II. Феномен Кафки. Дневниковость творчества писателя.




Превращение Кафки – автобиография? Аллегория? Притча? Предсказание?

I. Франц Кафка. Биография.

Франц Кафка – немецкоязычный писатель, родившийся 3 июля 1883 года в еврейской семье. В детстве он был слабым, тщедушным мальчиком, который боялся отца, учителей и мальчишек на улице. Страх перед внешним миром и высшим авторитетом отразились в творчестве писателя, поэтому произведения Кафки способны пробуждать в читателе соответствующие тревожные чувства.

Его отец – Герман Кафка – происходил из чешскоязычной еврейской общины в Южной Чехии. Мать писателя – Юлия Кафка – дочь зажиточного пивовара. У Кафки было два младших брата и три младших сестры, однако оба брата, не достигнув и двухлетнего возраста, скончались до того, как Францу исполнилось шесть лет. В период с 1889 по 1893 гг. Кафка посещал начальную школу, а потом гимназию, которую закончил в 1901 году. Закончив в 1906 году Пражский Карлов университет, получил степень доктора права, а затем поступил на службу чиновником в страховом ведомстве, где и проработал до преждевременного – по болезни – выхода на пенсию в 1922 году.

В течение года Кафка проходит практику в суде, некоторое время работает в частном страховом бюро. С 1908 года он начинает службу мелким чиновником в государственной страховой кампании. Его обязанности заключались в контроле за техникой безопасности, написании отчетов и газетных статей о деятельности кампании. До обеда Кафка составлял различные бумаги на службе, после обеда отдыхал, а ночью – писал. Когда родители хотели заставить сына работать в лавке после обеда, то Франц даже думает о самоубийстве. Работа для Франца была занятием второстепенным и обременительным: в дневниках и письмах он признается в ненависти к своему начальнику, сослуживцам и клиентам. На первом плане всегда была литература, «оправдывающая все его существование». Тем не менее, Кафка способствовал улучшению условий труда на производстве в масштабах всей Северной Чехии. Начальство ценило его работу очень высоко, в связи с чем пять лет не удовлетворяло прошение о выходе на пенсию после открытия у него туберкулеза в августе 1917 года.

Франца Кафку изводили хронические болезни: туберкулез, мигрень, бессонница, импотенция. На окружающих Кафка производил впечатление своим мальчишеским, аккуратным, строгим обликом, спокойным и невозмутимым поведением и необычным чувством юмора.

Первой невестой Кафки была Фелиция Бауэр, с которой он был дважды помолвлен и дважды расторгал помолвку. Второй невестой Кафки стала Юлия Вохцырек, но помолвка опять же вскоре была расторгнута. В начале 1920-х годов он имел любовные отношения с замужней чешской журналисткой и переводчицей его произведений – Миленой Есенской.

В 1923 году здоровье писателя значительно ухудшалось: из-за обострившегося туберкулеза гортани он испытывал сильные боли и не мог принимать пищу. Через год в санатории под Веной Кафка умер, вероятно, из-за истощения.

При жизни Кафка опубликовал всего несколько коротких рассказов. Перед смертью он поручил своему другу и литературному душеприказчику – Максу Броду – сжечь без исключения все им написанное. Однако Макс Брод не подчинился воле усопшего и опубликовал большую часть его работ, которые вскоре привлекли к себе внимание. Все его творчество было написано на немецком языке. Сам Кафка не хотел публиковать свои произведения. Будучи очень неуверенным в себе человеком, он считал свою прозу недостойной внимания публики. Так же его смущало интимно-личное содержание прозы и боязнь умножения зла в материальном мире. Биографы Кафки считают, что во всех произведениях он описывает свои собственные страхи и кошмарные сны.

II. Феномен Кафки. Дневниковость творчества писателя.

Кафка начал вести дневник с 1910 года. Все его произведения автобиографичны. «Превращение» - это не просто автобиографизм, а художественный дневник, в котором совпадает все, включая количество домочадцев и описание комнаты. Творчество для Кафки было как средство самотерапии: он мог посмотреть на свои комплексы со стороны.

Известна история о том, как Франц Кафка уехал на отдых и не мог закончить рассказ, но после первого же дня на работе он его дописал. Он должен был испытывать чувство ненависти, чтобы творить. Однако в жизни он жизнерадостный, а не депрессивный.

Проблема взаимоотношений Кафки с его отцом значительно отразилась на его мировоззрении, восприятии и творчестве. У Франца были невероятно сложные отношения с отцом. Макс Брод считает, что чувство вины перед отцом выросло в чувство вины перед жизнью. В прозе Кафки эта проблема решалась всегда как «виновный сын – правый, обладающий властью отец». Неуверенность в себе, самоосуждение и болезненное восприятие окружающего мира – все эти качества писателя хорошо задокументированы в его письмах и дневниках, а особенно в «Письме отцу». Он описывает метод воспитания своего отца на примере бытовой ситуации: маленький Франц среди ночи захотел попить, но сильные угрозы отца ему не помогли, после чего отец вынес сына на балкон и оставил его там одного на неопределенное время. Маленький Кафка чувствовал себя ничтожеством с самого детства, потому что сильно боялся отца. Отношения Франца с его деспотичным отцом являются важнейшей составляющей его творчества. После того, как Кафка принес отцу первое опубликованное произведение, отец швырнул его подальше и ни разу не открыл, что легко объясняет появившийся комплекс неполноценности писателя. Не менее важно, что в «Превращении» Грегор Замза умирает от раны из-за брошенного отцом яблока. Отцом! В повести так же нет ничего случайного – и это еще одно тому подтверждение.

Эффект Кафки – «все ясно, но ничего не понятно». При чтении его произведений испытываешь чувство шока, дискомфорта и безумия. Он изобразил нереальные ситуации, и его герои могут логично рассуждать о нелогичном как об обыкновенном. Специфика прозы Кафки – нелогичное, иррациональное, абсурдное содержание в логичной и ясной форме. Благодаря оказанному влиянию Гофмана и Достоевского Кафка выражал свою художественную манеру в строгости, прозрачности формы, аллегоричности и многозначности.

Темы прозы Франца Кафки – это вина, страх, одиночество, наказание и возмездие, а так же силы и власти закона. Его главные творения – романы «Америка», «Процесс» и «Замок» остались в разной степени незавершенными.

Кафка имел оригинальный стиль, именуемый «черно-белое письмо». Изложение было суховато, крайне важна детализация – вещи просто поглощали человека. Читаешь Кафку – неинтересно, скучно, противно, но оторваться не можешь: это так же выражение эффекта писателя. Кафка совершенно не использует иронию, более того, отсутствует даже характеристика героев. Однако такой скупой язык передает нюансы душевного состояния.

О его стиле написания «Превращения» отзывается и русский писатель Владимир Набоков: «Ясность речи, точная и строгая интонация разительно контрастируют с кошмарным содержанием рассказа. Его резкое, черно-белое письмо не украшено никакими поэтическими метафорами. Прозрачность его языка подчеркивает сумрачное богатство его фантазии. Контраст и единство, стиль и содержание, манера и материал слиты в нерасторжимое целое.»

Кафка – мастер иносказания. «Превращение» имеет и притчевый характер, выражающийся в полисемантичности (наличии многих равноправных смыслов и возможностей различных толкований текста), многоуровневости (наличии подтекста) и поучительного смысла (морали).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-12-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: