Русско-византийский стиль написания икон




История древнерусской иконописи

Иконопись – это особый вид искусства, в отличие от простой живописи заключающий в себе очень много характерных приемов и догм, позволяющих показать святость изображаемого лика. Икона с греческого переводится как образ - изображение.

Икона в корне отличается от портрета тем, что кроме задачи открыть сокровенный мир души человека, икона еще и показывает глубокую святость иззображаемого святого, особенно Богочеловека Иисуса Христа или Богоматери.

В портрете художник может­ изобразить как добродетель, так и пороки человека - борьбу добра и зла. В иконе иконописец показывает, каким человек станет, победив в этой борьбе со злом. Икона – окно в мир духовный. В иконе могут сохраняться портретные черты, но лицо на иконе – это не портрет, а светлый лик, преображённый в сиянии вечности.

Изображение иконы стало возможным благодаря появлению после Ветхого Завета Нового Завета. Евангелие говорит, что Бог был невидимым во время Ветхого Завета, но в Новом Завете он родился как человек. Евангелисты описывают жизнь Христа, т.к. сами воочию видели его.

Мы запечатляем дорогих нашему сердцу людей при помощи фотографий. Но в прежние времена фотографии не было. И христиане сохраняли святые образы и образ Иисуса Христа и Богородицы в красках.

­ По Преданию апостол Лука написал около семидесяти икон Пресвятой Богородицы. Древние писания утверждают, что евангелист Лука впервые написал яичной темперой образ Богородицы с Предвечным Младенцем на руках, а написав еще две иконы Богородицы, принес их к ней на благоусмотрение. Она же, посмотрев на иконы, сказала: "Благодать Родившегося от Меня и Моя с этими иконами да пусть будет".

­ Святой евангелист Лука также написал на деревянных досках иконы святых апостолов Петра и Павла и, как замечается в Писаниях, этим положил начало доброму и честному делу – написанию святых икон во славу Божью, во славу Пречистой Богоматери, всех Святых и святых угодников, серафимов и херувимов - бесплотных ангелов небесных, на украшение церквей и святых мест, во спасение верующих, которые благочестиво и трепетно почит святые иконы.

Мы молимся не иконе, а перед иконой, просим помощи и заступничества у святого, изображёного на иконе.

Русско-византийский стиль написания икон

В Россию иконопись пришла из Византии. Для изготовления красок использовались натуральные пигменты, сделанные из минералов, которые растирали с яичным желтком. Полученная таким путем темпера имела сочный и яркий цвет и была незаменимым материалом для написания икон. Правда иногда дли написания икон применяли энкаустику (восковая живопись). Иконы написанные темперой плавью передают тончайшие переходы цветов к свету и излучают неземной небесный свет, сияя яркими красками и создавая празничное настроение.

На Руси в 14 веке выработался свой русский стиль в иконописи. Создавались иконописные школы со своими уникальными стилями: Новгородская, Суздальско - Московская. Особенностью руссих школ было привнесение в написание святых образов­ особой лёгкости и мягкого перехода от цвета к­ свету. Главное в изображении иконы - это свет, исходящий как бы изнутри образа. В древней Руси иконописцы Андрей Рублев и Дионисий писали ионы именно в такой манере.

Русская иконопись в 11 - 13 века только начинала свое становление и была тесно завязана с византийскими мастерами. В то время на Руси во множестве работали византийские мастера, создающие иконы, фрески и мозаики для храмов. Византийские мастера иконописцы украшают киевский Софийский Собор и Успенский Собор в Киево-Печерской лавре. Учеником греческих мастером был иконописец Алипий Печерский. В конце 12 века в Новгороде руководит иконописной артелью Олисей Гречин, в которой наравне с русскими работают так же и греческие мастера иконописцы.

Во время крестовых походов связь между Византией и Русью ослабла. Но в первой половине 14 века они возобновляются. В 1338 году Исайя Гречин расписал в Новгороде храм Входа Господня в Иерусалим, а в 1363 году греческие мастера - иконописцы участвовали в росписи храма Успения на Волотовом поле. Конец 14 века ознаменовал­ своей деятельностью Феофан Грек.

Развитие иконописного искусства на Руси как правило происходило в крупных городах, которые приобрели значение культурных духовных центров. В результате чего появились несколько школ русской иконописи — новгородская, псковская, ростово-ярославской, тверская и московская.

Тверь была одним из таких культурных центров. Тверское княжество выделилось в самостоятельный удел с середины 13 века. В 1285 году в Твери, имеющей уже свою епархию, началось строительство Спасо-Преображенского Собора. Это был первый каменный храм на Руси. Спасо - Преображенский Собор стал главным культурным центром Твери. В конце 13 века Тверь стала крупным центром иконописного искусства.

Московская школа иконописи развивалась по мере укрепления Москвы в 14 веке как крупного и главного духовного центра на Руси. Самые ранние иконы письма московской школы иконописи середины 14 века - это иконы Успенского Собора: "Спас Ярое Око" и "Спас Ярое Око оплечный".

Особо выделялся среди русских мастеров - иконописцев во половине 14 века Феофан Грек. Легендарный мастер воспитал целую плеяду учеников. До приезда в Новгород Феофан расписывал византийские храмы в Хал-кидоне, Галате и Феодосии. Феофан не только был большим и неутомимым мастером в области иконописания, но так же был грамотным и умным собеседником. Во время работы над иконой он никогда не использовал образцы. Прибыв в 1378 году на Русь, Феофан сначала работал в Новгороде, где расписал церковь Спаса Преображения, затем перебрался в Москву. В 1395 году Феофан с учениками Гречиным Фиолософом и Семеном Черным расписал храм Богородицы в Коломне под Москвой. В 1399 году он с учениками расписал Архангельский Собор Московского Кремля, а в 1405 году вместе с иконописцами Даниилом Черным и Андреем Рублевым расписывал Благовещенский Собор в Кремле.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: