Использование Web-ресурса «Навигатор первокурсника» как фактор повышения уровня информатизации учебно-воспитательной среды вуза




В настоящий момент, в связи с постоянным развитием информационных технологий, остро встает проблема информатизации общества. Под информатизацией общества обычно понимают широкое использование информационных технологий во всех сферах жизни общества и человека [1]. Также в качестве информатизации общества можно рассматривать политику и процессы, направленные на построение и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей территориально распределенные информационные ресурсы [2]. Информационное общество – основа гражданского общества, к которому стремится каждое государство. Россия также идет по пути его становления. Основа любого общества – различные социальные институты, одним из которых является образование, таким образом, участие вузов необходимо во всех процессах жизни страны.

Приоритетными задачами федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы является модернизация институтов системы образования как инструментов социального развития; повышение квалификации в области использования ИКТ преподавателей образовательных учреждений профессионального образования; организация подготовки специалистов по суперкомпьютерным технологиям; создание единой информационной системы сферы образования; [3].

Обозначившийся процесс слома традиционных социальных механизмов с одной стороны, и принципиально новый уровень развития культуры с другой, обозначили комплекс проблем, связанных с адаптацией людей к быстро меняющимся условиям жизни, одним из которых является информатизация общества.

Переход от среднего полного образования к высшему связан с различными проблемами:

· адаптация к условиям новых информационно-коммуникационных технологий;

· психологическая адаптация к новому жизненному пространству (многие студенты приезжают из других городов);

· приспособление к отличным от среднего образования, формам и методам усвоения знаний, умений, навыков;

· изменение позиционирования «Я-концепции» в общекультурном пространстве общества (студент, выбравший специальность и профиль дальнейшего образования, более четко рассматривает жизненные ориентиры);

· возникает потребность в самоопределении, самовыражении и личностном росте;

· возникают проблемы межличностного взаимодействия, так как происходит смена рабочего пространства.

Студенчество – это время продолжения нравственного становления личности, закрепление морально-этических норм поведения, заключение формирования мировоззрения, которым он будет руководствоваться в дальнейшем. Яркое проявление стремления к общению, стремление к жизни в группе, коллективе сверстников также характерно для этого возраста. Особенно остро стоит проблема организации досуга студентов. Именно от правильности решения этого вопроса зависит формирование направленности личности. Речь идет как о ежедневной работе, так и о занятости студентов в свободное от учебы время, полезном проведении досуга. [4]

Для решения данных проблем во многих учебных заведениях, в том числе и в Челябинской государственной академии культуры и искусств, проводится адаптационная программа для первокурсников, включающая в себя комплекс мероприятий по межличностному взаимодействию студентов как внутри академических групп, так и между студентами, сотрудниками, преподавателями.

Остро стоит проблема информирования первокурсников о различных аспектах обучения в вузе:

· организация учебного процесса;

· организация внеучебной деятельности.

Издается различная литература в помощь студентам для продуктивного усвоения полученных вновь знаний об этих аспектах; проводятся ознакомительные беседы. «Записная книжка первокурсника» и брошюра «Мы так живем!» являются такими пособиями. В них описаны основные моменты всего учебно-воспитательного процесса вуза.

В условиях глобальной информатизации всех жизненных процессов печатные издания уходят на второй план. Намного больший интерес молодежи вызывают новые информационные технологии. Такие как различные Web-ресурсы, с использованием технологии Web 2.0, социальные сети, форумы, в рамках которых происходит не только удовлетворение информационных потребностей молодежи, но непосредственное межличностное взаимодействие с учетом индивидуальных интересов каждого участника такого взаимодействия.

Учитывая данную тенденцию, в Челябинской государственной академии культуры и искусств началась разработка электронного Web-ресурса на основе технологии Web 2.0 «Навигатор первокурсника», целевой аудиторией являются абитуриенты и студенты первых курсов образовательного учреждения. Таким образом, целью исследования является повышение уровня информатизации учебно-воспитательной среды вуза, социальной активности и психологической адаптации студентов первого курса, с помощью создания Web-ресурса «Навигатор первокурсника».

Ключевыми отличиями «Навигатора первокурсника» от официального сайта образовательного учреждения являются актуализация и интерпретация всего объема информации именно для студентов первого курса. Так же использование технологии Web 2.0 позволяет не только размещать информацию на web-ресурсе, но и дает возможность реализовать диалог между участниками данного проекта, то есть непосредственно между студентами, сотрудниками и преподавателями.

В содержательную часть Web-ресурса входят:

· краткая история академии;

· описание основных аспектов организации учебного процесса;

· информация о подразделениях академии:

o научной библиотеке;

o издательском отделе;

o институте дополнительного профессионального образования;

o институте культуры детства;

o отделе по социально-воспитательной работе;

o информационно-вычислительном центре;

o концертно-творческом отделе;

o отделе международных связей;

o отделе маркетинговых и рекламных стратегий;

o научно-образовательном центре «Информационное общество»;

o учебно-методическом управлении;

o центре чтения;

o медкабинете;

o спортивно-оздоровительном лагере «Мелодия»;

· ознакомление с деятельностью общественных организаций студентов, научных и творческих объединений, таких, как:

o студенческий педагогический отряд «Пульс»;

o студенческий совет Челябинской государственной академии культуры и искусств;

o первичная профсоюзная организация студентов Челябинской государственной академии культуры и искусств;

o волонтерский отряд «Мастерская добрых дел»;

o спортивный клуб;

o фотокружок;

o школа журналистики газеты «Академ-городок»

o речевой центр «Эфир»;

o театральная студия «АИСТ».

Для организации работы этого Web-ресурса создан следующий функционал:

· форумы для студентов и преподавателей академии;

· вкладки подразделений и объединений;

· разделы актуальной информации;

· новости;

· календарь мероприятий;

· фотографии;

· опросы.

В рамках этого проекта проводится исследование по изучению и анализу влияния данного ресурса на повышение социальной активности и адаптации первокурсников.

Предполагаем, тенденцию повышения социальной активности студентов первых курсов после использования «Навигатора первокурсника». И большинство проблем, связанных с адаптацией и включением в учебно-воспитательный процесс у первого курса, найдут свое решение в более краткие сроки.

Использование такого ресурса позволит повысить уровень информатизации, что может явиться причиной мотивации студентов к обучению; наиболее полно реализовать свой творческий потенциал, что особенно важно именно для Челябинской государственной академии культуры и искусств – вуза культуры и искусств, сформировать субъектную позицию, более эффективно адаптировать студентов к изменившимся социально-психологическим и профессиональным условиям вуза.

Таким образом, применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе вуза, способствует повышению информационной культуры отдельного студента, молодежи и, в будущем, российского общества в целом.

 

Список литературы:

1. Российская энциклопедия по охране труда: в 3 т. ­­ – 2-е изд., перераб. и доп. ­­ – М.: изд-во НЦ ЭНАС, 2007.

2. Электронный ресурс. -URL: https://ru.wikipedia.org

3. Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы. - URL: https://www.fcpro.ru/

4. Алмаева В.В. повышение эффективности воспитания подростков с помощью информационных технологий // Информатика и образование. – 2008. - № 4. – С. 27.


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: