Российские научные и конструкторские школы относятся к числу сильнейших в мире.




Благодаря отечественным научным организациям и конструкторским бюро были созданы такие ВС, как Су-35 ― сверхманевренный истребитель
с двигателями с управляемым вектором тяги, Ка-52 «Аллигатор» ― ударный вертолет, способный выполнить широкий перечень боевых и специальных задач, SSJ100 ― региональный пассажирский самолет, созданный в тесной международной кооперации, «Ансат» ― современный вертолет для широкого применения в гражданских и специальных целях. Завершаются испытательные работы по перспективному авиационному комплексу фронтовой авиации Т-50, готовится к циклу полетных испытаний ближне-среднемагистральный самолет МС-21, продолжаются сертификация
и расширение условий эксплуатации многоцелевых вертолетов
Ка-62 и Ми-38, многоцелевого самолета амфибии Бе-200.

Несмотря на реализацию перспективных проектов последних лет,
в части передовых авиационных разработок в гражданском сегменте
в России накопилось отставание от лидеров отрасли
.

Многие ключевые технологии в российском авиапроме были разработаны еще в 1980-х годах, после чего в стране начался продолжительный экономический кризис, а в отрасли ― упадок и дефицит финансирования, тогда как мировые лидеры активно продолжали разработки с применением передовых технологий.

С технологической точки зрения на мировом рынке возросли требования к будущим летательным аппаратам. Самолеты следующего поколения должны содержать инновации, которые значительно улучшат их технико-эксплуатационные показатели и тактико-технические характеристики.

Кроме того, возросла значимость в конкурентной борьбе уровня организационных и производственных технологий, применяемых организациями отрасли.

К примеру, Airbus внедряет в производство «цифровую фабрику» ― инновацию, которая позволит повысить производительность на 30%, снизить логистические и энергетические затраты также на 30%. Boeing и Airbus начинают использование метода 3D-печати, повышающего прочность изделий в пять раз и существенно (на 90%) сокращающего затраты на сырье. Немаловажно и развитие послепродажного обслуживания: с помощью новых разработок в этой области наращиваются эффективность и скорость предоставления услуг.

Последнее десятилетие мировая авиакосмическая промышленность идет по пути внедрения передовых принципов и инструментов организации и проведения проектных работ, в том числе на основе применения методологии системной инженерии.

Практика зарубежных авиастроителей показывает, что внедрение системной инженерии позволяет обеспечить до 20% экономии бюджета проекта и на 50% увеличивает вероятность завершения проекта в срок. В отдельных случаях проект с применением практик системной инженерии может быть выполнен в два раза быстрее, чем при его стандартном ведении.

Для успешной конкуренции на глобальном рынке необходимо своевременно исследовать и разрабатывать новые технологии
и поддерживать мировое лидерство в инновациях
. Страны, которые не имеют преимущества в кадрах и НТЗ, не могут рассчитывать на лидерство в авиационной промышленности.

В целях создания непрерывно обновляемого опережающего НТЗ государство и участники отрасли предпримут следующие стратегические шаги.

Во-первых, бюджетные ресурсы, направляемые в авиационную науку и технологии, будут сфокусированы на приоритетных направлениях исследований, базирующихся на Плане деятельности
ФГБУ «НИЦ «Институт им. Н. Е. Жуковского» по развитию науки и технологий в авиастроении на период 2016–2030 годов. При этом научные организации будут иметь возможность проводить в необходимом объеме не только прикладные, но и базовые исследования.

Во-вторых, будет реализован целый ряд стратегических инициатив по повышению потенциала коммерциализации результатов научных исследований.

Государство и наука обеспечат необходимые стимулы для участия организаций промышленности в базовых и прикладных исследованиях и разработках на всех этапах, от постановки задач до мониторинга результатов и их коммерциализации. В свою очередь, научные организации будут привлекаться как на этапе проектирования авиационной техники, так и на всем ее жизненном цикле, что будет способствовать полномерному раскрытию конструкторского потенциала, закладываемого при проектировании.

Государство за счет софинансирования международных исследовательских проектов поддержит участие российской авиационной науки в международной исследовательской деятельности, нацеленной на коммерциализацию результатов НИР и укрепление позиции России
в гражданском сегменте авиационной промышленности.

Продолжат функционировать «технологические платформы», созданные для объединения усилий всех заинтересованных участников отрасли в области научно-технологического и инновационного развития экономики (в том числе научных организаций, подведомственных Российской академии наук), а также продолжится работа в рамках Национальной технологической инициативы по программе AeroNet.

В развитии перспективных технологических решений и их дальнейшей коммерциализации отдельная роль будет отведена частным венчурным фондам, которые помогут вывести интересные научные идеи на уровень демонстраторов и прототипов, представляющих интерес для авиационной промышленности. Стартовой инфраструктурой для венчурного фонда может стать Инновационный центр «Сколково», являющийся площадкой, объединяющей ученых, конструкторов, инженеров и бизнесменов,
как российских, так и зарубежных.

Поддержка и развитие межотраслевого взаимодействия позволят обеспечить обмен знаниями между смежными отраслями и «диффузию» технологий.

В-третьих, созданный в соответствии с федеральным законом
от 4 ноября 2014 года № 326-ФЗ « О Национальном исследовательском центре «Институт имени Н.Е. Жуковского» ФГБУ «НИЦ «Институт
им. Н. Е. Жуковского»
, целями деятельности которого являются организация и выполнение научно-исследовательских работ, разработка новых технологий по приоритетным направлениям развития авиационной техники, ускоренное внедрение в производство научных разработок, использование научных достижений в области авиастроения в интересах развития экономики Российской Федерации, сформирует эффективную систему управления в российской авиационной науке.

Система управления созданием НТЗ будет основана на следующих принципах:

­ формирование системы целей создания НТЗ на основе
научно-­технологического прогнозирования и принципов системной инженерии;

­ комплексное межотраслевое стратегическое планирование развития технологий, а также экспериментальной, стендовой, полигонной баз, средств и методов исследований и испытаний;

­ управление процессом проведения исследований на основе контроля уровней готовности технологий, подтверждаемых с использованием валидированных методов и сертифицированной экспериментальной базы.

В результате реализации Стратегии будут обеспечены устойчивые лидерские позиции России в авиационных технологиях, что позволит создавать конкурентоспособные ВС и компоненты следующих поколений и совершенствовать продукцию текущего поколения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: