С момента принятия Стратегии авиапрома 2015 произошли масштабные изменения как в России, так и мире.




СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ АВИАЦИОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА

Краткие тезисы

 

С 2006 года, когда была принята Стратегия развития авиационной промышленности на период до 2015 года, как в России, так и мире произошли масштабные изменения. Они коснулись геополитической, экономической и рыночной ситуации. Авиационная промышленность страны претерпела существенные структурные трансформации. Это потребовало актуализации стратегического документа для отрасли.

Мировой рынок авиационной промышленности, включая услуги
по техническому обслуживанию и ремонту (далее - ТОиР), в 2014 году превысил 500 млрд долл. На этом рынке Россия занимает третье место по выпуску финальной продукции и седьмое место по совокупному объему производства авиационной продукции.

Наиболее устойчивыми позициями Россия обладает на мировом рынке финальной продукции в сегменте авиационной техники военного
и специального назначения. При этом наблюдается дисбаланс в части производства гражданской продукции.

Целевое видение отечественного авиастроения ― это экономически устойчивая, глобально конкурентоспособная отрасль, встроенная в мировой рынок и международное разделение труда, а также способная обеспечить всю научно-производственную цепочку для нужд государственной авиации.

В целевом состоянии российские производители летательных аппаратов удерживают лидирующие позиции по поставкам на глобальный рынок, прежде всего в военном сегменте, и постепенно наращивают присутствие в гражданском сегменте.

В целевом состоянии в военном и гражданском сегментах сформирована развитая система поставщиков всех уровней, конкурентоспособных на мировом рынке и встроенных в международную кооперацию.

В части решения задач национальной безопасности авиапром обеспечивает безусловное исполнение государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ), технологический суверенитет в военном и
военно-транспортном сегментах, постоянное совершенствование авиационной техники специального назначения.

Для обеспечения транспортной доступности и связанности территории страны в целевом состоянии увеличится действующий парк отечественных воздушных судов (далее - ВС), в том числе за счет дополнительных мер поддержки продаж российских воздушных судов на внутреннем рынке, поддержки развития операционного лизинга российскими лизинговыми компаниями, обеспечения возможности использования потенциала военно-транспортной авиации, в интересах пассажирских перевозок в труднодоступных и отдаленных регионах страны.

Организации авиационной промышленности в целевом состоянии финансово устойчивы и не требуют постоянной поддержки операционной деятельности со стороны государства.

Для достижения целевого видения отрасли необходимо ответить
на ряд ключевых вызовов
:

­ недостаточный для конкурентоспособной экономики производства масштаб внутреннего рынка;

­ отсутствие развитой системы поставщиков;

­ ограниченность финансовых ресурсов государства в условиях сложной макроэкономической ситуации;

­ ослабление позиций в научно-техническом и технологическом обеспечении отрасли и дефицит квалифицированных кадров.

Государство, промышленность и наука предпримут совместные стратегические шаги для достижения целевого состояния отрасли.

Во-первых, для увеличения доступного рынка участники отрасли сфокусируются на глобально конкурентоспособных
экспортно-ориентированных проектах по созданию авиационной техники, а государство, опираясь на ГОЗ, поддержит встраивание российских поставщиков и финалистов в мировой рынок с использованием в качестве стартовой точки потенциала внутреннего рынка, для чего запустит дополнительные меры поддержки. Так, обеспечивая низкую волатильность, долгосрочный и предсказуемый характер ГОЗ, государство поддержит стабильный спрос на внутреннем рынке авиационной техники военного и специального назначения. Внутренний рынок гражданских ВС государство поддержит за счет стимулирования авиакомпаний к расширению парка ВС российского производства. Для участников отрасли будут сохранены и расширены действующие меры, направленные на развитие
сервисно-логистической поддержки авиационной техники российского производства и поддержку продаж.

Во-вторых, для повышения конкурентоспособности отрасли интегрированные структуры авиационной промышленности при поддержке государства сфокусируются на ключевых компетенциях
(научно-исследовательских работах (далее – НИР) и опытно-конструкторских работах (далее – ОКР), сборке, интеграции, продажах и послепродажном обслуживании) и инициативном развитии системы поставщиков, диверсифицированных по рынкам и заказчикам. Государство в целях поддержки реструктуризации интегрированных структур перейдет к политике обеспечения условий для мобильности трудовых ресурсов, занятых на промышленных предприятиях отрасли авиастроения, и их перетока между регионами и смежными отраслями.

В-третьих, в условиях снижения возможностей федерального бюджета государство поддержит экспортно-ориентированные капиталоемкие проекты по созданию авиационной техники гражданского и двойного назначения, находящиеся в высокой стадии готовности; организациям с долей государства и частным организациям отрасли будет предоставлен равный доступ к льготному долгосрочному возвратному капиталу для выполнения проектов в авиационной промышленности; в отрасль будет активно привлекаться частный бизнес в качестве акционера интегрированных структур и участника кооперации: взвешенно, постепенно и планомерно в отрасли будет проведена частичная приватизация интегрированных структур и их дочерних и зависимых обществ (далее - ДЗО) ― поставщиков второго–четвертого уровней, в том числе за счет схемы выкупа действующим менеджментом; принимая во внимание критическую важность непрерывного обновления и формирования опережающего научно-технического задела (далее - НТЗ) для глобальной конкурентоспособности отечественной авиационной промышленности, государство предоставит поддержку приоритетным направлениям в области авиационной науки и технологий, в том числе нацеленным на обеспечение технологического суверенитета страны.

В-четвертых, система подготовки кадров за счет изменения программ обучения, обновления материальной базы учебных заведений, усиления взаимодействия системы образования, науки и промышленности будет ориентирована на актуальные и перспективные потребности промышленности и науки, в том числе на обеспечение работы в условиях международной кооперации и нового технологического уклада.

Наконец, в-пятых, эффективность авиационной науки будет достигаться за счет приоритезации исследований, вовлечения промышленности в проведение научных исследований, коммерциализации прав на результаты НИР и ОКР, а также усиления международного взаимодействия в области науки.

В числе важнейших результатов Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года будут следующие: реализация потенциала внутреннего рынка, переориентация выпуска продукции авиационного промышленного комплекса на глобальный рынок, развитая система поставщиков комплектующих и возможность привлечения участниками отрасли долгосрочного льготного капитала.

Интегральными показателями выполнения Стратегии развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года являются совокупная выручка отрасли, объем экспорта авиационной продукции и услуг, производительность труда в промышленных организациях отрасли.

Реализация шагов, предусмотренных Стратегией развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года, обеспечит достижение к 2030 году показателя выручки организаций отрасли в размере 2,6 трлн руб., что соответствует росту на уровне 8–9% в год в период до 2025 года и 5–6% на горизонте 2026–2030 годов, при этом доля экспорта за счет поставок финальной продукции и комплектующих превысит 40% (14,4 млрд долл.), а производительность труда за счет изменения индустриальной модели отрасли в реальном выражении увеличится по сравнению с уровнем 2014 года более чем в четыре раза.

Максимальные темпы роста показателей за счет низкой стартовой базы будут обеспечены в период выполнения государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности
на 2013–2025 годы».


 

Общие положения

Стратегия развития авиационной промышленности Российской Федерации на период до 2030 года (далее ― Стратегия, Стратегия отрасли, Стратегия авиапрома 2030) разработана в соответствии с федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ
«О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Правилами разработки, корректировки, осуществления мониторинга и контроля реализации отраслевых документов стратегического планирования Российской Федерации по вопросам, находящимся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2015 года № 1162.

Стратегия отрасли является неотъемлемой частью системы стратегического планирования Российской Федерации и сформирована
с учетом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 17 ноября 2008 г. № 1662-р; Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации
от 08 декабря 2011 г. № 2227-р; Основ государственной политики Российской Федерации в области авиационной деятельности на период
до 2020 года, утвержденных Президентом Российской Федерации
01 апреля 2012 г. № Пр-804; Военной доктрины Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 25 декабря 2014 г.
№ Пр-2976 и других документов стратегического планирования.

В Стратегии под авиационной промышленностью Российской Федерации понимается совокупность российских организаций, осуществляющих разработку, производство, испытания, ремонт и утилизацию авиационной техники, включая наземные средства управления воздушным движением, навигации, посадки и связи, а также беспилотную авиационную технику.

Стратегия отрасли определяет приоритеты, цели и задачи государственного управления, способы их эффективного достижения
и решения в авиационной промышленности, является основой
для разработки государственных программ Российской Федерации,
а также стратегических документов организаций отрасли.

В отличие от Стратегии, предназначенной для целеполагания
на уровне отрасли, действующая государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. № 303, и смежные государственные программы сфокусированы на планировании и программировании в отрасли и содержат детализацию направлений государственной поддержки до конкретных мероприятий и инструментов, а также определяют объем бюджетного финансирования под каждое мероприятие и целевые показатели.

На уровне корпоративных стратегий с учетом положений Стратегии раскрываются вопросы перспективных рынков присутствия, перспективного продуктового ряда, целевой бизнес-модели, потребности в инвестициях и источниках покрытия.

Номенклатурный ряд для нужд государственной авиации задается
в соответствующих стратегических документах и детализируется в планах закупок государственных заказчиков в лице федеральных и региональных органов исполнительной власти (прежде всего Минобороны России, МЧС России, МВД России и ФСБ России).

Оценка потребности в типах гражданских ВС для авиационной транспортной системы Российской Федерации проводится
в рамках разработки стратегических документов транспортной отрасли.

Стратегия дополняет систему долгосрочного и среднесрочного планирования научно-исследовательской деятельности, в основе которой лежит План деятельности ФГБУ «НИЦ "Институт им. Н. Е. Жуковского» по развитию науки и технологий в авиастроении на период 2016–2030 годов ― организации, объединившей в единой структуре компетенции, научно-технологическую и экспериментальную базу ведущих российских институтов и научных центров авиационной промышленности.

В 2015 году закончился срок действия Стратегии развития авиационной промышленности на период до 2015 года (далее ― Стратегия авиапрома 2015), утвержденной приказом Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации от 20 апреля 2006 г. № 85.

С момента принятия Стратегии авиапрома 2015 произошли масштабные изменения как в России, так и мире.

Прежде всего, в России была завершена консолидация отрасли; разрозненные авиационные активы были собраны в крупные интегрированные компании с государственным участием:
ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», АО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», в составе государственной корпорации «Ростех» собраны АО «Вертолёты России», АО «Объединенная двигателестроительная корпорация», АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», АО «Технодинамика».

За последние десять лет модернизирован производственный, конструкторский и научно-исследовательский комплекс, выведена на рынок новая продукция гражданского, военного и специального назначения.

Скорректирована и государственная политика в отношении авиационной промышленности. Если в 2006 году государственная политика была направлена на проведение НИР и ОКР, техническое и технологическое перевооружение авиационных предприятий, то в современных условиях государственная поддержка смещается в сторону продвижения продукции авиационной промышленности на внутреннем и внешнем рынках
и создания опережающего научно-технического задела.

Стала иной экономическая ситуация. В современных реалиях авиационная промышленность вынуждена развиваться на фоне затяжного экономического спада и волатильности рынков. При этом изменилось конкурентное и рыночное окружение, появились новые страны-конкуренты
и принципиально новые технологические решения в авиастроении.

Геополитические изменения в мире остро ставят вопрос
о выстраивании новых международных альянсов и об импортозамещении
в отрасли.

В рамках Стратегии авиапрома 2015 за счет кратного увеличения государственного оборонного заказа реализованы важнейшие проекты
по модернизации и созданию боевой и учебно-боевой авиационной техники.

Однако была решена лишь малая часть задач Стратегии авиапрома 2015, касающихся гражданского авиастроения.

Многие проекты по созданию авиационной техники гражданского назначения не были завершены либо были закрыты, плановые объемы поставок гражданской продукции на внешний и внутренний рынок оказались недостижимы. Организации отрасли остаются дотационными, низкоэффективными и ориентированными почти исключительно на внутреннего заказчика.

Несмотря на существенную финансовую поддержку технического
и технологического перевооружения со стороны государства, интегрированными структурами не был обеспечен переход к современной модели производства на основе разделения функций интеграторов
и иерархической системы поставщиков, отрасль остается переразмеренной
и низкопроизводительной. Отрасль по-прежнему не получает значимых частных инвестиций, которые являются важнейшим фактором развития. Построение глобальной сервисной сети и эффективной системы продаж
для авиационной техники российского производства только началось.

За частичным выполнением Стратегии авиапрома 2015 прослеживается целый ряд причин. Организации отрасли переоценили свои финансовые и организационные возможности, равно как и спрос на свою продукцию.

Забывая о задаче сбалансированного развития продуктового портфеля и задаче унификации и семейственности, не имея значительного опыта в управлении проектами в гражданском сегменте, многие участники отрасли пытались инициировать и одновременно вести множество программ, но лишь единичные программы были выполнены. Отсутствие опыта работы
в условиях международной кооперации и глобальной конкуренции, недооценка значимости международной сертификации продукции, недооценка значимости компетенций в продажах и сервисе стали непреодолимым препятствием для успешного выхода отечественных организаций на внешний рынок.

Отсутствие компетенций по управлению цепочкой поставок
и развитию поставщиков, выстраиванию новых кооперационных связей
на долгосрочной и партнерской основе не позволило создать в России эффективную модель авиационной отрасли.

Устранение возникших в ходе реализации Стратегии авиапрома 2015 сложностей сдерживалось неэффективным корпоративным управлением
в интегрированных структурах авиационной промышленности.

Стратегия авиапрома 2030 продолжает решение задач, выполнение которых было начато в рамках предыдущей Стратегии, и учитывает новые вызовы, стоящие перед отраслью на современном этапе развития.

В рамках Стратегии даны характеристики целевого состояния отрасли, предложены новые подходы к преодолению внутренних и внешних вызовов, описаны стратегические шаги по достижению целевого состояния.

При этом Стратегия задает направления действий не только
для государства в лице исполнительной и законодательной власти
(различных федеральных министерств, служб и агентств, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации), но и для организаций промышленности и науки (интегрированных структур авиапрома, организаций смежных отраслей, субъектов малого и среднего предпринимательства, различных ассоциаций, субъектов системы образования и научных организаций), объединяя всех участников общей целью построения экономически устойчивой и глобально конкурентоспособной отрасли.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: