В конце 20 века появился юридический документ, признающий и защищающий права детей.
20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно проголосовала за принятие «Мировой конституции прав ребенка».
26 января 1990 г.была принята Конвенция о правах ребенка, ее подписала 61 страна, а 2 сентября 1990 г. после ратификации ее 20 государствами Конвенция вступила в силу.
Главные цели Конвенции -защита интересов ребенка, признание приоритетности этих интересов в обществе и провозглашение равных прав ребенка со взрослыми.
Положения этого документа сводятся к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить права детей:
- выживание;
- развитие;
- защита;
- обеспечение активного участия в жизни общества.
В этом акте заложено 2 принципа:
- ребенок является самостоятельным субъектом права;
- приоритетность интересов детей перед потребностями семьи, общества, религии.
Первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка (ст.3, ч.1).
Взаимоотношения взрослых и детей должны строиться на нравственно –правовой и педагогической основе, когда уважение к личности ребенка,, к его мнению, взглядам и желаниям принимается не только как норма общечеловеческой культуры, но и как норма права.
Родитель и ребенок, учитель и ученик должны стать равноправными субъектами права, строя свои отношения на взаимном уважении и доброжелательном отношении друг к другу.
Конвенция считает необходимым, чтобы каждое государство привело свое национальное законодательство в соответствие с международным актом.
Конвенция вводит специальный механизм контроля, наделяет высокими полномочиями специально созданный для контроля за соблюдением Конвенции Комитет ООН по правам ребенка, состоящий из 10 международных экспертов. В соответствии с текстом Конвенции ребенок имеет следующие права:
- право на жизнь (п. 1 ст. 6);
- право знать своих родителей (п. 1 ст. 7);
- право на заботу родителей (п. 1 ст. 7);
- право на имя (п. 1 ст. 7; п. 1 ст. 8;
- право на гражданство (п. 1 ст. 7; п. 1, ст. 8);
- право на сохранение своей индивидуальности (п. 1 ст. 8);
- право на семейные связи (п. 1 ст. 8);
- право ребенка, разлученного с родителями, поддерживать личные отношения и прямые контакты с родителями (п. 3 ст. 9);
- право ребенка, родители которого проживают в различных государствах, поддерживать личные отношения и прямые контакты с обоими родителями
(п. 2 ст. 10);
Право ребенка свободно выражать свои взгляды (ст.12, п. 1)
- право свободно выражать свое мнение (ст. 13, п. 1, 2);
- право на свободу мысли, совести и религии (п. 1,2 ст. 13);
- право на свободу ассоциации и свободу мирных собраний (п. 1,2 ст. 15);
- право на личную жизнь (п. 1 ст. 16);
- право на неприкосновенность жилища (п. 1 ст. 16)
- право на тайну корреспонденции (п. 1 ст. 16);
- право на защиту закона от незаконного вмешательства и посягательств на честь и репутацию (п.1 2 ст. 16);
- право на доступ к информации и материалам из различных национальных и международных источников (п. 1 ст. 17);
- право на защиту от всех форм физического или психического насилия (п. 1 ст. 19);
-право ребенка, лишенного семейного окружения, на особую защиту и помощь (п. 1 ст. 20);
- право неполноценного в умственном и физическом отношении ребенка на особую заботу (п. 2 ст. 23);
- право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья (п. 1, 2, 4 ст. 24);
- право пользоваться благами социального обеспечения, включая социальное страхование (п. 1 ст. 25);
- право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (п. 1,3 ст. 27);
- право на образование (ст. 28, 29);
- право ребенка пользоваться родным языком, своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды (ст.30);
- право свободно участвовать в культурной и и творческой жизни и заниматься искусством (п.1,2 ст.31);
- право на защиту от незаконного употребления наркотических средств и психотропных веществ (ст. 33);
- право на защиту от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, от других форм эксплуатации, наносящих ущерб любому аспекту благосостояния ребенка (ст. 34, 36);
- право ребенка, лишенного свободы, на незамедлительный доступ к правовой и другой соответствующей помощи (ст. 37);
- право ребенка, лишенного свободы, оспаривать законность лишения свободы перед судом или другим компетентным, независимым и беспристрастным органом и право на безотлагательное принятие ими решения в отношении любого такого процессуального действия (ст. 37);
- право ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувств достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека (п.1 ст.40).