Не мейнстрим: как Бэкон, Фрейд и другие «лондонцы» дождались славы




На два ближайших месяца главное здание Пушкинского музея займут британцы. Речь идет об экспозиции художников Лондонской школы, которая уже с успехом прошла в столице Англии (откуда, собственно, и везут работы), в Лос-Анджелесе, Малаге и Орхусе. На выставку определенно стоит идти, но сначала прочтите, как Лондонская школа «вышла» из паба в Сохо и при чем тут цвет крепкого чая и Темзы.

— 10 лет назад британская Times провела опрос. Читатели газеты голосовали за лучших художников XX века.

На 12-й строчке (а это высоко, учитывая, что в списке было 200 имен) расположился Фрэнсис Бэкон. А на 30-й — Люсьен Фрейд. Оба художника принадлежали к Лондонской школе. Этот термин возник в 1976 году. Именно тогда художник и график Рональд Брукс Китай организовал в британской столице выставку «Человеческая глина». На ней помимо его собственных работ были представлены произведения Люсьена Фрейда, Фрэнсиса Бэкона, Франка Ауэрбаха и других авторов, которые объединились в Лондонскую школу.

Тимоти Беренс, Люсьен Фрейд, Фрэнсис Бэкон, Франк Ауэрбах и Майкл Эндрюс за обедом в Wheeler’s Restaurant (Сохо, Лондон). Фотография: The John Deakin Archive, 1963.

Вместе они выступили против авангардизма, за которым многие художники «прятались» от послевоенной реальности. «Лондонцы» ратовали за фигуративное искусство. В центре их внимания оказалось человеческое тело — одновременно жизнестойкое и очень уязвимое.

— Лондонская школа отчасти сложилась в одном из пабов Сохо — «Колони».

Его основательница — предприимчивая Мюриэл Белчер — однажды предложила Фрэнсису Бэкону сделку — 10 фунтов в неделю и бесплатную выпивку за то, что он будет приводить в заведение своих преуспевающих друзей. Бэкон согласился, но стал водить в «Колони» не только своих обеспеченных собутыльников, но и молодых художников. Кстати, именно Мюриэл Белчер стала героиней картины «Сидящая женщина» Бэкона, которая была продана в 2007 году на Sotheby’s за?13,7 млн.

Фрэнсис Бэкон, «Сидящая женщина», 1961.

— Сегодня британская живопись второй половины XX века как никогда востребована.

Картина Фрейд а «Социальный смотритель спит» на торгах Christie’s в 2015 году ушла с молотка за $56,1 млн. А двумя годами ранее тот же аукционный дом продал «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда» Бэкона за $142,4 млн.

Фрэнсис Бэкон, «Три эскиза к портрету Люсьена Фрейда», 1969.

Но в конце 70-х и 80-х годах мода на беспредметность и поп-арт, американизация изобразительного искусства, перформансы и хэппининги оставляли Лондонскую школу в тени. Несмотря на заверения Китая о том, что изучение человека было и остается основным предметом искусства, он и другие «лондонцы» были для публики не более чем теми, кто по старинке «мазал кистью холст».

— В 70-х годах слава пришла лишь в Фрэнсису Бэкону, а остальные художники Лондонской школы существовали в безвестности.

Но при этом не изменяли себе. Так, в мастерской Франка Ауэрбаха к стене была приколота репродукция Рембрандта, которую он не снимал десятилетиями. Особую роль на полотнах художников Лондонской школы играл цвет. На картинах, которые были «нагружены» краской, преобладали оттенки Темзы, кирпича городских стен, крепкого чая и местной подземки. Так что о Лондонской школе можно говорить как о сугубо национальном явлении.

Майкл Эндрюс, «Мы с Мелани плаваем», 1978-79.

— В Пушкинский музей привезли 80 работ «лондонцев».

Помимо произведений условных лидеров группы — Фрэнсиса Бэкона и Люсьена Фрейда — в Москве покажут полотна Франка Ауэрбаха, Рональда Китая, Леона Коссофа, Майкла Эндрюса и Паулы Регу. На полотне Китая «Свадьба» (на нем он запечатлел свое сочетание браком с американской художницей Сандрой Фишер) можно увидеть многих участников Лондонской школы.

Рональд Китай, «Свадьба», 1989-93.

«Мы с Сандрой поженились в прекрасной старой сефардской синагоге, основанной в Лондоне другом Рембрандта Манассе бен-Израилем. Под чупой, кроме моих детей и раввина в цилиндре, слева — Фрейд, посередине — Ауэрбах, затем я и Сандра, а справа от нас — Хокни (шафер). Коссоф появляется в правом углу», — вспоминал спустя десятилетия после церемонии Китай.

— На афишах выставки — одна из самых известных картин Люсьена Фрейда «Девушка с котенком».

На портрете художник изобразил свою первую жену и мать их двух дочерей Кэтлин Гарман. Ее называли Китти, что с английского переводится как «котенок». Брак не был счастливым: пара развелась спустя пять лет из-за неверности Фрейда. На портрете женщина с такой силой сжимает шею котенка, что кажется вот-вот задушит его. Животное будто было вторым портретом Кэтлин, с которого она смотрела в упор на зрителя. И возможно, на самого художника.

Люсьен Фрейд, «Девушка с котенком», 1947.

— Паула Регу была, пожалуй, единственной женщиной-участницей Лондонской школы.

Португалка по происхождению, после окончания школы она отправилась учиться в известную школу искусств Слейда в Лондоне. Со временем Регу выработала свой собственный стиль, отчасти родственный Люсьену Фрейду. Ее работы часто демонстрировали зловещую сторону образов, подчеркивая господство зла. Кроме этого, художница обращалась и к социальным темам, например, «Триптих»1998 года посвятила абортам.

Паула Регу, «Триптих», 1998.

В Пушкинский музей привезут полотно «Невеста». Второе его название — «Женщина-собака». Этим художница хотела сказать, что женщина — существо одновременно покорное и независимое.

Паула Регу, «Невеста», 1994.

Подписывайтесь на наш канал, чтобы узнавать еще больше интересного!

Хотите научиться понимать современное искусство? Покупайте нашу книгу, которая написана простым языком со множеством интересных примеров — «Современное искусство и как перестать его бояться» — наЧитай-городе или Лабиринте.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: