Вспомогательные и дополнительные средства.




- педагогические – содействие восстановительным процессам посредством целей.

- психологические – обеспечивают снятие нервно-мышечной напряженности, способствуют восстановлению нервной энергии и оптимизация функциональных систем (аутотренинг, сон и т. д.), (мышечная релаксация, внушение, музыка, самовнушение).

- медико-биологические (питание, фармакологические, гигиенические).

2)солнечная радиация - углубленное воздействие на болезнетворные микробы и обеззараживание кожного покрова; - физические характеристики воздуха и воды (температура, запылённость, бактериальная загрязненность);- гигиена в образовательном и вне образовательного процесса — полноценный отдых, режим и качество питания, режим тренировок; 3)теоретическая подготовка - способность человека к практическому применению знаний в повседневной и социально-направленной жизни; - восстановительные воздействия - педагогические (специальная организация физкультурно-спортивной деятельности),

9. Структура профессиональной деятельности учителя

(на примере специализации факультета).

Профессиональная деятельность учителя физической культуры или тренера является по своей сути педагогической, то есть связанной с обучением, воспитанием и развитием качеств личности школьника средствами, физической культуры как школьного предмета, или средствами спорта. В соответствии с теорией деятельности (С. Рубинштейн, А.Леонтьев), а также анализом педагогической, а также специальной методической литературы, посвященной проблемам деятельности учителя физической культуры (Дергач, Матвеев, Шмарин и др.) структура педагогической деятельности учителя физической культуры состоит из нескольких взаимообусловленных компонентов. Основными из них являются: 1. Целевой компонент (еготакже называют мотивационным), суть его заключена в следующем:

Цели оказывают ориентирующее и системообразующее влияние на любую деятельность, в т.ч. и на учебно-физкультурную деятельность, на ее содержание, формы и методы, что в значительной степени определяет ее конечный результат. В процессе целеполагания необходимо учитывать, что цели физического воспитания должны быть:

а) реальными;

б) учитывать возрастные и индивидуальные особенности юных спортсменов;

в) быть личностно значимыми для самого юного спортсмена;

г) общественно значимыми и соответствовать лучшим гуманистическим представлениям о современном человеке как о человеке культуры, соответствовать общечеловеческому идеалу гармонически развитой личности. Физическая культура предоставляет большие потенциальные возможности для реализации именно этих целей. 2. Следующим компонентом профессиональной деятельности учителя физической культуры является содержательный компонент. Профессионализм и компетентность учителя физической культуры определяется уровнем освоения им содержания образования, куда входят обучение, воспитание и развитие юных спортсменов; взаимообусловленные виды педагогической деятельности, вытекающие из задач школьного образования, и в частности физического воспитания школьников; здесь предполагается знание учителем физической культуры тех. нормативных документов, которые определяют стратегию физического воспитания - знание учебных программ, хорошая ориентация в содержании учебно-воспитательного процесса в масштабах конкретной школы, где работает специалист.

3. Следующий компонент профессиональной деятельности учителя физической культуры можно назвать конструктивным. Это наличие диагностических, аналитических, прогностических, проектировочных умений специалиста по физической культуре и спорту. Учитель физической культуры должен в связи с обозначенными качествами:

- предвидеть возможные препятствия и заранее намечать способы их преодоления;- уметь составить развернутый перспективный план учебно-тренировочной деятельности;- уметь сделать психолого-педагогический и методический анализ раздела учебной программы и соотнести материал этого раздела с программой развития конкретного вида спорта в целом;- выделять в своей работе главное, существенное, предусматривать возможные затруднения в деятельности юных спортсменов; -использовать многообразные методы обучения и воспитания юных спортсменов и др.

- уметь объективно подходить к оценке личностных достижений юных спортсменов и др. Задача учителя физической культуры - создавать особую ситуацию в учебно-физкультурной деятельности, при которой обеспечивается единство деятельности учителя и юного спортсмена, благодатная атмосфера учения как единства познания и общения.

С понятием профессиональной деятельности учителя связаны такие понятия, как профессиональная компетентность, культура педагогической деятельности. Чтобы управлять развитием личности юного спортсмена, нужно быть компетентным. Компетентность учителя физической культуры характеризует его профессионализм. Компетентность выражает единство теоретической и практической готовности учителя физической культуры к осуществлению педагогической деятельности. В структуру профессиональной компетентности входят:

1) культура мышления или педагогическое мышление;

2) профессионально значимые умения и способности, о которых было уже сказано выше.

Культура мышления, или педагогическое мышление есть результат теоретической, методической и технологической подготовленности учителя физической культуры, способность организовать жизнедеятельность юного спортсмена на уровне современной культуры. Формирование педагогического мышления - существенный элемент педагогического образования, без которого нельзя представить сегодня профессионала- педагога.

Наиболее существенные признаки педагогической культуры как сложного интегрального качества личности учителя, это:- ясно выраженная, устойчивая педагогическая направленность личности учителя; - понимание педагогических процессов как составной части культуры; установка на использование, сохранение и создание новых культурных ценностей;- гармоническое умственное, нравственное и физическое развитие; педагогическое мастерство;

- установка на постоянное самосовершенствование.

Педагогическая культура есть выражение зрелости и. развитости профессионально значимых качеств, реализуемых в индивидуальной профессиональной деятельности учителя физической культуры.

10. Основы организации и проведения урока физической культуры в школе.

Урок физической культуры - это форма организации педагогического процесса, при которой учитель в течение установленного времени руководит коллективной деятельностью учащихся с учетом их потребностей и возможностей.

Эффективность физического образования, его результативность в значительной мере определяется качеством структурного построения урока.

Под структурой урока понимается ориентировочный план, которым можно пользоваться как основой при составлении отдельного урока. Структура урока помогает учителю в рациональном подборе упражнений, наиболее правильном расположении материала и определении возможной нагрузки на уроке.

Построение урока зависит от поставленной задачи, которая определяется в соответствии с последовательным изучением программного материала.

Для выполнения поставленных задач подбирается соответствующий материал, определяются последовательность его изучения и методические приемы обучения.

Решение любых педагогических задач на уроке физической культуры часто требует усиленной деятельности организма занимающихся. К этой работе организм должен быть соответствующим образом подготовлен.

И.П. Павлов говорил, что в клинике и педагогике постепенность и тренировка - основное физическое правило.

Наиболее масштабными структурными единицами урока являются части: подготовительная, основная и заключительная.

Подготовительная часть - основная ее цель: подготовка учащихся к физкультурно-спортивной деятельности (ФСД) в основной части урока; подготовка психоэмоционального и функционального состояния, опорно-двигательного аппарата. В начале урока надо стремиться создать у занимающихся бодрое настроение и подготовить их к лучшему выполнению упражнений.

Основная часть - ее цель: выраженная целевая направленность на формирование физической культуры учащихся, овладение двигательными умениями и навыками; воспитание физических качеств: воспитание комплекса психических качеств и процессов - мышление, память, воля, эмоции и др.

Резкой границы между вводной и основной частями урока нет. Упражнения основной части должны быть последовательным продолжением вводной.

Само название (основная часть), хотя и является условным, определяет значение этой части. В ней решаются основные педагогические задачи урока.

Заключительная часть урока - основная цель: обеспечить комплекс мер завершающего характера; снижение психофизиологического напряжения и нагрузки; подведение итогов урока.

Правильно проведенная основная часть урока вызывает у детей некоторое нервное возбуждение, повышение частоты пульса и учащение дыхания.

Чтобы создать благоприятные условия для перехода учащихся к другому виду деятельности, организм школьников необходимо привести в более спокойное состояние. Снижение нагрузки, начавшееся в конце основной части, должно завершиться с окончанием урока.

Постепенный переход к относительно спокойному состоянию достигается путем применения простых построений, ходьбы, ритмичных и глубоких дыхательных упражнений, спокойных игр.

Хорошая подготовка учителя к урокам - залог успешного их проведения. Подготовка к урокам учитель начинает задолго до начала учебного года. Он внимательно знакомится с программным материалом, продумывает последовательность его изучения. Много внимания учитель уделяет планированию программного материала в соответствии с конкретными условиями школы и климатическими условиями. В процессе подготовки к урокам учитель знакомится с методической литературой, опытом других учителей и все лучшее использует в своей работе.

Готовясь к очередному уроку, учителю надо учесть итоги предыдущих уроков и в связи с этим решать, какой материал повторить, а какой изучить.

При подготовке к уроку составляется план, и определяются конкретные задачи урока. После определении конкретных задач урока подбирается материал сначала для основной части, а потом для вводной и заключительной. При подборе материала определяется дозировка (количество повторений, количество времени, затрачиваемого на выполнение упражнений). Она имеет решающее значение и для нагрузки, и для формирования двигательных умений и навыков.

12. Системный подход к организации физического воспитания.

Система определяется как совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих определенную целостность, единство.

Основными факторами, определяющими актуальность системного подхода к организации физического воспитания являются, следующие:

1. Цель и задачи физического воспитания в современных условиях являются комплексными, многоаспектными. Их решение требует разностороннего подхода.

2. Тот или иной предмет исследования в физическом воспитании представляет собой сложное образование, состоящее из взаимосвязанных элементов.

3. Эффективное решение любой проблемы возможно только путем использования ряда взаимосвязанных методов, форм и средств, которые образуют единую систему взаимодействия между участниками учебно-воспитательного процесса.

В качестве основания системного подхода могут быть определены комплексный и интегрированный подходы в решении проблем физического воспитания.

В педагогике в целом и в методике физического воспитания, в частности, хорошо известен и достаточно разработан принцип комплексного подхода в обучении и воспитании личности. Его основными положениями являются требования единства и взаимосвязи всех участников образовательного процесса, ориентации на всестороннее развитие личности путем использования комплекса средств, методов, форм и технологий обучения.

Основанием системного подхода можно считать также определение сущностных признаков идеальной цели воспитания - формирование всесторонней и гармонически развитой личности. Достижение данной цели возможно только при системном подходе.

Систему деятельности учителя физической культуры или тренера можно представить как триаду «учитель - юный спортсмен - средства труда». Эта система включает:

а) организацию содержания учебного материала, т.е. ее переработку и построение;

б) организацию системы воздействия на юных спортсменов, обеспечивающей их индивидуальную и коллективную спортивную деятельность:

в) организацию умственных действий юных спортсменов по овладению системой физкультурных или спортивных знаний;

г) организацию практических действий, направленных на выработку навыков и умений;

д) организацию обратной связи и на ее основе - контроля, оценки и учета процессов и результата деятельности;

е) организацию управления.

Все эти основные компоненты взаимосвязаны и взаимодействуют.

В свою очередь, организация учебного труда юных спортсменов предполагает:

а) организацию внимания, создание установки на физкультурную или спортивную деятельность;

б) организацию восприятия, осознания и закрепления в памяти системы физкультурных или спортивных знаний:

в) организацию овладения навыками и умениями на основе приобретенных знаний в области конкретного вида спорта;

г) организацию самоконтроля, самооценки и самоучета;

д) организацию самоуправления.

Как же реализовать на практике системный подход ктруду? Прежде всего, учитель физической культуры или тренер должен овладеть теорией вопроса, ясно представить себе сущность системного подхода. Очень важно с позиций поставленной цели сформулировать систему задач и в соответствии с общей моделью системы оптимально организовать деятельность.

Любое сложное явление, процесс учитель должен рассматривать как систему, разложив его на части, изучив во всех связях и отношениях, все это будет способствовать упорядочению организации педагогического труда и уже на стадии планирования позволит не упустить главного, существенного. Системный подход облегчит контроль и оценку работы в соответствии с намеченным планом.

Во-вторых, следует рассматривать учебный материал как систему знаний. Это сократит объем, уменьшит сложность, облегчит усвоение физкультурных или спортивных знаний, умений в зависимости от условий их деятельности.

В-третьих, необходима такая организация труда юных спортсменов, при которой в течение всего учебно-тренировочного процесса каждый воспитанник взаимодействовал бы в определенной системе. Всё это, несомненно, повысит эффективность и качество обучения и воспитания юных спортсменов.

В-четвертых, процесс воспитания юных спортсменов должен определяться не количеством мероприятий, а их комплексностью, системой, где каждый воспитанник должен быть активно действующим субъектом, в результате сократится количество мероприятий и заметно повысится их эффективность.

13. Функции скелета. Строение и свойство костей. Внешнее и внутреннее строение трубчатых костей.

Функции скелета: защитная, опорная, движение, кроветворная.

Большинство костей состоит из наружного, плотного и внутреннего губчатого вещества. Плотное вещество располагается в местах, где требуется особая прочность, губчатое обеспечивает уменьшение массы кости. Все кости покрыты плотной сросшейся с ними оболочкой – надкостницей. Ее функция заключается в обеспечении питания и роста костей в толщину. Костная ткань – разновидность соединительной ткани, является своеобразным складом минеральных веществ организма. В костях находится почти весь кальций и фосфор организма и около половины магния и натрия. При необходимости кости способны отдавать эти вещества в кровь, поддерживая тем самым постоянство ее состава.

Костное вещество состоит из органических и неорганических веществ, главным образом солей кальция и фосфорной извести. (51%).

Прочность и легкость длинных костей обусловлены их трубчатым строением. В полости трубчатых костей содержится соединительная ткань – костный мозг. Концы трубчатых костей имеют утолщение головки, без полости. Они образованны губчатым веществом, состоящим из множества перекрещивающихся кости пластинок. Короткие и плоские кости, также образованы губчатым веществом. В пространстве между костными пластинками находится соединительная ткань – красный костный мозг, где образуются эритроциты, лейкоциты и тромбоциты.

Кости проходят три стадии развития: соединительно-тканую, хрящевую и костную. До рождения ребенка соединительная ткань заменяется хрящевой, которая постепенно замещается костной тканью. У детей и юношей в длину кости растут за счет хрящей, расположенных между их концами и телом.

Скелет составляет структурную основу тела, определяет его размер и форму, выполняет опорную и защитную функцию. Движение организма возможно благодаря строению костей в виде длинных и коротких рычагов соединенных подвижными сочленениями – суставами и приводящими в движение мышцы, управляемые нервной системой. Кроме того, скелет выполняет кроветворную функцию, поскольку внутри костей содержится красный костный мозг, где образуется форменные элементы крови.

Скелет представляет комплекс плотных образований» развивающихся из мезенхимы, имеющих механическое значение. Он состоит из отдельных костей, соединенных между собой при помощи соединительной, хрящевой или костной ткани, вместе с которыми и составляет пассивную часть аппарата движения. Костная система выполняет ряд функций, имеющих механическое или биологическое значение. Биологическая функция костной системы связана с участием скелета в обмене веществ, особенно в минеральном обмене, это важно учитывать для понимания болезней обмена и для диагностики с помощью лучистой энергии. Кроме того, скелет выполняет еще кроветворную функцию. При этом кость не является просто защитным футляром для костного мозга который составляет органическую часть. Механическая функция скелета проявляется в его способности осуществлять защиту, опору и движение. Опора достигается прикреплением мягких тканей и органов к различным частям скелета. Движение возможно благодаря строению костей в виде длинных и коротких рычагов, соединенных подвижными сочленениями и приводимых в движение мышцами, управляемыми нервной системой. Защита осуществляется путем образования из отдельных костей костного канала - позвоночного, защищающего спиной мозг, черепа, защищающего головной мозг, грудной клетки защищающей жизненно важные органы грудной полости. Структурной единицей кости является остеон, т. е. система костных пластинок, концентрически расположенных вокруг центрального канала, содержащего сосуды и нервы. Из остеонов состоят более крупные элементы кости перекладины костного вещества трабекулы. Из этих трабекул складывается костное вещество:если трабекулы лежат плотно, то получается плотное компактное вещество, если трабекулы лежат рыхло, то получается губчатое трабекулярное вещество. Трубчатые кости построены из губчатого и компактного вещества, образующего трубку с костномозговой полостью которые выполняют все 3 функции скелета опора, защита и движение. Из них длинные трубчатые кости являются стойками и длинными рычагами движения и кроме диафиза имеют эндохондральные очаги окостенения в обоих эпифизах. Короткие трубчатые кости представляют короткие рычаги движения.

Функции:1-защита;2-опора и движение;3-кроветворение (красный костный мозг);4-участие в минеральном обмене Химический состав костной ткани

1.Неорганические вещества-соли углекислого и фосфорнокислого кальция и вода (около 20% массы костей). Придают костям твердость. 2.Органические вещества - оссеин и коллаген. Они придают костям упругость. Соотношение органических и неорганических веществ в кости изменяется с возрастом;

Клетки костной ткани



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: