Разнообразие творчества.




Высоцкий написал свыше 100 стихотворений, около 600 песен и поэму для детей (в двух частях), в общей сложности его перу принадлежит приблизительно 700 поэтических произведений.

Довольно много песен было написано специально для кинофильмов, но большая их часть, иногда по техническим причинам, но чаще из-за бюрократических запретов, в окончательные версии не вошла (например, в фильмы «Земля Санникова», «Вторая попытка Виктора Крохина», «Особое мнение» и другие).

Владимир Высоцкий:

«Гитара у меня появилась не сразу. Сначала я играл на рояле, потом — на аккордеоне. Я тогда ещё не слышал, что можно петь стихи под гитару, и просто стучал ритм песни по гитаре и пел свои и чужие стихи на ритмы».

Как правило, Высоцкого причисляют к бардовской музыке, однако здесь нужно сделать оговорку. Тематика песен и манера исполнения Высоцкого заметно отличалась от большинства других, «интеллигентных» бардов, кроме того, сам Владимир Семёнович достаточно негативно относился к так называемым КСП (клубам самодеятельной песни) и «бардовскому» движению вообще:

«„Как Вы относитесь к нынешнему менестрелизму и что, по-Вашему, — бардовская песня?“ Во-первых, я эти два слова впервые слышу — слово „менестрелизм“ вот и „бардовская“. Вы знаете, в чём дело — я никак не отношусь. Я никогда к этому никак не относился, никогда себя не считал никаким ни „бардом“, ни „менестрелем“. Вот, и тут, вы понимаете… Я никогда не принимал участия ни в каких „вечерах“ этих, которые организовывались. Сейчас такое дикое количество этих вот так называемых „бардов“ и „менестрелей“, что я к ним не хочу никакого отношения иметь.»

— Стенограмма выступления Высоцкого в г. Ворошиловграде 25 января 1978 г.

Кроме того, в отличие от большинства советских «бардов», Высоцкий был профессиональным актёром и уже по этой причине не может быть отнесён к самодеятельности.

Сложно найти стороны жизни, которые бы он не затронул в своём творчестве. Это и «блатные» песни, и баллады, и любовная лирика, а также песни на политические темы: часто сатирические или даже содержащие резкую критику (прямую или, чаще, написанную эзоповым языком) существующего строя и положения дел, юмористические песни и песни-сказки. Многие песни написаны от первого лица и впоследствии получили название «песни-монологи». В других песнях могло быть по нескольку героев, «роли» которых Высоцкий исполнял, меняя голос (например, «Диалог перед телевизором»). Это своеобразные «песни-спектакли», написанные для исполнения одним «актёром».

«Песни я пишу уже лет так примерно одиннадцать… Думаю, что они уже переменились, - но я люблю свои старые песни, так называемые блатные. Были такие ко мне претензии, что – вульгарная манера исполнения и так далее. Да ерунда все это! Не важно, кто как исполняет, в какой форме, - важно – что и – интересно это людям или нет».

Ростов-на-Дону, спорткомплекс «Спутник», 09.10.75 г.

Высоцкий пел о повседневной жизни и о Великой Отечественной войне, о жизни рабочих и судьбах народов — всё это и принесло ему широкую популярность. Точность и образность языка, исполнение песен «от первого лица», искренность автора, экспрессивность выступления создавали у слушателей впечатление, что Высоцкий пел об опыте собственной жизни (даже об участии в Великой Отечественной войне, по окончании которой Высоцкому было всего 7 лет) — хотя подавляющая часть историй, рассказанных в песнях, была либо целиком и полностью придумана автором, либо основана на рассказах других людей. Поэт Роберт Рождественский писал о Высоцком:

«У Владимира Высоцкого есть песни, которые чем-то похожи на роли. Роли из никем не поставленных и - более того - никем не написанных пьес.
Пьесы с такими ролями, конечно, могли бы быть написаны, могли бы появиться на сцене. Пусть не сегодня, так завтра, не завтра, так послезавтра. Но дело в том, что ждать до завтра Высоцкий не мог, не хотел. Он хотел играть эти роли сегодня, сейчас, немедленно! И поэтому сочинял их сам, сам был режиссером и исполнителем.
Он торопился, примеряя на себя одежды, характеры и судьбы других людей - смешных и серьезных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способ мыслить и манеру говорить. Он импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал.
Причем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные слушатели даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Путали и - восторгались, путали и – недоумевали».

На одном из выступлений сам поэт так отвечал на вопросы о героях своих песен:

«Считают, что я был шофером-дальнорейсовиком или обязательно был лагерником каким-то там… А это вовсе не так, - девяносто девять процентов фантазии, а иначе не было бы цены этим вещам, если бы не было в них фантазии авторской. Потому что зарифмовать может любой, это ерунда. Я пытаюсь уже влезть в этого человека и его играть, проигрывать – даже когда пишу, а когда исполняю – тем более…

Москва, ВПТИтяжмаш, февраль 1980 г.

Песни Высоцкого отличаются повышенным вниманием, в первую очередь, к тексту и содержанию, а не к форме.

Как мы уже поняли, творчество Владимира Семёновича было очень разнообразным. Я решила более подробно рассказать о сатирическом направлении его стихов. Мне кажется, что то, что было объектом сатиры в стихах поэта, актуально и в наше время.

 

 

Глава 3.

Объекты сатиры.

Утренняя гимнастика.



Эту песню многие мои ровесники знают ещё с детского сада, когда делали под неё утреннюю зарядку. Но моя задача вникнуть в смысл песни, понять, над чем смеётся Высоцкий.

Владимир Семёнович высмеивает стремление к первому месту – одно из главных качеств человека в советском обществе. Гимнастика «отрезвляющая» - тоже черта, характерная для людей, имеющих стойкую привычку расслабляться алкоголем. Также Высоцкий едко смеётся над желанием «всех догнать и перегнать»: не страшны даже «Арктика с Антарктикой». «Разговаривать не надо»,- говорит автор, и мы понимаем, что он имеет в виду: не думать, не сомневаться, быть послушным и покорным, быть, как все. В исполнении Владимира Семёновича важны даже паузы: «водными займитесь проце – дурами». Выделяя последнее слово, автор создаёт дополнительный комический эффект. «Бег на месте» - тоже метафора, обличающая бесцельность и бессмысленность жизни многих людей. Ещё один яркий приём – эпитет о беге «общепримеряющий» - выражает критическое отношение автора к мнимым нравственным ценностям в советском обществе.

Стремление быть первым любой ценой, увлечение «проце-дурами», проблемы алкоголизма и других разлагающих личность привычек, к сожалению, актуальны и в наше время.

Песенка ни про что, или Что случилось в Африке.


 

 


В этих стихах Высоцкий обличает стремление к единомыслию, единообразию, характерные для советского общества. Люди же (в стихах – животные, звери, птицы) стараются выбиться из стада, пытаются бороться за независимость и свободу выбора. Общество живёт ограниченно, бесцельно. Всё делается по расчёту. Очевиднее всего в песне выражено социальное неравенство, в результате которого разрушается и личное счастье людей, и нравственные ценности общества в целом.

Письмо в редакцию телепередачи «Очевидное и невероятное» из Канатчиковой дачи.



В этом стихотворном послании Владимир Семёнович показывает, что в советском обществе был закрыт доступ к информации, но многократно повторялись известные всем события Великой Отечественной войны («руины говорят»). Люди не знают и не понимают, чего хотят. Концовка также многозначительна. «Спортлото» было настолько распространено, что именно там люди надеются найти ответ на мучающий их вопрос.

И сейчас «Спортлото», «Казино» и тому подобные заведения очень распространены, несмотря на то, что игорный бизнес по законам России запрещён.

«Диалог у телевизора» - наиболее известная и любимая многими песня Высоцкого.



Я считаю, что точный и ёмкий анализ этого стихотворения дал российский литературный критик и прозаик Владимир Новиков:

«Вслушайтесь в логику диалога персонажей - не совсем бессмысленного. О чем все время заводит речь Зина? О несовершенстве своей с Ваней жизни. Причем несовершенстве не бытовом, а так сказать, духовном, даже эстетическом. Наивно восхищаясь цирковыми чудесами и "блестящей" наружностью артистов, она сразу сравнивает эту "красоту" со своими буднями: «А ты придешь домой, Иван, //Поешь и сразу - на диван, //Иль, вон, кричишь, когда не пьян...». И Ваня, несмотря на всю свою грубость, не может не чувствовать правоты, содержащейся в словах Зины. Он то отшучивается, то отругивается, то пытается навести романтический флер на свои отношения с собутыльниками. Ни за что не хочет он признать, что жизнь его пуста и безобразна: «Ты, Зин, на грубость нарываешься, //Все, Зин, обидеть норовишь!». » Затем герой находит основания для своих претензий к жене.

На мой взгляд, в этом произведении создана яркая характеристика определённого типа людей, живущих неинтересной, нетрезвой, примитивной жизнью, которых немало и сегодня, как ни грустно это осознавать.

Одна научная загадка или Почему аборигены съели Кука.


 

Высоцкому было интересно многое. Так одно из стихотворений он посвятил разгадке вопроса: почему аборигены съели Кука?

Автор выдвигает несколько версий. Одна из них, что «съели из большого уваженья». Перед нами дикое племя, люди в котором едят друг друга в прямом и переносном смысле, слепо подчиняются своему правителю, живут завистью и стремлением к личной выгоде. Все они не способны думать. Люди тупо подчиняются чужой воле, а затем раскаиваются и скрывают следы преступления.

Владимир Семёнович и здесь размышляет о месте человека в обществе, об ответственности каждого за свои поступки.

Я считаю, что в этом произведении присутствуют элементы политической сатиры. Запоминаются в стихотворениях необычные рифмы (кока – Кука), яркая разговорная лексика («науськивал», «каменюка», «злюка», «подвох»), ироническая авторская интонация.

Песенка о переселении душ.



На первый взгляд, это шутливое стихотворение о людях, которые гадают, что будет после их ухода. Кто-то верит, что душа будет «стремиться ввысь», другие надеются в иной жизни на «верный зоркий глаз», третьи мечтают, что их душа вселится в начальника. Автор говорит, что для многих это повод веселиться. Но затем поэт спускает героев с небес на землю и делает это прямо, намеренно грубой разговорной лексикой («останешься свиньёю», «будешь баобабом тыщу лет, пока помрешь»). И размышления поэта становятся глубокими и серьёзными, приобретают философский смысл. Кто человек на земле? В чём смысл его жизни? Что значат честь и долг? Высоцкий задаётся риторическим вопросом: не лучше ли при жизни быть приличным человеком? Поэт приходит к убеждению, что надо жить настоящим, не надеясь только на Высшие силы, не оправдывая своих дурных поступков теорией о переселении душ.

Художественные средства в этом стихотворении очень разнообразны и точны. Автор использует хлёсткие эпитеты («облезлый кот»), яркие метафоры («попугаем жить, гадюкой»), броские сравнения («туп, как дерево»). Я в этом произведении, как и в ряде других, считаю одним из самых важных приёмов аллегорию. Ведь звери, животные, птицы используются поэтом как носители определённых человеческих типов, над которыми мы смеёмся в сатирических произведениях.

Высоцкий высмеивает своих героев, используя лёгкую насмешку в начале стихотворения и едкую горькую иронию в финале:

Я от восторга прыгаю,
Я обхожу искусы,-
Удобную религию
Придумали индусы!

 

Глава 4.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: