Классификация методов обучения по В.П.Петровскому и Е.Я.Голанту
Классификация методов обучения | Метод | Объяснение метода | Возможные формы проведения занятия |
по уровню активности учащихся | пассивные | учащиеся слушают и смотрят, без каких либо проявлений активности и обратной связи | рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация, наблюдение и тд |
активные | методы, которые организуют самостоятельную работу учащихся, взаимодействие с педагогом, с учащимися, требует обязательной обратной связи | лабораторная работа, практическая работа, работа с книгой, практикум и тд. | |
по источнику получения знаний | словесные | живое слово преподавателя, работа с книгой | рассказ, беседа, инструктаж, лекция, объяснение, доклад и т.д |
наглядные | работа с наглядным материалом | демонстрация плакатов, схем, таблиц, диаграмм, моделей; презентация; иллюстрирование, показ, предъявление материала, слайды и тд | |
практические | изучение окружающей действительности | практические задания, тренинги, деловые игры, ролевая игра, упражнение, тренировка, практикумы, творческие проекты, лабораторные работы и тд. |
Классификация методов обучения по И.Я. Лернеру и М.Н. Скаткину
Классификация методов обучения | Метод | Объяснение метода | Возможные формы проведения занятия |
по характеру познавательной деятельности учащихся | Объяснительно-иллюстративные | педагог разными средствами сообщает готовую информацию, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти | рассказ, объяснение, беседа, показ, доклад, инструктаж, демонстрация и тд |
репродуктивный | учащиеся усваивают информацию и могут воспроизвести ее, повторить способ деятельности по заданию преподавателя | упражнения, алгоритмы, лекция и тд | |
метод проблемного изложения | педагог ставит проблему и сам ее решает, показывая тем самым ход мысли в процессе познания. Учащиеся при этом следят за логикой изложения, усваивая этапы решения целостных проблем | беседа, игра, задача, обобщение и т.д. | |
частичнопоисковые (эвристические) | участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом | диспут, дискуссия, самостоятельная работа, наблюдение, лабораторная работа, деловая игра и тд. | |
исследовательские | овладение учащимися методами научного познания, самостоятельной творческой работы. | проектирование, творческие задания, исследовательское моделирование и тд |
|
Классификация методов обучения по Ю.К. Бабанскому
Классификация методов обучения | Метод | Объяснение метода | Возможные формы проведения занятия |
По месту в структуре деятельности | Методы стимулирования и мотивации учения | Создание благоприятного общения, влияние положительного примера, формирование интереса к учению, долга и ответственности в учении; | Познавательные игры, учебные дискуссии, беседа, мозговой штурм и т.д. |
Методы организации и осуществления учебных действий и операций | Организация познавательной деятельности учащихся по чувственному восприятию, логическому осмыслению учебной информации, самостоятельному поиску и получению новых знаний | лекция, рассказ, беседа, демонстрации, кинопоказ, упражнения, практическая работа, инструктаж, иллюстрирование, объяснение, практическая тренировка, самостоятельная работа и др | |
Методы контроля и самоконтроля | Создание условий для контроля и самоконтроля в процессе обучения | устный контроль, письменный контроль, лабораторная работа, практикум, тестирование, открытое занятие, индивидуальная работа, демонстрация, концерт, |
Классификация методов обучения по М. А. Данилову и Б. П. Есипову
|
Классификация методов обучения | Метод | Возможные формы проведения занятия |
по дидактической цели | методы приобретения новых знаний | устное изложение, беседа, работа с книгой, лабораторная работа, показ, самостоятельная работа и др. |
методы формирования умений и навыков | упражнение, повторение, самостоятельная работа, показ, игры и др | |
методы применения знаний; | практическая работа, самостоятельная работа и др. | |
методы закрепления и проверки знаний, умений, навыков | обсуждение, дискуссия, упражнения, творческий проект и др. |
При выборе и сочетании педагогических методов необходимо руководствоваться следующими критериями:
1. Соответствие методов принципам обучения.
2. Соответствие целям и задачам обучения
3. Соответствие содержанию данной темы.
4. Соответствие учебным возможностям учащихся: возрастным (физическим, психическим); уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития); особенностям детского коллектива.
5. Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени для обучения.
6. Соответствие возможностям самих педагогов. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем теоретической и практической подготовленности, личностными качествами и пр;
|
7. Соответствие ожидаемым результатам.
При отборе методов и форм работы на этапе проектирования учебного занятия педагогу важно помнить:
- ни один метод обучения, находящийся отдельно не может обеспечить результатов в полной мере;
- хороших результатов в обучении можно достичь при использовании целого ряда методов;
- наибольшего эффекта можно достигнуть используя дополняющие друг друга методы, ориентированные на единую цель.
Достаточно долго в системе образования доминировали методы, связанные с передачей знаний и формированием умений по их применению в стандартных привычных ситуациях. Учащийся был получателем готовой информации, которая постепенно становилась знанием. Сегодня образование должно обеспечивать саморазвитие, самоактуализацию учащихся. Во главу угла ставится развитие коммуникативных умений, самостоятельности и ответственности, умений работать в команде, умений работать с информацией, умение проектировать свой жизненный и профессиональный маршрут, креативности, и т.д. Важно, освоить и внедрить в свою профессиональную деятельность методы организации творческого процесса.
Вот несколько из них:
Метод | Особенности метода |
Метод «Мозговой штурм» | Оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество 8 вариантов решения, в том числе самых фантастичных |
Метод ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) | Помогает в организации мышления при поиске идеи, и делает этот поиск более целенаправленным, продуктивным, способствует нахождению идеи более высокого изобретательского уровня |
Метод «Синектика» | Метод групповой творческой активности, основанный на сознательном управлении подсознательной активностью и на целенаправленном использовании интуитивнообразного и метафорического мышления участников. |
Морфологический метод | Подбор возможных решений для отдельных частей задач и последующим систематизированном получение их сочетаний (комбинировании). |
Для реализации дополнительных общеобразовательных программ различной направленности существует «бесчисленный» набор своих, специфических методов. Так для развития двигательной активности можно использовать следующие методы:
Метод | Особенности метода |
Метод целостно-конструктивного упражнения | упражнение выполняется с самого начало до конца, без расчленения на сложные и простые части. Применяется на любом этапе обучения |
Расчлененно - конструктивный метод | упражнение разбивается на фазы или элементы с поочерёдным их разучиванием и последующим соединением их в единое целое. Применяется на начальных этапах обучения |
Метод сопряженного воздействия | используется на этапе совершенствования техники упражнений (облегченные или затрудненные условия) |
На занятиях с использованием информационно-коммуникационных технологий возможно использование следующих методов:
Метод | Особенности метода |
Обучение на основе информационных ресурсов | Активное использование учащимися баз данных, различных образовательных ресурсов сети Интернет для поиска необходимой учебной информации |
Ассоциативный метод | Создание информационной обучающей среды на базе электронных образовательных 9 ресурсов, которые обуславливают возможность для учащихся изучать учебный материал не в определённой учителем последовательности, а свободно, руководствуясь своими ассоциациями, потребностями, приоритетами |
Метод вынужденного предположения | Школьник ставится в ситуацию, которая вынуждает его высказывать определённые предположения, гипотезы. Используя полученную из разных источников информацию, он может развивать и обосновывать эту гипотезу. Если же она не оправдывается, учащийся поощряется к её коррекции или выдвижению новой версии |
Учебное компьютерное моделирование | Использование в образовательном процессе информационных и коммуникационных технологий. |
Педагогические формы
Организационные формы обучения являются одним из элементов педагогической системы и представляют собой внешнюю сторону организации процесса обучения, определяющую, когда, где, кто и как обучается. В переводе с латинского forma — наружный вид, внешнее очертание, устройство, структура чего-либо, система организации чего-либо. С.И. Ожегов «форму» определяет как внешнее очертание, наружный вид, устройство, конструкция чего-либо, обусловленные определенным содержанием.
Форма обучения – внешнее выражение согласованной деятельности педагога и учащихся, осуществляемое в определенном порядке и режиме; организационная сторона учебного процесса, определяющая содержание учебных занятий, их структуру, продолжительность и место, а также состав и группировку обучаемых.
Различие понятий «форма» и «метод». Методы объясняют суть взаимодействия педагога и обучающегося, формы объясняют, как организовать обучение в конкретных условиях.
Методы и формы в педагогическом процессе взаимосвязаны:
- метод подчиняет себе форму;
- каждому из сложившихся методов адекватна определенная форма, т.е. 10 реализация метода требует определенных форм;
- метод, однако, на практике реализуется в различных формах, давая в силу этого разный эффект. Форма обладает по отношению к методу определенной автономностью и устойчивостью
- метод, будучи «базисом» формы обучения, более подвижен, изменчив и чувствителен по отношению к требованиям общественного производства, чем форма.
Функции формы обучения:
1)обучающе-образовательная – она создает наилучшие условия для передачи ЗУНов, формирования практических способностей;
2)воспитательная – последовательное введение школьника в разнообразные виды деятельности, формирование положительных качеств личности;
3)организационная – четкая организация методической подачи материала, строгий отбор вспомогательных средств;
4)психологическая – выработка у учащихся определенного деятельностного биоритма, т.е. привычка к работе в одно и тоже время;
5)развивающая – содержательная форма учебных занятий в совокупности с активными методами;
6) интегрирующе-дифференцирующая – коллективная и индивидуальная деятельность детей, взаимообмен информацией, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся;
7)систематизирующая и структурирующая – разбивка всего учебного материала по часам и темам, формам организации обучения (что изучается на уроке, что выносится на домашнюю работу), учитывает формы организации обучения;
8)стимулирующая – мобилизация учащихся на активное усвоение материала;
9)дополняющая и координирующая – т.е. формы организации дополняют и корректируют друг друга.
Формы обучения подразделяют на фронтальные, коллективно-групповые и индивидуальные. Основная организационная форма обучения в дополнительном образовании – учебное занятие. Кроме учебного занятия в дополнительном образовании используется большое разнообразие форм обучения: экскурсия, поход, занятие-игра, семинар, тренинг, и других. Подбор форм организации учебного занятия зависит от направленности дополнительной общеобразовательной программы, специфики занятий, от преобладания на занятии того или иного вида деятельности.
Индивидуальная форма обучения подразумевает взаимодействие учителя с одним учеником (репетиторство, тьютерство, консультации и т. п.). В коллективно-групповых формах обучения школьники работают в группах, создаваемых на различных основах. Фронтальное обучение предполагает работу педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами. Коллективно-групповая форма обучения отличается от фронтальной тем, что учащиеся класса рассматриваются как целостный коллектив или группа, которые имеют своих лидеров и особенности взаимодействия.
Виды форм обучения:
Коллективно-групповые | Индивидуальные | Фронтальные | |
Традиционные | Занятие Семинары Лекции Конференции Олимпиады Мастерские Студии Деловые игры Факультатив Экзамен Учебная экскурсия Дополнительные занятия Соревнования Конкурс Открытое занятие | Тьютерство Репетиторство Консультация Менторство Семейное обучение Самообучение | «Погружения» Научные недели Творческие недели Проекты Конкурс Лекция Доклад |
Нетрадиционные | Интегрированные занятия Заочная экскурсия КВН Лекция-парадокс Исследование Уроки мудрости Пресс-конференция Урок-сказка Следствие Экскурсия в прошлое Парный опрос Турнир Аукцион Путешествие Утренник Экспресс-опрос Эстафета Урок-блок Бенефис Литературная прогулка Спектакль Урок-зачет Дуэль Митинг Литературная гостиная Концерт Урок-консультация Ученый совет | Вопросно-ответная форма | Заочная экскурсия Пресс-конференция Круглый стол Мозговой штурм Тренинг |
Ценность нетрадиционных форм обучения заключается в последовательной, частично-поисковой, экспериментальной, творческо-коллективной и изобретательской направленности занятий. Помимо того, что данные формы обучения отличаются прежде всего своими содержательными особенностями, они учат взаимодействовать в группе, творчески подходить к решению поставленных задач, фиксировать ход обсуждения, отчитываться за работу своей группы, оценивать свою работу и работу других групп и ее членов, самостоятельно организовывать свою работу.
Возможные формы проведения занятий:
акция | круглый стол | сбор |
аукцион | круиз | семинар |
бенефис | лабораторное занятие | сказка |
беседа | эвристическая лекция | просмотры |
вернисаж | мастер-класс | соревнование, конкурс |
викторина | «мозговой штурм» | театрализованная постановка,квест |
встреча с интересными людьми | наблюдение | выставка, посещение музея |
выставка | олимпиада | творческая встреча |
галерея | открытое занятие | творческая мастерская |
диспут, дискуссия, обсуждение | пленэр | тренинг |
защита творческой работы | практическое занятие | фабрика |
концерт | салон | и другие |
Вопросы для самостоятельной работы:
1. Проанализируйте свою рабочую программу на предмет используемых Вами педагогических методов и форм? Достаточен ли набор методов и форм для достижения тех результатов, которые предполагает реализуемая Вами программа?
2. Подумайте, какие еще методы и формы Вы можете включить в свою практическую деятельность? Обратитесь к коллегам с просьбой посетить их учебные занятия, мастер-классы, просто поделиться с Вами информацией о применяемых ими методах и формах?
3. Обратитесь к списку предложенной литературы, познакомьтесь с методами, стимулирующими творческую активность учащихся. Смелее включайте их в свою профессиональную деятельность.
Творческих успехов!