СХЕМА АНАЛИЗА СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫДОШКОЛЬНИКОВ
Компонентыигры | Уровни игровых умений | Параметры оценки уровня игровых умений | Примечания |
Организация игры | 1-й уровень | 1.1. Отсутствие подготовительного этапа игры (игра с ходу). Толчок к игре – игрушка, попавшая в поле зрения ребенка. 1.2. Использование предметов заместителей вызывает затруднения, ребенок предпочитает действовать с реальными предметами. | |
2-й уровень | 2.1. В структуре игры выделяется подготовительный период: договор о теме игры («Во что будем играть?»), в основном самостоятельно распределяются роли в знакомых играх. 2.2. Игрушки заранее не подбираются, используются, как правило, одни и те же – любимые. 2.3 Частично используются предметы-заместители. | ||
3-й уровень | 3.1. На подготовительном этапе дети договариваются о теме игры, четко обозначают и распределяют роли, обсуждают основное направление развития сюжета. 3.2. Выбирают в соответствии с сюжетом место для игры, игрушки и предметы подбирают в соответствии с ролью. 3.3. Активно используют предметы-заместители. | ||
4-й уровень | 4.1. В игре четко выделяется подготовительный этап: выбор темы, активное, заинтересованное участие в совместном сюжетосложении, согласованное распределение ролей. 4.2. Проявление инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры и с учетом мнения партнеров по игре. 4.3. Использование различных атрибутов, предметов-заместителей, самоделок, дополнение игровой обстановки по ходу игры. | ||
Содержание игры | 1-й уровень | 1.1. Шаблонные игровые сюжеты 1.2. Центральным содержанием игры являются однообразные действия с определенными предметами без соблюдения соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры (мама кормит дочку). В каком порядке производится кормление и чем – не имеет значения. 1.3. Игра кратковременна. | |
2-й уровень | 2.1. Ребенок воспроизводит элементарные игровые сюжеты, затрудняется самостоятельно придумывать новый вариант сюжета. 2.2. Основное содержание игры – действия с предметом с соблюдением соответствия игрового действия реальному, направленные на соучастника игры. Действия развертываются более полно. | ||
3-й уровень | 3.1. Воспроизведение разных по содержанию сюжетов с отражением ряда сюжетных логических эпизодов. 3.2. Содержанием игры становиться выполнение вытекающих из роли действий. Наличие специальных разнообразных действий, передающих характер отношения к другим участникам игры | ||
4-й уровень | 4.1. Сюжеты с использованием мотивов знакомых сказок. Нестандартные сюжеты на основе личных впечатлений. Творческое сюжетосложение: новые идеи, проявление инициативы в развитии сюжетных логических эпизодов. 4.2. Основное содержание игры- действия, связанные с передачей отношения к другим людям, выступающие на фоне всех действий, связанных с выполнением роли. Все роли выполняют дети | ||
Роль | 1-й уровень | Роль определяется действием, а не определяет действия сама. Роль не называется, дети не становятся по отношению друг к другу в типичные для реальной жизни отношения | |
2-й уровень | Роль называется ребенком. Намечается разделение функций. Данная роль реализуется действием, связанным с ней. | ||
3-й уровень | Роли ясно очерчены и выделены. Дети называют свои роли до начала игры. Роли определяют и направляют поведение ребенка. В одной и той же игре ребенок может выполнять разные роли | ||
4-й уровень | Роли ясно очерчены и выделены. На протяжении игры ребенок ведет линию поведения, отражающую роль. Ролевые функции детей взаимосвязаны. Ребенок свободно переходит от одной роли к другой в зависимости от игрового замысла и развитие сюжета. | ||
Ролевые действия | 1-й уровень | 1.1. Действия однообразны, состоят из ряда повторяющихся операций, которые логически не перерастают в другие за ними следующие действия, так же как и не предваряются другими действиями. 1.2. Легко нарушается логика действий без протестов со стороны детей | |
2-й уровень | 2.1. Количество игровых действий расширяется и выходит за пределы какого-либо одного действия. 2.2. Логика действий определяется их последовательностью в реальной действительности | ||
3-й уровень | Действия становятся разнообразными. В принятой роли ребенок передает систему действий и характер игрового персонажа | ||
4-й уровень | 4.1. Действия разнообразны и отражают богатство действий лица изображаемого ребенком. Ясно выделены действия, направленные к разным персонажам игры. 4.2. Действия развертываются в последовательности, строго воссоздающей реальную логику. Нарушение логики действий и правил отвергается. Мотивируется не просто ссылкой на реальную действительность, но указанием на рациональность правил. | ||
Речь | 1-й уровень | Ролевая речь отсутствует | |
2-й уровень | В индивидуальной игре присутствуют реплики, сопровождающие выполняемые игровые действия с партнером, игрушкой. Отдельные внеролевые диалоги с играющим рядом ребенком | ||
3-й уровень | Появляется специфическая ролевая речь, обращенная к товарищу по игре в соответствии со своей ролью и ролью товарища. Параллельно присутствует и внеролевая речь | ||
4-й уровень | Речь носит активный ролевой характер, определяемый и ролью говорящего, и ролью того, к кому она обращена. Внеролевая речь практически отсутствует. | ||
Общение | 1-й уровень | 1.1. Ребенок проявляет неустойчивость в игровом общении, конфликтует в ходе игры | |
2-й уровень | 2.1. Общение между участниками на основе использования общей игрушки или направленности действий. Доброжелательное отношение к партнерам по игре | ||
3-й уровень | 3.1. Выбор партнера по игре на основе избирательной симпатии 3.2. В общей игре вступает в конфликты, не всегда может вникнуть в общей замысел. 3.3. Часто оставляет общую игру до ее завершения. | ||
4-й уровень | 4.1. Объединение в игре на основе интереса к ее содержанию и интереса детей друг к другу. 4.2. Проявляет интерес к замыслам партнеров по игре. 4.3. Беспроблемно взаимодействует в подгруппе детей. 4.4. Пытается справедливо разрешать споры. |