Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций (согласно ФГОС):
Наименование компетенции | Код компетенции |
Стремление работать на благо общества. | ОК-1 |
Понимание содержания, смысла, основных целей, социальной значимости профессии государственного и муниципального управления, стремление к улучшению этого понимания через использование знаний в своей деятельности. | ОК-5 |
Способность и готовность к личностному и профессиональному самосовершенствованию, саморазвитию, саморегулированию, самоорганизации, самоконтролю, к расширению границ своих профессионально-практических познаний; умение использовать методы и средства познания, различные формы и методы обучения и самоконтроля, новые образовательные технологии, для своего интеллектуального развития и повышения культурного уровня. | ОК-13 |
Владение навыками самостоятельной, творческой работы; умение организовать свой труд; способность порождать новые идеи, находить подходы к их реализации. | ОК-16 |
Умение оценивать соотношение планируемого результата и затрачиваемых ресурсов. | ПК-7 |
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Иметь представление:
- о менеджментекак определённом виде деятельности и его разновидностях;
- о государстве и местном самоуправлении, как формах организации власти;
- об особенностях и спецификеработы государственного и муниципального чиновника.
Позиционировать себя:
- как будущего специалиста в области государственного и муниципального управления.
Знать:
- основные особенности современного российского государства;
- основные виды профессиональной деятельности чиновника;
|
- основные положения ФГОС-3 направления «Государственное и муниципальное управление» и программы обучения по нему в КубГУ.
Разбираться:
- в этических нормах поведения государственного и муниципального служащего.
Уметь:
- ответить письменно или устно на вопросы о сущности менеджмента, о государственной власти и местном самоуправлении, о работе чиновников;
- описать особенности системы высшего образования в современной России и организации обучения в КубГУ.
Приобрести навыки:
- самоменеджмента;
-цивилизованного ведения полемики и общения с сокурсниками и преподавателями.
Владеть:
- понятийным аппаратом в рамках учебного курса;
- техникой ведения конспектов лекций.
Иметь опыт:
- поиска и обработки необходимых для занятий источников и литературы;
- работы в малых группах.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля) Введение в специальность
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы 108 часов.
№ | Наименование раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля (по каждому разделу) | |
Как профессию получить | ||||
1.1 Как стать студентом. | Сущность вузовского образования и его отличие от школьного. Формула успешного обучения. Задачи студентов и преподавателей. Общие особенности обучения в вузе. Студенты «успешные» и «трудные. Типология студентов. Раздаточный материал: 1) Несколько простых и важных советов 2) «Успешные» и «трудные» студенты. | Степень участия в интерактивных формах аудиторной работы: обсуждение проблем выбора профессии, трудностей вузовского обучения. ОК-5, ОК-13. Анкетирование: Почему я выбрал специальность ГМУ? Какими мотивами вы руководствовались, поступая в высшее учебное заведение? | ||
1.2 Виды и формы занятий в вузе. | Лекция как форма получения знаний. Отношения преподаватель – студент на лекции. Как записывать лекции. Как готовиться и работать на семинарских, практических занятиях. Несессер студента. Добрые советы. Техники повышения успеваемости. Раздаточный материал: 1) Секреты конспектирования. 2) Применяйте систему условных сокращений. 3) Советы первокурснику. | Степень участия в групповой аудиторной работе по освоению навыков записи лекций, подготовки к семинарам. Тесты: «На эффективность слушания» и «На эффективность чтения». ОК-13, ОК-16. | ||
1.3 Информационные ресурсы библиотеки и как ими пользоваться. | Информация о Научной библиотеке КубГУ. Структура библиотеки. Система каталогов в библиотеке: алфавитный каталог, методика поиска информации; системный каталог, шифр книги, алфавитно-предметный указатель, методика поиска информации. Правила заполнения требований на литературу. Электронный каталог, методика работы с ним. Другие информационные ресурсы и их использование в учебной деятельности. | Практическое задание: заполнить листки требований на литературу, рекомендуемую для изучения по данной дисциплине, используя традиционный или электронный каталог. ОК-13; ОК-16. | ||
1.4 Самоменеджмент студента. Права и обязанности студента | Методы и практические приемы работы студентов в повседневной учебной деятельности. Ежедневник студента. Нормативное регулирование прав и обязанностей студентов. Конституция факультета управления и психологии. | Заполнение ежедневника, планы подготовки к семинарским занятиям. ОК-16; ПК-7. | ||
1.5 Система высшего образования в Российской Федерации. Управление КубГУ, ФУП в структуре КубГУ. | Предназначение вузов, ступени высшего профессионального образования, вузы России, правовое регулирование. Университеты и университетское образование. Профессии высшего образования. Особенности финансирования и управления КубГУ. Факультет управления и психологии в структуре КубГУ. Преподаватели и студенты. | Степень участия в интерактивных формах аудиторной работы: обсуждение целей и задач университетского образования, отношений преподаватель-студент. ОК-1; ОК-5. | ||
Всё о профессии | ||||
2.1 Направление «Государственное и муниципальное управление»: ФГОС-3, концепция подготовки, структура учебного плана, итоговая аттестация. | Структура государственного образовательного стандарта в высшем профессиональном образовании РФ. Особенности ФГОСа по направлению 081100.62 Государственное и муниципальное управление. Объекты и виды профессиональной деятельности бакалавра по государственному и муниципальному управлению по ФГОСу. Концептуальные основы подготовки бакалавра по ГМУ на факультете управления и психологии. Структура учебного плана. Требования итоговой аттестации. | Степень участия в участия в интерактивных формах аудиторной работы: дискуссия о двухуровневом образовании, о перспективах трудоустройства бакалавров и магистров. ОК-1, ОК-5. Анализ в группе конкретных ситуаций работы государственных и муниципальных служащих. ОК-1, ОК-5. | ||
2.2 Общая характеристика государства, государственного и муниципального управления | Власть - базовая характеристика человеческого общества. Понятие государства. Признаки государства. Функции государства. Формы государственного устройства и правления. Политические режимы и их типы. Определения управления. Что такое государственное и муниципальное управление. Публичная власть. | Степень участия в интерактивных формах аудиторной работы: дискуссия о различных формах государственного устройства и их эффективности, о сходстве и отличиях между государственным и муниципальным управлением. ОК-1; ОК-5. Текущее тестирование по пройденному материалу. | ||
2.3 Современное российское государство. | Конституционные основы государственной власти и управления. Органы государственной власти в Российской Федерации. Организация власти в субъектах Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации. | Анализ в группах Конституции РФ, Устава Краснодарского края, презентации по теме. ОК-1; ОК-5. | ||
2.4 Профессия - менеджер | Что такое менеджмент. Функции и задачи менеджмента, методы управления. Особенности профессии менеджера. Личные качества менеджера. | Степень участия в интерактивных формах аудиторной работы: дискуссия на тему «Чем управляет менеджер». Анализ в группах конкретных ситуаций, характеризующих требования к личным качествам менеджера. | ||
2.5 Государственная и муниципальная службы в РФ. | Что такое государственная служба и её особенности. Система государственной службы. Государственный служащий и государственная должность, их особенности. Принципы государственной гражданской службы. Что такое муниципальная служба, её особенности и принципы. Статус муниципального служащего. Основные функции и идейно-нравственные качества менеджера в сфере государственного и муниципального управления. | Степень участия в интерактивных формах аудиторной работы: обсуждение основных особенностей государственной службы, чем она отличается от муниципальной службы. Анализ в группах конкретных ситуаций. ОК-5, ОК-13; ПК-7. | ||
2.6 Этические аспекты работы чиновника. | Этика и этикет. Виды профессиональной этики. Идея «общественного служения». Этические принципы, нормы и запреты в деятельности чиновников. | Степень участия в интерактивных формах аудиторной работы. ОК-1; ОК-5. | ||
|
|
Таблица 2 – Структура дисциплины
Вид работы | Трудоемкость, часов |
семестр | |
Общая трудоемкость | |
Аудиторная работа: | |
Лекции (Л) | |
Практические занятия (ПЗ) из них: | |
проблемных семинаров | |
презентаций | |
деловая игра | |
анализ кейсов | |
Самостоятельная работа: | |
Подготовка индивидуальных письменных заданий | |
Подготовка к проблемному семинару | |
Подготовка к деловой игре | |
Подготовка к промежуточным тестам | |
Работа над презентациями | |
Подготовка к итоговому тестированию | |
Самоподготовка | |
Вид контроля по дисциплине | зачёт |
№ раздела | Наименование раздела | Количество часов | |||||
Всего | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
Л | ПЗ | ||||||
Как профессию получить | |||||||
1.1 Как стать студентом | |||||||
1.2 Виды и формы занятий в вузе | |||||||
1.3 Информационные ресурсы библиотеки и как ими пользоваться. | |||||||
1.4 Самоменеджмент студента. Права и обязанности студента | |||||||
1.5 Система высшего образования в Российской Федерации. Управление КубГУ, ФУП в структуре КубГУ. | |||||||
Всё о профессии | |||||||
2.1 Направление «Государственное и муниципальное управление»: ФГОС-3, концепция подготовки, структура учебного плана, итоговая аттестация. | |||||||
2.2 Общая характеристика государства, государственного и муниципального управления. | |||||||
Подготовка к текущей аттестации | |||||||
2.3 Современное российское государство. | |||||||
2.4 Профессия – менеджер | |||||||
2.5 Государственная и муниципальная службы в РФ. | |||||||
2.6 Этические аспекты работы чиновника. | |||||||
Подготовка к итоговому тесту(зачету) | |||||||
Итого: | |||||||
Таблица 3 – Разделы дисциплины, изучаемые в семестре
Таблица 4 – Занятия, проводимые в интерактивных формах
№ раздела | Наименование раздела | Вид занятия (Л,ПР,) | Используемые интерактивные образовательные технологии | Количество часов |
1.1 Как стать студентом | Л | Мультимедиа-лекция с элементами дискуссии по проблемам выбора профессии, трудностей вузовского обучения. ОК-5; ОК-13. | ||
ПР | Анализ конкретных ситуаций: формула успешного обучения, кто такие «успешные» и «трудные» студенты. Анализ «узнаваемости» типологии студентов. ОК-5; ОК-13. | |||
1.2 Виды и формы занятий в вузе | Л | Мультимедиа-лекция с элементами дискуссии и групповой аудиторной работой по определению характера отношений «преподаватель – студент», обсуждение техник повышения успеваемости. ОК-13; ОК-16. | ||
ПР | Тренировка навыков записи лекций, подготовки к семинарам. Тесты: «На эффективность слушания» и «На эффективность чтения». ОК-13, ОК-16. | |||
1.3 Информационные ресурсы библиотеки и как ими пользоваться. | Л | |||
ПР | Занятие проводится в залах Научной библиотеки КубГУ.Осваиваются навыки работы в традиционных и электронном каталогах ОК-13; ОК-16. | |||
1.4 Самоменеджмент студента. Права и обязанности студента | Л | Мультимедиа-лекция с элементами дискуссии и групповой аудиторной работой по методам самоменеджмента студента и нормативному регулированию прав и обязанностей студентов. ОК-16. | ||
ПР | Тренинг планирование деятельности студента с использованием ежедневника студента. Анализ Устава КубГУ и конституции факультета управления ипсихологии. ОК-16; ПК-7 | |||
1.5 Система высшего образования в Российской Федерации. Управление КубГУ, ФУП в структуре КубГУ. | Л | Мультимедиа-лекция с элементами дискуссии по проблемам предназначения вузов (университетов). Изучение системы управления КубГУ. ОК-1; ОК-5. | ||
ПР | ||||
2.1 Направление «Государственное и муниципальное управление»: ФГОС-3, концепция подготовки, структура учебного плана, итоговая аттестация. | Л | Мультимедиа-лекция с элементами дискуссии по различным аспектам двухуровневого образования. Изучение объектов и видов профессиональной деятельности бакалавра государственного и муниципального управления и концептуальных основ подготовки бакалавров по ГМУ на факультете управления и психологии. ОК-1, ОК-5. | ||
ПР | Анализ в группе конкретных ситуаций работы государственных и муниципальных служащих. ОК-1; ОК-5. . | |||
2.2 Общая характеристика государства, государственного и муниципального управления. | Л | Мультимедиа-лекция с элементами дискуссии о различных формах государственного устройства и их эффективности, о сходстве и отличиях между государственным и муниципальным управлением. ОК-1; ОК-5. | ||
ПР | ||||
2.3 Современное российское государство. | Л | |||
ПР | Мульти-медиа семинар: анализ в группах Конституции РФ, Устава Краснодарского края, презентации по теме. ОК-1; ОК-5. | |||
2.4 Профессия – менеджер | Л | Мульти-медиа лекция по вопросам: Что такое менеджмент. Функции и задачи менеджмента, методы управления. Особенности профессии менеджера. Личные качества менеджера. | ||
ПР | Анализ в группах конкретных ситуаций, характеризующих особенности профессии менеджера и требования к личным качествам менеджера. | |||
2.5 Государственная и муниципальная службы в РФ. | Л | Мульти-медиа лекция по вопросам: Что такое государственная служба и её особенности. Система государственной службы. Государственный служащий и государственная должность, их особенности. Принципы государственной гражданской службы. Что такое муниципальная служба, её особенности и принципы. Статус муниципального служащего. Основные функции и идейно-нравственные качества менеджера в сфере государственного и муниципального управления. | ||
ПР | Разбор основных особенностей государственной службы, чем она отличается от муниципальной службы. Анализ в группах конкретных ситуаций. ОК-5, ОК-13; ПК-7. | |||
2.6 Этические аспекты работы чиновника. | Л | Мульти-медиа лекция по вопросам: Этика и этикет. Виды профессиональной этики. Идея «общественного служения». Этические принципы, нормы и запреты в деятельности чиновников. | ||
ПР | ||||
Итого |