Авиационная промышленность ― одна из ключевых высокотехнологичных отраслей российской промышленности, предмет гордости многих поколений россиян.
Авиационная промышленность ― гарант суверенитета России, отрасль, обеспечивающая обороноспособность страны и достижение ее геополитических интересов.
Авиационная промышленность России ― системообразующая отрасль. Она объединяет многочисленные регионы России в единую социально-экономическую систему посредством развития транспортной системы. Развитие авиапрома обеспечивает мультипликативный эффект для развития промышленности в стране. При производстве воздушного судна используется продукция металлургической, радиоэлектронной, легкой
и химической промышленности, других отраслей. Кроме того, «диффузия» технологий способствует разработке и применению новых технологий
в смежных отраслях: автомобилестроении, судостроении, энергетике.
По итогам 2015 года совокупная выручка авиационной промышленности превысила 1 трлн руб., на внутренний и внешний рынки было поставлено 156 самолетов и 212 вертолетов, производительность труда составила 3,1 млн руб. на человека.
Россия ― одна из немногих стран, которая присутствует во всех производственных переделах военного и гражданского сегментов авиационной промышленности, что позволяет при необходимости самостоятельно разработать и произвести ВС различного назначения.
В настоящее время по объему выпуска ВС Россия входит в тройку лидеров вместе с США и Францией. При этом масштаб выпуска финальной продукции в России и ближайших конкурентов существенно различается: объем выпуска финальной продукции в России в 2014 году составил
около 11 млрд долл., в США и Франции ― 97 и 55 млрд долл. соответственно. Вплотную к тройке лидеров приблизился Китай с объемом выпуска около 10 млрд долл.
|
С учетом объемов выпуска компонентов Россия занимает только седьмое место на мировом рынке авиационной продукции с объемом производства около 18 млрд долл., что во многом связано с отсутствием поставок для глобальных производителей гражданских ВС.
На мировом рынке финальной продукции Россия занимает сильные позиции в сегменте авиационной техники военного
и специального назначения (16% в самолетостроении и 17%
в вертолетостроении на конец 2014 года). Россия экспортирует авиационную технику военного и специального назначения в Индию, Китай, Индонезию, Вьетнам, Беларусь, Алжир и другие страны.
При этом наблюдается дисбаланс в части развития гражданской продукции. Доля России на мировом рынке гражданской продукции
по итогам 2014 года составила около 1% в самолетостроении и около
3% в вертолетостроении.
Авиационный промышленный комплекс России представлен промышленными и научными организациями, расположенными
по всей стране, во всех федеральных округах.
Крупнейшие промышленные предприятия России базируются в Центральном федеральном округе (ОАО «НПО «Сатурн», АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», АО «РПЗ»), Приволжском федеральном округе (ОАО «УМПО», ОАО «Кузнецов», АО «Авиастар-CП», АО «Авиаагрегат»,
АО «УКБП», ПАО «Казанский вертолетный завод»), Южном Федеральном округе (ОАО «Роствертол»), Сибирском федеральном округе (Иркутский авиационный завод ― филиал ПАО «Корпорация «Иркут»,
АО «Улан-Удэнский авиационный завод» и Дальневосточном федеральном округе (филиал ПАО «Компания «Сухой» «КнААЗ им. Ю. А. Гагарина», Филиал ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» в Комсомольске-на-Амуре). Крупнейшие научные центры и конструкторские бюро, известные во всем мире, представлены в Центральном федеральном округе
(ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского», ФГУП «ЦАГИ
им. проф. Н. Е. Жуковского», ФГУП «ЦИАМ им. П. И. Баранова»,
ОАО «НИАТ», филиал ПАО «Компания «Сухой» «ОКБ Сухого»,
АО «РСК «МиГ», ПАО «Туполев», ОАО «Ил», АО «МВЗ им. М. Л. Миля», АО «Камов», АО «НИИАО», АО «РПКБ»), Сибирском федеральном округе (ФГУП «Сибирский научно-исследовательский институт авиации
им. С. А. Чаплыгина») и Южном Федеральном округе (ПАО «ТАНТК
имени Г. М. Бериева»).
|
Кроме того, российская авиационная промышленность обладает значительным кадровым потенциалом: в стране сформирована система средних специальных и высших учебных заведений, которые осуществляют подготовку по специальностям, востребованным в авиационной промышленности; среди крупнейших высших учебных заведений ― ФГБОУ ВО «Московский авиационный институт» (национальный исследовательский университет), ФГОУ ВПО «Московский физико-технический институт» (государственный университет), ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет им. Н. Е. Баумана», ФГАОУ ВО «Самарский государственный аэрокосмический университет им. академика
С. П. Королева», ГОУ ВПО «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева» и другие.
|
Современный гражданский сегмент российского авиапрома неразрывно связан с международной кооперацией, что соответствует международным тенденциям и объясняется увеличением технологической сложности проектов, возросшими рисками и капиталоемкостью авиационных программ.
Например, в программе регионального пассажирского самолета
SSJ100 принимают участие более 30 поставщиков систем и комплектующих изделий из разных стран (Франция, Германия, США, Канада).
Для организации послепродажной поддержки заказчиков и в целях маркетинга и продаж воздушного судна в Европе и Америке создано совместное предприятие SuperJet International. Широкую международную кооперацию предполагает и производство ближне-среднемагистрального самолета МС-21.
Авиационный промышленный комплекс России позволяет производить собственные двигатели, системы и агрегаты, однако
на коммерческом рынке отечественная продукция востребована слабо. Для развития компетенций в гражданском сегменте используются,
в частности, проекты риск-разделенного партнерства. Наиболее яркий пример такого партнерства ― разработанный совместно с французской стороной двигатель SaM-146 для первого в современной России регионального самолета SSJ100.
Большинство отечественных производителей комплектующих ориентированы на внутреннего заказчика и не востребованы
на глобальном рынке (подробнее причины этого отражены в разделе 4.2. Стратегии), однако есть примеры и успешной интеграции российских компаний в международную систему разделения труда.
В области разработки гражданских самолетов на территории России созданы инженерный центр Airbus (ECAR) и конструкторский центр Boeing.
На рынке производителей авиационных агрегатов работают несколько совместных предприятий, например, «Хамильтон Стандарт ― Наука», созданное российской компанией АО «НПО «Наука» (крупнейший производитель систем жизнеобеспечения самолетов) и американской компанией Hamilton Sundstrand (производитель и поставщик систем-агрегатов, входит в состав United Technologies Corporation), агрегаты которого используются в самолетах Airbus, Boeing, Embraer и Bombardier. Еще один пример ― совместное предприятие, созданное АО «Гидромаш» (производитель систем шасси и гидроагрегатов) и Liebherr aerospace (мировой поставщик систем для самолетов). Агрегаты АО «Гидромаш» используются в самолетах Airbus и Embraer.
АО «Технологии для Авиации» (в 2016 году активы компании приобретены АО «Раменское приборостроительное конструкторское бюро») устанавливает свое навесное оборудование на вертолеты компаний Sikorsky, Bell и Airbus Helicopters. Кроме того, компания активно развивается в сегменте авионики для вертолетов, предоставляя свои решения для вертолетов российского и иностранного производства.
За счет международной кооперации планирует усилить свои компетенции АО «Технодинамика». Так, совместно с американской
Curtiss-Wright Corporation АО «Технодинамика» ведет разработку системы пожарной защиты, совместно с Messier-Bugatti-Dowty производит компоненты шасси для SSJ100.
Одним из крупнейших поставщиков третьего–четвертого уровня, работающим на мировую авиационную промышленность, стало
ПАО «Корпорация «ВСМПО-АВИСМА». Являясь производителем продукции из титана, корпорация покрывает 40% нужд в титане компании Boeing, 60% нужд Airbus и 100% нужд Embraer. В международную кооперацию также вовлечено ОАО «Каменск-Уральский металлургический завод» (ОАО «КУМЗ»), специализирующееся на выпуске полуфабрикатов из алюминиевых сплавов. Свою продукцию предприятие поставляет крупным производителям финальной продукции и поставщикам первого уровня, таким как Boeing, Airbus, Bombardier и Goodrich.
Авиационная наука тоже включена в международную кооперацию. Россия принимает активное участие в Европейских рамочных программах
по исследованиям и разработкам: «Горизонт 2020», «Небо будущего»
и «Чистое небо 2». Кроме того, интенсивное кооперационное сотрудничество выстраивается в Европейских национальных программах Lifting off programme (Великобритания), Take off programme (Австрия)
и в рамках кластера DASR (Нидерланды). Ведущие российские научные центры (например, ФГУП «ЦАГИ») привлекаются крупнейшими авиапроизводителями (Boeing и Airbus) для выполнения исследований и комплексных испытаний на современной экспериментальной базе.