В настоящий момент, в связи с постоянным развитием информационных технологий, остро встает проблема информатизации общества. Под информатизацией общества обычно понимают широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека [1]. Также в качестве информатизации общества можно рассматривать политику и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы [2]. Информационное общество – основа гражданского общества, к которому стремится каждое государство. Россия также идет по пути его становления. Основа любого общества – различные социальные институты, одним из которых является образование, таким образом, участие вузов необходимо во всех процессах жизни страны.
Приоритетными задачами федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; повышение квалификации в области использования ИКТ преподавателей образовательных учреждений профессионального образования; организация подготовки специалистов по суперкомпьютерным технологиям; создание единой информационной системы сферы образования; [3].
Обозначившийся процесс слома традиционных социальных механизмов с одной стороны, и принципиально новый уровень развития культуры с другой, обозначили комплекс проблем, связанных с адаптацией людей к быстро меняющимся условиям жизни, одним из которых является информатизация общества.
Переход от среднего полного образования к высшему связан с различными проблемами:
· адаптация к условиям новых информационно-коммуникационных технологий;
|
· психологическая адаптация к новому жизненному пространству (многие студенты приезжают из других городов);
· приспособление к отличным от среднего образования, формам и методам усвоения знаний, умений, навыков;
· изменение позиционирования «Я-концепции» в общекультурном пространстве общества (студент, выбравший специальность и профиль дальнейшего образования, более четко рассматривает жизненные ориентиры);
· возникает потребность в самоопределении, самовыражении и личностном росте;
· возникают проблемы межличностного взаимодействия, так как происходит смена рабочего пространства.
Студенчество – это время продолжения нравственного становления личности, закрепление морально-этических норм поведения, заключение формирования мировоззрения, которым он будет руководствоваться в дальнейшем. Яркое проявление стремления к общению, стремление к жизни в группе, коллективе сверстников также характерно для этого возраста. Особенно остро стоит проблема организации досуга студентов. Именно от правильности решения этого вопроса зависит формирование направленности личности. Речь идет как о ежедневной работе, так и о занятости студентов в свободное от учебы время, полезном проведении досуга. [4]
Для решения данных проблем во многих учебных заведениях, в том числе и в Челябинской государственной академии культуры и искусств, проводится адаптационная программа для первокурсников, включающая в себя комплекс мероприятий по межличностному взаимодействию студентов как внутри академических групп, так и между студентами, сотрудниками, преподавателями.
|
Остро стоит проблема информирования первокурсников о различных аспектах обучения в вузе:
· организация учебного процесса;
· организация внеучебной деятельности.
Издается различная литература в помощь студентам для продуктивного усвоения полученных вновь знаний об этих аспектах; проводятся ознакомительные беседы. «Записная книжка первокурсника» и брошюра «Мы так живем!» являются такими пособиями. В них описаны основные моменты всего учебно-воспитательного процесса вуза.
В условиях глобальной информатизации всех жизненных процессов печатные издания уходят на второй план. Намного больший интерес молодежи вызывают новые информационные технологии. Такие как различные Web-ресурсы, с использованием технологии Web 2.0, социальные сети, форумы, в рамках которых происходит не только удовлетворение информационных потребностей молодежи, но непосредственное межличностное взаимодействие с учетом индивидуальных интересов каждого участника такого взаимодействия.
Учитывая данную тенденцию, в Челябинской государственной академии культуры и искусств началась разработка электронного Web-ресурса на основе технологии Web 2.0 «Навигатор первокурсника», целевой аудиторией являются абитуриенты и студенты первых курсов образовательного учреждения. Таким образом, целью исследования является повышение уровня информатизации учебно-воспитательной среды вуза, социальной активности и психологической адаптации студентов первого курса, с помощью создания Web-ресурса «Навигатор первокурсника».
|
Ключевыми отличиями «Навигатора первокурсника» от официального сайта образовательного учреждения являются актуализация и интерпретация всего объема информации именно для студентов первого курса. Так же использование технологии Web 2.0 позволяет не только размещать информацию на web-ресурсе, но и дает возможность реализовать диалог между участниками данного проекта, то есть непосредственно между студентами, сотрудниками и преподавателями.
В содержательную часть Web-ресурса входят:
· краткая история академии;
· описание основных аспектов организации учебного процесса;
· информация о подразделениях академии:
o научной библиотеке;
o издательском отделе;
o институте дополнительного профессионального образования;
o институте культуры детства;
o отделе по социально-воспитательной работе;
o информационно-вычислительном центре;
o концертно-творческом отделе;
o отделе международных связей;
o отделе маркетинговых и рекламных стратегий;
o научно-образовательном центре «Информационное общество»;
o учебно-методическом управлении;
o центре чтения;
o медкабинете;
o спортивно-оздоровительном лагере «Мелодия»;
· ознакомление с деятельностью общественных организаций студентов, научных и творческих объединений, таких, как:
o студенческий педагогический отряд «Пульс»;
o студенческий совет Челябинской государственной академии культуры и искусств;
o первичная профсоюзная организация студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств;
o волонтерский отряд «Мастерская добрых дел»;
o спортивный клуб;
o фотокружок;
o школа журналистики газеты «Академ-городок»
o речевой центр «Эфир»;
o театральная студия «АИСТ».
Для организации работы этого Web-ресурса создан следующий функционал:
· форумы для студентов и преподавателей академии;
· вкладки подразделений и объединений;
· разделы актуальной информации;
· новости;
· календарь мероприятий;
· фотографии;
· опросы.
В рамках этого проекта проводится исследование по изучению и анализу влияния данного ресурса на повышение социальной активности и адаптации первокурсников.
Предполагаем, тенденцию повышения социальной активности студентов первых курсов после использования «Навигатора первокурсника». И большинство проблем, связанных с адаптацией и включением в учебно-воспитательный процесс у первого курса, найдут свое решение в более краткие сроки.
Использование такого ресурса позволит повысить уровень информатизации, что может явиться причиной мотивации студентов к обучению; наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, что особенно важно именно для Челябинской государственной академии культуры и искусств – вуза культуры и искусств, сформировать субъектную позицию, более эффективно адаптировать студентов к изменившимся социально-психологическим и профессиональным условиям вуза.
Таким образом, применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза, способствует повышению информационной культуры отдельного студента, молодежи и, в будущем, российского общества в целом.
Список литературы:
1. Российская энциклопедия по охране труда: в 3 т. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2007.
2. Электронный ресурс. -URL: https://ru.wikipedia.org
3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. - URL: https://www.fcpro.ru/
4. Алмаева В.В. повышение эффективности воспитания подростков с помощью информационных технологий // Информатика и образование. – 2008. - № 4. – С. 27.