катамарана «Стерх-2» (р. Ока Саянская). Спокойный и неконфликтный человек, являющийся по совместительству также мужем Татьяны.
14. Борис Кузнецов – это я. Лето(!)писец и виночерпий – на всём протяжении маршрута, завхоз – на Утулике, а также капитан катамарана «Красное Солнышко» (р. Ока Саянская) и матрос катамарана «Кулик-4» (р. Утулик).
Вроде бы смогли слегка познакомить читателей с нашей большой и разноликой командой. А теперь – читаем.
Дневник похода «Прибайкалье-2011»
Часть 1: река Саянская Ока
«Никому не ссать!!! Нос на вал!»
О. Захаров
15.07.2011.
16:15. В самом деле, как должен начинаться дневник похода? И не просто похода, а серьезного сплава по двум интересным речкам в Прибайкалье.
«Жили-были…» – слишком избито и похоже на повествование сказок русского народа.
«Их было четырнадцать…» – слишком пафосно и как-то веет духом Отечественной войны, типа «их оставалось только трое из восемнадцати ребят…»
«14 клёвых людей на проекте…» – слишком пошло, подозрительно похоже на реплику Ксении Собчак при открытии «Дома-2».
«Поехали!» – слишком примитивно и по-гагарински известно.
Сложнее всего в этот ответственный момент подобрать нужные слова и не повториться.
В общем, так: стоял жаркий июльский день… Или нет… лучше: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката…» Понимаю, что несколько гениально, но, в целом, сойдет. Время и потомки поправят… J
16:25. На данный момент группа в неполном составе (нет только летописца, который даже перед походом на 31 день не может оторваться от любимейшей работы) участвует в погрузке вещей в маршрутку. Именно на ней мы должны будем прибыть в Сызрань, где нас будет ждать наш поезд, направляющийся в чудесную страну под названием Прибайкалье.
Ваш покорный слуга, летописец, должен примкнуть к группе с минуты на минуту. Вот, жду.
17:00. Во дела! Чуть не забыли летописца (я сразу понял, что грамотных здесь не любят). Отправили меня к повороту на Новоульяновск (надеялись, видимо, что я их не найду). Еле нагнал. Ситуация развивалась таким образом: о доброске в Сызрань на месяц похода 14 человек со всем снаряжением мы договорились с нашим бессменным водителем Сашей. Но по каким-то только ему ведомым причинам Саша не смог приехать за нами и послал своего друга Вадима (или Влада – с этими именами у меня всегда проблемы) вместо себя, чтобы, так сказать, отвезти нас… Влад-Вадим приехал и мялся в стороне, глядя, как мы в буквальном смысле слова забивали вещи в его «Газельку». Потом погрузились еще 13 человек. Дверь изнутри закрыть уже не представлялось возможным, и нам помог ее закрыть наш водитель, нервно при этом хихикая. Разместились. Тронулись. Чувство предстоящей дороги и комичность ситуации расслабили группу, воспоминания «все ли взято» напрягали Адмирала. В итоге, очнулись и оценили свое место в пространстве только при выезде на Цильнинскую трассу. Учитывая, что Борис после работы должен был нас ждать у магазина «Солнышко» (а мы по объездной дороге уже выруливаем на трассу), пришлось немного поволноваться и перезаказать место встречи с Борисом на повороте на Новоульяновск. Едем, гогочем по поводу нашего способа доброски. Пока не стали просчитывать, а куда же посадить Бориса? Нам тут и самим то разместиться удалось…
Следующий кадр воспоминаний короток, но выразителен. Это – глаза Бори, когда он увидел нашу машину. Он усмехнулся и спросил: «А куда…?». А куда хочешь, мест еще полно.
Сидим, значится, на рюкзаках в машине. Так я ещё не ездил … (по правде сказать, так еще никто из нашей группы не ездил).
Маршрутка на три четверти забита вещами. Народ – под потолком в разных немыслимых позах. Игорёк на галёрке в обнимку с моим пакетом (еда в поезд): «Борь, что-то твой пакет мусоропроводом пахнет». Многозначительная пауза. «Надеюсь, по отдельности это будет вкусно…»
Запись Адмирала:
15 июля. Едем в маршрутке… Вообще-то это нетипичная для меня ситуация – писать дневник в походе. Маршрутка, мягко скажем, переполнена. Трясет. Но весело и смешно. Волнуюсь, вдруг не успеем к поезду. Едем медленно…
Запись Ильи:
Сидел я хорошо! В ногах были мамины пирожки (с картошкой, с луком и яйцами), а также ноги были в прохладе - рядом лежала замороженная вода. Ехали мы медленно, успеть бы до Сызрани к поезду.
По дорогеБориспоинтересовался у Лены, сидящей на переднем сиденье маршрутки, как ей досталось от Адмирала такое блатное место в машине, наверное, «через постель»? Хорошо, он не поинтересовался об этом у Ильи… Пока ехали, стали подсчитывать груз нашей машины, учитывая вес рюкзаков, катамаранов и членов группы. Девушки на вопрос о своем весе жеманно опускали глаза и еле слышно произносили: 46 кг… Все девушки 46 кг! Мы едем в поход с моделями!!! Мечты сбываются (прямо как «Газпром»).
19:45. Вот и прибыли, наконец, в Сызрань. Начинаем процедуру подготовки вещей к поезду.
При погрузке вещей и группы в поезд произошла накладка: наш вагон достаточно далеко остановился от места нашей дислокации с вещами. Пока добежали, закинули вещи… вторая ходка, третья… вот и поезд отчаливает. Остановка три минуты, сокращенная до двух из-за задержки поезда. Последние вещи мы с Пашкой (и еще кем-то из парней) закидывали в ближайший к нашим вещам вагон. Причем наши сумки от лавочки к поезду подтаскивали две какие-то провожающе-встречающие женщины, таким образом, ускоряя наш процесс погрузки. Проводник этого ближайшего вагона оказался с прибабахом – мы мечемся как муравьи и пытаемся не забыть на перроне вещи, забрасывая буквально на ходу их в вагон, а он настойчиво просит показать билеты… Все же прав был Шиллер: «Перед человеческой глупостью бессильны даже Боги…».
Запись Лены:
Время –??? Примерно около 23.00… Ой, ребята! Как хорошо в поезде, беззаботно едем.… Сборы совсем измотали… А сейчас просто кайф!!!
Мы в поезде. Выпили ставшего уже традиционным вина от папы Андрея. Достали гитару. Жизнь (поездная) налаживается!
Запись Виталика:
Поход мог начаться без руководителя, во время митинга в поддержку остановки поезда было наглядно показано отношение каждого к вождю (Виталий! Предпочтительнее слово «в ождю» писать с большой буквы: «В ождю»), его появление стало для всех сюрпризом. В первый поездатый вечер был соблюдены все формальности по гармонизации обстановки.
16.07.2011
Запись Лены:
11.30 Мы на Урале. Виды из окна стали более живописными – холмы, горы; обнаженные скалистые стенки и деревушки на склонах. Красиво.
В вагоне тихо и спокойно: многие (неразборчиво), читают, ведут тихие философские беседы.
Запись Паши:
Уфа. После хорошего сна можно и подышать «свежим» воздухом. Далеко не ходили, но увидели-таки достопримечательность: карусель для поездов. Они по очереди заезжают и крутятся. Забавно =) (Короче, вся группа смотрела, как локомотивы загоняли на стенд для проверки каких-то их локомотивных параметров. При этом стенд вращался вместе с локомотивом по часовой стрелке).
В поезде гуляли по купе, едим.
Полдень. За окном мелькают совершенно необыкновенные уральские пейзажи: скальные стенки, холмы, речки.
Долгое время железная дорога шла вдоль речки Сим. Вечером долгая стоянка – в Челябинске. Естественно – пиво! И, естественно, «Шихан», «Уральский мастер»… Потом – не помню…
Мишка отправился резать вязки для катамарана.
Оказалось, что специфический запах (про который говорил Игорь) придавал моему пакету кочан капусты. Капуста уже было начала портиться, но я вовремя обратился к овощному доктору (эту роль на себя взяла Татьяна).
«Будет жить?» - спросил я.
«Будет»,– ответила Татьяна и посоветовала вооружиться ножом для проведения хирургической операции по удалению злокачественных образований на кочане.
Организовали систему охлаждения овощей в своём купе, чтобы все овощи благополучно дожили до своего часа «икс».
Игорь (который Битюков) и семейство Стеньшиных достали карты (игральные). Игорь объяснил всем правила игры в «1.000». И понеслась…
Андрей (который Зайцев) наблюдает (как и я) за их игрой.
Виталик с Адмиралом занялись переразбором рюкзаков.
Согласно распоряжению Адмирала, эта участь в ближайшее время ждёт нас всех.
Запись Лены:
Время: 13.36. Сидим. Едем. В первом купе хорошо – прохладно. Народ играет в карты. В седьмом купе – Виталик занялся перепаковкой рюкзака, дабы угодить адмиралу.
А в 9-м купе – цех по обрезке резины. Оксана спит, Оля медитирует, а Миша, Паша, Андрей и Борис – режут, режут и режут!
Вот так меланхолично и неторопливо течет жизнь наша в поезде №134 «Пенза-Владивосток». Игорек Трофимов повсюду кормится. А я наблюдаю обстановку.
Запись Игоря Трофимова:
Черта с два Я буду переупаковывать рюкзак!
Цитата: «Игорек Трофимов повсюду кормится». Палево!
© Боярский
Запись Лены:
P.S. Подрастающему поколению нужна пища для ума.
Игорек Т., наевшись, продолжает ДУМАТЬ! А 7-е купе все изучает планы похода и становится с каждой минутой все умнее и умнее (они практически светятся от знаний).
15:34 (мск.) Время чая! Блин, пора бы уже перейти на уральское время (у них +2 часа).
Время близится к вечеру, а поезд – к Челябинску. Народ начинает пробуждаться после послеобеденного сна. Вытащили карты и лоции. Мишка достаточно подробно описал мне нашу пешку от Слюдянки до Утулика.
Запись Лены:
Несмотря на вредную проводницу, мы опять все вместе – в составе 14 челов! Ура! Наша группа продолжает свое путешествие на Восток! Хороший город Челябинск, но нам сюда не надо.
Запись Татьяны:
ПЬЁМ ПИВО ПОСЛЕ ЧЕЛЯБИНСКА!!! Все в сборе «Слава Богу»!!! Чуть не потеряли заблудившуюся троицу. Проводница в шоке!
Вождь с ножом кидается на бутылки с пивом, Боря ёрзает на полке, Илья предвидит какое-то событие. А Виталик как факир все вынимает и вынимает откуда-то рыбу (наверное из кармана).
А в Челябинске мужики Ну-у-у-у о-о-очень суровые. Они ходят с железными зонтиками!!! Круто.
17.07.2011
Проснулись. Для меня это утро начинается стоянкой в Омске. Все подробности после.
Вчерашний день запомнился, в основном, дегустацией пива. Челябинск – «Челябинским живым» и «Уральским мастером». А после, ночью, Караганда – с местным карагандинским пивом (пиво в Караганде, скажу я вам, так себе. Как выпускали воду, так и выпускают до сих пор…).
Горланили песни под гитару, мучили соседей по купе (они-то живут по-местному, у них на 2 часа больше).
В Омске купили местного бархатного… 6 литров. Завтракать, видимо, будем пивом.
Учились с Мишкой вязать узлы по книжкам. Потом присоединился Игорь Битюков – объяснил ещё несколько узлов. Сидим сейчас все – смотрим фокусы с веревкой.
Игорёк Трофимов постоянно пародирует Боярского в образе Д’Артаньяна, время от времени восклицая «Каналья!» или «Тысяча чертей!». Ему подыгрывает Илья. За Игорем неофициально закрепилось прозвище – «человек- Боярский».
Запись Лены:
Хороший денек! Утро в Омске. Мы с Андреем четко храним традиции с 2007 года – опять мыли головы между путями. И как всегда, на свежую голову отправились дальше, не забыв прикупить немного продуктов. Омск нас всегда радует тем, что вызывает желание привести себя в чистый вид. Далее – Барабинск! А это пиво Томского завода!!! Хорошо пошло «Крюгер», «Бархатное». Да ещё и рыбка с душком! Да! Весь вагон плакал и мучался, пока мы ели эту рыбу. Всем было плохо, но только не нам – туристам-водникам, бесстрашным и смелым. Поясню для «неучастников похода»: перед походом мы с Леной на рынке купили копченую семгу, чтобы для дегустации пива не тратиться на сверхдорогие чипсы и орешки. Так вот, одна из сёмг не вынесла пути и умерла второй раз. Но мы как мишки – можем есть и с душком. Нас этим не остановить. Короче, подъели все слабо пахнущие (не пахнущих не было) места, а сильно пахнущие – похоронили в недрах мусоропровода нашего вагона…
Запись Виталика: интересная биография прошла мимо.
Запись Татьяны:
19:17. Едем весело: вчера вся команда, на ужине, ела у меня с руки сыр, который пожертвовал Миша. Добрый человек. Сыр любят все!!!
Сегодня играли в «Мафию». Три игры начинали убивать с медсестры (Паша, Лиза и Вождь), а затем комиссара (Я, Таня, Паша). Две игры побеждала мафия (Илья – Игорь Б.; Вождь – Таня). Было весело, орали на весь состав.
Запись Лизы:
2 день в поезде – весело!!!
Проезжали крупные города РФ, немножко погуляли, покупали и дегустировали пиво – поэтому пока ассоциации с городом связаны с вкусовыми качествами пива. Приближаются дни сплава…
Через час с лишним мы будем в Тайге. Так станция называется. Играли в «Мафию» сегодня – было весело! Мишка почему-то почти всегда был мэром. Таня, Паша, Илья, Игорь Битюков и оба Андрея успели побывать мафией. Ну о-о-очень шумно играли.
18.07.2011
Запись Паши:
Красноярск. Этот город находится, видимо, в другой стране – в Розии. Видно это по пункту продажи прессы, именуемому «Розпечать».
Прибыли мы в эту страну с опозданием, о чём проводница забыла нас предупредить. И не просто забыла, но и дезинформировала. Мы не спеша отправились в город за продуктами. Примерно через квартал от вокзала нашли магазин, заняли очередь, премило болтаем. Вдруг звонок от человека-Игорька, говорит: поезд отправляется.
Причем трубку включили чисто случайно, телефон должен был быть выключен. Да и первый вызов сбросили, подумав, что просто человеку захотелось пообщаться. Только потом стрельнуло, а вдруг что-то важное, и мы перезвонили.
Закупиться успели не все. Забег в шлёпках начался. Внутри вокзального здания, естественно, поплутали, но таки успели прыгнуть в поезд. Слушаем истории об опозданиях.
Родился слоган для поездной части нашего похода: «Сначала едим у вас, потом – каждый у себя!»
Наши картёжники (Илья, оба Игоря и Андрей Зайцев) опять сели за карты. Первое купе преобразовалось в натуральное казино. Задаю классический вопрос: «Кто победил?» Ответ: «Дружба». То есть игра, видимо, не идёт ни у кого.
Запись Виталика:
Коварными котлетами была усыплена моя бдительность, когда Игорь достал коньяк. Вместо того чтобы сказать «Или пьют все или я отказываюсь от угощения» я не почувствовав в этом дурного примера поддался искушению, чем вызвал сильный резонанс в верхних эшелонах власти… выраженный сильнейшей опалой. В целом боевой дух группы оцениваю на 3+.
Третьи сутки в поезде – и почему-то совсем не чувствуется дискомфорт. Поезд стал нашим домом на эти 3 дня, но скоро уже придётся с ним прощаться: завтра рано утром (в 4.00 по Москве) мы прибываем в Слюдянку. Народ разморило, и большинство (даже картёжники) дрыхнут на своих полках. Классическое времяпрепровождение в поезде.
Запись Лены:
Не знаю сколько времени – даже спросить не у кого!!! Все спят! Наверное, так группа готовится к завтрашнему дню. Я смотрю в окно и в голове крутится: «Мы едем, едем, едем в далекие края…»
В вагоне – «огульнiя млявiсть», а за окном такая красота! Хочется пройти босиком по земле и касаться руками травы.
Анонимная неопознанная запись:
15.34. Наплевать на весь режим, мы нажрались и лежим.
В Москве сейчас около 7 вечера, а у нас, стало быть, уже почти полночь. Полдевятого сегодня у нас будет Зима. В смысле, прибываем мы на станцию Зима, от которой уже считанные километры до Иркутска и, соответственно, до Байкала.
Распределили дежурство и определились с подъёмом на завтра. Завтра в час (ночи) мы просыпаемся на стоянку в Иркутске (там надо будет купить газету с предложениями перевозок-забросок, чтобы найти водителя для выброски с маршрута). А после – бессонные 2-3 часа до Слюдянки. Откуда нас ждет долгая дорога до реки.
А сейчас ужин!
Запись Ильи:
Козлы – оставили нас с Игорем в козлах в начале, потом Андрею приснились новые правила игры в «Козла» и мы остались в полных козлах – КОЗЛЫ!!!
Ужинали. Андрей: «Значит так, после Зимы – отбой!». Пашка: «Уходим в спячку».
Кто может похвастаться, что у него Летом была Зима? У нас была… Несколько минут до похода и несколько часов после…
19.07.2011
Подъезжаем к Слюдянке. Полным ходом идёт процесс перемещения рюкзаков к выходу. Игорёк прибежал в наше купе: «Там за окном – Байкал!» И точно, за окном открывается вид на кажущиеся бескрайними просторы Байкала, окаймленные зелёным прибайкальским хребтом.
Да, ради этого вида стоило трястись трое суток в душном плацкартном вагоне. Это надо видеть! Поэтому, простите, прерываюсь. Подробности – на фотоснимках.
Все прилипли к окнам – смотрим на Байкал. Я достал камеру. Понимаю, что потом, после похода, этих видео кадров Байкала будет уйма, но сейчас, в первое время… Ехать мима Байкала и не снимать на видео - это грех. Щелкали фотоаппараты, возгласы, восклицания про «священное море» доносились из всех купе нашего вагона… Один только невозмутимый Виталик глянул на озеро, а после сел покемарить на лавочку плацкартной полки.
17:15 (мск) Двинулись (записано, дабы сохранить время отправления микроавтобуса из Слюдянки в Орлик для нашего хронометриста).
Наш поезд стоял на станции Слюдянка всего 4 минуты, но, как водится, времени на выгрузку вещей нам понадобилось значительно меньше. Ну так – команда! Организовали по-быстрому конвейер, и вот мы уже на перроне.
Раиса Ивановна (наша проводница) не успела ещё смахнуть скупую слезу, как нас уже встречал наш водитель, обещавший доставить нас до реки. Нет, встречал нас не водитель, а тут же дежуривший на перроне и подоспевший к нам четырехколесный барыга, предлагающий свои условия для переброски. Узнав, что наш транспорт уже заказан по Интернету, он ретировался.
Наш водитель – Гончик (это имя). Когда я с ним созванивался и потом списывался по Интернету, оговаривая массу вопросов, от нагрузки на машину до количества людей, я думал, что «Гончик» - это ник или логин. Оказалось, что это бурятское имя. Нашим водителем оказался бурят!!! Водитель оказался на удивление сговорчив, и все (ВСЕ!!!) рюкзаки было решено разместить на крыше машины. Вообще-то, я хотел максимально загрузить салон машины людьми и рюкзаками, а не поместившиеся рюкзаки привязать к багажнику на крыше микрика (опытные перевозчики туристических групп делают багажники во всю площадь своего автобуса). Так можно было бы уменьшить высоту вещей на багажнике и, теоретически, увеличить скорость движения до реки и сэкономить солярку. Посмотрев на наши экзерсисы на крыше, водитель сам залез на машину и перевязал рюкзаки более грамотно, с учетом дороги. Экономия солярки его не вдохновила, и он, руководствуясь соображениями, что клиенту должно быть удобно, увязал на крышу все наши пожитки. Всё. «Шеф, трогай!»
Последние формальности – отметка о выходе на маршрут в местном МЧС, сообщили о выходе на маршрут Пермскому КМКК, умылись водой Байкала – и вот мы уже в дороге. Ехать предстоит около 8 часов.
Весь путь до реки описывать сложно, но на всем протяжении движения из маршрутки доносились нестройные «ахи» и «охи» по поводу красоты окружающих пейзажей. Мне это сразу напомнило мой первый поход на Алтай в 1991 году, когда я впервые увидел горы. Это было при доброске на автобусе. Тогда я понял – шедевр можно сделать, даже повернув резкость фотоаппарата «до бесконечности», закрыть глаза и щелкнуть «в белый свет, как в копеечку». Тогда я был уверен, что получится в худшем случае средненький кадр. Через две недели хождения по Алтаю я уже так не думал – я уже увидел настоящие горы, а не сопки. Что-то похожее, по-видимому, испытывали и ребята нашей группы, поскольку затворы фотоаппаратов щелкали с частотой пулеметной очереди. Да и я с видеокамерой от них не отставал. А посмотреть было на что: бесчисленные бурханы и святые места бурятов, где обязательно нужно выйти из машины и поклониться духам, задобрить их подарком – монеткой или едой…, водопад на левой обрывистой скале у дороги, горы ущелья, по которому проходила наша дорога… Вооружившись списком достопримечательностей пути, скачанным из Интернета, я регулярно доставал Гончика просьбами остановиться или заехать куда-нибудь. Он медленно закипал – трата времени, но бизнес-этика и такт не позволяли ему демонстрировать недовольство клиентом. Тем более что мы тянулись к интересному и незнакомому, а не тупо напивались в его «микрике», как предыдущая группа.
После наших увещеваний о посещении «главного дацана Тункинской долины», он решил-таки нас туда довезти. Увидели этот дацан – небольшой буддийский храм со смотрителем-гуру, который не проявил к нам никакого интереса (ни положительных, ни отрицательных эмоций). Прошли по территории дацана, посетили главный храм – дуган, пофотографировались и – ходу дальше.
В Мондах сделали остановку на 5 минут. Когда проезжали КПП пограничной службы, как и в 2008 году, на вышке стояло чучело пограничника. Я сказал об этом ребятам и, выйдя из машины, решил снять чучело на видео. Каково было мое удивление, когда этот… чучело стал двигаться. Упс… Снимать сразу расхотелось. Как бы не замели нас хранители спокойствия нашей страны…
Ну наконец-то! Мы прибыли на реку, не доезжая до Орлика километра 4. Неподалёку уже слышен шум шивер, и завтра мы выйдем на воду.
Доброска оказалась не настолько утомительной, как ожидалось, но, по-моему, все были ужасно рады, когда из окна нашей Истаны (ISTANA – марка нашего (корейского) автобуса) мы увидели Оку.
А ещё удивительное впечатление произвели Саянские горы. Да, это вам не Урал! Настолько грандиозные памятники, выщербленные из камня, могла создать только природа. Куда там Церетели!
Вечером начали стапель. К ужину собрали рамы «Кулика-4» и двух двоек, стояла готовая байдарка. Сбор катамарана «Красное Солнышко-4» был отложен на завтра. При сборе байдарки мы с Пашей перестарались с прокладками под стрингера, перегрузили форштевень, и у него сорвало центральный замок. Ремонт занял часа полтора. Вскоре байда была починена и собрана.
После ужина приезжал наш бурятский водитель из Орлика и привёз нам сметану и молоко яка хайнука (чистого молока яка вновь попробовать не удалось). А также самодельные сувениры – росписи-картины из жизни этого гордого народа, нарисованные на лопатках священного животного – барана. То ли мы не успели проникнуться духом бурятского народа, то ли баранов стало жалко, но на роспись никто не клюнул. Обещал привезти и продать рыболовные мушки, но что-то там с мухами не срослось.
Ну что, поход начался! Завтра мы выходим на маршрут.
20.07.2011
Запись Ильи:
Хотел взять топор для изготовления пробки для сидений катамарана. Искал-искал - так и не смог найти. Потом увидел, что идёт Игорь Битюков из леса с топором, и направился к нему. Вдруг увидел впереди Борю, который и перехватил битюковский топор. Похоже, сиденье так и не будет доделано. =)
Попросив у Бори топор – услышал, что он ему нужен для дела… Я остался при мнении, что мне топор нужен для ЗАБАВЫ.
Запись Игоря Трофимова:
В общем вот. Собираемся сами, суда уже почти готовы. Несмотря на то, что погода кидает сюрпризы, настроение у всех хорошее. Все хотят на воду, только Лиза говорит, что боится и тщетно пытается заплакать. =)
Сегодня строим суда. Стапель. Времени писать мало – не обессудьте. Как же долго мы этого ждали! Я, например, целый год.
После продолжительного строительства судов и подвязки вещей к катамаранам, наконец-то вышли на воду, предварительно сфотографировавшись всей командой на фоне реки и судов. Великолепно! Не найдешь слов, чтобы описать радость от встречи с порогом.
Распределение по судам было следующее: впереди шёл «Стерх-2» с Леной и Андреем Зайцевым на борту. Следом за ним – адмиральская байда с Вождём и Пашкой, потом – Виталик со своим экипажем (Илья, Игорь Битюков и Оксана) на «Кулике-4», Оля с Татьяной на «Кулике-2». Замыкал процессию наш четырехместный катамаран «Красное Солнышко» (Миша, Лиза, Игорь Трофимов и я).
И вот в таком составе мы прошли первые километры Оки.
Игорь Битюков (описывает мне свои впечатления): «Я в восторге! Так и напиши. Как нас катануло!» Короче, эмоции переполняют нашу команду.
Игорь рассказывает про Виталика: «Нам кэп перед входом в порог сказал «Гребите в центр! Вы сюда водным туризмом пришли заниматься или что?»
Ладно, ужин. Продолжу после…
…В общем, прошли сегодня «Большие Тисские пороги» (III к.сл.) Было круто! Для меня это первые пороги в этом году. После прохождения левого притока – реки Тиссы наша с Пашкой байдарка вышла вперед, обогнав «Стерх-2» Лены. Помня лоцию почти наизусть, я предупредил Пашу, что скоро начнутся «Большие Тисские пороги», они III к.сл., поэтому посмотрим воочию нрав реки. Сзади, метрах в 30, шел катамаран Лены, страховка была недалеко, если поймаем оверкиль. Пороги начались практически сразу после устья Тисы. Валы – только держись!!! Только успевай отплевывать воду, попавшую в рот. После первого Тисского порога скомандовал Пашке причаливать к правому низкому берегу для организации ночевки (по плану было - дойти до порога, но не проходить его). Причалили прямо на струе, была пара моментов крена на левый борт, но все обошлось.
Вышел на берег. Посмотрел стоянку, Пашка в это время отчерпал воду из байдарки. В 20 метрах от предполагаемой стоянки проходит автомобильная дорога в Орлик-Хужир. Не вариант. По коням!!!
Прошли второй Тисский порог, валы такие же – ориентировочно 1.5 (чуть выше, чуть ниже) метра. Для байдарки это были хорошие валы. Пашка, поймав драйв в сложившейся ситуации, орал на всю реку при врубании в каждый вал. Пару раз накрыло с головой и меня, кормового. В общем, прошли, и ладно… На стоянке после чалки были оживленные рассказы о прохождении и о том, что «если это порог – тройка, порог-разминка, то что же будет дальше»? А то и будет, господа водники, что вода в этом году высокая (позже поняли, что уровень – до паводкового) и расслабиться до конца похода у нас не получится. Это сплав.
Только что (за ужином) отмечали день рожденья сына Оксанки (взрослый уже совсем, 4 года) и посвящали в водники ребят, которые впервые прошли порог, почувствовали «вкус воды на весле».
Ох и насыщенный получился день!!!
Запись Лены:
20.07. Вечер, почти ночь. Вчера, когда все устали очень, Миша упорно разбирал рюкзак до 3 ночи. А утром ещё 8 часов не было, Миша уже воду принёс, дежурных разбудил и уже весь в делах. И вообще, он всегда в делах, в заботах, всем помогает. Миша, спасибо!!! Молодец.
21.07.2011
Запись Лизы:
Вчера в 21:00 (по местному времени) мы поплыли по реке – начался сплав. Конечно, в 21:00 поздновато, но надо было уплывать от жителей Орлика. Наш катамаран был последним, и мы отстали. Капитан Борис Юрьевич очень сильно переживал по этому поводу, и все время повторял «ходу» и «табань». Физическая подготовка у меня плохая, было сложно, да и на окружающие пейзажи не удалось посмотреть – о, прекрасные Саяны.
Приплыли все мокрые в полной темноте. Честно говоря, мне не так понравился сплав, как посвящение в «водники». Илью, Игоря и Андрея и меня наградили сосками, после чего последовал тост «Родились водники» и все радовались…
Запись Игоря Трофимова:
Приплыли вчера очень поздно. Устали-устали. Спать хочется. Костер трещит. Вода закипела. Будем завтракать.:D Без хорошего завтрака ни за что не полезу в мокрый водный костюм. Б-р-р-р J
Ходовой день оказался на редкость спокойным и беспорожистым. Все препятствия, которые попадались нам на этом участке, были только шиверы и перекаты не выше II к.сл. Проходили их сходу, походным порядком, фотографируя по дороге друг друга на судах для последующего (дома) осознания своей крутости.
Время от времени наша кавалькада причаливала к берегу для обогревания своих естественных центров тяжести на горячих, раскаленных под солнцем прибрежных камнях. Естественно, народ быстро прочухал, что на темных и черных камнях сидеть комфортнее, поскольку они горячее.
Через 5 минут после достаточно продолжительной стоянки с обогревом всех 14 поп на горячих камнях мы увидели левый приток Саянской Оки – р. Сенца. Я предложил остановиться на непродолжительный опять-таки перекур, дабы своим умением в рыбной ловле покорить группу. Сделал несколько забросов. Рыба молчала, в смысле, не клевала. На протяжении долгих 10 минут я продолжал неистово забрасывать и забрасывать блесну и мушки в разные участки выходного порога Сенцы. Итог – прежний. Группу поразил…
Дабы не терять время зря, было предложено дежурным организовать перекус с костром и чаем (но на сухофруктах). Ребята быстро организовали костер из прибрежного топляка и вскипятили чай со «шняшками» (орехи и сухофрукты). Было очень вкусно и сытно. С рыбой – не судьба, значит, пора выдвигаться дальше. Напоследок пофотографировали себя на фоне Сенцы и Сенцу без своего фона и двинули дальше.
После какого-то определенного момента, когда нас вывел своей крутостью и непотопляемостью экипаж «Кулика-4», наша байдарка приняла вызов и вступила в бой. Это очень сложно – воевать скоростной байдарке с таким огромным пузырем, как катамаран-четверка. Апогеем нашей битвы стал абордаж катамарана. Полетели на борт крючья, кошки, цепи, абордажные доски… Захватив в плен капитана катамарана, пришлось с ним окунуться в воды реки. Короче, вывалились с судна Виталик и я. В результате этого боя Капитан катамарана потерял личное обмундирование – свои редкой красоты солнцезащитные очки. Бой состоялся. Все остались довольны и расползлись по своим судам приводит