Объяснение нового материала. О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт




О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало.
Джон С. Колеман
а) частное и общественное блага

Товар или услуга, которыми пользуются либо один индивид, либо фирма без предоставления другим лицам и фирмам. Большинство обычных потребительских и инвестиционных товаров являются частными благами. Они отличаются от общественных благ (public goods), которые предоставляются в равной степени всем индивидам; услуги, предоставляемые радиовещанием и телевидением, являются общественным благом в чистом виде. Некоторые блага, например использование дорог, являются практически общественными благами в период неполной нагрузки и почти частными в пиковые периоды, когда перегруженность означает, что, чем больше машин, тем меньше места на дороге остается другим. К какому виду товара отнести данный товар – к частному или общественному, – это, таким образом, вопрос практического подхода.


Кроме установления общих правил и присмотра за их выполнением, государству в рыночной экономике приходится играть и более активную роль. В частности, ему приходится заниматься производством так называемых общественных благ. Самыми известными примерами такого рода благ являются оборона страны, прогноз погоды, свет маяка. Чем отличаются общественные блага от обычных (частных) благ?

Во-первых, между потребителями общественного блага нет конкуренции. Если вы пользуетесь обычным потребительским благом, например, съедаете конфету, эту конфету уже не сможет съесть никто другой. Если же армия и пограничные войска защищают вас от вторжения иноземных захватчиков, из этого не следует, что другим вашим согражданам не достаётся этой безопасности или достаётся её меньше, чем вам. Уж если это благо существует, оно существует для всех людей, проживающих в данной стране.

Во-вторых, производитель не может воспрепятствовать потреблению общественного блага кем бы то ни было. Если вы – собственник кинотеатра, то вы можете не пустить на сеанс тех, кто не купил билета. Но если вам пришло в голову приобрести маяк, то его свет будет виден всем мореплавателям без исключения, а не только тем, кто заплатил вам какую-то сумму денег. А раз так, то никто и не захочет платить за это благо по доброй воле, и его будет невыгодно производить.

Из этих свойств общественных благ, необходимых для всех или большинства людей, вытекает, что производство таких благ невыгодно для частных производителей. За это должны взяться все члены общества вместе. Но если сделать оплату общественных благ добровольной, то возникнет так называемая «проблема безбилетника». Представим себе, что жильцы вашего подъезда решили в складчину установить в нём домофон. При этом кто-нибудь из жильцов может заявить, что лично ему домофон не нужен, подумав про себя, что все остальные всё равно наберут требуемую сумму. Может быть, так и произойдёт, а может быть, и нет: «безбилетников» может оказаться слишком много, и денег на домофон не хватит.

Единственный выход в такой ситуации – поручить производство общественных благ государству, которое может заставить всех граждан через налоги внести свой вклад в оплату общественных благ.

Примеры общественных благ, которые мы приводили до сих пор, - это так называемые «чисто общественные блага», которых не так уж много. Значительно чаще встречаются «не чисто общественные блага», которые в принципе можно передать в частные руки.

Пример – среднее образование. Это благо можно сделать частным и платным, поскольку не пустить в школу ученика, который не внёс плату, достаточно легко. Если образованием займётся частная фирма, она будет брать за это плату, которая позволит ей не только нанять хороших преподавателей и купить оборудование, но и получить прибыль. Но в этих условиях школу смогут закончить не так уж много молодых людей, причём не обязательно самых талантливых.

В то же время, всё общество заинтересовано в том, чтобы молодые люди получали хорошее образование: из них выйдут грамотные и умелые рабочие, специалисты, учёные, государственные служащие. Многие исследователи сходятся на том, что экономические успехи Японии после второй мировой войны вызваны именно программой обязательного среднего образования. Кроме того, важную роль играют существующие в обществе представления о справедливости. В современной России, в отличие от России начала двадцатого века или от современных стран Экваториальной Африки, справедливым считается, чтобы каждый гражданин, независимо от состоятельности, имел возможность получить среднее образование.

Поэтому среднее образование или, например, услуги районных поликлиник являются у нас общественным благом, так как если отдать их производство в частные руки, они будут произведены в недостаточном, с точки зрения общества, количестве.

Обычно за государством при рыночной экономике остаются: оборона страны (армия), обеспечение внутренней безопасности и порядка (полиция), поддержание и развитие так называемой инфраструктуры (дорог, мостов, электростанций и линий электропередач, некоторых отраслей транспорта и связи), начальное, среднее, а иногда и высшее образование, музеи, библиотеки, заповедники, бесплатное здравоохранение для меньшинства граждан, которым не по карману платные медицинские услуги, фундаментальные научные исследования, которые не имеют непосредственного практического выхода.

Эти принадлежащие государству отрасли экономисты называют государственным сектором экономики. Помимо производства общественных благ, в государственный сектор иногда входили и предприятия, производящие обычные частные блага, которые стали убыточными и были национализированы, т. е. переведены из частной собственности в государственную, чтобы избежать их закрытия и увольнения рабочих (автомобильные заводы «Рено» во Франции, угольные шахты в Англии). Это связано с тем, что государство в странах с рыночной экономикой призвано решать не только и даже не столько экономические, сколько социальные задачи. Правда, потом, когда положение выправляется, правительство часто стремится продать эти предприятия частным владельцам (приватизировать). Часто относятся к государственному сектору и предприятия, продукция которых имеет большое значение для национальной безопасности (например, ракеты), или те, на которых технология производства требует строгого общественного контроля (атомные электростанции).

В западных странах размер государственного сектора в экономике сильно возрос после Второй мировой войны. Доля его в экономике разных стран очень различается: наименьшая она в Японии и США, наибольшая – в таких государствах Западной Европы, как Швеция и Франция.

У государственного сектора есть свои проблемы. В отличие от владельцев частных фирм, управляющие государственными предприятиями должны следовать не своему личному интересу, а интересам общества в целом. На практике же они, как и другие государственные служащие, получают постоянную зарплату. Если они будут работать хорошо, прибыль пойдёт в доход государства, если плохо – убытки будут покрыты из государственного бюджета. Опыт показывает, что в таких случаях люди стараются как можно меньше «напрягаться». В результате их труд становится неэффективным, порождая безответственность и бюрократизм, а то и взяточничество. Кроме того, государство должно платить рабочим и служащим на своих убыточных предприятиях зарплату. Но своих денег у государства нет, так что это будет делаться за счёт налогоплательщиков, т. е. рядовых граждан.

В 80-е гг. большое количество государственных предприятий в Америке и Западной Европе было приватизировано. Каждая страна ищет для себя наилучшее сочетание частного и государственного секторов, учитывая достоинства и недостатки каждого из них.


Внешние эффекты
Государству есть чем заняться и в тех отраслях, в которых работают исключительно частные фирмы, действующие по законам рынка. Его деятельность в этих отраслях связана с проблемой так называемых внешних эффектов, или побочных воздействий.

Довольно часто бывает так, что своими действиями мы ненамеренно влияем на других людей. Например, человек, закуривший в помещении, вредит не только своему здоровью, с чем ещё можно примириться (в конце концов, он сам это выбрал), но и окружающим.

Поэтому во многих местах курение запрещено и за нарушение запрета берётся штраф. Точно такая же ситуация возникает, когда экономическая деятельность фирмы оказывает побочное влияние на людей, не имеющих отношения ни к фирме, ни к её продукту, предположим, лекарствам. Дым из фабричной трубы отличается от табачного дыма только б о льшим количеством людей, подвергающихся «побочному воздействию». Это воздействие принимает и форму денежных затрат. Скорее всего, соседи дымящей фармацевтической фабрики чаще болеют и платят за лечение, путёвки и т. д., отмывают окна от сажи, да и стоимость принадлежащего им жилья явно уменьшилась в результате деятельности фабрики. Все эти затраты не входят в частные затраты владельца фармацевтической фабрики и не принимаются им в расчёт, когда он решает, сколько лекарств производить (вспомним, что зависимость между затратами и объёмом производства отражается кривой предложения). В то же время для общества в целом существенны затраты всех членов общества, связанные с производством лекарств, - общественные затраты. В данном случае они больше, чем частные затраты их производителя. Если бы кривая предложения отражала все общественные затраты, она сдвинулась бы влево, т. е. количество произведённых лекарств сократилось бы.

Государство не может вовсе запретить производство лекарств – они нужны всем людям, в том числе и тем, кто лечится с их помощью от побочных последствий деятельности фармацевтической фабрики. Но привести частные затраты в соответствие с общественными так или иначе необходимо. Для этого либо предприятие обязывают установить дорогостоящую очищающую систему, либо вводят налог на производство лекарств. Результат один: затраты на производство лекарств повышаются, их производство (предложение) сокращается, а рыночная цена растёт (рис. 12.1, а).

 

Рис. 12.1. Влияние налогов (а) и субсидий (б) на объём производства благ
Обратная картина возникает, когда внешние эффекты являются не отрицательными, как в примере с фармацевтической фабрикой, а положительными. Такие случаи тоже встречаются, хотя и реже. К 850-летию Москвы в городе была осуществлена специальная программа по реставрации фасадов старых домов. В результате город преобразился: в выигрыше оказались не только жители домов и размещавшиеся в них фирмы, но и все москвичи. Кроме того, стоимость жилья в отреставрированных районах может возрасти.

Таким образом, городским властям есть смысл выплачивать субсидии тем жителям или фирмам, которые реставрируют фасады своих домов, чтобы ремонт стал дешевле и количество таких домов возросло. Кривая предложения отреставрированных домов в этом случае сдвинется вправо (рис. 12.1, б).

Компенсация внешних эффектов – ещё одна задача государства в рыночной экономике.


Функции государства в экономике
Экономические свободы и роль государства в их защите. В предыдущих главах мы не раз встречались с фактами активного участия государства в экономических процессах: организации денежного обращения, регулировании рынка труда или поддержке беднейших граждан.

Но реальный круг экономических функций государства ещё шире, и тема эта всегда является предметом ожесточённых споров экономистов, политиков, коммерсантов. Чтобы разобраться в причинах таких споров, следует рассмотреть роль государства в экономике и механизмы её реализации более подробно.

Какие условия нужны любой стране, чтобы её граждане хотели и могли вести активную хозяйственную деятельность?

1.
свобода в распоряжении результатом своего труда и собственностью;

2.
свобода предпринимательства;

3.
свобода заключения сделок.


Свобода в распоряжении результатом своего труда означает, что человек имеет право на владение, пользование и распоряжение теми благами, которые он создал своим трудом или приобрёл на заработанные деньги.

Иными словами, это та основа, на которой формируется личная и частная собственность. В стране, где такой экономической свободы нет, человек человеку – враг. Ведь если право распоряжаться результатом своего труда не гарантировано человеку обществом, то этот результат у него может отобрать любой. И тогда людям не остаётся ничего иного, как отстаивать право на плоды своих усилий с оружием в руках. Иной вариант – производить столько, сколько сможешь съесть на месте. Третий – жить подальше от других людей, чтобы они не пришли тебя ограбить.

 

Свобода предпринимательства – это право самостоятельно выбирать, что и как делать в сфере экономики. Такая свобода означает, что предпринимателю никто не вправе диктовать, какие блага и каким способом производить, - решить это вправе лишь он сам. Только при этом условии человек может принимать на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Свобода заключения сделок – это право человека самостоятельно выбирать, кому и на каких условиях продавать созданные им блага. Именно это право является главным условием развития торговли: поскольку только при его наличии человек действительно полностью свободен в своей хозяйственной деятельности и может принять на себя весь риск её осуществления. К сожалению, люди – не ангелы, и потому любая свобода требует защиты, а иначе её отбирают силой. И именно такая защита свобод, в том числе и экономических (то есть их гарантирование), - главная и постоянная задача любого государства (рис. 14-1).

Поиск наилучших способов защиты экономических свобод занял многие века и, в конце концов, привёл к созданию стройного механизма, включающего:

 


  • правовое закрепление права собственности;

  • гражданское законодательство;

  • суды;

  • арбитражные суды;

  • государственные органы, надзирающие за соблюдением экономических свобод и правил хозяйственной жизни (прокуратура, контрольные службы и т. д.).


Правовое закрепление права собственности. Оно означает, что общество и государство признают права людей (физических лиц) и фирм (юридических лиц) на имущество любого вида, которое ими создано, куплено, получено в виде подарка или унаследовано. В главе 1 мы уже выяснили, что право собственности обеспечивает собственнику имущества возможность им владеть, пользоваться и распоряжаться.

Государство с помощью правовых служб (милиции, суда, прокуратуры) защищает такие права личности. Правда, - и это очень важно – современное цивилизованное общество признаёт право собственника делать со своим имуществом всё, что угодно, лишь до той поры, пока такое использование имущества не начинает приносить вред окружающим. Подробнее мы поговорим об этом чуть позже.

 


Причины вмешательства государства в экономическую жизнь. Итоги долгого развития экономической теории можно свести к двум простым утверждениям:

 

1.
рынок способен решать главные экономические проблемы;

2.
рынок не способен решать ряд задач, важных для общества.

 

 

Невозможность на коммерческой основе создания общественных благ. В ассортименте человеческих нужд есть такие, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, то есть если потребляет один, то другой этого сделать уже не может. Такие блага, доступные одновременно для всех, называются общественными.

Общественные блага – товары или услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то частной собственности.

Ассортимент общественных благ огромен (сюда относятся также услуги армии, милиции, проверка доброкачественности продуктов питания и лекарств, аварийные службы, службы профилактики эпидемий и т. д.).


Неравенство доходов и богатства порождается рыночным механизмом повсеместно и ежечасно. Сам этот механизм совершенно не нацелен на преодоление слишком больших различий в благосостоянии граждан.

Изменить ситуацию можно лишь путём регулирования доходов и богатства. Решить столь сложную задачу под силу только государству. Ведь это требует создания мощных систем перераспределения доходов и реализации иных форм социальной политики в масштабах всей страны.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: