Этиология (греч. aitia причина + греч. logos учение, наука):
· учение о причинах и условиях возникновения болезней;
· причина возникновения болезни или патологического состояния.
Причина нарушений речи - воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.
Исторический аспект проблемы этиологии речевых нарушений.
Ø Гиппократ: причина некоторых речевых расстройств (заикание) – поражение мозга.
Ø Аристотель: причины речевых расстройств – нарушения анатомического строения периферического речевого аппарата
Ø Брока, Вернике: связь речевых расстройств с поражением определенных отделов КГМ.
Ø С.М. Доброгаев: среди причин речевых нарушений – «заболевания ВНД», патологические изменения в строении речевого аппарата, недостаточность воспитания в детстве, «общие невропатические состояния организма».
Ø М.Е. Хватцев: впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние; органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические и психоневрологические.
Ø Концепция развития психики Л.С. Выготского – методологическая основа изучения причин нарушений речевого развития в детском возрасте.
Эволюционно-динамический подход и принцип диалектического единства биологического и социального в развитии речи – основы для изучения этиологии речевых расстройств.
Экзогенный (греч. exô вне, снаружи, извне + греч. -genês порождаемый, происходящий).
Эндогенный (греч. endon внутри + греч. -genês порождаемый, происходящий).
|
По М.Е. Хватцеву:
Органические причины: поражение мозга во внутриутробном периоде, в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических органов речи. Органические причины:
- центральные (поражения мозга),
- периферические (поражения органа слуха, расщепление нёба и другие морфологические изменения артикуляционного аппарата).
Функциональные причины М. Е. Хватцев объяснил учением И. П. Павлова о нарушениях соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (нечеткость произношения, заикание, нарушение темпа речи и др.) могут иметь в своей основе подражание.
Психоневрологические причины: умственная отсталость, нарушения памяти, внимания и другие расстройства психических функций.
Социально-психологические причины: различные неблагоприятные влияния окружающей среды.
Большие достижения в области биологии, эмбриологии, теоретической медицины в течение последних десятилетий, успехи медицинской генетики, иммунологии и других дисциплин позволили углубить представления об этиологии речевых расстройств и показать значение экзогенных (внешних) и эндогенных(внутренних) вредностей в их возникновении. Важно не только выделять органические (центральные и периферические), а также функциональные причины речевых расстройств, но и представлять себе механизм речевых нарушений под влиянием тех или иных неблагоприятных воздействий на организм ребенка. Это необходимо как для разработки адекватных путей и методов коррекции речевых расстройств, так и для их прогноза и предупреждения.
|
«Клинический и экспериментальный опыт свидетельствуют, что любая из возможных причин болезненного состояния вызывает патологические изменения лишь при наличии определенных внутренних условий. К последним относятся наследственные задатки, иммунологические и реактивные ресурсы организма, возрастные и половые особенности мозговых тканей, их резистентность (лат. resistetia сопротивление, противодействие; синоним сопротивляемость) и пластичность, характер церебральной нейродинамики, т.е. комплекс признаков, традиционно относимых к понятию «конституция». Сюда же следует отнести и возможные последствия перенесенных заболеваний».[1]
Этиологические факторы:
1. Наследственные
2. Экзогенно-органические (центральные и периферические):
2.1. пренатальные
· иммунологическая несовместимость крови матери и плода
· заболевания матери во время беременности: инфекционные и вирусные инфекции (токсоплазмоз, грипп, коревая краснуха, цитомегалия и др.), венерические, эндокринные, соматические, опухолевые заболевания
· патология половой системы матери в результате абортов
· радиационное облучение
· недостаток основных питательных веществ и микроэлементов (цинк, медь, магний и др.) и повреждающее действие ряда (интоксикация) лекарственных средств (витамины, седативные, жаропонижающие, гормональные препараты), химических веществ (ядохимикаты, бензин, фенолы, стиральные порошки)
· действие алкоголя и курения
|
· токсикозы беременности
· физические травмы в период беременности, вибрация
· психические травмы в период беременности
· недоношенность
Тяжесть речевых нарушений и других дефектов развития во многом зависит от времени поражения мозга во внутриутробном периоде. Наиболее тяжелые повреждения отмечаются в первом триместре беременности, а также во время всего эмбриогенеза, т.е. от 4 недель до 4 месяцев беременности. Патологическое воздействие на поздних сроках беременности обычно не вызывает тяжелых пороков развития, а ведут к задержке созревания нервной системы.
Эмбриопатия (от греч. ἔμβρυον — утробный плод, зародыш, πάθος — болезнь, страдание)
Дизэмбриогенез, дизэмбриогенетические стигмы (греч. stigma — укол, клеймо, пятно) [2]:
- Череп:ассиметричный, брахицефалический (brachyke-phalia; греч. brachys - короткий + kephalia - голова), выступающий и др. затылок, черепно-лицевая асимметрия, прогнатизм (от греч. pro - вперёд и gnathos - челюсть), микрогнатия и другие дефекты развития верхней и нижней челюсти.
- Рот: высокое нёбо, готическое нёбо, уплощенное нёбо, неправильная форма зубов и др.