Дом Учителя Уральского федерального округа
XIV Международная Олимпиада по основам наук
Первый этап
Научный руководитель проекта по литературе: Енина Лидия Владимировна,
кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и стилистики УрГИ, ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина», г. Екатеринбург
Автор-составитель заданий: Ноздрина Надежда Николаевна, учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории МАОУ Лицея №109 г. Екатеринбурга
Литература, 9 класс
Олимпиада проводится в преддверии Чемпионата мира по футболу в России
«Перед каждым ударом по мячу должна быть мысль». Деннис Бергкамп
Время выполнения работы 1 час 15 минут
______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ | ______________ |
Фамилия | Имя | Отчество | Нас. пункт | Область | ОУ № | Код участника |
Таблица ответов
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание | ||||||||||||||||||
Задание |
Инструкция по выполнению работы
|
На выполнение олимпиадной работы отводится 1 час 15 мин. Работа состоит из 4 частей и включает 25 заданий.
|
Часть 1 состоит из 5 заданий (1–5), оцениваемых в 1 балл. В данных заданиях необходимо выбрать один правильный ответ из нескольких предложенных.
Часть 2 состоит из 5 заданий (6–10), оцениваемых в 3 балла. В данных заданиях (6–10) необходимо выбрать три правильных ответа из нескольких предложенных.
Часть 3 состоит из 10 заданий (11–20), оцениваемых в 5 баллов, из которых: 5 заданий (11–15) – на определение соответствия и 5 заданий (16–20) – на установление правильной последовательности. В заданиях 11–15 необходимо найти соответствие между содержанием первого и второго столбцов. В заданиях 16–20 нужно установить верную последовательность.
Часть 4 состоит из 5 наиболее сложных заданий (21–25) открытого типа, оцениваемых в 6 баллов.
Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются.
Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Внимательно прочитайте каждое задание и проанализируйте все варианты предложенных ответов. Постарайтесь выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
В случае выполнения заданий на бумажном носителе, заносите ответы в специальную таблицу ответов. В заданиях на соответствие ответы нужно вписывать таким образом, чтобы буква из второго столбца соответствовала номеру первого столбца. В заданиях на последовательность и хронологию ответ нужно записывать в виде правильной последовательности цифр (без пробелов и других символов). В заданиях открытого типа ответ записывается в таблицу ответов печатными буквами, начиная с первой клеточки. Каждую букву необходимо писать в отдельной клеточке. Рекомендации по внесению ответов даются к каждому заданию открытого типа. Желаем удачи!
|
Первая часть. Задания, оцениваемые в 1 балл. Тема «Древнерусская литература».
В заданиях 1–5 выберите один правильный ответ из четырех-пяти предложенных и укажите его номер в таблице ответов.
1. Укажите название жанра, к которому относятся мудрые изречения авторов произведений древней русской литературы:
«Не покидай старого друга, ведь новый не будет похож на него».
«Уча — учи поступками, а не словами».
«Лучше на родине костями лечь, чем на чужбине быть в почёте».
1) поговорка | 2) пословица | 3) притча | 4) афоризм | 5) фразеологизм |
2. Вспомните, какое историческое событие послужило стимулом к возникновению в Древней Руси такого культурного явления, как литература:
1) изобретение азбуки и возникновение письменности 2) освобождение от татаро-монгольского ига 3) победа Александра Невского над шведами | 4) Куликовская битва 5) возникновение Киевской Руси |
Прочитайте фрагмент древнерусского текста и выполните задания 3–5.
(1) Не пристало ли нам, братья, начать старыми словами печальные повести о походе Игоревом, Игоря Святославича? (2) Пусть начнётся же песнь эта по былинам нашего времени, а не по замышлению Бояна. (3) Боян же вещий, если хотел кому песнь воспеть, то растекался мыслию по древу, серым волком по земле, сизым орлом под облаками. | (4) Помнил он, как говорил, первых времён усобицы. (5) Тогда напускал десять соколов на стадо лебедей, какую лебедь настигали, та первой и пела песнь — старому Ярославу, храброму Мстиславу, что зарезал Редедю пред полками касожскими, красному Роману Святославичу. |
3. Укажите, к какому жанру относится это уникальное произведение, сочетающее в себе «жанровые признаки ораторского произведения и фольклорных слав и плачей» (Д.С. Лихачёв):
1) повесть 2) слово 3) житие | 4) сказание 5) поучение |
4. Выберите вариант ответа, в котором правильно указано название средства речевой выразительности, которое автор использует для создания художественного образа в третьем (3) предложении текста:
1) риторическое обращение 2) олицетворение 3) метафора | 4) риторический вопрос 5) гипербола |
5. Назовите явление, которое метафорически изображено автором в пятом (5) предложении текста:
1) междоусобная война 2) охота | 3) игра на гуслях 4) создание письменного текста |