Авторитаризм ( от лат. auctoritas-власть, влияние ) – 1. Форма власти при которой носитель власти провозглашает сам себя имеющим право на власть. Основанием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счет носителя данной власти. 2. Система власти, характерная для антидемократических политических режимов. Обычно сочетается с личной диктатурой. К историческим формам авторитаризма относятся азиатские деспотии, тиранические и абсолютистские формы правления древности, средневековья и нового времени, военно-полицейские и фашистские режимы, различные варианты тоталитаризма. 3. Одна из форм догматизма в морали, проявляющаяся в способе обоснования нравственных требований. Авторитарное понимание нравственности исходит из того, что высшим или даже единственным обоснованием ее требований является указание на авторитетное лицо, от которого эти требования исходят (авторитет). Наиболее характерен авторитаризм, для религиозных учений нравственности, в которых высшим критерием и основанием морали объявляется воля бога. Так, неопротестантизм единственным источником нравственных требований считает абсолютную волю бога, которую нельзя подвергнуть рациональному анализу. С этой точки зрения неправомерно даже ставить вопрос о том, почему поступки, повелеваемые богом, являются добром или почему бог повелевает людям совершать определенные действия.
Ветви власти – принято выделятьв демократических государствах три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Каждая из них обладает собственными полномочиями и функционирует автономно (независимо) от двух других, но все ветви власти взаимодействуют друг с другом. Иногда выделяют избирательную власть.
|
Вла́сть — возможность и способность осуществлять свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от её основы. Способность и возможность достигать своих целей может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д. Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию. Она необходима для организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.
Власть исполнительная - один из видов самостоятельной и независимой публичной власти в государстве, представляющий собой совокупность полномочий по управлению государственными делами. Таким образом, исполнительная власть представляет собой систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия. Основное назначение исполнительной власти в России — организация практического исполнения Конституции РФ и законов Российской Федерации в процессе управленческой деятельности, направленной на удовлетворение общественных интересов, запросов и нужд населения. Она осуществляется путем реализации государственно-властных полномочий методами и средствами публичного, преимущественно административного права.
Власть политическая — способность определённой социальной группы или класса осуществлять свою волю, оказывать воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие группы людей, использует в этих целях специально созданный аппарат и специфические средства. Наиболее сильным элементом политической власти является государство и система государственных органов, реализующих государственную власть.
|
Власть публичная – это власть, выделенная из общества и не совпадающая с населением страны, являющаяся одним из признаков, отличающих государство от общественного строя. Обычно противопоставляется общественной власти. Появление публичной власти связано с возникновением первых государств.
Государство- это особая форма организации общества, действующая на ограниченной территории. Государство обладает определёнными средствами и методами применения власти внутри общества, устанавливает определённый порядок взаимоотношений между членами общества, и вовлекает в свою деятельность всё население на установленной и экспансируемой территориях. Порядок взаимоотношений между членами общества и применения власти определяется: конституцией, законами и другими правовыми документами государства, которые являются частью формального устройства государства; а также обычаями, сформировавшимися внутри общества независимо от государства, которые являются основаниями для понимания законов государства и определяют неформализованный порядок применения и трактовки законов.
|
Государственное управление - деятельность органов государственной власти и их должностных лиц по практическому воплощению выработанного на основе соответствующих процедур политического курса. Деятельность по государственному управлению традиционно противопоставляется, с одной стороны, политической деятельности, а с другой стороны, - деятельности по формированию политического курса.
Государственная гражданская служба — по законодательству Российской Федерации, «вид государственной службы, представляющий собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).»Государственная гражданская служба подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации
Гражданское общество — это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти. Согласно классической схеме Д. Истона, гражданское общество выступает как фильтр требований и поддержки общества к политической системе. Гражданское общество — один из феноменов современного общества, совокупность неполитических отношений и социальных образований (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными и так далее), реализуемыми вне сферы деятельности властно-государственных структур и позволяющими контролировать действия государственной машины.
Глава муниципального образования – является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с № 131-ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003г. полномочиями.Согласно данному закону, территорией муниципального образования может быть город, посёлок, станица, район (уезд), сельский округ (волость, сельсовет) и др. Наименование должности главы муниципального образования устанавливается в уставе муниципального образования (глава города, мэр, глава посёлка и т. д.) Предусмотрено, что глава муниципального образования избирается гражданами, проживающими на территории муниципального образования, на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, либо в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов РФ.
Гражданин – индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством, что позволяет правоспособному гражданину, по отношению к другим гражданам и обществу (государству), иметь взаимные права, обязанности и, в их рамках, свободы. По своему правовому положению граждане конкретного государства отличаются от иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории государства.В Российской империи слово «гражданин» официально обозначало «городского обывателя», то есть жителя города, горожанина (от последнего слова произошло само слово «гражданин.») Слово также употреблялось и в современном смысле; введение этого значения приписывается Радищеву. Обращение стало общеупотребительным после февральской революции.Основной официальной формой устного и письменного обращения в СССР было слово «товарищ». Обращения сударь/сударыня, господин/госпожа были советской властью отменены и считались антиобщественными либо устаревшими. Обращение «гражданин» наряду со словом «товарищ» также использовалось в СССР, с производными «граждане», «гражданка», «гражданочка». Обращение «гражданин» в отличие от «товарищ» подчёркивало дистанцию между людьми (так, «гражданами» заключённые должны были именовать охрану).
Демократия - политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан, принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.
Закон – в широком смысле слова все нормативные правовые акты, любые установленные государством общеобязательные правила.
Исполнительная власть – одна из ветвей государственной власти, основное назначение которой состоит в непосредственном управлении государственными делами.
Исполнительная власть, в соответствии с теорией разделения властей, одна из самостоятельных ветвей государственной власти. Осуществляет функции управления (глава государства, правительство), основываясь на действующих законах и иных нормативных актах.
Конституция (Российской Федерации) — 1. Это основной закон государства, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. 2. Это основной закон РФ, обладающий высшей юридической силой, принятый в особом порядке и закрепляющий основы конституционного строя, основы правового статуса личности, основные принципы организации и деятельности механизма Российского государства.
Конституционная монархия – монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписанным правом или традициями. Конституционная монархия существует в двух формах: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867-1918 гг., Япония 1889-1945гг., в настоящее время существует в Марокко, Иордании, Кувейте и, с некоторыми оговорками, также в Монако и Лихтенштейне) и парламентская монархия (в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция)
Контроль (фр. Controle) - 1. Наблюдение, надсмотр над чем-нибудь с целью проверки. Рабочий контроль на предприятиях. Контроль в счетоводстве, служить в контроле. 2. Учреждение, контролирующее что-нибудь. Государственный контроль. 3. Собирательные лица, занимающиеся контролем, контролёры. Поставить контроль у входа в театр. Идёт контроль, приготовьте билеты.
Координация -процессы согласования активности мышцтела, направленные на усиленное выполнение двигательной задачи. Термин «координация» происходит от латинского coordination- взаимоупорядочение. При формировании двигательного навыка происходит видоизменение координации движений, в этом числе овладение инерционными характеристиками двигающихся органов. На начальных стадиях управление осуществляется прежде всего за счет активной статической фиксации этих органов, затем- за счет коротких физических импульсов, которые направляются в необходимый момент к определенной мышце. Наконец, на заключительных стадиях формирования навыка происходит уже использование возникающих инерционных движений направляемых теперь на решение задач. В сформированном динамически устойчивом движении происходит автоматическое уравновешивание всех инерционных движений без продуцирования особых импульсов для коррекции. Когда мышцы человека взаимодействуют слаженно и эффективно, можно говорить о хорошей координации движений. Люди с хорошей координацией, как правило, выполняют движения легко и без видимых усилий, как, например, профессиональный спортсмен. Однако координация нужна не только в спорте. От нее зависит каждое движение человека.
Лоббизм - (От англ. Lobby-кулуары, где депутаты парламента могли общаться с посторонними.) 1. Специфический институт политической системы, представляющий собой механизм воздействия частных и общественных организаций- политических партий, профсоюзов, корпораций, предпринемательских союзов (так называемых групп давления) на процесс принятия решений парламентом. «Лоббизм» относится к бюджетным ассигнованиям, финансовым дотациям, руководящим постам в парламентских комитетах. Лоббизм возник впервые в США, где лоббистская деятельность регулируется с 1946г. федеральным законом. 2. Лоббизм- активная, теневая деятельность различных деловых кругов, использующих закулисное, «кулуарное»влияние на законодателей и других официальных лиц, с целью реализовать свои интересы, добиться с этих позиций принятия или отклонения законов.
Монархия (лат. monarchia от др.-греч. μοναρχία — «единовластие»: μόνος — «одиночный, единый» и ρχή — «управление, власть») — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и передаётся по наследству.
Муниципа́льное образова́ние — населённая территория, в границах которой местное самоуправление осуществляется непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения.
Муниципальный служащий – гражданин, исполняющий в порядке, определённом муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счёт средств местного бюджета.
Местное самоуправление - система организации и деятельности граждан, обеспечивающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения, управление муниципальной собственностью, исходя из интересов всех жителей данной территории. В современном мире большое распространение получили те системы местного самоуправления, классификация которых основана на складывании отношений между местным самоуправлением и центральными властями. Так распространение получили следующие модели местного самоуправления: англосаксонская (классическая) модель, континентальная, смешенная и советская модель.
Местное управление – это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование с целью повышения уровня и качества жизни его населения. Внутри муниципального управления, также как и на общенациональном уровне, может существовать принцип разделения властей: исполнительная власть сосредотачивается в руках мэра, законодательная – в руках городского совета, суда и муниципального подразделения министерства юстиции. Муниципальное управление, как и государственное, связано с определённой территорией и разными группами населения, живущими на данной территории. Отмеченное сходство не исключает глубоких различий, основные из которых заключаются в следующем:
- муниципальный орган не создаёт законов, это прерогатива государственных законодательных органов;
- государство управляет гражданами (через нормативные акты), муниципалитет, как орган, управляет не гражданами и жителями территории (за исключением решений о налогах и выборах органов муниципальной власти), а собственными службами и предприятиями. Главным средством управления этими службами выступают проекты деятельности (цели, планы, решения, приказы, распоряжения и т.п.)
Парламент - высшее законодательное представительное собрание в конституционных государствах.
Правительство РФ - орган государственной власти, исполнительная власть, возглавляющая единую систему исполнительной власти РФ. Свою деятельность строит на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Члены правительства РФ - председатель, заместитель председателя, федеральные министры.
Полити́ческий режи́м (от лат. regimen — управление) — 1. Совокупность методов, приёмов и форм осуществления политических отношений в обществе, то есть способ функционирования его политической системы. 2. Э то способ осуществления политической власти в обществе, включающий в себя все многообразие отношений, возникающих между её субъектами и объектами.
Президент - высшая государственная должность. Президент является главой государства. Многие полномочия президента либо имеют непосредственно исполнительный характер, либо приближены к исполнительной власти. Наряду с этим, по мнению некоторых исследователей, президент не относится к какой-либо из ветви власти, а возвышается над нею, поскольку осуществляет координирующие функции.Президент РФ является также гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина и Верховым Главнокомандующим Вооружёнными силами, определяет основные направления внутренней и внешней политики.
Парламентская республика – разновидность республики с перевесом полномочий в пользу парламента. В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.
Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой(Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
Парламентская монархия – вид конституционной монархии, в которой монарх не обладает властью и выполняет только представительные функции. При парламентской монархии правительство ответственно перед парламентом, который обладает большей властью, чем другие органы государства (хотя в разных странах это может различаться).
Дуалистическая монархия – вид конституционной монархии, в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области, но в заданных ими рамках монарх обладает полной свободой принятия решений.
Планирование – 1. Это вид деятельности, связанный с постановкой целей (задач) и действий в будущем. Планирование в самом общем виде подразумевает выполнение следующих этапов:
§ постановка целей и задач;
§ составление программы действий;
§ выявление необходимых ресурсов и их источников;
§ определение непосредственных исполнителей и доведение планов до них.
2. Оптимальное распределение ресурсов для достижения поставленной цели. Играет важную роль в жизни. И это главная функция управления.
3. Это процесс разработки и установления руководством предприятия целей и задач, система количественных и качественных показателей его развития, которая определяет темпы, пропорции, тенденции развития данного предприятия как в текущем режиме, так и на перспективу.
Политическое Управление - Это основная форма регулирования общественных отношений в классовом обществе, которая осуществляется публичным образом через власть государства. От всех остальных форм управления политическое отличается абсолютным характером в пределах политической организации. Политическое управление осуществляется за счет ряда мероприятий, которые подкрепляются насилием, которое может носить как актуальный, так и потенциальный характер. Это управление в общем имеет следующую структуру: принимается политическое решение, организуется его выполнение и контроль за выполнением; в случае неподчинения решению ответственные лица или структуры подвергаются наказанию, вплоть до смертной казни. Политическое решение может иметь форму либо приказа, либо закона, обязательного для тех или иных институтов. Господство субъектов власти бывает различным. При деспотическом управлении обычно пользуются приказами субъекта власти. В рабовладельческом обществе действует, как правило, закон для свободных граждан и приказ для рабов. В сословном обществе управляет сословное право и приказ монарха. В условиях буржуазной демократии господствует равное отношение всех граждан по отношению к общему праву. Организацией выполнения решений, контролем и отношением к их выполнению, как правило, занимается государственный аппарат, который в качестве исполнительной и судебной власти имеет репрессивный институт (совокупность органов, действующих на основании традиции или закона). В современном обществе с демократической организацией политическое управление осуществляется в государственно-правовой форме, с разделением власти на законодательную, исполнительную и судебную, при высоком уровне гласности. В демократическом обществе множество управленческих процессов осуществляется гражданским способом без вмешательства политического управления. Чем шире спектр гражданского общества, тем демократичней власть и управление.
Политическая партия (от лат. partial - часть, делю) - 1) это добровольное объединение людей определённой идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть или участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоев населения; 2) добровольная политическая организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность которой направлена на завоевание политической власти либо участие в её осуществлении; 3) это хорошо организованная, наиболее активная часть класса или социальной группы, выражающая её интересы, связанная общей идеологией и борющаяся за политическую власть.
Публичное управление – это воздействие субъекта, обладающего властью, на объект в целях каких- либо общественных интересов.В организационном смысле публичное управление представляет, по мнению немецких ученых, сам управленческий аппарат, совокупность административных органов (Behoerden) на всех уровнях.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в руках полной власти главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчёркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей, сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной – в руках парламента. К президентским республикам относят: США, Бразилия, Швейцария, большинство республик Латинской Америки и Африки.
Республика (лат. respublica, «дело народа») – форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением (в том числе и другими органами).
Судебная власть - в соответствии с теорией разделения властей самостоятельная и независимая сфера публичной власти (наряду с законодательной и исполнительной). Представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом, а иногда также полномочий по обязательному толкованию норм права(напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США), нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англосаксонских странах), контрольных полномочий (напр., проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.), а также систему государственных органов, осуществляющих эти полномочия
Тоталитаризм (от лат. Totalis- весь, целый, полный) - политический режим, который стремиться к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества. При использовании в настоящее время этого термина, как правило, подразумевается, что режимы Адольфа Гитлера, Иосифа Сталина в СССР и Бенито Муссолини в Италии были тоталитарными.
Унитарное государство - форма государственного устройства, при котором территория государства, в отличие от федерации, не имеет в своём составе федеративных единиц (штатов, земель), а подразделяется на административно- территориальные единицы (департаменты, области, районы и т. п.). В унитарном государстве действуют единая для всего государства конституция, общая система права, единая система органов государственной власти, что создаёт необходимые организационно-правовые предпосылки для централизованного руководства общественными процессами, усиления влияния центральной власти на всей территории государства.
Управление — 1. Сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих органов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действия и получить желаемые результаты;
2. Воздействие субъекта (СУ), направленное на достижение абстрактной (неконкретной), но вынужденно корректируемой цели (задачи, идеи) в уже сложившихся рамках правил (обстоятельств), которые неизбежно совершенствуются (меняются) тогда, когда субъект (этот или другой) непротиверечиво познает реальность, с которой сосуществует. 3. Это элемент функционирования организационных систем различной природы: биологических систем; технических систем; социально-экономических систем. 4. Действие субъекта, направленное на укрепление сосуществования с реальностью. 5. Стремление субъекта поступить правильно в рамках неких правил.
Федеративное государство - субъектами государственного суверенитета выступают и крупные территориальные образования (штаты, земли, кантоны и т.п.), и весь народ, состоящий из равноправных граждан.
Федеративная республика – это федерация с республиканским способом правления. В федеративной республике действует разделение властных полномочий между федеративными и республиканскими органами. Примеры стран: Аргентина, Австралия, Босния и Герцеговина, Бразилия, Эфиопия, Германия, Индия, Ирак, Мадагаскар, Мексика, Федеративные Штаты, Нигерия, Пакистан, Россия, ЮАР, Южный Судан, Швейцария, США, Венесуэла.
Элита (от лат. Electus, англ. Фр. elite-избранный лучший) - в социологии и политологии- неотъемлемая и важная часть любого социума. Осуществляет функции управления социумом, а также выработки новых моделей (стереотипов) поведения, позволяющих социуму приспосабливаться к изменяющемуся окружению. Слово также применяется для обозначения несоциальных субъектов, обладающих исключительными качествами.
Аннотация
Наименование дисциплины Введение в специальность
Цель изучения дисциплины | С помощью новых знаний сформировать целостное представление о направлении подготовки «Государственное и муниципальное управление» и его месте в системе управленческого знания, дать общие представления об особенностях обучения в вузе и самоменеджменте студента. |
Содержание дисциплины | 1. Как профессию получить. 1.1 Как стать студентом. 1.2 Виды и формы занятий в вузе. 1.3 Информационные ресурсы библиотеки и как ими пользоваться. 1.4 Самоменеджмент студента. Права и обязанности студента 1.5 Система высшего образования в Российской Федерации. Управление КубГУ, ФУП в структуре КубГУ. 2. Всё о профессии. 2.1 Направление «Государственное и муниципальное управление»: ФГОС-3, концепция подготовки, структура учебного плана, итоговая аттестация. 2.2 Общая характеристика государства, государственного и муниципального управления. 2.3 Современное российское государство. 2.4 Профессия – менеджер 2.5 Государственная и муниципальная службы в РФ. 2.6 Виды и инструменты профессиональной деятельности менеджера-чиновника. 2.7 Этические аспекты работы чиновника. |
Формируемые компетенции | ОК-1, ОК-5, ОК-13, ОК-16, ПК-7 |
Наименования дисциплин, необходимых для освоения данной дисциплины | «История», «История государственного управления», «Социология», «Экономическая теория». |
Знания, умения и навыки, получаемые в результате изучения дисциплины | Иметь представление: -о менеджментекак определённом виде деятельности и его разновидностях; - о государстве и местном самоуправлении, как формах организации власти; - об особенностях и спецификеработы государственного и муниципального чиновника. Позиционировать себя: - как будущего специалиста в области государственного и муниципального управления. Знать: - основные особенности современного российского государства; - основные виды профессиональной деятельности чиновника; - основные положения ФГОС-3 направления «Государственное и муниципальное управление» и программы обучения по нему в КубГУ. Разбираться: - в этических нормах поведения государственного и муниципального служащего. Уметь: - ответить письменно или устно на вопросы о сущности менеджмента, о государственной власти и местном самоуправлении, о работе чиновников; - описать особенности системы высшего образования в современной России и организации обучения в КубГУ. Приобрести навыки: - самоменеджмента; -цивилизованного ведения полемики и общения с сокурсниками и преподавателями. Владеть: - понятийным аппаратом в рамках учебного курса; - техникой ведения конспектов лекций. Иметь опыт: - поиска и обработки необходимых для занятий источников и литературы; - работы в малых группах. |
Используемые инструментальные и программные средства | Компьютерное и мультимедийное оборудование, стандартное программное обеспечение MS Office, пакет мультимедийного обеспечения лекционного курса. |
Формы текущего контроля знаний | Интерактивные формы на практических занятиях, промежуточное индивидуальное письменное задание, промежуточный тест |
Форма промежуточного контроля знаний | Зачёт |