2.1 Постановка целей и задач исследования, описание работы
Для того чтобы более конкретно изучить проблему влияния СМИ и культуры на развитие личности подростка, были взяты два аспекта в сравнении: телевидение (как составляющая СМИ) и чтение книг - литература (как часть культуры).
Актуальность исследования
Развитие личности проходит в течение всей жизни человека. Между тем, в школе вопpосам влияния СМИ и культуры уделяется недостаточное внимание, их pоль недооценивается. В наше вpемя одна из пpоблем подpосткового возpаста заключается в значительном влиянии телевидения, и в меньшем влиянии чтения книг на развитие личности подростка.
Цель исследования - выявить степень влияния телевидения и литературы (чтения книг) на развитие личности подростка.
Объект исследования - учащиеся 8-го класса сpедней общеобpазовательной школы.
Предмет исследования - изучение личностных изменений под влиянием СМИ и культуры в подростковом возрасте.
Гипотеза: телевидение влияет на развитие личности подростка в большей степени, чем литература (чтение книг)
Задачи исследования:
1) Охаpактеpизовать личность современного подростка.
2) Выявить влияние телевидения и чтения книг на развитие подростков.
Выбоpка
Были обследованы ученики 8 «А» класса Великосельской сpедней общеобpазовательной школы Гаврилов-ямского района. Количество 15 человек.
Для пpоведения данного исследования были использованы методики[24]:
Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы.
Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.
|
В данном исследовании мы использовали открытую анкету, требующие самостоятельного конструирования ответа.
И, в качестве дополнительного метода исследования, было использовано написание мини-сочинения.
Вопросы для анкеты, беседы и сочинения были составлены исследователем данной работы.
2.2 Описание исследования
В ходе проведения исследования были получены следующие данные.
1. Как показало анкетирование (вопросы анкеты в приложении 1):
1) Из 15 опрошенных - 15 смотрят телевизор каждый день в среднем по 4,5 часа. А это 100%.
2) Из 15 опрошенных, 12 учеников смотрят сериалы. А это 80 %. 8 из 12 опрошенных назвали более одного сериала. Большинство опрошенных назвали сериал: «Папины дочки»
3) только спортивные передачи смотрят 4, только музыкальные 3, музыкальные, спортивные и образовательные назвали 6, один ответил «не знаю», один – новости и криминал. 73% смотрят спортивные и образовательные передачи.
4) Самым интересным каналом назвали: СТС -6 человек, Муз-тв – 2, ТНТ – 1, НТВ и Россия -1,Мтв-1, 7ТВ-1, спутниковый канал - 1, «не знаю» сказали двое. 67% смотрят развлекательные каналы. К развлекательным каналам относятся: СТС, ТНТ, МТВ и МузТВ.
5) Трое назвали по одному киногерою. У остальных его нет. 20% испытуемых имеют любимого киногероя.
5) Из 15 опрошенных 6 любят читать книги и читают на данный момент (имеется ввиду, что читают в свободное время). А это 40%.
6) 6 опрошенных не любят читать и ничего не читают сейчас. Зощенко-1, газеты-1, то, что задали по литературе-4, Толстой-1, детективы-2, ужастики-1
|
7) 6- читают только школьную программу, 6 - еще сами выбирают, 3 - не читают вообще. 40% читают дополнительную литературу.
8) 10- не читают журналы- 67%. 43% читают.
9) Один назвал Остапа из «Тараса Бульбы». У 7% испытуемых есть любимый литературный персонаж
10) На этот вопрос все ответили «для развития, чтобы быть умными, образованными, не разучиться читать».
Для наглядности показателей результатов построим гистограмму.
Влияние телевидения (рис.1)
67% смотрят развлекательные каналы
20% имеют любимого киногероя
80% смотрят сериалы
73% смотрят спортивные и образовательные передачи
Рис.1. Процентное соотношение показателей влияния телевидения
Влияние книг (Рис. 2):
40% читают в свободное время
7% имеют любимого литературного персонажа
43% читают журналы
40% читают дополнительную литературу
Рис.2. Процентное соотношение показателей влияния чтения книг
На рисунках 1 и 2 представлены гистограммы показателей влияния телевидения и книг на подростков. Для того чтобы сделать вывод о степени влияния того или иного показателя, необходимо сравнить данные:
1.100% опрошенных смотрят телевизор каждый день - 40% читают книги каждый день
2. 20% имеют любимого киногероя – 7% имеют любимого литературного персонажа
3. 73% смотрят спортивные и образовательные передачи – 40% читают дополнительную литературу
Из этого сравнения следует, что на сознание и на развитие личности влияет в большей степени телевидение. Телевизор подростки смотрят каждый день по 4,5 часов в среднем, а читают редко и только то, что задают в школе. Киногероев назвали больше, чем литературных персонажей.
|
Вывод: по данным анкетирования, для большинства подростков более важное значение имеет телевидение, чем книги.
2. Также проводилась беседа на тему: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?»(Приложение 2). В ходе беседы задавались вопросы по теме, выявлялось отношение подростков к книгам и телевидению. Подросткам интересно смотреть зарубежные фильмы. Они считают, что отечественные фильмы не интересные, и их плохо делают.
При просмотре фильмов, самыми сильными качествами мальчики назвали смелость и порядочность, а для девочек — верность дружбе и смелость. Примерно так же распределяются и значения по параметрам активности. Негативные нравственные качества заметной силой и активностью в представлении подростков не обладают.
Родители им не запрещают смотреть телевизор. Газеты подростки не читают, Интернета нет. Подростки не смотрят политические передачи и новости, не следят за развитием событий в мире. По их мнению, это не интересно. На вопросы, какие журналы читаете, подростки отвечали, что не читают журналы. Только девочки назвали два женских журнала.
По результатам беседы можно сделать следующие выводы: подросткам наиболее интересно смотреть развлекательные передачи, сериалы и фильмы, чем читать книги. В библиотеку из 15 человек по вопросам беседы ходят 3. Телевизор смотреть нравится всем, и смотрят подростки его по времени больше, чем читают книги. Следовательно, на развитие личности телевидение оказывает большее влияние.
3. В заключение исследования, испытуемым было предложено небольшое сочинение на тему «Что для вас представляет большой интерес: телевидение или книги? И почему?» На листках бумаги подросткам необходимо было написать 6-8 предложений по теме.
Все без исключения написали, что телевизор смотреть интереснее чтения книг. Большинство указанных причин – это то, что телевидение ярко и красочно описывает события и сообщает последние новости, много фильмов и музыки. А книги скучные и нужны только для того, чтобы научиться читать.
По результатам сочинений были сделаны следующие выводы: по мнениям подростков лучше смотреть телевизор, а книги читать, только для того, чтобы не разучиться читать. По мнению некоторых учащихся, книги нужны чтобы читать их на ночь или чтобы быть «заумными», но при этом отмечали, что они не такие. А следовательно, на сознание подростка снова больше влияет телевидение.
При просмотре телеканалов у большинства подростков актуализируется непроизвольное внимание и непроизвольная память. А это означает, что особых усилий и установок для развития качества внимания, восприятия, памяти и мышления подростки не делают. При прочтении книг актуализируются произвольные внимание и память, а также воображение и мышление. То есть, для того, чтобы понять смысл прочитанного, подросткам необходимо совершать усилия. А из данного исследования следует, что подростки не имеют желания делать усилия и актуализировать произвольные личностные качества.
Вывод по главе 2
Итак, исследованию подлежало отношение подростков к телевидению и литературе в сравнении. Анализ результатов исследования показал, что в возрасте 14 лет оказывает значительное влияние просмотр телевизора. Нас, прежде всего интересовал сравнительно-психологический анализ степени влияния СМИ и культуры на развитие личности подростка.
В результате анализа отношения к телевидению и литературе подростков показано, что в современном обществе молодое поколение выбирает более легкий и доступный информационный источник – телевидение. Телевидению подросток выделяет значительную часть свободного времени, большинство смотрят телевизионные сериалы и развлекательные каналы. А это приводит к поверхностному отношению и инфантилизации личности. В то же время подростки перестали ходить в библиотеки, читать дополнительную художественную литературу и познавательные журналы. По мнению самих подростков, книги нужны только лишь для умения читать, для образованности, а не для духовного и личностного развития. То есть, подростки не представляют, насколько важно чтение книг.
Таким образом, анализ литературы по проблеме влияния СМИ на подростков и эмпирическое исследование показывает, что кино- и телефильмы являются весьма значимым фактором социализации подростков, задавая определенные модели социально-типического поведения и внося искажения в представления о нравственных ценностях. Это влияние обусловлено повышенным интересом подростков к нормативной стороне поведения в обществе и особой уязвимостью возраста в силу отсутствия устойчивой индивидуальной системы ценностей.
Как показало исследование, телевидение оказывает значительное влияние на развитие личности. В ходе сравнения было показано, что по всем показателям на подростков СМИ влияет больше, чем культура. Следовательно, гипотеза, сформулированная в начале исследования, подтверждается.
Заключение
Подростковый возраст входит в одну «эру восхождения к социальной зрелости»[25]. При этом надо полагать, что эта эра не завершается периодом ранней юности и получением школьником аттестата зрелости, а продолжается в трудовых коллективах, где и осуществляется органическое вхождение вчерашнего школьника в права и экономически, и юридически, и политически, и нравственно зрелого человека, полноправного члена социалистического общества. Что касается последующих эр развития, составляющих и завершающих жизненный путь человека, то рассмотрение этих проблем выходит за рамки нашей задачи.
Целесообразность, а быть может, необходимость выделения «эры восхождения к социальной зрелости» требует пояснений. Если представить социальную среду в ее глобальных характеристиках как относительна стабильную и помнить о том, что целью общественного воспитания в социалистическом обществе буквально с первых лет жизни ребенка и на протяжении всех последующих остается формирование всесторонне развитой личности, то весь путь до осуществления этой цели можно интерпретировать как единый и целостный этап. В таком случае он в соответствии с выдвинутыми и обоснованными выше положениями предполагает три фазы развития, формирования, становления личности, ее вхождения в социальное целое — адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
Пытаясь прогнозировать дальнейшее развитие мировоззрения молодого поколения, можно отметить следующие тенденции[26]:
1. Отход с позиций нигилизма и отрицания всех ценностей старшего поколения, начинает преобладать критический, оценивающий взгляд на вещи.
2. В ряд важнейших ценностей, ориентиров в жизни выдвигается образованность, способность к самообучению.
3. В политической сфере молодежь большой роли не играет, намеренно игнорирует и устраняется от основных политических событий.
4. Большое воздействие на молодежь отказывают средства массовой информации, что ведет к пассивному формированию мировоззрения, то есть мировоззрение формируют силы извне, стоящие за СМИ.
5. Основное содержание культуры – протест, выражение несогласия с традиционным мировоззрением общества. Молодежная культура намного отличается от культуры предыдущего поколения, и в дальнейшем это приведет к постепенному замещению одного культурного типа другим.
6. Во взаимоотношениях внутри собственного круга молодежь становится все более коммуникативной, почти исчезает барьер в общении между полами, интересы девушек и юношей сближаются.
Стало очевидным, что проблемы изучения мировоззрения молодежи и процессов с ним связанных, необходимы в современной динамичной, политически нестабильной обстановке. Поэтому следует продолжать и расширять исследования в данной области.
Список использованной литературы и источников
1. Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998
2. Б.З. Вульфов, «Интересы и потребности современных детей и подростков», СПб, 2007
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.464 с.
4. Бурлачук Л.Ф., Психодиагностика, СПб: Питер, 2009,384с
5. В.П.Чудинова «Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде», М.: Школьная библиотека, 2004.
6. Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982.
7. Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997
8. Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1992
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
10. Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.
11. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
12. Милехин А. Папа, мама и я – телесемья//Российская газета – 1998-22 мая
13. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. М., 1981. 82 с.
14. Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости. М., 1983,
15. Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // «Вопросы психологии», 1984, №4
16. Петровский А.В., Петровский В.А. Л.С. Выготский и проблемы психологии личности. 1982, № 4,
17. Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976.
18. Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996.
19. Стефанов С. И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника, Москва, 2004,
20. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте. — Вопросы психологии, 1971, №4,
21. Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967
22. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
23. https://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=178
24. https://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=6489
25. https://yarnauka.ru/article/read/rol_smi_v_vospitanii_rossiiskoi_molodezhi.html
Приложение 1
Анкета
Сколько часов в день ты смотришь телевизор?
Ты смотришь сериалы? Какие сериалы ты смотришь?
Какие передачи тебе наиболее интересны (музыкальные, спортивные, образовательные и т.д.)? Напиши свою любимую передачу.
Как ты думаешь, какой канал на телевидении сейчас самый интересный?
У тебя есть кино-герой, на которого ты бы хотел (а) быть похож (а)? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?
Ты любишь читать? Что ты сейчас читаешь?
Ты читаешь только то, что задали в школе, или еще сам (а) выбираешь книги?
Ты читаешь журналы? Напиши название журнала.
У тебя есть любимый литературный персонаж? Напиши его (ее) имя. Почему он (она) тебе нравится?
Как ты думаешь, зачем люди читают книги?
Приложение 2
Беседа
Тема: «Какую роль в вашей жизни играют телевидение и книги?»
План беседы:
1. Вступление. Объяснение для чего проводится беседа на заданную тему.
2. Вопросы. Получение ответов на них.
3. Высказывание мнений.
4. Завершение беседы. Подведение итогов.
Вопросы:
1. Какие детские книги вы помните? Назовите их.
2. Читаете ли вы журналы? Газеты? Что полезного и нового вы из них узнаете?
3. Ходите ли вы в библиотеку? Какую литературу вы берете?
4. Какие художественные фильмы вы смотрите?
5. Есть у вас Интернет? Слушаете радио?
[1] Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т. 3.
[2] Выготский Л.С. Развитие личности и мировоззрения ребенка. Психология личности: Тексты /Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. М., 1982. С. 165.
[3] Рубинштейн С.Л. Онтология человеческой жизни // Проблемы общей психологии. 2-е изд. М., 1976. С. 242.
[4] Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.С.175
[5] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4.
[6] Кондратьев М.Ю. Подросток в замкнутом круге общения. М., 1997.С.94
[7] Аверин В.А. Психология детей и подростков. СПб., 1998.С.124
[8] Леванова Е.А. Готовясь работать с подростками. М., 1992.С.86
[9] Эльконин Д.Б., Драгунова Т.В. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков. М., 1967.С.156
[10] Петровский А.В. Проблема развития личности с позиций социальной психологии // «Вопросы
психологии», М, 1984, №4, C. 15—30
[11] Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.С.345
[12] Петровский А.В., Петровский В.А. Л.С. Выготский и проблемы психологии личности. Психология, 1982, № 4, с. 14—20.
[13] Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии..М., 1981. С.67
[14] Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.
[15] Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971. № 4
[16] Стефанов С. И. Реклама и полиграфия. Опыт словаря-справочника, Москва, 2004,С. 93
[17]Лотман Ю. М. Избр. статьи. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. Таллинн, 1992.С.134
[18] https://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=6489
[19] Б.З. Вульфов, «Интересы и потребности современных детей и подростков», СПб, 2007, С.65
[20] Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Из-во СПбГУ. 1996. С.186
[21]Милехин Андрей. Папа, мама и я – телесемья//Российская газета – 1998-22 мая
[22] В.П.Чудинова «Дети и библиотеки в меняющейся медиасреде», М.: Школьная библиотека, 2004. С. 272-286;
[23] https://schoollibrary.ioso.ru/index.php?news_id=178
[24] Л.Ф.Бурлачук, Психодиагностика,СПб:Питер,2009,С. 298
[25] Петровский А.В. Принцип ведущей деятельности и проблема личностно-образующих видов деятельности при переходе от детства к взрослости. М., 1983, с. 20—33.
[26] https://yarnauka.ru/article/read/rol_smi_v_vospitanii_rossiiskoi_molodezhi.html