От Координационного совета по гомеопатии при Минздраве России.




Более 50 лет тому назад молодой мексиканский врач Процессо Санчес Ортега защитил докторскую диссертацию на тему "Этиология болезни и миазмы Ганемана". Как известно, доктрина о миазмах является неотъемлемой частью учения мудрого немца. Её разработке он посвятил последние годы своей долгой жизни и, к сожалению, не успел завершить начатое. С тех пор многие умы обращались к этой доктрине, трактовали её по-своему, использовали в практической работе. П.С. Ортега — один из тех, кто посвятил этой доктрине всю свою жизнь. Его огромная заслуга состоит в том, что он не только систематизировал огромный объем данных о миазмах, но и обратил эти данные в сторону клиники, максимально использовав их для лечения больных.

Пройдя сквозь трудные годы непонимания, ежедневной кропотливой работой доказывая свою правоту, став при жизни классиком ортодоксальной гомеопатии, обладая огромным жизненным опытом и ярким талантом ученого-исследователя, П.С. Ортега не мог не обратиться и к основополагающим проблемам человечества. Его философские воззрения в области человеческих отношений также нашли своё отражение в книге и представляют большой интерес.

Книга рассчитана на широкий круг читателей. Умудренные знаниями и опытом гомеопаты найдут в ней интереснейшее современное толкование доктрины гомеопатии, оригинальные взгляды на гомеопатические истины, подтверждение или развенчание многих гипотез и предположений. Для молодых неискушенных специалистов книга станет надежным путеводителем в сложных дебрях гомеопатии, даст много полезного для правильной оценки клинических ситуаций. Безусловно, она представит интерес и для врачей, недостаточно или вовсе незнакомых с гомеопатией. Философские взгляды автора на общество, семью, общечеловеческие проблемы привлекут внимание людей, склонных к раздумьям и размышлениям.

Конечно, не все восторженно разделят воззрения автоpa, кто-то с чем-то не согласится, кто-то оспорит и саму доктрину, и её толкование П.С. Ортегой, несомненно одно — равнодушных не будет.

Книга давно издана во многих странах. И хорошо, что теперь, благодаря творческому труду переводчиков, она, наконец, станет доступной для российского читателя.

 

Координационный совет по гомеопатии при Минздраве России и Научно-организационный гомеопатический центр МЗ РФ, считающие повышение образовательного уровня специалистов одной из основных своих задач, приветствуют выход в свет книги П.С. Ортеги и выражают надежду, что она расширит кругозор и арсенал средств врачей, использующих гомеопатический метод лечения.

Считаем, что скоординированная деятельность всех сил, участвующих в развитии отечественной гомеопатии, будет более продуктивной при глубоком изучении и учете широкого спектра мнений и взглядов, уважительном отношении к ним, максимальном использовании всего огромного потенциала, имеющегося в распоряжении гомеопатии.

А.А. Карпеев

Председатель Координационного совета гомеопатии при Минздраве России

Т.Л. Киселева

Директор Научно-организационного гомеопатического центра МЗ РФ

 

К Читателю

Пролог

Старательно собрав заметки о Ганемановских миазмах, я взял на себя смелость с претензией на художественность предложить их тем, кто изучает гомеопатию и, особенно тем, кто углубился в эту доктрину, а также моим студентам, давлению которых я поддался и опубликовал результаты моего многолетнего труда.

Между пониманием проблемы и способностью её описать ясно и толково существует значительное расстояние, особенно если имеется небольшой писательский талант.

Но я надеюсь, что буду прощён за мои бедные способности выразить то, что без сомнения жизненно важно для изучения человека и, несомненно, необходимо любому, кто хочет стать настоящим врачом гомеопатом, в смысле, просто целителем.

Моё откровение базируется на вере в то, что читатель этой книги сможет более квалифицированно и широко использовать несравненную доктрину миазмов Ганемана на пользу человечеству.

Процесо С. Ортега

 

В любой отрасли человеческих знаний и особенно в гомеопатии, время от времени появляется мыслитель — истинный Мастер, закладывающий краеугольные камни дисдиплины.

Таков, безусловно, Процессе Санчес Ортега.

Он давно уже мог бы опубликовать эту книгу и ему следовало это сделать. Но, отдавая отчёт о непреходящей важности затронутой темы, он, тем не менее, не позволил себе выпустить работу до тысячекратной проверки каждого его утверждения в клинике, до тех пор, пока каждое из них не стало его частью настолько, что всё им написанное — это его собственные убеждения, элемент его насущной жизни.

В этой книге нет места импровизациям или порывам вдохновения, она — результат более чем тридцатилетней кропотливой работы и терпеливых наблюдений в процессе ежедневного использования ортодоксальной гомеопатии.

Те из нас, которые имели счастье наблюдать доктора Ортегу вблизи, видели, как он жил и работал. Двадцать лет его не признавали, и он пожинал горькие плоды. Он основал ассоциацию гомеопатов Мексики, и только сейчас, после 17 лет пребывания в стадии "куколки" и "поисках ниши для окукливания на высоких деревьях", он может продемонстрировать миру и будущим поколениям всю блестящую роскошь своих крыльев.

Этой книге суждено стать классикой медицинской литеэатуры. Она будет признана и понята всеми, кто чувствует. Но в великолепном сооружении, называемом гомеопатией, есть пустоты, вернеё, были пустоты, оставленные Ганнелановским "Органоном" и "Хроническими заболеваниями", а также Кентовскими "Лекциями по философии гомеопатии". Одна из них — учение о миазмах.

В учении Ганемана миазмы очевидно занимают доминирующее положение. Миазмы были последним занятием в жизни великого мудреца, к сожалению, недостаточно продолжительной для завершения учения. Кент, верный интерпретатор Ганемана и предшественник Ортеги, к моему прискорбию, заблуждался в толковании миазмов, расшифровав, например, сифилис по Ганеману как сифилис, описываемый в клинике негомеопатической медицины.

Из этой книги не извлечет пользу тот, кто не читал Ганемана и Кента и не размышлял над их работами, и уж вовсе недоступна она для того, кто не пытался практиковать, следуя их учению.

До сегодняшнего дня в создании гомеопатической медицинской доктрины мы знаем только три имени: Ганеман, структурировавший доктрину; Кент, сделавший её доступной практикующему врачу; Ортега, разъяснивший на примерах доктрину о миазмах и сделавший её клинически полезной.

Время — неумолимый судья — скажет своё последнеё слово.

Доктор Давид Флорес Толедо.

 

Введение

Мы часто поражаемся, почему в семье один из детей так поразительно отличается от других; почему, скажем, один из семи братьев так отличен от других, что кажется их антиподом, или почему его жизненные устремления, вкусы, даже конституция не таковы, как у других, почему мы находим в нём черты, которых нет ни в отце, ни в матери. Нас удивляет, почему один и тот же актёр или художник восхищает одних и вызывает отвращение других. Почему мы сторонимся и осуждаем всё беспокоящее нас, разрушительное, "плохое", но в то же время оправдываем или не замечаем это "плохое", если догадываемся или имеем подсознательное ощущение, что оно присуще нам, или мы к нему стремимся?

Нас заинтересовало, почему существует зло, и что есть зло, и что мы называем "зло" или "плохое".

Без сомнений, на все эти вопросы существует много разных ответов, мы их слышали или давали сами, частично принимали, иногда отвергали. Но все они, как и прочие ответы на главные вопросы нашего бытия, неточны, неубедительны и открыты для опровержений.

Среди жизненных ситуаций, в которых вольно или невольно живёт врач, мы выделяем ряд явлений, чья последовательность имеет своей целью обеспечение постоянного существования живых существ, их неизменности или, пя случая медика, постоянства нормального жизненного состояния человека. Имеется

также ряд явлений с противоположными целями. Наша задача — обнаружить, определить и, насколько это возможно, противодействовать второму ряду явлений, антинаправленных существованию человеческой жизни, которые и есть точно то, что мы с медицинской точки зрения называем злом.

Ганеман был гением медицины с богатым воображением, он не только создал метод и точную процедуру для испытания и применения лекарства для врачевания этого зла в человеке, но также глубоко проник в наиболее сокровенные и главные части нашего существа, следуя за интуицией в поисках причин, выверяя условия существования четко определённого и легко узнаваемого источника зла, попавшего в нас и являющегося началом нашего ухода или разрушения. Им заложена концепция ПРИЧИНЫПРИЧИН. По Ганеману причина или зародыш страдания и смерти безусловна, демонстративна и совершенно опознаваема. Он назвал её МИАЗМ.

Когда нам удастся во всей широте понять значение определённых Ганеманом терминов псора, сикоз и сифилис, мы получим ответы на все возможные вопросы медицины и биологии. Это позволит нам вывести закономерности человеческого поведения и проявлений его сущности.

Здесь необходимо предостеречь даже от начала чтения этой книги с представлениями о болезнях, особенно хронических, или миазмах, как о чем-то материальном, добавленном к сложному функционированию человеческого существа.

Напротив, хроническую болезнь или миазм следует понимать как один из способов проявления некой невидимой сущности, которая имеет определяющее влияние на человека, которая вместе с динамическими силами подобна всему сущему в материальном мире и которая производит образы — "нечто", что наше ограниченное понимание определяет (всегда не удовлетворительно), как дух, энтелехия, энергия, материя, поле.

Несравненная доктрина Ганемана обеспечивает ИСТИННОГО ГОМЕОПАТА основами, позволяющими решать логически (со всеми ограничениями, присущими любому знанию) задачи, встающие перед врачом, и посредством этого (в пределах возможностей, присущих человеку) конструктивно вмешиваться в обеспечение существования че-
ловека, т.е. сделать ДОБРО.

 

Знание о состоянии и активности наших собственных миазмов позволяет, помимо всего прочего, понять, что в нас разрушительно, беспокоюще, неприятно, т.е. что спо|собствует нашей агрессивности и заставляет вредить на|шим близким.

На наш взгляд, понимание сути миазмов является вершиной мировоззрения врача, потому что оно приводит к наиболее глубокому пониманию человека, как с точки зрения качеств, позволяющих ему наиболее полно реализозать себя, так и с точки зрения его пороков и недостатков, которые препятствуют его реализации.

Гомеопатия не является больше объектом противоречивых суждений. Не желая никого обидеть, мы громко утвердаем, что сегодня в гомеопатии сомневаются только те, го не знает о ней ничего, но делает вид, что знаком с ней.

Те же, кто действительно знают гомеопатию, уважают её прямо пропорционально своим знаниям. Пределом понимания истины врачом, я убежден в этом, является понимание Ганемановского учения о миазмах.

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ГЛАВА I.

В русле мысли Ганемана.

Краткие цитаты из работ посвящённых мастеров медицины, целью которых была классификация человечества по основным группам с подобными характеристиками, выведенными из конституциональной патологии.

Труссо, Панда, Виола, Кречмер...

Фундаментальная концепция Общей Патологии.

 

Любая тенденция к болезни или разрушению, которая может быть распознана в человеке, произрастает из структурной аномалии, отпечатывающей на нём свои характеристики.

Мыслящий медик всегда в состоянии обнаружить это.

Страдание, пугающее и терроризирующее человека, которое мы называем болезнью, проявляется в каждом человеке специфично. Но если тщательно присмотреться к человечеству в целом, мы увидим, что оно подпадает под некоторые определённые модели. Эти специфические способы "как болеть" позволяют сгруппировать их в соответствии с некоторыми конституциональными основами, проявляющимися в этих группах через сходство в патологических выражениях.

Болезнь обязательно обостряет великое множество проявлений человеческой индивидуальности, как чрезвычайно сложно организованного живого существа. Мало того, эта измененная форма существования более очевидна и наглядна, чем состояние здоровья или равновесия. Потеряв частично или полностью своё место в некоторой группе или в мире в целом, больной реагирует всеми своими ресурсами в поисках тех, кто в состоянии помочь ему вылечиться и восстановиться в общем порядке или в окружающей среде, в которой он живёт.

Отыскание конституциональной основы, которая смягчает страдание человека, всегда было главной задачей всех медиков — мыслителей.

В этом плане мы прежде всего должны упомянуть Ганемана, чья драгоценная доктрина о патологиях является основой всех наших рассуждений.

Кроме Ганемана, нам следует пристально изучить Труссо, Жакинто Виола, Никола Панда, Кречмера, Маранона, Каррела, Майорала Пардо и Т.Бруша, а из гомеопатов обратиться особо к Г.Аллену, Е.Ж.Пересу и Леону Ванье.

Конечной целью этих и других авторов было распознавание, выделение очевидных признаков и, наконец, классификация человеческих типов по способам страданий, формирование групп, объединяющих симптомы и конституциональные признаки, имеющие достаточно много общего, чтобы сделать их более понимаемыми в разнообразном проявлении их аномалий. Именно это является основой биотипологии по Панду. Такой подход отвечает основным требованиям научного метода — анализ, а затем синтез — и позволяет получить фундаментальное определение индивида, как части многократно повторяющегося и непрерывного процесса сравнения. Такая биотипологическая классификация, будучи очевидно первоначально сформулированной для нужд медицины, вышла, по мнению Рауля Ромеро, за пределы чистой медицины в сферу биологии, что и особенно отмечено в работах Панда.

Сейчас нам очевидно, насколько оригинальная классификация Ганемана превосходит все последующие, и как она применима ко всем проявлениям человеческого существа.

Около ста лет назад появилась концепция Труссо о "диатезе", которая стала явлением трансцендентальной важности. Я часто буду обращаться к ней, т.к. её определение представляется мне превосходным, полностью отвечающим Ганемановской идее о миазмах. Мне трудно судить о том, насколько сам Труссо глубоко зашёл в обосновании понятия диатеза. По современному определению это — наследственная предрасположенность индивидуума к определенным болезням. Несомненно, автор понятия диатеза претендовал на более глубокое и значительное определение: "Диатез — это врожденная или приобретенная, тем не менее существенная предрасположенность, хроническая по своей сути, вызывающая изменения, многочисленные по проявлениям, но одни и те же по существу".

Возможно, Труссо был знаком с идеями Ганемана. Во всяком случае, автор время от времени будет обращать внимание на очевидную связь мыслей этих двух мудрецов.

Можно с уверенностью утверждать, что блистательная концепция Труссо, предложенная им медицине, не была никем использована, и не развита. Возможно, правда, что сам автор не предложил адекватной почвы для понимания концепции и её использования. Нам представляется, что его идеи не были подхвачены из-за их недостаточной очевидности.

Те, кто решил следовать за Труссо, в обыденной рядовой патологической практике обнаруживал огромное количество диатезов (они все сейчас описаны) таких, как аневрические, ангионевротические, артритные, астенические, аутоинфекционные диатезы, диатезы взаимодействия — псорические, спазматические, дистрофические, экссудативные диатезы по Черни (который глубоко проник и значительно расширил понятия и проблемы экссудативных заболеваний и ганглиоинфарктов), катарральные, геморрагические, лимфатические, ревматические, нейропатические, туберкулезные, оксалические, урологические диатезы. Такое множество диатезов, при всем желании использовать на практике глубокую идею Труссо, делало её фактически бесполезной и приводило к тому, что медицина XIX века отставила и забыла её.

Сведя все эти многочисленные диатезы к четырём типам, Кречмер и Панда, следуя анализу и синтезу клинических наблюдений, получили возможность расширить концепцию изучения болезни и, как заметил доктор Ромеро, применить свои идеи к любым социологическим аспектам человеческого существования. Но, давайте исследуем основы этих классификаций: от дедукции Труссо переходит к индукции и от клинических аспектов — к различным пациентам. Труссо был великим врачом, имел обширную практику в госпиталях Парижа. Он возглавлял терапевтическое отделение в одном из них. Он сформулировал свои основные выводы для студентов кафедры терапии, которую с таким благородством возглавлял. Стартовой точкой для других ученых (Кречмер) были психологические аспекты. Панда и Маранон за основу классификации взяли эндокринную систему, знания о патологии которой были наиболее глубоко и интенсивно разработаны, в то же время и классифициэованы таким образом, что обнаруживающиеся типы патологий связывались с доминированием или изменением той или иной железы внутренней секреции. Этот подход в основном очень хорошо увязывается с материалистической медициной, в которой физиологические процессы достаточно хорошо демонстрируемы со времен Клода Бернара.

Все эти типы классификации, несомненно, оставлены нам учителями медицины как замечательный источник знаний, которым мы сегодня располагаем при изучении пациента и человека как такового.

Но, что важнеё всего, так это то, что взгляды всех этих мыслителей совпадают в признании несомненной важности существования предрасположенности, некоторой "почвы", фактически порождающей, воспринимающей или по меньшей мере изменяющей болезнь. Маранон утверждает:

Возрождена наука о конституции человека... Она будет основной для следующего поколения медиков, ориентированного на научный подход в сочетании с биологическими знаниями. Другие, "профессионалы", которые превращают нашу науку в ремесло, лишенное биологического содержания, не нуждаются ни в каких базисных теориях. Сфера их деятельности лежит за пределами медицины". Маранон синтезировал в своём учении идеи Бильда, Шефера, Баера, Химинеса Диаса, Ричарда и других. Он сам фундаментально следует конституциональной классификации даже в своей преподавательской деятельности на кафедре эндокринологии.

Итак, в соответствии с утверждениями современных авторов, как, например, доктора Переса Тамайо, понимание патологии прошло в своём развитии через ряд этапов: от макроскопического уровня — к микроскопическому, а сейчас — биохимическому; от гуморального — к органическому (к тканям, клеткам, наконец, к молекулам). Гуморальный уровень соответствует гипотетической фазе медицины с её целью объяснения основной причины болезни. Органическая фаза соответствует началу аналитических исследований органов при аутопсии и наблюдениях за изменениями, привносимыми в них болезнями. Фаза исследований тканей соответствует ещё более продвинутому анализу, который не ограничивается уже пределами органов, но исследует соотношения между частями органов через сходство тканевых компонентов. Фаза так называемой клеточной патологии — это ещё один шаг вперёд на пути к доскональному знанию; она стала возможной благодаря технике увеличения — микроскопии. Микроскопия не только увеличила исследовательские ресурсы наблюдателя, но позволила ему понять, что пусть человек состоит из выделенных и измеренных органов, которые сами состоят из определённых тканей, обладающих общими свойствами, но ткани в свою очередь состоят из клеток, которые магия микроскопии представила нам как взаимодействующих индивидуумов, и именно из них, из их конгломератов и составлено в конечном счете в целом человеческое тело. На первой стадии патология лишь подразумевалась, на второй её увидели в органах, на третьей — исследователи искали её в тканях, а сейчас — в клетках, определяющих бесчисленное количество индивидуумов, составляющих человеческие расы.

Сегодня в исследовательском запале уже и клетка расчленяется на составные компоненты, в которых пытаются искать причины болезней с тем, чтобы с привлечением биохимии поднять наше знание о болезнетворных процессах на новый уровень и лучше влиять на них.

Возможно, физиология может быть связана и объяснена в терминах биохимии и на уровне изменений в нуклеиновых кислотах и других клеточных компонентах, но всегда следует помнить, что клетка является индивидуальной единицей, и на этом уровне происходят все изменения и процессы, которые следуют общему их течению в целом — в человеческом организме. В то же время я хочу напомнить слова Переса Томайо: "Врач, оставивший патологическую анатомию в стороне от своих попыток понять и противодействовать болезни, неизбежно потерпит фиаско".

Майорал Пардо (следует знать и помнить, что он основатель терапевтических кафедр в университете и в академии военной медицины, где и работал долгое время) говорил нам: "Когда врач понимает, что инфекционная болезнь не может быть побеждена даже правильным использованием лекарств, обостряется интерес к концепции "почвы", в
рамках которой инфекция признается не вездесущей, а врач возвращается к конституции пациента. Что касается терапии, то в ней понятие "почва" — это живой организм, рассматриваемый как полная система, в которой анатомические, физиологические, психологические аспекты, наследственные и приобретённые характеристики, также как и воздействия окружающей среды, представлены как аналитические аспекты неделимого целого."

Этот авторитет и блистательный знаток всех аспектов медицины подчеркивает, что одной из основных тенденций сегодняшней медицины является изучение хронических и конституциональных болезней, "почвы" и биотипологии пациентов.

Даже краткое рассмотрение или, более того, простое перечисление некоторых авторов, исследовавших конституциональные аспекты медицины, заставляют нас пересмотреть наследие Ганемана, над которым он работал двенадцать лет подряд для достижения цели — правильного метода лечения, для понимания которого он загонял своих учеников до изнеможения, до предельной точки, называемой хронические болезни или миазмы.

 

Литература:

ALLENDY H. «Las sustituciones morbidas» Actes du
CongreesL. M. H. I. 1931.

BAUER J. Fisiologia Patologia у Clinica de las secreciones
internas Edit. Morata 1929 Madrid.

BRUSH T. Tratado de Patologia Medica.

DUBOS R. Conferencia magistral. Simposio 3o. de
Farmacologia у Terapeutica. Edt. Reidel. Holanda. 1966.

FRANCOIS F. «Miasmas» Edit. H. de M. 1964.

HAHNEMANN Doctrina у Tratamiento de las Enfermedades
Cronicas. Edit. Propde Homeopatia. 1930.

HIPOCRATES «Aforismos» Edit. Pubul. Valencia 1921.

MACCO Dl GENARO Atti del 3er. Congresso Nazionali de
Med. Homp. Roma 1966.

MARANON Obras Completas Edit. Espasa Calpe. Madrid
1966.

MAYORAL PARDO Clase inaugural de Terap Med: la
Homeopatia en el Mundo Ano 4-11 No.2.

PEREZ H. G. Filosofia de la Medicina Imprenta J.I. Munoz
Mexico 1920.

PEREZ H. G. Patologia General, idem. 1914.

PEREZ TAMAYO R. Principles de Patologia. Prensa
Medica. Mexico 1965.

14. ROMERO R. RAUL Articuio inedito 1960.
15.VANNIER L Doctrina de la Homeopatia Francesa.
16.ZISSU R. Les Diatheses et Г Homeopathie Bulletin C. H. de

France 1954.

 

ГЛАВА II.

Ганемановская теория миазмов.
Её открытие в Ганемановской практике.
Супрессия как причина обострения патологии.
О базисе теории псоры.

Ганемановский миазм как диатез, дискразия или предрасположенность — как представлено в его фундаментальных работах ОРГАНОНЕ и ХРОНИЧЕСКИХ БОЛЕЗНЯХ.

 

Хорошо известно, что Мастер после создания монументальной доктрины гомеопатии, совместно с соответствующей лечебной техникой, заметил в своей собственной практике, что результаты, хотя и относительно удовлетворительны, и они явно предпочтительнеё и превосходнеё, чем у старой школы, но все равно остаются проблемы с возвратом или обострением болезненных состояний у пациентов, казалось бы очевидно вылеченных.

Это нечто постоянно присутствует в относительно хорошем состоянии здоровья пациента, но имеет тенденцию к демонстрации периодических или последовательных эксцессов в синдромах или патологиях с очевидной взаимосвязью и подобием между ними. Другими словами, по-настоящему больные пациенты проходят различные стадии болезни с различной периодичностью, они кажутся отдельными болезнями поверхностному наблюдателю, но при внимательном анализе можно увидеть последовательность идентичных состояний, характерную связующую нить; таким образом очевидно, что разные болезни у одного и того же человека имеют связующую их почву, судя по его биотипологии, которая устанавливает его предрасположенность к характерным формам дисфункций и повреждений.

Эта предрасположенность или конституциональная, или является постоянным аспектом физического состояния организма, который присутствует как форма выражения этой предрасположенности, что и назвал Ганеман МИАЗМОМ или ХРОНИЧЕСКОЙ БОЛЕЗНЬЮ — в нём он полагал латентный зародыш любого патологического процесса, т.е. нематериальную причину очевидных дисбалансов, которые мы определяем как болезни, которые не могут быть полностью выведены из неких случайных факторов, потому, что всегда имеет место присутствие индивидуального восприятия, т.е. его предрасположенности к болезням. ТАКИМ ОБРАЗОМ, ОСТРАЯ БОЛЕЗНЬ — ЭТО ПРОДОЛЖЕНИЕ ХРОНИЧЕСКОЙ, КОТОРАЯ ЕЁ ОПРЕДЕЛЯЕТ И ЯВЛЯЕТСЯ Её ГЛУБОКОЙ ПРИЧИНОЙ.

 

Ганеман пишет: "Честно практикуя по правилам гомеопатического метода лечения, как отмечено в моих книгах, так и статьях моих учеников, до сих пор мы показывали всем решительно и активно преимущества гомеопатии в случаях и острых заболеваний, и эпидемий, и спорадических лихорадок... Но остаются ещё хронические болезни, огорчающие человечество, их число чрезвычайно увеличивается! И их количество стало ещё больше в наши дни!!!

Причем их лечение врачами старой школы служит только умножению страданий пациентов. Употребление отвратительных аптечных микстур, скомпонованных аптекарями из огромных доз, насилующих организм, мнимых болеутоляющих и успокоительных средств..., использование всех сортов ванн... вечных слабительных, пиявок, кровопусканий и голоданий..., — и множество других безымянных болезней, будучи гораздо хуже исходной естественной болезни, заменяли её и приводили к тому, что состояние больного ухудшалось и болезни, более неизлечимые, приходили взамен той, которую начинали лечить... Таким образом, неправильно используемые и вредные лекарства не приносили ничего, кроме дополнительных страданий"...

"В этих случаях, описанных мною хронических заболеваний, если пациент ещё не был слишком разрушен аллопатией..., практик-гомеопат, используя гомеопатические правила, содержащиеся в моих трудах, и следуя советам в моих лекциях и беседах, делает бесконечно больше добра своим лечением, чем все прежде известные, так называемые методы лечения могли сделать"... "После нашего лечения пациент может считать себя практически здоровым и, зачастую, особенно при сопоставлении своего существенно улучшившегося состояния со своими догомеопатическими мытарствами, таковым себя считает.

Но затем несколько излишеств за столом, простуда, неожиданно бурные дожди и ветры, иногда даже довольно мягкая осень и особенно зима или поздняя весна, физическая или психическая нагрузка, усилие, сотрясение мозга, связанное с травмой, или некоторая меланхолия, связанная с сердечными делами, частые страхи, глубокая печаль или горе, постоянное разочарование — этого часто достаточно, чтобы в ослабленной системе вызвать один или более из прежних симптомов, утихомиренных на время; они часто сопровождаются серией новых, которые, возможно, не несут большей угрозы, чем прежние, они также поддаются гомеопатическому излечению, хотя и с трудом, и вероятно, являются более застарелыми".

В этом случае гомеопат действовал, как будто перед ним новая болезнь (КАК ЭТО БЫЛО ДО ЗНАНИЯ О МИАЗМАХ, ДО ТОГО, КАК ГАНЕМАН СДЕЛАЛ ЭТУ ДОКТРИНУ ИЗВЕСТНОЙ, И КАК ЭТО ДЕЛАЕТСЯ В НАШЕ ВРЕМЯ, КОГДА ДОКТРИНА ЗАБЫТА ИЛИ С НЕЮ НЕ ЗНАКОМЫ).

"Вновь с переменным успехом против этих новых симптомов используется самое подобное гомеопатическое лекарство, и вновь на время улучшается состояние пациента. В случае примитивных симптомов, устраненных с помощью гомеопатии уже однажды, они повторно появляются по вышеперечисленным причинам и результат снова устраняется с помощью того же средства, хоть и слабее, чем в первый раз, и ещё слабее в третий раз".

"В таких случаях даже наиболее гомеопатически подобранное лекарство часто производило новые симптомы и, не смотря на разумное поведение и образ жизни некоторых пациентов, симптомы эти с трудом поддавались лечению наиболее подходящим лекарством, а иногда и вовсе не поддавались, возвращаясь при каждом описанном выше физическом или ментальном неблагоприятном воздействии"...

"Иногда хроническая болезнь поразительным образом останавливалась на более или менее длительный срок под влиянием благоприятных жизненных обстоятельств, счастливых для пациента: замечательного благоприятного времени года, отличного путешествия, сухой неизменной погоды; в таком случае гомеопат был вправе считать пациента почти излеченным, и пациент считал также, особенно, если он был склонен не обращать внимания на незначительное ухудшение здоровья. Однако такое благоприятное отступление болезни никогда не длилось значительное время, а её возвраты, особенно, если они частые, требовавшие применения уже найденного лекарства, всякий раз пропорционально ослабляли его действенность... Лечение все больше становилось паллиативным".

"В общем, после того, как гомеопат многократно пытался покорить болезнь, появляющуюся вновь и вновь в измененном виде, и даже при правильном стиле жизни, идеальном послушании со стороны пациента у него оставались симптомы, которые многочисленные гомеопатические средства не могли не только устранить, но часто даже уменьшить. По мере их усиления и увеличения их опасности гомеопат постепенно полностью терял контроль над болезнью..."

"Первоначально успешное лечение постепенно становилось удовлетворительным и, наконец, безнадежным..." "Несмотря на неудачи, доктрина сама по себе зиждется на непоколебимом и прочном фундаменте истины". "Почему же, в таком случае, гомеопатическое лечение хронических заболеваний имеет не совсем благоприятные или иногда даже неблагоприятные результаты?".

"При острых заболеваниях, если они не фатальны с самого начала, страдания пациента не только облегчаются при правильном подборе лекарства, но и часто полностью излечиваются посредством VIS MEDICATRIX ОРГАНИЗМА. Почему же в случаях хронических болезней VIS MEDICATRIX организма, чьей целью является восстановление целостности организма и неутомимое исцеление организма при острой болезни, терпит неудачу при длительном лечении хронической болезни, даже если в лечении участвуют гомеопатические лекарства, чьё подобие выбрано тщательно и наилучшим образом?..."

"Какое препятствие стоит на пути? В попытке найти ответ на этот вопрос провидение меня привело к открытию природы хронических заболеваний. Начиная с 1816 и 1817 годов я упорно день и ночь искал ответ на вопрос, почему гомеопатические лекарства не оказывают правильного лечебного эффекта на вышеупомянутые хронические болезни. Я старался наиболее корректно и полно, если возможно, определить идею истинной природы тех тысяч хронических заболеваний, которые остаются неизлечимыми, несмотря на непреложную истину гомеопатической доктрины; когда Господь Вседержитель разрешил мне, спустя некоторое время, решить эту проблему на пользу человечеству, после бесконечных размышлений, неустанных исследований, тщательных наблюдений и точнейших экспериментов".

"Я хранил мои великие усилия в секрете и от публики, и от моих учеников не по причине неблагодарности, с которой я часто встречался... Я никогда не говорил о моих занятиях, потому что это неправильно и даже опасно, говорить о вещах, наполовину сделанных. В 1827 году я сообщил самую важную часть

моих открытий относительно лечения хронических болезней своим двум самым заслуживающим этого ученикам... Я сделал это, чтобы избежать опасности лишить этих открытий человечество..."

"Я наблюдал, что невенерические хронические болезни, даже после многократного и успешного лечения, постоянно возвращаются в более или менее измененной форме, с появлением все более тяжёлых симптомов.

Это доказывает факт, что явление, которое было явной болезнью, было ТОЛЬКО ФРАГМЕНТОМ ГОРАЗДО БОЛЕЕ ГЛУБОКОГО, ПЕРВИЧНОГО ЗЛА, О БОЛЬШОМ РАСПРОСТРАНЕНИИ КОТОРОГО МОЖНО СУДИТЬ ПО НОВЫМ СИМПТОМАМ, КОТОРЫЕ С ПЕРИОДИЧНОСТЬЮ ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ПОЯВЛЯЮТСЯ. ЭТО ПОКАЗАЛО МНЕ, ЧТО ГОМЕОПАТ НЕ ДОЛЖЕН ЛЕЧИТЬ БОЛЕЗНИ ТАКОГО ТИПА, КАК ОТДЕЛЬНЫЕ И ПОЛНОСТЬЮ РАЗВИТЫЕ БОЛЕЗНИ. Я ПРИШЕЛ К ВЫВОДУ, ЧТО ПЕРВЫМ УСЛОВИЕМ НАХОЖДЕНИЯ ОДНОГО ИЛИ БОЛЕЕ ГОМЕОПАТИЧЕСКИХ ЛЕКАРСТВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫОХВАТИТЬ ВСЕ СИМПТОМЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ВСЕ НАРУШЕНИЯ, БЫЛО ОБНАРУЖЕНИЕ ВСЕХ УХУДШЕНИЙ И СИМПТОМОВ, ПРИСУЩИХ НЕИЗВЕСТНОЙ ПЕРВИЧНОЙ БОЛЕЗНИ.

Лекарство, которое найдено таким образом, поможет врачу
побороть болезнь в целом вместе с последовательностью появляющихся групп симптомов.

Эта первичная болезнь, очевидно, существует благодаря НЕКОМУ ХРОНИЧЕСКОМУ МИАЗМУ. Как только он достигает определённого уровня развития, он никогда не поддастся простым воздействиям здорового организма, или наилучшим регулярным диетам, или правильному образу жизни; он даже, напротив, будет становится хуже и хуже из года в год до конца жизни, постоянно выявляя всё более вредные и более опасные симптомы. Это происходит в случae каждой хронической миазматической болезни."

"Например, венерический бубон становится специфической сифилитической болезнью, в случае, если он не лечен ртутными препаратами. Сифилис никогда не проходит сам пo себе..., уровень его воздействия возрастает из года в год и проявляет новые и более опасные симптомы до конца жизни."

"Эти обстоятельства вместе с фактором псорных высыпаний, которые удаляли подавлением, очевидно, наблюдаются у людей, в других отношениях здоровых, но при хронических ухудшениях, имеющих такие же или подобные симптомы. Это наблюдал и я, и другие врачи во множестве случаев, — поэтому позвольте мне не сомневаться в наличии врага внутри организма, с которым я должен бороться с помощью моего лечения. Этому внутреннему врагу я даю имя "ПСОРА" (Хронические болезни, стр. 45)."

У большинства наблюдаемых пациентов Ганеман находит в предыстории псору. Псора, считает он, общий источник для многих хронических болезней, которые кажутся разными, но по сути одни и те же. "В Европе, также как в других частях света, мы в состоянии открыть ТРИ ХРОНИЧЕСКИХ МИАЗМА, которые есть причина болезней, проявляющихся местно, и в которых таится природа самых тяжёлых хронических ухудшений. Эти миазмы — Сифилис (я также называю его венерическим шанкром), Сикоз и затем Псора, которая формирует базис зуда".

"Несмотря на то, что псора наиболее древняя, универсальная и вредная болезнь, она все же менее опасна, чем другие. Тысячелетия она уродовала и терзала человечество; и в течении последних нескольких столетий псора стала причиной тысяч болезней, от которых цивилизованная часть человечества становится всё более и более инфицированной на всём заселённом пространстве земного шара... ПСОРА настолько же утомительная, насколько и СИФИЛИС и СИКОЗ..., и пока она не вылечена тщательным образом, её воздействие длится до последнего дыхания самой длинной жизни; и даже здоровая конституция своими самостоятельными усилиями не в состоянии уничтожить Псору".

"За много тысяч лет с тех пор, как она посетила человечество, множест<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: