Творческая группа участников похода
ДНЕВНИК
водного похода IV+ категории сложности
По реке Улуг-О (Тува)
и
Пешего похода I категории сложности
В районе хребта Ергаки (Красноярский край)
В Западных Саянах-2012
(документально-художественные хроники)
© р. Улуг-О – хр. Ергаки – Ульяновск, 2012
Вступительное слово
Невозможная ещё до недавних пор ситуация, когда группа сформирована уже на первом предпоходном сборе, теперь, кажется, стала для нас нормой. Одиннадцать человек, собравшиеся июньским вечером в одной из аудиторий Ульяновского Государственного Педагогического Университета (в которой и проходил первый сбор по походу), в один голос заявили о своём твердом намерении участвовать в июль-августовском сплаве. Чуть позже Аня Спиридонова (которая сплавлялась с нами в мае) отказалась: её задержали дела по учёбе, практике и неожиданно вдруг образовавшийся день рождения, и пришлось остаться. Нас осталось десятеро. И всё равно много: десять участников, готовых уйти на три (а то и на четыре) недели в горы, ни секунду не сомневающихся в своём решении. Похоже, к такому положению дел придётся привыкать. Желающих много, из кого-то приходится выбирать, кому-то – отказывать. Увы, но ничего не поделаешь…
Выбор реки для сплава пал, как всегда, на Адмирала. Соблюдая формальности и приличия, Андрей поинтересовался нашими пожеланиями и предпочтениями (первые опросы проводились ещё на точке майского похода), а после вынес вердикт – Западные Саяны, республика Тува, река Улуг-О. С завершением маршрута по Бий-Хему, в столице Тувы – Кызыле. Справедливости ради нужно сказать, что у меня, как у Адмирала, было несколько вариантов маршрутов в качестве маршрута «Главного похода года». Одним из вариантов рассматривалась река Каа-Хем (Малый Енисей). В качестве (неслабого) дополнения к Улуг-О (для тех, у кого получилось договориться с работой о четырех отпускных неделях) предлагался сплав по правому притоку Бий-Хема – р. Ожу, увеличивая категорию сложности, таким образом, с IV+ до V категории сложности или (в случае малой воды на Ожу) – пешеходный маршрут по Ергакам, красивейшему природному парку Тувы с прозрачными озерами, живописными горами, дикой, нетронутой (почти) природой.
|
Отношение к летнему сплаву было очень серьезное: как-никак первая река категории сложности 4у (усложненной) в нашем активе, и это если не будет большой воды (забегая вперед, надо сказать, что вода у нас всё-таки была малая). Неоднократно проговаривалось словосочетание «Главный Поход Года», после чего Миша Подъячев и Паша Елизаров решили зарегистрировать домен glavpohod.ru, а Паша даже заказал всей команде одинаковые футболки с соответствующей надписью и авторским логотипом.
Итак, первый шаг навстречу летнему приключению сделан, и мы в полном составе занялись чтением лоций и подгонкой снаряжения для похода. Больше всего хлопот (как всегда) упало на плечи Андрея, но в той или иной мере вся группа поучаствовала в подготовке к сплаву по саянской речке. А группа у нас подобралась интересная, как и всегда очень разноликая, но яркая и веселая. Об участниках группы лучше всего расскажут их записи, сделанные в походном дневнике на маршруте, а записей, надо сказать, было очень и очень немало – к написанию дневника приложили руку почти все участники сплава. Поэтому оды нашему дружному коллективу петь не буду. Просто перечислю состав группы.
|
Вкратце о нашей команде:
№ п/п | Фамилия, Имя, Отчество | Должность | Туристический опыт |
1. | Гаврилов Андрей Сергеевич | Адмирал, руководитель группы, экспедитор, видеооператор, капитан К2 «Кулик» | Руководство (водные): р. Пистайоки-2004 (Карелия), III к.сл; р. Чуя-Катунь-2007 (Алтай), V к.сл.; р. Зилим-2009 (Юж.Урал), II к.сл; р. Сакмара-2010 (Юж.Урал), II к.сл; р. Инзер-Лемеза-2011 (Юж.Урал), III к.сл.; р. Саянская Ока-Утулик-2011 (Прибайкалье, Хамар-Дабан), V к.сл.; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл.; (комбинированный): Ловозерские тундры-р.Умба-р. Колвица-2010 (Кольский п-ов), III к.сл. |
2. | Гаврилова Елена Владимировна | Завхоз, видеооператор, матрос К2 «Кулик» | Участие (водные): р. Пистайоки-2004 (Карелия), III к.сл; р. Чуя-Катунь-2007 (Алтай), V к.сл.; р. Саянская Ока-Утулик-2011 (Прибайкалье, Хамар-Дабан), V к.сл.; (комбинированный): Ловозерские тундры-р.Умба-р. Колвица-2010 (Кольский п-ов), III к.сл. |
3. | Елизаров Павел Валериевич | Доктор, видеооператор, фотограф, матрос К4 «Красное Солнышко» | Руководство (водные): р.Юшут-Илеть 2005-2008, 2010 (Марий-Эл), I к. сл.; Илеть-2011 (Татарстан), I к. сл; р. Участие (водные): р. Айва-Сура-2002, (Пензенская обл.), I к.сл.; Бол. Зеленчук-2009 (Кавказ), II к.сл.; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл. |
4. | Елизарова Евгения Алексеевна | Казначей, фотограф, матрос К4 «Кулик» | Участие (водные): р. Юшут-Илеть 2005-2008, 2010 (Марий-Эл), I к.сл.; Илеть-2011 (Татарстан), I к.сл; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл.; (Пеший): Кавказ-2009, I к.сл.; Крым-2010, 2011, I к.сл. |
5. | Кузнецов Борис Юрьевич | Летописец, виночерпий, капитан К4 «Красное Солнышко» | Участие (водные): р. Зилим-2009 (Юж. Урал), II к.сл; р. Сакмара-2010 (Юж.Урал), II к.сл;; р. Саянская Ока-Утулик-2011 (Прибайкалье, Хамар-Дабан), IV к.сл.; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл.; (комбинированный): Ловозерские тундры-р.Умба-р. Колвица-2010 (Кольский), III к.сл. |
6. | Мигалова Оксана Вячеславовна | Матрос К4 «Кулик», Видеооператор | Участие (водные): р. Мал.-Бол. Черемшан-2009 (н/к); р. Сакмара-2010, (Юж.Урал), I к.сл; р. Саянская Ока-Утулик-2011 (Прибайкалье, Хамар-Дабан), IV к.сл.; (комбинированный): Ловозерские тундры-р.Умба-р. Колвица-2010 (Кольский п-ов), III к.сл. |
7. | Подъячев Михаил Александрович | Хронометрист, побудчик группы, матрос К4 «Красное солнышко» | Участие (водные): р. Сакмара-2010 (Урал), II к.сл; р. Инзер-Лемеза-2011 (Ю.Урал), III к.сл.; р. Саянская Ока-Утулик-2011 (Прибайкалье, Хамар-Дабан), IV к.сл.; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл.; (комбинированный): Ловозерские тундры-р.Умба-р. Колвица-2010 (Кольский), III к.сл. |
8. | Травкин Павел Дмитриевич | Рем. мастер, матрос К4 «Кулик» | Участие (водные): р. Зилим-2009 (Урал), II к.сл; р. Сакмара-2010 (Юж. Урал), II к.сл; р. Инзер-Лемеза-2011 (Урал), III к.сл.; р. Саянская Ока-2011 (Прибайкалье), IV к.сл.; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл.; (комбинированный): Ловозерские тундры-р.Умба-р. Колвица-2010 (Кольский п-ов), III к.сл. |
9. | Королева Екатерина Юрьевна | Рем. мастер, матрос К4 «Красное солнышко» | Участие (водные): р.Юшут-Илеть 2005-2008, 2010 (Марий-Эл), I к. сл.; Илеть-2011 (Татарстан), I к. сл; р.; Бол. Зеленчук-2009 (Кавказ), II к.сл.; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл. |
10. | Кобылкин Виталий Михайлович | Дежурный мешок, капитан К4 «Кулик» | Участие (водные): р. Сакмара-2010 (Юж.Урал), II к.сл.; р. Инзер-Лемеза-2011 (Юж.Урал), III к.сл. р. Бол. Черемшан-2010 (н/к); р. Саянская Ока-Утулик-2011 (Прибайкалье, Хамар-Дабан), IV к.сл.; Песчаная-2012 (респ. Алтай), III к.сл.; (комбинированный): Ловозерские тундры-р. Умба-р. Колвица-2010 (Кольский п-ов) III к.сл.; |
|
Записи летописца – шрифт Times New Roman, записи и дополнения Руководителя группы и Адмирала – Times New Roman (курсив), записи остальных участников – шрифт Monotype Corsiva (13,5).
Приятного прочтения!
21.07.2012
Вот и начался «Главный Поход Года – 2012». Поезд тронулся. Вещи погружены. Нет только Виталика: его мы подсадим на Нижней Террасе. Вся остальная команда в ярко-оранжевых футболках, сделанных к походу Пашей Елизаровым, устраивается на своих местах. На футболках красуется надпись «Главный Поход. Ульяновск», а также эмблемка, изображающая четырехместный катамаран (реально на эмблеме изображены 4 торчащих вверх весла и 3 силуэта человека на фоне горы Парабола в Ергаках), сплавляющийся по реке в Западных Саянах.
В этот раз выбор Адмирала (и, соответственно, наш выбор) пал на реку, располагающуюся в самом сердце республики Тувы, в Восточной части Западных Саян. Это речка Улуг-О. Пока всё, что мы о ней знаем, исчерпывается сведениями из лоций и дневников других групп, прошедших маршрут по этой горной реке. Но уже через несколько дней мы попробуем эту реку веслом. А пока наш поезд проезжает другую, более близкую и понятную нам речку – Волгу.
Скоро Нижняя Терраса. Скоро Виталик. Пора, что ли, пиво доставать…
Лена:
Едем. Только раскидали вещи. Состояние такое, что подводится какой-то итог... Итог года, итог каких-то устремлений. И вот настал тот момент, свершилось. Мы в поезде.
Только что зашёл Виталик – значит, мы на Верхней Террасе. Наливают пиво «Бархатное», Виталику вручили футболку... Что-то закрутилось, завертелось. Одно ясно – мы уже не дома...
Виталий:
…
Виталик взял у меня дневник, чтобы сделать запись, но через некоторое время уснул на нем, так и не успев ничего написать…
Паша Елизаров:
Ну, вот мы и отчалили. «Прощание славянки», слезы провожающих, белые платочки вслед и прочие мерзости. Главный поход года начался! Что я от него ожидаю? Ну, во-первых, ради него я продал гараж, уволился с работы, когда босс отказался подписывать мне отпуск, напрягся до предела своих сил, организовал «Летний День»-корпоратив для Альфа-Банка. Теперь я свободен! И эту свободу нужно облечь во что-то осязаемое, то, что можно ощутить всеми органами чувств, попробовать на вкус, потрогать, вкусить. То, что принесёт мне лично и команде в целом удовольствие и незабываемые впечатления, пусть даже они будут связаны с большими трудностями и лишениями, которые, я уверен, нам встретятся неизбежно.
Не скрою, что у меня с Женей был соблазн бросить все приготовления к походу, купить, как Лиза, путевку на Кубу, дней так на 16, и уже лежать на золотых песках Варадеро и греться в лучах Карибского солнца. Но «мы выбираем трудный путь, опасный как военная тропа».
Если честно, я бы хотел, чтобы этот поход остался в памяти как «Большое Саянское Приключение», как месяц, во время которого всё, что накипело в городе, растворилось в природе, там, где если и ступала нога человека, то это вмешательство было минимальным. Хочу, чтобы во время этого похода я испытал то, что никогда раньше не испытывал именно в серьезном таком походе – усталость, которая валит с ног, восторг от новых мест и видов и, главное, испытания себя на прочность – то, ради чего я шёл к этому приключению, несмотря ни на что.
Рад, что всем понравились наши экспедиционные футболки «Главный поход»: народ даже не преминул их сразу надеть. Это на самом деле очень важно – один из элементов team-building-a.
Теперь как врач: команда чувствует себя хорошо, температура в норме, наблюдаются некоторые признаки недосыпа, предположительно связанные с приготовлением к походу.
Во время ужина было роздано по 3 драже витамина C. Пожалуй, только у Виталика небольшой насморк.
Уже вечер, почти ночь. Сидим, пьём чай. Начали с «Бархатного Томского», потом закупились пивом в Димитровграде, а вот теперь чай. Половина народа уже дрыхнет, а я, Катя, Лена, Миша, Женя и Паша чаёвничаем. Работа (резка вязок для катамарана, подготовка карт и лоций), видимо, начнется завтра. Привыкаем пока к мысли о начале отпуска.
22.07.2012
Лена:
≈ 9.17 ч. Мы в Уфе. Вышли на свежий воздух, подышали, покурили. Ничего примечательного не произошло. Вот сидим в вагоне, ждем, когда тронется наш поезд.
Поезд тронулся.
Второй день похода. Утро для нас началось в Уфе. Для некоторых – после Уфы.
Сон был несколько ломанный. Выспавшись после обеденно-ужинной (приготовленной после нашей загрузки в поезд) еды, часть народа проснулась глубокой ночью, решив скрасить ночное бдение кружкой чая с печеньем. По правде сказать, полуночников было много: большая часть группы. Тем не менее, около 9-ти утра (по Москве) народ начал просыпаться/подниматься.
Сейчас уже едем по Уралу. Время близится к обеду. Некоторое время назад проезжали мимо речки Сим. Но нам туда не надо. Едем дальше.
Андрей решил экзаменовать народ на знание нитки маршрута и некоторых его подробностей. Разобрали лоции и отчёты других групп, вооружились картами. Периодически произносятся фамилии: Сизов, Каменецкий, Фёдорова, Юрин, Шварц… это руководители групп, чьи отчёты мы взяли с собой на Улуг-О. Сидим, читаем. Сразу видно, кто тянет (если говорить об экзамене) на твёрдую «пятёрку» (например, Миша), кого можно подтянуть на «чётверку» (например, я), а кто знает лоции на твёрдый «трояк» J (Виталик). (Не посчитай за дерзость, уважаемый летописец, но как-то привычнее, когда отметки выставляет экзаменатор, а не экзаменуемый…)
Паша Елизаров:
Пару слов о поездной гигиене. Особенно это актуально в таком голимом вагоне, как наш и такой жаркой погоде, как наша. Подхватить кишечную инфекцию проще простого. Однако мы не намерены этого делать. Мы перестраховываемся, выбрасывая подозрительную еду, моем руки не только перед едой и дополнительно дезинфицируем себя изнутри спиртом. Отравление легче предупредить, чем лечить, ведь больных придется выбрасывать за борт.
Народ почитал лоцию, впечатлился и теперь разлагается. Подъезжаем к Челябинску, сделали текилу, которую охлаждаем мокрым полотенцем (простая и гениальная идея охлаждать спирт таким образом принадлежит Паше Елизарову ), кто-то починяет снаряжение, кто-то ремонтирует гитару. Все при деле, но расслабон полный. Определили тройки дежурств: я, Женя и Виталик; Катя, Боря и Миша; Оксана, Паша Травкин и Лена. Андрей помогает всем. J
Гаврилов грозится устроить экзамен по знанию лоции. Миша очень серьезно к этому отнёсся.
Женя:
Прочитала отчет о походе по Улуг-О и лоцию Сизова. Стало страшно. Мне кажется, что я лишняя. Боюсь. Боюсь подвести команду. Ой! Страшно.
Паша Елизаров:
В Челябинске люди настолько суровы, что делают мороженое из томатной пасты.
Виталий:
Вчера сраженный усталостью я не смог сделать запись в дневнике, отключившись на рукописи погруженный в глубокие думы. Проспав Уфу, я сконцентрировался на десантировании в Челябинске озадаченный поиском адаптера с флешки типа «микро SD» на «SD»… Итог – в Челябинске нет в продаже адаптеров, только с флешками(((… Сегодня впервые в жизни попробовал томатное мороженое… понравилось оно не всем… приходится есть его за других… теперь это моё любимое лакомство J
Вместо экзаменов по теории водного туризма удался тихий час. Наевшись, залегли на свои места спать. Провалялись до самого Челябинска. В Челябинске я, Катя, Виталик, Оксана и Миша отправились в город за мороженым и пивом. Купили местного пива и мороженого… томатного! Да уж, как заметил Паша (который Елизаров): «Челябинские мороженщики настолько суровы…» Потом на перроне старательно изображали удовольствие от мороженого, в уме проклиная подобные эксперименты. Челябинское пиво закончилось даже быстрее, чем челябинское мороженое (вот неожиданность!), и народ решил перейти к приготовлению ужина.
Удивительно, но когда из города пришли ребята и принесли старое, уже забытое лакомство детства – томатное мороженое (удивительно, как такую бодягу в детстве мы могли есть и получать удовольствие), ко мне подошел молодой человек и, спросив, из какого мы города, задал следующий вопрос: «Знаете ли вы Гаврилова Андрея?» Я, естественно, сказал, что знаю: «Это я…» Оказалось, что этот молодой человек, Юра, давно уже хотел со мной познакомиться, хотя заочно уже меня знал давно. Он входит в турклуб Стерлитамака «Глобус» и знаком со мной по рассказам моего родного дяди – Гаврилова Бориса, который стоял у истоков создания этого клуба. Нужно сказать, что и я в различных походах пытался найти «глобусовцев», правда, пока безуспешно. Вечером он со своими ребятами приходили к нам в гости. Пообщались на тему прошлых походов… Эта встреча и общение мне крайне понравилась.
На столе нас уже ждёт приготовленная из подручных средств (заготовленных заранее Пашей Елизаровым) текила и уже вовсю готовится салат. Жизнь удалась! Отпуск!
23.07.2012
Катя:
Вчера ели томатное мороженое. Очучения непередаваемые, можно сравнить с сочетанием солененьких помидорок со взбитыми сливками. Кто додумался такое сделать? и зачем?
В общем, мой совет – хотите проверить свой характер и устойчивость, ощутить остроту – попробуйте хоть раз в жизни томатное мороженое. Виталик съел – 3. Уважаю, мужик… J
В первый раз за все мои путешествия в поезде на Восток утро началось для меня стоянкой в Омске (обычно я эту стоянку благополучно просыпал). Вышли на воздух. В поезде духота, жарко. На улице свежее.
Ночью проезжали казахскую границу. Вчера закончили вечер в Кургане походным коньяком (после текилы, приготовленной нами самостоятельно). Сегодня пора уже заняться делом. Нужно ещё нарезать вязки из автомобильных («жигулевских») камер, взятых из Ульяновска, и подготовить карты для сплава.
Сейчас пока народ грызёт семечки, купленные Мишей в Омске (в вакуумной упаковке, кстати) и ждёт Барабинска…
В Барабинске – «Томское Бархатное», в Новосибирске – «Вольная Сибирь», а сейчас сидим после ужина, отдыхаем. На перрон стали всегда выходить не иначе, как в новеньких футболках «Главный Поход».
Резали резину, сейчас этим занимаются Паша и Женя Елизаровы. Андрей играет на гитаре. Народ, в основном, бездельничает. Катя помогает мне подготовить спас к сплаву: подшивает крепления для ножа.
Завтра в 6 утра по Москве мы пребываем в Красноярск (кстати, давно уже пора перейти на местное время – у них +4 часа). Поэтому писать дневник завтра с утра, наверное, времени не будет. Завтра нас ждет долгая дорога до реки. Настолько долгая, что время в пути превысит сутки. Послезавтра мы уже своими глазами увидим, что такое река Улуг-О.
Виталий:
Уже довольно поздно и я наелся, аж трудно дышать… сегодня весь день читал лоции и изучал прохождение порогов, это сложно делать, когда за окном такая красота, хочется смотреть и смотреть на величие родины. Короче продолжать бездельничать….
На одной из стоянок столкнулись с парнем, который по счастливой случайности знаком с дядей Андрея (ходил с ним в походы раньше и вроде бы до сих пор общается). Парня зовут Юра. Пришёл к нам в купе вечером. Мило пообщались и попели песенки. Обменялись контактами. Он записал нам свои в дневник:
«Вконтакте» группа: Искатели приключений на свою пятую точку Официальная группа тур клуба «Глобус»
личка: Юрка «Лягух» Мудрик
Лена:
Стемнело. Освещения нет ни у нас в вагоне, ни за окном. Последние сборы, подготовка к завтрашнему утру. Кто-то перепаковывает рюкзак, кто-то бренчит на гитаре. Завтра мы приедем в Красноярск. Беспечная поездная жизнь подходит к концу. Осталась одна ночь на полках купе.
Что нас ожидает впереди??!!! Читали отчеты других групп по Улуг-О – у всех всё по-разному.
Сегодня в Новосибе на вокзале встретили сборную группу, которая направлялась на Верхнюю Катунь, поговорили с ними. Оказалось, что они были в 2008 году на… Улуг-О, им очень понравилась река, ее скорость, динамика и красота природы. Нас это очень вдохновило, немного рассеяло напряжение.
Паша Елизаров:
Начиная с Челябинска во всех городах очень красивые вокзалы. Урал – это камень, дальше Сибирь – тоже красивая и богатая отделка. Ну почему в Ульяновске такой фиговый вокзал!
Как доктор: самочувствие группы хорошее. Болезней (неразборчиво) не наблюдается. Выдаю утром и вечером по 3 драже витамина C. Сам принимаю по 1 шт. цетрина от аллергии. Надеюсь, в тайге аллерген не водится.
24.07.2012
День без майонеза…
Виталий:
В Красноярске очень дорогие продукты… точка!!!
Слова Жени: «Обрезание, это не выход»!!!
Оксанка:
Едем из Красноярска в Кызыл. Водитель отказал нам в маленькой радости сфотографироваться с табличкой в начале Хакасии. Ехать тяжело, но кормят здесь очень вкусно и много.
В машине уже больше 6 часов. Поиграли в города, коров и быков и пытались выяснить, по какому принципу Павел Дмитриевич отбирает вещи для похода в процессе игры «Я возьму с собой в поход…».
Миша уснул в попытках развлечь водителя Сашу.
Извиняюсь за почерк – тряска!!!
Оксанка:
Проехали Зелёные Шумы и Минусинск. Везде летают неизвестные птицы и растут кедры. До Кызыла ещё 355 км.
25.07.2012
Миша попросил записать время в дороге:
ü Из Красноярска выехали в 12.40 (здесь и далее – местное время)
ü Абакан проехали в 18.40
ü В Кызыле – в 0.40
ü Дорога до Улуг-О: 2.30 – 9.15
Прибыли, наконец, на Улуг-О. Заброска – отдельная песня, особенно последняя её часть – на «шишиге» (ГАЗ-66) См. время в пути выше, о комфорте пока не говорю, может, позже. Поставили уже лагерь. Еда (завтрак?) готовится. Только что с места стоянки отчалила другая группа (как я понял со слов Андрея, сборная солянка с разных городов: Москва, Саратов, Красноярск и еще какие-то города – видимо, группа набиралась по интернету). Ушли на одном бескаркасном катамаране-«четверке» производства «Кулик». Оставили нам место для стоянки и дрова. Хорошие люди! Подробности по сегодняшнему и вчерашнему дням позже. Надеюсь, не только от меня.
Паша Елизаров:
По прибытию в Красноярск понесли небольшие потери: на Женином рюкзаке при разгрузке поломалась пряжка на поясном ремне. При опускании рюкзака на полку поезда, вырвался из рук рюкзак с катамараном и своей массой раздавил пластиковое крепление поясного рюкзака Евгении. Пряжка хрустнула и развалилась на мелкие части и даже в пыль… все!!! Рюкзак был новый, так сказать – обновили!!! Попытки найти в Красноярске запчасти для снаряжения успехом не увенчались, проблему решили договором, что Борис, который не идет в горы, даст нам пряжку со своего рюкзака.
«Истана» с прицепом, на которой почему-то красовался шильдик «Мерседеса», с бешеной скоростью везла нас по трассе M-54 «Енисей», водителю надо отдать должное (а мы отдали ему 18 тыс. рублей) - гнал, стараясь попасть в Кызыл к часу ночи.
Кызыл! Как много в этом звуке! Оправдывает своё название хотя бы на первый взгляд. От МЧС никакого толку добиться не смогли – у них то света нет, то печати. Помогли доблестные полицейские, которые поставили нам печать «Райотдел г. Кызыла».
В 2:30 выехали из Кызыла на ГАЗ-66, в простонародье – «Шишига».
12 часов на «Истане» и сразу без передышки 7 часов на этой «машине судного дня». Незабываемые впечатления от тувинских горок: мой желудок спрессовался от постоянной тряски в один маленький комок, который периодически подавал сигналы бедствия. Однако ни у кого из группы из группы морской болезни замечено не было. Нас можно в космонавты!
А сейчас мы на реке готовим обед, недосып более 26 часов сморил часть команды, они почивают.
Как доктор: про самочувствие участников сейчас не пишу, напишу, когда все выспятся.
День заканчивается. Только что был ужин. Сегодня собирали суда – стапель.
«Куличок-двойка» Андрея и Лены был готов самым первым, к ужину стоял в сборе наш катамаран «Красное Солнышко» (наш: мой, Кати, Миши и Паши Елизарова). «Кулик-4» (Виталика, Оксаны, Жени и Паши Травкина) сейчас довязывается. Сегодня катамараны должны быть готовы к выходу на воду, но отчаливаем мы только завтра. В общем, неплохой такой стапель. Несмотря на неспокойную ночь в «Шишиге», собрались быстро. День, конечно, получился долгим… Можно сказать, что начался он ещё вчера с раннего подъёма перед Красноярском. На красноярском вокзале к нашему приезду нас уже ждал водитель, который на «Истане» (корейский автомобиль, очень популярный в этих местах) должен был забросить нас до Кызыла. Приехал водитель, правда, не на «Истане», а на «мерсе» (в общем-то, такой же «микрик», только поменьше), но никаких нареканий к нему не возникло: доехали достаточно быстро (хотя дорога была долгой – более 10 часов) и, можно сказать, с комфортом, отобедав по пути в местной кафешке.
Вообще по поводу нашей внутренней заброски и по поводу водителя нужно сказать отдельно. И, думаю, что никто кроме экспедитора эту часть раздела написать не сможет. Предварительно, при подготовке похода я распределил нагрузку таким образом, что Миша Подъячев занимался экспедиторством по железной дороге, а я взял на себя «внутренние переезды». Найти удобного и коммуникабельного водителя, который устраивал бы тебя по всем параметрам, а не только по цене, несколько хлопотно. Как приверженец железной дороги я сначала рассматривал вариант доброски на поезде до Абакана, как наиболее дешевый способ доброски, как мне казалось тогда. При детальном рассмотрении все оказалось иначе. Цена на поезд Красноярск-Абакан составляла порядка 1150 рублей с человека в плацкартном вагоне. По каким-то, известным только административным работникам МПС, причинам, были отменены общие вагоны до Абакана. Следовательно, половину дороги (т.е. до Абакана) мы проедем на поезде по 1150 рублей с человека, правда, с комфортом, т.е. лежа на плацкартной полке. Дороговато, ну ладно… Вторым неудобным фактором являлось то, что при пересадке с поезда № 610 «Пенза-Владивосток» на поезд «Красноярск-Абакан» мы теряли порядка 12 часов времени, а это уже, простите, расточительство. Следовательно, попробуем найти варианты автомобильной заброски до Абакана или сразу до Кызыла. Единственным минусом такой заброски может стать проблема поиска машины в Кызыле, которая сможет отвезти на реку. Многие фирмы, занимающиеся извозом по Туве, сразу дают машину-вездеход, которая везет до реки (но это дорого по трассе), или дают две машины, которые везут до Кызыла (микрик) и до реки (вездеход).
Итак, поиск автомобиля… Интернет-сайты пестрят телефонами (большей частью без электронок) водителей автомобилей, готовых отвезти Вас за ваши деньги хоть на край света… Пришлось созваниваться и договариваться о доброске группы до реки или хотя бы до Кызыла по телефону. Начальная цена первых обзвоненных фирм составляла около 25.000 рублей до Кызыла, нашлась фирма, готовая за 22.000 рублей везти, но только до Абакана, т.е. полпути.
Пример: alash@tuva.ru: «Здравствуйте, Андрей. Мы можем организовать Вам транспорт. Место доброски на Улуг-О - до места возможного для сплава, зависит от уровня воды. Место выброски - паромная переправа в 15 км выше Кызыла. Стоимость: Кызыл - Улуг-О - 16000 руб. Абакан - Кызыл - 12500 руб. Бий-Хем -Абакан - 12500 руб. Цены могут быть изменены в случае увеличения цены бензина. С уважением, Наталья».
При дальнейшем поиске цены упали до 20.000 рублей. В конце концов, мой взгляд остановился на водителе Александре, готовом везти нас на своем микрике до Кызыла за 18.000 рублей. Цена была самая низкая. Смущало только то, что было мало информации о качестве его услуг. Я решил рискнуть и, перезвонив ему, окончательно договорился с ним об осуществлении заброски. Две тысячи рублей на 10 человек - не большая переплата, но, мне кажется, как потратить 200 сэкономленных рублей, народ придумает – лишь бы были эти деньги…
В итоге, ровно к оговоренному времени, к Красноярскому железнодорожному вокзалу приехала 14-местная «Истана» с прицепом для наших рюкзаков. Водителем оказался приятный в общении мужчина лет 45. Познакомились теперь лично: Александр. Пользуясь теперь случаем, хотелось бы еще раз его поблагодарить за быструю и не дорогую заброску. По нашей просьбе он нас провез по магазинам Красноярска для закупки быстро портящихся продуктов в поход. Ехали долго и быстро. Я отметил для себя одну из черт, нехарактерную для большинства водителей, которая мне очень понравилась – при заправке машины бензином, он не брал с нас деньги в качестве предоплаты, т.е. всю дорогу за бензин платил он из собственного кармана, не прося с нас денег на заправку машины. Не заметный штрих – а приятно….
Два телефона водителя: +7-913-567-69-64
+7-391-293-46-01 (Александр).
Специально привожу переписку с Виктором Филипповым, возможно, она в некоторой степени отобразит то предпоходное состояние и дух. При необходимости связи с Виктором можно воспользоваться электронным адресом или сотовой связью.
v.filippov52@mail.ru
1 письмо: «Здравствуйте Андрей, да возможность такая есть, стоимость машины от Кызыла до Улуг-О 14 тысяч руб. С Уважением Виктор.
2 письмо: «Авто. Газ-66 «вахтовка», везем до воды, если воды мало везем до метеостанции. мои тел. 8-923-219-68-00; 8-903-986-66-89». С Уважением Виктор.
3 письмо: Пересадка в Кызыле, время выезда по прибытию группы, связь и корректировка событий по телефону. С Уважением Виктор.
Забегая вперед, хочется сказать, что водители Виктора – Юрий и инкогнито (не представился) – мне и моей группе не понравились. Создалось впечатление, что им очень хотелось быстренько, любыми средствами, добросить нас до реки, получить деньги, а дальше – хоть трава не расти... Все пожелания группы: оговоренная (ранее с Виктором по телефону) регистрация в МЧС, покупка продуктов, заготовка дров для первого дня в безлесной зоне, да и элементарная остановка в туалет, – все это их не касалось, раздражало, просить приходилось по нескольку раз. Ну да ладно. Имея этот опыт, в следующий раз будем просить других водителей…
Пока ехали до Кызыла, пришло несколько смс-ок с разных телефонов Виктора Филиппова: «Телефон водителя «Газ-66» +7-923-264-69-01, +7-906-998-15-24. Юра»
Вот вторая часть пути – от Кызыла до Улуг-О – оказалась куда менее простой и комфортной. Во-первых, отправлялись из Кызыла в ночь (прибыли в столицу Тувы мы уже за полночь, около половины первого). А, во-вторых, ехали, мягко говоря, не по асфальтированной трассе. Вообще доброска до реки с Кызыла была также комфортной для тех условий. Мне доводилось как-то ехать действительно в некомфортных условиях. Просто в сравнении с поездкой в «Газели» или «Истане» по асфальтированной дороге, конечно заброска по бездорожью в «66» действительно не комфорт, но 10 человек в кунге «шестьдесят шестой» - это, ребята, комфорт. Не комфорт – это двадцать человек в открытом, не тентованном грузовике ночью, в дождь и холодный встречный ветер… А наша доброска – даже не представляете, какой она была комфортной. Но оставим вопросы комфорта лично каждому под его личное восприятие и зад, и продолжим…
Кызыл «порадовал» бестолковыми «эМЧеэСниками», которые никак не могли нас выпустить на маршрут (зарегистрировать выход на маршрут нашей группы). Выпуск нашей группы осуществился за две недели до нашего приезда, т.е. фактически мы были уже выпущены на маршрут. Единственно, мне крайне не нравится, когда группа выпускается «по факсу». Предпочитаю выпускаться на маршрут у конкретных людей и, регистрируясь, видеть те лица и те глаза, которым я вверяю на время прохождения маршрута свою жизнь. Здесь я увидел только заспанные глаза и практически не видел людей, поскольку два полусонных пожарных, не понимающих в принципе, что от них требуется – это не страховка в момент возникновения чрезвычайной ситуации. В попытке достучаться в их закрытые двери, а позже – в их сознание у меня в памяти всплывали картинки регистрации моей группы при выходе на Шавлу-Аргут-Катунь. Другая картина. При регистрации в Туве я понял, что не дай Бог что-нибудь случится – эти хранители наших жизней, ангелы наших судеб будут бессильны, как бессильны сейчас. Возможно, их раскачать могло только удостоверение, где было бы написано слово: Шойгу, но, возможно и это бы их не раскачало… Такого удостоверения у меня не было. Ладно, будем рассчитывать только на себя. Итак, приехали в отделение МЧС, там было закрыто, ворота на замке. В сознании всплывает картина из рядового дешевого сериала Российского производства: комната, накурено, запах дыма, табака, пота и чужой беды. И постоянно несущаяся в микрофон речь: «Оперативной дежурной бригаде! Поступила информация о… » и далее фантазия может развить любое страшное человеческое горе. И сразу же – топот ног, хватаются чемоданчики, запрыгивает врач, и с мигалками - «иу-иу-иу» – несутся машины спасать людей… М-да-а. Фантазия, подогретая кадрами из сериалов…
А у нас? Все закрыто. Ночь… Как на кладбище, даже спокойней. Все спят – оно и понятно – ведь ночь на дворе. Все здание – во мраке. По-моему, даже дежурная лампочка – и та закемарила, горела слабо мутным светом. Через 20 минут долбания в решетку ворот, вышел заспанный МЧС-ник и грубо спросил: «Чё надо?» Беда? Не… не слышал… Вам надо в другое МЧС, подальше от меня…» Поехали в другое МЧС, подальше от него. Там такая же ситуация… «А езжайте-ка вы лучше в пожарную часть… Печать? Не, не слышал…» И такая свистопляска в течение полутора часов. Пытаешься объяснить, что нам даже не столько нужна регистрация в МЧС – она у нас уже прошла две недели назад - сколько хотелось бы отдать письмо о регистрации не факсимильное, а подлинник. Также нужна печать на маршрутную книжку о посещении нами славного города Кызыла для подтверждения маршрута в МКК. После этого – вообще ступор. Блин… Тыркались в разные отделения – нас посылали. Тов. сотрудники, ответственные за чрезвычайные происшествия, долго рассказывали нашим ребятам, вышедшим с ними пообщаться, о тяжелой экономической ситуации в Кызыле, о вечной и главной беде России - дорогах и МЧС-никах, а также о местном раздолбайстве. В итоге, как это ни парадоксально, обратились за помощью в нашу родную… полицию. Тувинский полисмен поставил нам в маршрутную книжку печать с надписью «Кызыл» «Межмуниципальный отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации «Кызыльский» «Для справок», чем удовлетворил нас хотя бы частично (слава богу, первый нормальный человек попался, кстати, славянской внешности, в отличие предыдущих участников). После этих приключений (было уже больше двух часов после полуночи) выехали, наконец, из Кызыла. На «Шишиге» (ГАЗ-66). Это такая колымага, на которой, например, возят призывников и прочий человеческий материал, который не оценивают чересчур высоко. (Напрасно ты так, Борис – из-за наличия редукторных мостов, по показателям проходимости из советских машин мало кто мог бы потягаться в условиях бездорожья с «Шишигой». Даже хваленый «Урал», не говоря уже о «Камазе»). Двигатель в машине (как я понял из разговоров) от трактора, и двигалась она соответствующе, тарахтя и качаясь во всех трёх пространственных измерениях, согласно крутости рельефа. А ехали мы в горы, по разбитой дороге, через перевал…
По пути смеялись над собой, машиной и над теми позами, которые мы принимали, дабы удержаться в состоянии равновесия. Возникла шутка про «машину судного дня». Тем не менее, эта машина таки довезла нас до места часов за 7. И почти все даже умудрились кемарнуть ненадолго. А вы говорите – невозможно спать стоя. Тут ещё Архимед заметил, что главное в этом деле – точка опоры.
Что касается самочувствия команды, то, в общем и целом, несмотря на недосып, почти все были в норме. Сильно укачало только Катю (которая прокомментировала своё состояние коротко: «как будто снова рожаешь»), но после еды и небольшого отдыха и её состояние пришло в норму.