Тема 4. Образ Сони Мармеладовой.




Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ».

План изучения произведения.

1. Письменно карандашом составьте план «Главные события 1 части романа» в хронологическом порядке.

Тема 1. Образ Петербурга в романе.

2. Выпишите: атмосфера городского дня (1ч.1гл., 2ч. 1 гл.); панорама Петербурга (2ч. 2 гл. «Необъяснимым холодом …»); вечерний Петербург (2 ч.6 гл. «Было часов восемь..»).

3. Письменно: интерьеры: А) описание комнаты Раскольникова (1ч. 1.гл., 3 гл.); Б) трактир (ч.1 гл.2 второй абзац); В) угол Мармеладовых (1ч. 2 гл: «Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы.. »);

Г) комната Сони Мармеладовой (4 ч. начало 4 гл.); Д) комната старухи-процентщицы (1 ч. 1 гл. «Небольшая комната …»).

4. Сделайте письменный вывод по теме.

Тема 2. Образ Родиона Раскольникова.

5. Письменно охарактеризуйте главного героя по плану: А) внешность героя и материальное положение (1ч. гл. 1); Б) внутреннее состояние героя (1ч. начало 1.гл; 3 гл: «Он проснулся на другой день..» до слов: «Вставай, чего спишь! ».).

6. А) Найдите признаки того, что герой готовится к преступлению (1ч. гл. 1, гл.6: «Он съел немного, без аппетита…» до слов: «- Семой час давно!»). Б) Как давно и при каких обстоятельствах возникла у него мысль об убийстве? (ч.1 гл. 6.: «Но Раскольников в последнее время стал суеверен..»).

7. Расскажите о положительных поступках героя: эпизод с пьяной девушкой: «Выглядывая скамейку, он заметил впереди себя..» (1ч.4 гл.); у Мармеладовых (1 ч. конец 2 гл.: «Молодой человек поспешил уйти, не говоря ни слова …»).

8. Прочитайте и перескажите сон о лошади (ч.1 гл.5: «Страшный сон приснился Раскольникову …»). Какова его роль в характеристике героя?

9. Сделайте письменный вывод о личности героя.

Тема 3. Причины преступления Р.Раскольникова.

«Главная тайна романа - в причинах и мотивах преступления» (В. Соловьев).

 

  1. Социальные причины: в мире бедных людей. Какие события в жизни героя стали катализатором убийства?

10. Прочитайте портрет Мармеладова (ч.1. гл. 2: «Это был человек лет уже за пятьдесят..». Почему Мармеладов в трактире обращается именно к Раскольникову? Перескажите исповедь Мармеладова («Молодой человек, — продолжал он, восклоняясь опять …до слов: Мармеладов замолчал …»). Вызывает ли жалость у посетителей трактира его исповедь и почему?

11. Перескажите письмо матери Раскольникова (ч.1 гл.3). Почему Родион против замужества сестры? Что общего, по его мнению, между Дуней и Соней? (ч.1 гл.4: «Ну да уж пусть мамаша … до слов: Он вдруг очнулся и остановился... »).

12. Расскажите о Разумихине и сравните его с Раскольниковым. Зачем писатель рассказывает об этом герое накануне преступления? (ч.1 конец 4 гл.: «Он дивился себе…»).

13. Прочитайте сцену убийства (1 ч. с начала 7 главы до слов: «Он снял запор, отворил дверь и стал слушать на лестницу »). Устно ответьте на вопросы: Какие ошибки совершает Раскольников во время убийства, какие случайности происходят, в каком состоянии он находится? О чем это говорит?

  1. Идеологические причины преступления.

14. Выпишите основные тезисы теории Раскольникова (ч.3 гл. 5: «Моя статья? В «Периодической речи»? до слов: до Нового Иерусалима, разумеется! ») и главную мысль Раскольникова в его рассуждениях о психологическом состоянии преступника во время совершения преступления (ч.1.гл 6.: «Сначала — впрочем, давно уже прежде …» до слов: «Но дело не начиналось»).

15. Прочитайте признание Раскольникова Соне (ч.5 гл. 4: «Штука в том: я задал себе… до слов: «Тварь ли я дрожащая или право имею? »). Найдите и выпишите истинные мотивы убийства.

16. Сделайте письменный вывод по всей теме № 3

Тема 4. Герои – идеологи. Двойники Раскольникова.

17. Индивидуальное задание: Образ Петра Петровича Лужина: портрет, черты характера, убеждения, поступки: (ч. 2 с начала гл.5 до слов: «— Извините, я тоже неостроумен..»); (ч.4 с начала гл.3 до слов: «Одним словом, предстояло много хлопот »); (ч. 5 начало 1.гл)

18. Индивидуальное задание: Аркадий Иванович Свидригайлов: портрет, поступки, биография, образ жизни (ч.1 гл.3; ч.4 гл.1-2; ч.5 гл.5; ч.6 гл. 3-6). Почему покончил жизнь самоубийством?

Тема 4. Образ Сони Мармеладовой.

19. Выпишите портрет Сони: (ч.2 гл. 7: «В эту минуту из сеней..»; ч.3 начало 4. гл.). Вспомните описание

комнаты, в которой она живет (см. п.3 «г»), судьбу Сони из исповеди ее отца (см.п.10).

20. В сопоставлении с каким героем в полной мере раскрывается ее образ? Письменно проанализируйте сцену «Первый разговор Раскольникова и Сони» (ч.4 гл.4 полностью) по вопросам: 1. Какие существенные вопросы задает ей Раскольников? 2. Какие ответы Сони помогают нам её понять?

21. Перескажите притчу о воскрешении Лазаря («Соня развернула книгу и отыскала место…» до слов: «Прошло минут пять или более»): как вы поняли ее смысл? Зачем Раскольников просит Соню прочитать её? Почему герой выбрал Соню для признания? Какой выход из тяжелой ситуации предлагает Соне Раскольников? (со слов «Что же, что же делать? »).

22. Прочитайте второй разговор Раскольникова и Сони (ч.5 гл.4 полностью). Какую дилемму он предлагает ей разрешить и с какой целью? (со слов: «- Нет, в самом деле, я серьезно …до «кому жить кому не жить »)? По каким законам живет Соня?

23. Какие чувства вызывает в ней признание Раскольникова? Какой выход предлагает она ему после признания (со слов «- Ну, что теперь делать, говори!»)? Какое наказание для нее важнее: юридическое (каторга) или нравственное?

24. Сделайте письменный вывод по теме.

Тема 5. Наказание Раскольникова.

 

25. Опишите состояние героя во время убийства и на следующий день после него (ч.2 начало гл.1 до слов: «Окончательно разбудил его сильный стук в двери »). Сравните с его предварительными рассуждениями на эту тему (п.14), сделайте вывод.

26. Индивидуальное задание: Найдите примеры постепенного отчуждения героя от окружающего мира (ч.2 гл. 1-2; ч.3 гл. 3, 6; ч.6, гл.). Что происходит в его отношениях с матерью и сестрой? (ч.3 гл.1,3,6; ч.6 гл.7).

27. Что мучает героя после преступления? (ч.3 гл. 6: со слов «Я это должен был знать, — думал он с горькою усмешкой.. » до «Соня, Соня! Тихая Соня!..»); Мучает ли его совесть? (ч.5 гл.4 со слов «Не будь ребенком, Соня …»). Расценивает ли он свой поступок как преступление? (ч.6 гл. 7 со слов «Раскольников вошел в комнату и в изнеможении сел на стул » до «Никогда, никогда не был я сильнее и убежденнее, чем теперь!..»).

28. Раскаялся ли герой, совершив явку с повинной (ч.6 гл.8) и пойдя на каторгу? Разочаровался ли он в своей теории? (эпилог ч. 2 с начала до слов «Он страдал тоже от мысли: зачем он тогда себя не убил? »).

29. Как автор доказывает несостоятельность теории Раскольникова? Какое значение для этого имеет двойное убийство?

30. Письменно ответьте на вопрос: В чем заключается истинное наказание героя?

31. Прочитайте сон о трихинах (со слов «Он пролежал в больнице весь конец поста и Святую » до «.. никто не слыхал их слова и голоса. »). Какое отношение к теории героя он имеет?

32. Прочитайте сцену духовного воскрешения героя (эпилог ч.2 «Шла уже вторая неделя после Святой »). Что возродило героя? В какое время православного календаря происходит его духовное воскрешение?



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-02-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: