Содержание
· 1Строительство
o 1.1Разработка и строительство Mark I
o 1.2Модернизация до Mark IA
o 1.3Последующие модернизация и ремонты
· 2Статистика
· 3Обследование космоса
o 3.1Спутников и искусственных спутников
o 3.2Лунная программа
· Радиотелескоп имени Б. Ловелла — радиотелескоп в обсерватории «Джодрелл-Бэнк» рядом с Густри, Чешир, Северо-Западная Англия. На момент постройки в 1957 году, являлся самым большим (диаметр зеркала 76,2 метра) полноповоротным радиотелескопом в мире. В настоящее время — третий по величине, после радиотелескопа «Грин-Бэнк» в США (100 м) и Эффельсбергского радиотелескопа в Германии (100 м). Изначально он был известен просто как 250-футовый телескоп или Радиотелескоп в «Джодрелл-Бэнк»; примерно в 1961 году был переименован в телескоп «Марк-1», когда было начато обсуждение строительства новых телескопов («Марк-2», «3» и «4»). В 1987 году был переименован в радиотелескоп «Ловелл» и стал частью сети «МЕРЛИН» и Европейской РСДБ-сети.
· Создатели Бернард Ловелл и Чарльз Хазбанд за вклад в создании телескопа были посвящены в рыцари. В сентябре 2006 года телескоп выиграл в конкурсе знаменитых сооружений, проводившемся каналом Би-би-си. В 2007 году телескоп отпраздновал своё 50-летие.
· В ясную погоду телескоп виден с высотных зданий, таких как BeethamTower в Манчестере, и таких отдалённых мест как Пеннинские горы, WinterHill, Сноудония, en:BeestonCastle, Чешир и Пик-Дистрикт. Также виден из зала ожидания и ресторана Терминала 1 аэропорта Манчестера.
Строительство
Разработка и строительство Mark I
Бернард Ловелл построил транзитный телескоп в Джодрелл-Бэнк в конце 1940-х. Это был радиотелескоп диаметром 218 футов (66 м), который смотрел только вверх, следующим логическим шагом было построить телескоп, который бы мог смотреть на все части неба. Хотя транзитный телескоп был спроектирован и построен самостоятельно, для разработки полностью управляемого (поворотного) телескопа первостепенной задачей
|
было найти инженера, готового сделать эту работу. Им оказался Чарльз Хазбенд, которого Ловелл впервые встретил 8 сентября 1949 года.
The Mark 1 under construction.
Credit: Jodrell Bank.
Основой вертикального поворотного механизма стали два 15-дюймовых (38 сантиметров) подшипника, снятых с орудийных башен списанных военных кораблей 2-й мировой войны HMS Revenge и RoyalSovereign; остальные части поворотного механизма разрабатывались под эти подшипники. Хазбенд представил первые чертежи поворотного телескопа в 1950 году, после уточнения подробные чертежи были представлены Департаменту научных и промышленных исследований Великобритании 20 марта 1951 года. В марте 1952 года чертежи были утверждены.
Строительство началось 3 сентября 1952 года. Фундамент телескопа был завершен 21 мая 1953 года, глубина фундамента 90 футов (27 м). Из-за требований точности при укладке рельс фундамент был оставлен на усадку до середины апреля 1954 года. Центральная ось была поставлена на место 11 мая 1954 года, последняя ходовая тележка в середине апреля 1955 года.
The Mark 1 under construction.
Credit: Jodrell Bank.
Зеркало телескопа вначале представляло собой проволочную сетку для наблюдения за длинами волн от 1 до 10 метров, впоследствии оно было заменено на стальную поверхность для наблюдения линии водорода (21 см), открытой в 1951 году. В феврале состоялась встреча Ловелла с представителями министерства авиации по вопросу финансирования увеличения точности телескопа в сантиметровых волнах для научных исследований и «других целей» министерства. И хотя финансирование от министерства авиации так и не было получено, процесс планирования зашел так далеко, что эти улучшения пришлось осуществлять в любом случае.
|
Телескоп был построен так, что зеркало может быть полностью перевернутым. Первоначально предполагалось использование подвижной башни у основания телескопа для смены приемников в фокусе. Однако они не были построены из-за финансовых ограничений и того, что большая часть приемной аппаратуры располагалась на основании телескопа, а не в фокусе. Вместо этого приемники были установлены на 15-метровую в центре зеркала. Сборки приемного оборудования могут быть помещены в небольшую лабораторию непосредственно под телескопом, в помещениях, на вершинах двух башен или в здании управления.
Телескоп был запущен в первый раз 3 февраля 1957 года. Первый поворот по азимуту (на один дюйм) с помощью двигателей был опробован 12 июня 1957 года]; первый наклон башни 20 июня 1957 г. К концу июля поверхность зеркала была завершена. «Первый свет» телескоп увидел 2 августа 1957, сделав дрейф-сканирование Млечного Пути в диапазоне 160 МГц. Телескоп впервые стал управляться из диспетчерской 9 октября 1957 года с использованием специально построенного аналогового компьютера[26].
Стоимость строительства оказалась значительно выше предполагаемой, в основном из-за крутого роста цен на сталь во время строительства телескопа. Изначально гранты на строительство телескопа давали en:NuffieldFoundation и правительство, это в сумме составило 335 000 фунтов стерлингов. Правительство несколько раз увеличивало свою долю финансирования по мере роста стоимости строительства, также деньги поступали от частных пожертвований. Заключительная дебиторская задолженность от строительства телескопа составила 50 000 фунтов стерлингов, была погашена en:LordNuffield и en:NuffieldFoundation 25 мая 1960 г. (благодаря тому, что телескоп выполнял важную общественную функцию в слежении за космическими объектами) и Джодрелл-Бэнк был переименован в радиоастрономическую лабораторию Nuffield. Окончательная стоимость телескопа составила 700 000 фунтов стерлингов.
|
Модернизация до Mark IA
Вскоре после запуска телескопа Ловелл и Хазбенд начали рассматривать идею модернизации телескопа по увеличению точности поверхности и передачу управления цифровому компьютеру. План обновления был составлен компанией Хазбенда и был представлен Ловеллу в апреле 1964 года. Их планы стали более актуальными, когда, в сентябре 1967 года, были обнаружены усталостные трещины в системе привода подъёма зеркала. Проектный срок службы телескопа составлял 10 лет, и Хазбенд предупреждал о возможных поломках с 1963 года. Возникновение усталостных трещин было первой из этих проблем, грозящих остановить работу телескопа. Если бы они остались без рассмотрения, то вскоре ученые могли утратить возможность использовать подъемную систему. На ремонт и модернизацию телескопа, переименованного в Mark IA, было выделено 400 000 фунтов стерлингов финансирования, об этом было объявлено 8 июля 1968 года. Модернизация была проведена в три этапа, этап 1 с сентября 1968 по февраль 1969 года, этап 2 в период с сентября по ноябрь 1969 г. и этап 3 в период с августа 1970 по ноябрь 1971 года.
Первым этапом было добавление внутреннего рельсового пути, который принял на себя треть веса телескопа. Внешний рельсовый путь, который поржавел и деформировался за время использования, был заменен на втором этапе. На внутренний рельс были установлены четыре тележки, существующим тележкам на внешнем рельсе был произведен капитальный ремонт.
На третьем этапе произошли большие изменения; новая, более точная поверхность зеркала была смонтирована поверх старой, в результате телескоп можно использовать на длинах волн от 6 см, была добавлена поддержка центрального колеса. Новая система управления компьютером (повторное использование Ferranti Argus 104 компьютера телескопа Mark II), усталостные трещины в конусах соединения зеркала были устранены, центральная антенна была удлинена и укреплена. К сожалению, при работах не обошлось без трагического случая, в январе 1972 года при подъёме антенны последняя сорвалась и травмировала двух инженеров, один из них от полученных травм скончался.
Модернизация Mark IA была официально завершена 16 июля 1974 года и телескоп был передан обратно в университет. Из-за роста стоимости стали за время модернизации окончательная стоимость модернизации составила 664 793,07 фунтов стерлингов..
The Lovell telescope mid-resurfacing.
Credit: JodrellBank.