Классификация методов обучения по М. А. Данилову и Б. П. Есипову




Классификация методов обучения по В.П.Петровскому и Е.Я.Голанту

Классификация методов обучения Метод Объяснение метода Возможные формы проведения занятия
по уровню активности учащихся пассивные учащиеся слушают и смотрят, без каких либо проявлений активности и обратной связи рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение и тд
  активные методы, которые организуют самостоятельную работу учащихся, взаимодействие с педагогом, с учащимися, требует обязательной обратной связи лабораторная работа, практическая работа, работа с книгой, практикум и тд.
по источнику получения знаний словесные живое слово преподавателя, работа с книгой рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, доклад и т.д
  наглядные работа с наглядным материалом демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; презентация; иллюстрирование, показ, предъявление материала, слайды и тд
  практические изучение окружающей действительности практические задания, тренинги, деловые игры, ролевая игра, упражнение, тренировка, практикумы, творческие проекты, лабораторные работы и тд.

 

Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину

Классификация методов обучения Метод Объяснение метода Возможные формы проведения занятия
по характеру познавательной деятельности учащихся Объяснительно-иллюстративные педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж, демонстрация и тд
  репродуктивный учащиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее, повторить способ деятельности по заданию преподавателя упражнения, алгоритмы, лекция и тд
  метод проблемного изложения педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем беседа, игра, задача, обобщение и т.д.
  частичнопоисковые (эвристические) участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом диспут, дискуссия, самостоятельная работа, наблюдение, лабораторная работа, деловая игра и тд.
  исследовательские овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы. проектирование, творческие задания, исследовательское моделирование и тд

 

Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому

Классификация методов обучения Метод Объяснение метода Возможные формы проведения занятия
По месту в структуре деятельности Методы стимулирования и мотивации учения Создание благоприятного общения, влияние положительного примера, формирование интереса к учению, долга и ответственности в учении; Познавательные игры, учебные дискуссии, беседа, мозговой штурм и т.д.
  Методы организации и осуществления учебных действий и операций Организация познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмыслению учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний лекция, рассказ, беседа, демонстрации, кинопоказ, упражнения, практическая работа, инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка, самостоятельная работа и др
  Методы контроля и самоконтроля Создание условий для контроля и самоконтроля в процессе обучения устный контроль, письменный контроль, лабораторная работа, практикум, тестирование, открытое занятие, индивидуальная работа, демонстрация, концерт,

Классификация методов обучения по М. А. Данилову и Б. П. Есипову

Классификация методов обучения Метод Возможные формы проведения занятия
по дидактической цели методы приобретения новых знаний устное изложение, беседа, работа с книгой, лабораторная работа, показ, самостоятельная работа и др.
  методы формирования умений и навыков упражнение, повторение, самостоятельная работа, показ, игры и др
  методы применения знаний; практическая работа, самостоятельная работа и др.
  методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков обсуждение, дискуссия, упражнения, творческий проект и др.

При выборе и сочетании педагогических методов необходимо руководствоваться следующими критериями:

1. Соответствие методов принципам обучения.

2. Соответствие целям и задачам обучения

3. Соответствие содержанию данной темы.

4. Соответствие учебным возможностям учащихся: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям детского коллектива.

5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.

6. Соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами и пр;

7. Соответствие ожидаемым результатам.

При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного занятия педагогу важно помнить:

- ни один метод обучения, находящийся отдельно не может обеспечить результатов в полной мере;

- хороших результатов в обучении можно достичь при использовании целого ряда методов;

- наибольшего эффекта можно достигнуть используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.

Достаточно долго в системе образования доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Учащийся был получателем готовой информации, которая постепенно становилась знанием. Сегодня образование должно обеспечивать саморазвитие, самоактуализацию учащихся. Во главу угла ставится развитие коммуникативных умений, самостоятельности и ответственности, умений работать в команде, умений работать с информацией, умение проектировать свой жизненный и профессиональный маршрут, креативности, и т.д. Важно, освоить и внедрить в свою профессиональную деятельность методы организации творческого процесса.

Вот несколько из них:

Метод Особенности метода
Метод «Мозговой штурм» Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество 8 вариантов решения, в том числе самых фантастичных
Метод ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) Помогает в организации мышления при поиске идеи, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня
Метод «Синектика» Метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивнообразного и метафорического мышления участников.
Морфологический метод Подбор возможных решений для отдельных частей задач и последующим систематизированном получение их сочетаний (комбинировании).

Для реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности существует «бесчисленный» набор своих, специфических методов. Так для развития двигательной активности можно использовать следующие методы:

Метод Особенности метода
Метод целостно-конструктивного упражнения упражнение выполняется с самого начало до конца, без расчленения на сложные и простые части. Применяется на любом этапе обучения
Расчлененно - конструктивный метод упражнение разбивается на фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением их в единое целое. Применяется на начальных этапах обучения
Метод сопряженного воздействия используется на этапе совершенствования техники упражнений (облегченные или затрудненные условия)

На занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий возможно использование следующих методов:

Метод Особенности метода
Обучение на основе информационных ресурсов Активное использование учащимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации
Ассоциативный метод Создание информационной обучающей среды на базе электронных образовательных 9 ресурсов, которые обуславливают возможность для учащихся изучать учебный материал не в определённой учителем последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами
Метод вынужденного предположения Школьник ставится в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определённые предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если же она не оправдывается, учащийся поощряется к её коррекции или выдвижению новой версии
Учебное компьютерное моделирование Использование в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий.

Педагогические формы

Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы и представляют собой внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. В переводе с латинского forma — наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. С.И. Ожегов «форму» определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием.

Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме; организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.

Различие понятий «форма» и «метод». Методы объясняют суть взаимодействия педагога и обучающегося, формы объясняют, как организовать обучение в конкретных условиях.

Методы и формы в педагогическом процессе взаимосвязаны:

- метод подчиняет себе форму;

- каждому из сложившихся методов адекватна определенная форма, т.е. 10 реализация метода требует определенных форм;

- метод, однако, на практике реализуется в различных формах, давая в силу этого разный эффект. Форма обладает по отношению к методу определенной автономностью и устойчивостью

- метод, будучи «базисом» формы обучения, более подвижен, изменчив и чувствителен по отношению к требованиям общественного производства, чем форма.

Функции формы обучения:

1)обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;

2)воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;

3)организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;

4)психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;

5)развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;

6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;

7)систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;

8)стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;

9)дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.

Формы обучения подразделяют на фронтальные, коллективно-групповые и индивидуальные. Основная организационная форма обучения в дополнительном образовании – учебное занятие. Кроме учебного занятия в дополнительном образовании используется большое разнообразие форм обучения: экскурсия, поход, занятие-игра, семинар, тренинг, и других. Подбор форм организации учебного занятия зависит от направленности дополнительной общеобразовательной программы, специфики занятий, от преобладания на занятии того или иного вида деятельности.

Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.). В коллективно-групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами. Коллективно-групповая форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив или группа, которые имеют своих лидеров и особенности взаимодействия.

Виды форм обучения:

  Коллективно-групповые Индивидуальные Фронтальные
Традиционные Занятие Семинары Лекции Конференции Олимпиады Мастерские Студии Деловые игры Факультатив Экзамен Учебная экскурсия Дополнительные занятия Соревнования Конкурс Открытое занятие Тьютерство Репетиторство Консультация Менторство Семейное обучение Самообучение «Погружения» Научные недели Творческие недели Проекты Конкурс Лекция Доклад
Нетрадиционные Интегрированные занятия Заочная экскурсия КВН Лекция-парадокс Исследование Уроки мудрости Пресс-конференция Урок-сказка Следствие Экскурсия в прошлое Парный опрос Турнир Аукцион Путешествие Утренник Экспресс-опрос Эстафета Урок-блок Бенефис Литературная прогулка Спектакль Урок-зачет Дуэль Митинг Литературная гостиная Концерт Урок-консультация Ученый совет Вопросно-ответная форма Заочная экскурсия Пресс-конференция Круглый стол Мозговой штурм Тренинг

Ценность нетрадиционных форм обучения заключается в последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо того, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями, они учат взаимодействовать в группе, творчески подходить к решению поставленных задач, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать свою работу и работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу.

Возможные формы проведения занятий:

акция круглый стол сбор
аукцион круиз семинар
бенефис лабораторное занятие сказка
беседа эвристическая лекция просмотры
вернисаж мастер-класс соревнование, конкурс
викторина «мозговой штурм» театрализованная постановка,квест
встреча с интересными людьми наблюдение выставка, посещение музея
выставка олимпиада творческая встреча
галерея открытое занятие творческая мастерская
диспут, дискуссия, обсуждение пленэр тренинг
защита творческой работы практическое занятие фабрика
концерт салон и другие

 

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Проанализируйте свою рабочую программу на предмет используемых Вами педагогических методов и форм? Достаточен ли набор методов и форм для достижения тех результатов, которые предполагает реализуемая Вами программа?

2. Подумайте, какие еще методы и формы Вы можете включить в свою практическую деятельность? Обратитесь к коллегам с просьбой посетить их учебные занятия, мастер-классы, просто поделиться с Вами информацией о применяемых ими методах и формах?

3. Обратитесь к списку предложенной литературы, познакомьтесь с методами, стимулирующими творческую активность учащихся. Смелее включайте их в свою профессиональную деятельность.

 

Творческих успехов!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: