Домашняя работа. Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)




17.05

Домашняя работа

Фёдор Иванович Тютчев (1803-1873)

Сведения из биографии Ф. И. Тютчева

Сегодня на занятии мы:

¾ узнаем о ключевых этапах жизненного пути поэта Ф. И.Тютчева, повлиявших на характер его творчества;

¾ попытаемся понять, каким человеком был поэт;

¾ узнаем, как складывалось его мировоззрение.

 

Тезаурус

Мифопоэтика – отражение мифа в литературном произведении.

Натуфилософия (от лат. natura – природа) – термин, обозначающий философию природы, понимаемую как целостную систему общих законов миропорядка.

Образ (художественный) – элемент или часть художественного целого, обыкновенно такой фрагмент, который обладает относительно самостоятельной жизнью и содержанием (напр., символические образы «золотого покрова», «хаоса», «космоса», «природы» у Ф. И. Тютчева).

Пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и природу.

Пейзаж – разновидность описания, изображение природного или городского пространства. В структуре пейзажа важно соотношение фона и детали, статики и динамики. Особую роль играет точка зрения субъекта видения, которая может организовывать пространство в описании и определять четкость границ.

Поэтика литературного произведения – система структурно-композиционных и смысловых особенностей художественного целого произведения.

Поэтические дублеты – в лирике Ф. И. Тютчева это стихотворения, в которых повторяются (дублируются) одни и те же образы, темы.

Романтизм (нем. romantik, фр. romantisme, англ. romanticism) – литературное направление, в основе которого конфликт между идеалом и действительностью. Романтизм связан с интересом к исключительной личности, бунтующей против миропорядка, наделенной стремлением к абсолютной свободе, к недостижимому идеалу. Ведущая черта – трагическое двоемирие, переживание разлада с действительностью: романтический герой осознает несовершенство мира и людей, и в то же время мечтает быть понятым и принятым ими.

Философия (др.-греч. φιλοσοφία, дословно – «любомудрие», «любовь к мудрости») – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о наиболее общих характеристиках, предельно-обобщающих понятиях и фундаментальных принципах реальности (бытия) и познания, бытия человека, об отношении человека и мира.

Философская лирика – лирика, формирующая философскую картину мира, раскрывающая законы человеческой жизни, закономерности бытия и природы; проявление философских взглядов лирического героя.

Фрагмент – лирическая форма, предполагающая композиционную компактность высказывания при монументальности содержания; получил развитие в творчестве романтиков.

Хаос и космос – парные философские категории, восходят к мифологической картине мира и связанные с представлением мировой дисгармонии и гармонии бытия: хаос – мировая первостихия, разверзнутая бездна, из которой происходит все существующее; космос – мировой порядок, мировая гармония.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

Портрет Ф. И. Тютчева. Художник С. Александровский

…Тютчев был не только самобытный,
глубокий мыслитель, не только своеобразный,
истинный художник – поэт, но и один из малого
числа носителей, даже двигателей нашего
русского, народного самосознания.

И. Аксаков

«...от его стихов не веет сочинением; они все кажутся написанными на известный случай, как того хотел Гете, то есть они не придуманы, а выросли сами, как плод на дереве», ‒ писал о творчестве Тютчева Иван Сергеевич Тургенев.

Лев Николаевич Толстой считал Тютчева одним из самых любимых поэтов и вспоминал: «Когда-то Тургенев, Некрасов... едва смогли уговорить меня прочесть Тютчева, но зато, когда я прочел, то просто обмер от величины его творческого таланта».

Писатель уверял, что без стихов Тютчева нельзя жить.

Знаменитый русский поэт и политический деятель Фёдор Иванович Тютчев появился на свет 23 ноября 1803 года в родовом имении Тютчевых Овстуг Брянского уезда, Орловской губернии.

Родители поэта были из древних дворянских семей. Отец поэта, Иван Николаевич Тютчев, после недолгой военной службы ушел в отставку и женился на Екатерине Львовне Толстой.

Екатерина Львовна была очень тонкой, художественно одарённой женщиной. Ивана Николаевича вспоминали как очень мягкого, рассудительного и благодушного человека. Поэтому в семье Тютчевых царили любовь и благополучие.

Михаил Петрович Погодин, с которым Тютчев дружил в университете, оставил такое воспоминание: «Смотря на Тютчевых, думал о семейном счастии. Если бы все жили так просто, как они».

Известно детское стихотворение Фёдора Николаевича Тютчева, которое он написал в 1814 году ко дню рождения отца. Называлось оно «Любезному папеньке».

В сей день счастливый нежность сына

Какой бы дар принесть могла!

Букет цветов? – но флора отцвела,

И луг поблекнул и долина...

Поэтический талант Тютчева проявился очень рано. В 6 лет, гуляя с наставником, Тютчев увидел мёртвую птичку. Это так потрясло мальчика, что он не только похоронил птицу, но и написал ей эпитафию.

Как и большинство дворянских детей, первое образование Фёдор Иванович Тютчев получил дома. На становление поэтического таланта Тютчева очень сильно повлиял его учитель словесности, поэт и переводчик Семён Егорович Раич. Он увлекался античной поэзией и привил эту любовь своему ученику. В юности Тютчев писал подражания Горацию и другим античным поэтам.

В 14 лет Фёдор Иванович Тютчев начал посещать лекции Словесного отделения Московского университета вольнослушателем. В 15 лет поэт стал студентом Московского университета, а ещё через год Тютчева избрали членом «Общества любителей российской словесности».

На собраниях этого общества он встречался с Василием Андреевичем Жуковским.

А самым близким другом в университете у Тютчева был Михаил Петрович Погодин, который впоследствии стал профессором Московского университета и редактором журнала «Москвитянин».

Ранние стихи Тютчева, например, «Летний вечер», «Бессонница», «Видение», больше напоминали по форме поэзию XVIII века, то есть были немного архаичны.

Университет Тютчев закончил досрочно. Он так блестяще сдал экзамены за полный курс университета, что преподаватели записали: «Тютчев не только достоин звания действительного студента, но и звания кандидата словесных наук...»

18 марта 1822 года Тютчева приняли на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге. Родственник Тютчевых, прославленный генерал, герой Отечественной войны 1812 года, граф Александр Иванович Остерман-Толстой, помог своему племяннику получить должность сверхштатного чиновника при русской дипломатической миссии в Мюнхене. Так Фёдор Иванович Тютчев покинул Россию на долгие 22 года, возвращаясь в родительский дом только на время рабочего отпуска.

В Германии карьера Тютчева развивалась достаточно медленно. При тонком уме и необыкновенной образованности поэта отличала эмоциональность и горячность нрава, а дипломат должен всегда сохранять холодный рассудок и невозмутимость.

В отличие от карьеры, творческая и светская жизнь поэта била ключом. Фёдор Иванович Тютчев активно переводил стихи немецких поэтов Шиллера и Гёте и Генриха Гейне. Известны его переводы отрывков из драм Шекспира, Расина и Гюго.

Знаменитые стихотворения Тютчева «Silentium» (Силентиум), «Фонтан», «Как океан объемлет шар земной...», «Не то, что мните вы, природа...», «Весенняя гроза» и многие другие были написаны в немецкий период жизни поэта. Стихи Тютчев писал легко, для него писать стихи было так же естественно, как дышать.

Ф. И. Тютчев вошёл в литературу в 1836 г., когда в Пушкинском журнале «Современник» была опубликована подборка из 24 стихотворений, которая называлась «Стихотворения, присланные из Германии». Под текстами значились инициалы – Ф. Т. Автор поэтических текстов, Федор Иванович Тютчев, в это время находился вдали от России, в Баварии, на дипломатической службе. Литературный дебют Тютчева связывают с именем Александра Сергеевича Пушкина. Тютчев пересылал свои творения в Россию, и тетрадь с этими стихами передали Пушкину. Александр Сергеевич пришёл в восторг и опубликовал 16 стихотворений Тютчева на страницах «Современника». Приёмы русской лирики в стихах Тютчева сочетались с формами европейского романтизма, это придавало его стихам оригинальности. Но эта публикация не принесла Тютчеву популярности

Тютчев избегал разговоров о своей поэтической деятельности, к творчеству относился как чему-то второстепенному, рукописями не дорожил. «Сколько листов с записями исчезло в мусорных ящиках Главного управления по делам печати, сколько тютчевских фрагментов осталось не зафиксированными на бумаге — даже приблизительно на эти вопросы ответить невозможно», — пишет о поэте современный исследователь Р.Лейбов. И относился поэт к своему творчеству небрежно. Он мог записать стихотворение на клочке бумаги и бросить, тут же забыв про него. А однажды по ошибке вместе с ненужными бумагами поэт сжёг множество своих стихотворений и перевод первого акта второй части «Фауста» Гёте.

Действительно, современники Тютчева больше знали его как дипломата и политического деятеля. Долгое время его поэтическое творчество не привлекало внимание читателей. О поэзии Тютчева заговорили только в середине XIX века. После публикации стихотворений в «Современнике» пройдет около 14 лет и ситуация кардинальным образом изменится. В 1850 г. выйдет статья Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» с подробным анализом уже упомянутых «Стихотворений, присланных из Германии». С этого момента творчество Тютчева займет ключевую позицию в литературном процессе XIX в.

Своим умом, обаянием и мастерством рассказчика Тютчев завоевал популярность в мюнхенском высшем свете. С Генрихом Гейне Тютчева связывала близкая дружба. Другая знаменитость, философ Фридрих Шеллинг, трудами которого увлекалось всё московское окружение Тютчева и сам Фёдор Иванович, отзывался о русском поэте так: «Это превосходнейший человек, очень образованный человек, с которым всегда охотно беседуешь».

На балу поэт познакомился со своей первой женой, вдовой дипломата Элеонорой Петерсон. Она была на 4 года старше Тютчева и воспитывала детей от первого брака. Тютчеву она родила трёх дочерей.

Брак был вполне счастливым, но Фёдор Иванович влюбился в баронессу Эрнестину Дёрнберг. Их бурный роман навредил дипломатической карьере Тютчева, а его жена попыталась покончить с собой. Тютчева отправили в Турин, назначив первым секретарём Русской миссии, но роман с Эрнестиной так и не прервался.

В 1837 году после тяжёлой болезни умерла жена поэта Элеонора. Тютчев тяжко переживал эту утрату. 10 лет он почти не писал стихов. Стихотворение 1848 года «Ещё томлюсь тоской желаний...» посвящено Элеоноре.

Тем не менее, спустя 10 месяцев после смерти жены Тютчев обвенчался с Эрнестиной Дёрнберг. Этот брак стоил ему дипломатической карьеры, потому что для венчания Тютчев самовольно покинул миссию в Турине. Тютчева уволили. 5 лет поэт прожил в Германии, пытаясь вернуть себе должность, но у него ничего не вышло.

В 1844 году вместе с семьёй Фёдор Иванович Тютчев вернулся в Россию. Он занял должность старшего цензора в министерстве иностранных дел. Поэт участвовал в кружке Белинского, познакомился с Тургеневым, Некрасовым, Гончаровым и другими видными литераторами.

В 1850 году благодаря статье Н. А. Некрасова «Русские второстепенные поэты» Тютчев обретает известность. А в 1854 году вышел его первый самостоятельный сборник стихотворений. Среди его поклонников были такие разные по мировоззрению люди, как Николай Добролюбов и Афанасий Фет, Николай Чернышевский и Лев Толстой.

Не менее интересна публицистика Тютчева. Мировоззрение поэта формировалось не только под влиянием философии Фридриха Шеллинга. На него сильно повлияли идеи Вацлава Ганка, который боролся за возрождение и независимость Чехии. Кроме того, Тютчев чутко реагировал на события мировой политики.

После победы над Наполеоном Россию считали освободительницей Европы, в мировой политике Россия играла главную роль. Разумеется, европейских монархов это не устраивало. Маятник качнулся в другую сторону. В европейской прессе появлялись статьи, в которой русские представали дремучими варварами и агрессорами. Тютчев хотел переломить эту тенденцию. Ещё в 1844 году он написал на французском языке статью «Россия и Германия», в которой указывал на несправедливую оценку России и всех немецко-русских отношениях.

«Нельзя не признать, что с появлением этой статьи Тютчева впервые раздался в Европе твердый и мужественный голос Русского общественного мнения. Никто никогда из частных лиц в России еще не осмеливался говорить прямо с Европою таким тоном, с таким достоинством и свободой», ‒ писал о статье Тютчева Иван Сергеевич Аксаков.

Тютчев верил в особое призвание и особый путь России. Подобно тому, как Чаадаев стал первым идеологом западников, Тютчев стал идеологом славянофилов. Он утверждал, что в мире только одна законная Империя ‒ православная самодержавная Россия, преемница христианской Восточной Римской империи, Византии. А западный культ материальных интересов и эгоизм может привести мир к гибели. Поэтому поражение в Крымской войне, когда против России с мусульманской Турцией объединились Англия, Франция и Италия, поэт воспринял очень болезненно.

В 1858 году Тютчев возглавил Комитет иностранной цензуры. На этой должности он часто защищал издания от преследования властей. Председателем Комитета иностранной цензуры Тютчев пробыл 15 лет до самой своей смерти.

Последней любовью поэта стала Елена Денисьева, которая училась в Смольном институте вместе со старшими дочерьми Тютчева. Когда раскрылась её связь с женатым Тютчевым, который девушке годился в отцы, от Денисьевой отреклось не только общество, но и все родственники.

Связь с Денисьевой продолжалась 14 лет, троим детям, рождённым от этой связи, Тютчев дал своё имя. Денисьевой посвящён самый знаменитый цикл любовной лирики Тютчева. Его так и называют «денисьевским».

Смерть Денисьевой от чахотки в 1864 году потрясла поэта. Новым потрясением стала смерть их двоих детей через год. Вскоре после этого Тютчеву пришлось хоронить мать и брата и ещё двоих детей. Эти утраты подкосили здоровье поэта.

Фёдор Иванович Тютчев умер 15 июля 1873 года. Похоронили его на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга.

Николай Добролюбов писал: «Таланту Тютчева доступна и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».

Творчество Ф. И. Тютчева продолжает развитие традиций философии, идей поэтов-романтиков. Главенствующей частью художественной картины мира поэта становится двоемирие: разделённость между миром мечты и миром реальной жизни, основанное на единстве противоположных начал. Ключевыми романтическими оппозициями являются день и ночь, хаос и космос, жизнь и смерть. Одна из сквозных тем поэзии Тютчева – тема природы. Природа воспринимается как живой организм, способный мыслить, чувствовать, вступать в диалог с человеком. Тютчев создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души. Поклонник творчества Тютчева – «мыслящий тростник», думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.

В лирике Тютчева значительное место уделяется осмыслению законов природы. Тютчев создал ряд стихотворений, в которых отражается годовой цикл, передаются пейзажные оттенки конкретного времени года.

В описании пейзажа появляются пантеистические мотивы: природа наделяется своей душой и своим языком.

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

Человек в художественном мире Тютчева находится в постоянном диалоге с природным миром, стремясь разгадать загадку бытия. Но поэт задумывается над тем, а существует ли загадка природы.

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней.

Август 1869

Ещё одно направление – романтическая эстетика, определившее особенность поэтической картины мира, обретает вселенский размах. В основе романтического мироощущения находится острое переживание несовершенства бытия, основанного на двоемирии.

Лирический герой Тютчева остро осознает сосуществование хаоса и космоса, жизни и смерти, дня иночи.

Давайте обратим внимание на средства речевой выразительности, употребляемой Тютчевым на примере стихотворения «День и ночь».

Здесь наблюдается смещение общепринятого ударения слова (мир духов), используется архаичная лексика (земнородных оживленье) и необычная форма слова (друг человеков). Это характерные черты тютчевской лирики. Метафора золотого покрова становится воплощением гармонии дня, исцеления души, оживления природы.

Две строфы стихотворения – два состояния мира: день и ночь. Торжественно-стилевая образность характеризует дневное время суток. День отождествляется с покровом, скрывающим правду жизни. Возникает целая вереница эпитетов, характеризующих дневной покров. Он называется то златотканым, то блистательным, то благодатным. Указанные приёмы отсылают к традиции торжественной оды, к эстетике классицизма. Однако в стихотворении возникает и романтическое переживание двойственности бытия: златотканый покров дня срывается с мироздания, на смену гармонии приходит хаос. Ночь обнаруживает бездну мира, вызывающую бесконечные страхи. Но кто управляет этими волшебными процессами, так и остается загадкой.

Одним из ключевых для поэтической философии Ф.И. Тютчева является стихотворение «Silentium!», в котором микрокосм человеческой души уподоблен огромной вселенной. В название стихотворения вынесено латинское слово, в переводе оно означает «молчание». Если учесть то, что латынь – язык мертвый, то тема молчания усиливает языковой жест отказа от слова.

Вопреки призыву «Silentium!», а также вопреки четырехкратному призыву к молчанию в финале каждой строфы, стихотворение является воплощением потока мысли, представленного в словах. Обратим внимание на то, как произнесение слов, призывающих к молчанию, превращается едва ли не в священный акт сотворения внутреннего мира человека. В душевном микрокосме, внутреннем мире человека мечты уподобляются звездам, изреченная мысль взрывает внутренние ключи, а таинственно-волшебные думы способны пробудить пение души. Внутри каждого человека – целый мир, подобный миру внешнему. Как защитить его от разрушения? Возможно ли это?

Тютчев в своей лирике создает модель мироздания: бытие, в котором сталкивается хаос и порядок, дополняется интересом к миру человеческой души, которая находится в неразрывном взаимодействии с природой. Поклонник творчества Тютчева – думающий человек, способный размышлять о самых сложных вопросах бытия мира и человека.

ü Основные выводы

Своеобразие художественного мира Ф. И. Тютчева:

1. Художественный мир Тютчева представляет собой не целостную картину восприятия мира, а раздвоенную: противоречивость окружающего приводит к дисгармонии всего сущего между мятежным духом человека и действительностью.

2. Поэтические образы обладают космической масштабностью: это космос и хаос, жизнь и смерть и др.

3. Поэт проводит параллели между состояниями души лирического героя и явлениями природы. Тютчевской лирике присущи идеи пантеизма (природа отождествляется с Богом).

4. В стихотворениях позднего периода творчества усиливается интерес поэта к психологической конкретности.

5. Основные темы творчества Тютчева: философская, пейзажная, любовная и общественно-политическая лирика.

До встречи на занятиях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: