Вопрос 1. Предмет истории политических и правовых учений и её место в системе юридических дисциплин.




II. Расчет учебного времени

Содержание и порядок проведения занятия Время, мин
  ВВОДНАЯ ЧАСТЬ   ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ   Учебные вопросы: 1. Предмет истории политических и правовых учений и ее место в системе юридических дисциплин. 2. Метод политических и правовых учений. 3. Понятие и структура политико-правовых доктрин 4. Периодизация истории политических и правовых учений     ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ                

III. Нормативные правовые акты и рекомендуемая литература

Основная

1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие: [гриф УМО] / И. Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2012. - 412 с

2. История политических и правовых учений: учебник для вузов / ред. В.С. Нерсесянц. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2005. – 944 с.

3. История политических и правовых учений: учебник / МГЮА; ред. О.В. Мартышин. – М.: Норма, 2005.

 

Дополнительная

1. Бачинин В.А. Правовая реальность в контексте цивилизации и культуры. Методология причинного анализа: монография / В.А. Бачинин, В.П. Сальников; ред. В.П. Сальников; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: Фонд «Университет», 2005.

2. Гайнутдинов Р.К. Эволюция политико-правовой мысли России XVI - начала XVIII веков: учебное пособие / Р.К. Гайнутдинов; МО РФ, МГПИ. – Мурманск: МГПИ, 2002.

3. История политических и правовых учений: Хрестоматия для вузов / под ред. Г.Г. Демиденко – Харьков: Факт, 2000.

4. Козлихин И.Ю. Идея правового государства: История и современность. – СПб, Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2000.

5. Корнев А.В. Правовая мысль в дореволюционной России: учебное пособие / А.В. Корнев, А.В. Борисов. – М.: ЭКСМО, 2005.

6. Кузнецов Э.В., Сальников В.П. Наука о праве и государстве. – СПб.: СПб университет МВД России «ИДТ «Герда»», 2001.

7. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография / Г.Ф. Шершеневич; авт. вступ. ст. Л.А. Игнатьева; СПбУ МВД России, АПЭиБЖ. – СПб.: «Лань»: Фонд «Университет», 2001.

 

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, компьютерная техника.

2. Демонстрационные схемы.

 

V. Текст лекции

Вводная часть

Преподаватель проверяет наличие обучаемых, объявляет тему № 1. «История политических и правовых учений как наука и учебная дисциплина».

 

В ходе лекции нами будут рассмотрены следующие вопросы:

1.Предмет истории политических и правовых учений и ее место в системе юридических дисциплин.

2. Метод политических и правовых учений.

3. Понятие и структура политико-правовых доктрин.

4. Периодизация истории политических и правовых учений.

 

Переходим к рассмотрению учебных вопросов.

 

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

 

Вопрос 1. Предмет истории политических и правовых учений и её место в системе юридических дисциплин.

Государство, право и связанная с ними деятельность всегда были объектами пристального внимания и изучения. В результате сформировались целые отрасли научных знаний – политология, правоведение (юриспруденция), политическая экономия и ряд других наук и научных дисциплин.

Каждая из них представляет собой, определенную совокупность теоретических взглядов, целых теорий и доктрин о государстве и праве, которые изложены в произведениях ученых и писателей публицистов, политических деятелей и юристов. Именно эти теоретические концепции, теории и доктрины принято называть политическими и правовыми учениями.

Происхождение политических и правовых учений связано с возникновением и развитием права и государства, которые насчитывают почти 6000-летний период.

Изучение истории создания и распространения, роли и влияния на общественную жизнь имеет для правоведа столь же важное значение, как для экономиста – изучение истории экономических теорий, для философа – истории философии, для врачей – изучении истории медицины и т.д. В конечном счете, без этого нельзя стать хорошим специалистом своего дела.

В бесконечном множестве различных политико-правовых взглядов, теорий, концепций и доктрин особую важность имеют те из них, которые оказали наиболее сильное влияние как на развитие того или иного государства, его правовой системы, так и на другие государства, их право.

Многие из идей великих мыслителей глубокой древности и последующих исторических эпох (Платона, Аристотеля, Руссо, Гегеля, Маркса и др.) легли в основу современных идейно-политических течений, научных школ. Большинство серьезных политико-правовых учений отражали потребности общественных движений, были порождены интересами классовой борьбы.

Их изучением занимается История политических и правовых учений как научная дисциплина.

Всемирная история политических и правовых учений – одна из важнейших составных частей духовной культуры человечества. В ней сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений, отражены основные направления, вехи и итоги предшествующих исследований проблем свободы, права, законодательства, политики, государства.

История политических и правовых учений имеет в системе юридических наук специфическую особенность, т.к. является научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и юридического профилей. Данная особенность заключается в том, что в рамках этой юридической дисциплины исследуется и освещается история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

Таким образом, предметом Истории политических и правовых учений являются, в основном, причины возникновения и основное содержание теоретических политико-правовых взглядов, концепций, идейно-политических и правовых течений, школ, их влияние на развитие государства, права, политическую борьбу, общественную жизнь.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эф­фективность действия друг друга. Как невозможно существование го­сударства без права (последнее организует политическую власть, вы­ступает зачастую средством проведения политики конкретного госу­дарства), так и право — без государства (которое устанавливает, приме­няет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соот­ветствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для эко­номического и политического управления всевозможными общест­венными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право — единственная форма, в которой государство может выражать свои ве­ления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом анало­гичны причинам, породившим государство. Однако между мононор­мами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправ­ления и органами государства. Вековые, проверенные многими поко­лениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы госу­дарством.

Возникновение права — длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юриди­ческие фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало прежде всего волю и интересы экономически господствующих клас­сов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие пра­вовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вер­нуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь про­столюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала матери­альному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) сан­кции по отношению к членам разных сословий и социальных групп.

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеоб­щего сведения. Формальная определенность права — его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право — более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запре­тов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права — следст­вие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обще­стве, с регулированием которых первобытные нормы проявлялись все меньше и меньше.

Становление права есть процесс и результат целенаправленной де­ятельности человека, включающий в себя познание права, его воспри­ятие (оценку) и отношение к нему как к целостному социальному яв­лению. Это «вечно» протекающее действие, поскольку общество на каждом этапе своего развития открывает в праве все новые и новые качества, свойства, стороны, грани.

Множественность теорий правопонимания обусловлена различными национальными и региональны­ми традициями, философскими и идеологическими воззрениями, ис­торическими и социально-психологическими особенностями.

Учиты­вая такой плюрализм мнений и сложную природу самого права, И.Кант верно заметил, что «юристы до сих пор ищут свое определение права».

В силу того, что право находится как бы на «перекрестке» удов­летворения интересов различных социальных групп, слоев, классов, элит, оно может быть использовано в разных целях.

Происхождение политических и правовых учений в социально-историческом плане связано с процессом классобразования, возникновением государственности и права. История политических и правовых учении изучает развитие, формы общественного сознания, возникшей вместе с правом и государством и представляющей собой их отражение.

Политическое и правовое сознание охватывает область отношений между классами, сословиями и другими социальными группами, связанную с их борьбой за власть, влиянием на государственную власть

Термин “Идеология” ввел в научный оборот французский философ и экономист А.Л.К.Дестют де Траси в начале XIX в. для обозначения учения об идеях, позволяющего установить твердые категориальные основы политики, этики, права и др. наук.

Понятие “политико-правовая идеология” принято представлять как совокупность политических и правовых теорий, концепций, взглядов, течений и школ, которые являются неотъемлемой частью общественного (политического и правового) сознания. В этом качестве она всегда содержит оценку политико-правовой действительности, прежде всего, оценку общественной необходимости тех или иных политических и правовых явлений, взглядов, концепций, учений.

В качестве формы общественного сознания политико-правовая идеология не должна смешиваться с самим правом, политикой и др. формами общественных отношений, которые, как известно, лежат в основе генезиса и дальнейшего развития различных форм общественного сознания. Их появление всегда обусловлено потребностями практики - политической, юридической и др., вызывается общесоциальной необходимостью расширения знаний о политике и праве. Со временем эта необходимость превратилась в культурно-историческую традицию.

Развитие политико-правовой идеологии происходит главным образом путем передачи накопленного познавательного опыта в области государства и права. Этот опыт концентрируется в проблемах, постоянно воспроизводимых в истории политико-правовой мысли как следствие идейно-теоретической борьбы различных юридических школ, течений, политических движений. Примерами могут служить проблемы соотношения права и государства, личности и государства, права и закона и др.

В бесконечном множестве различных политико-правовых взглядов, теорий, концепций и доктрин особую важность имеют те из них, которые оказали наиболее сильное влияние как на развитие того или иного государства, его правовой системы, так и на другие государства, их право.

Многие из идей великих мыслителей глубокой древности и последующих исторических эпох (Платона, Аристотеля, Руссо, Гегеля, Маркса и др.) легли в основу современных идейно-политических течений, научных школ. Большинство серьезных политико-правовых учений отражали потребности общественных движений, были порождены интересами классовой борьбы. Их изучением и занимается История политических и правовых учений как научная дисциплина.

В.И.Ленин писал: "Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политико-правовое учение включает также учение о праве, которым закрепляются и регулируются отношения гражданского общества, важнейшие отношения, связанные с сущностью, устройством и деятельностью государства.

Предметом истории политических и правовых учений является главным образом теоретический мост политико-правового сознания, то есть та его часть, которая выражена как теоретически оформленные в доктрину (учение) взгляды на государство, право, политику.

Политико-правовое сознание возникло вместе с государством и прошло многовековой путь развития. В классово-антагонистическом обществе оно имеет сложную структуру. Различаются политике - правовое сознание господствующею класса, с одной стороны, и политико-правовое сознание противостоящих ему классов и социальных групп - другой. Не всегда едино и сознание господствующего класса - на него оказывают сильное влияние противоречия и борьба входящих в его состав социальных и политических группировок.

Структура самого сознания господствующего класса от теоретического и иных уровней обособлен государственный (официальный) уровень политико-правового сознания, включающий программу и мотивировку практической деятельности органов власти и управления, принятия решений и их реализации государственными органами.

От теоретического политико-правового сознания отличается сознание массовое, обыденное, органически связанное с социальной психологией соответствующего класса или общественной групп.

На обыденном (массовом) уровне государство и право оцениваются по их конкретным проявлениям, по текущей политике. Формой выражения этого уровня сознания являются политические и правовые взгляды, чувства, настроения, пожелания, требования, оценки, суждения. На теоретическом же уровне политико-правового сознания создаются учения, концепции, доктрины, выраженные как система идей о государстве и праве, их обобщенные оценки.

История политических и правовых учений - это дисциплина историко- теоретического цикла. Ближе всего она связана с политологией и с теорией государства и права, поскольку к её предмету относится история (борьба, развитие, смена) выраженных в теоретической форме представлений идеологов различных классов о государстве, праве, политике.

"Изучение истории политико-правовых учений, закономерностей их развития и борьбы актуально уже по той причине, что ряд проблем, относящихся к государству, политике и праву, неоднократно обсуждался, был предметом острейших дискуссий в предшествующие эпохи, в результате чего сложились системы доводов в пользу того или иного решения этих проблем.

Таковы проблемы прав человека, соотношения личности и государства, государства и права, демократии и технократии, мира и войны и т.д.

Каждая политико-правовая доктрина в различной степени абстрактности отражает современные ей государство, право, политическую жизнь и уже в силу этого затрагивает интересы тех или иных классов или социальных групп. Именно эта связь с общественно-политическими интересами создает известность самой доктрине, делает её социально значимой, а тем самым выводит за пределы сугубо личных, познавательных интересов.

Поэтому в истории политических и правовых учений стали известны лишь те теоретические построения, которые выражали самосознание какой-либо значительной социальной группы. История политических и правовых учении изучает жизнь, связи и судьбы идей, доктрин, произведений (а не биографии мыслителей.

Закономерностью развития политико-правовой идеологии на её теоретическом уровне является то, что любое учение о государстве, праве, политике строится с учетом современной ему политико-правовой действительности, которая обязательно отражается в самом, казалось бы, абстрактном теоретическом построении. Так же, как философия, по словам Гегели, - это эпоха, схваченная в мысли, политико-правовая доктрина - это выраженная в системе понятий и категорий государственно-правовая реальность эпохи.

Каждая большая эпоха общества имела свои, свойственные ей политико-правовые учреждения, понятия и способы их теоретического объяснения. Поэтому в центре внимания теоретиков государства и права разных исторических эпох были различные политико-правовые проблемы, связанные с особенностями государственных учреждений и принципов права соответствующего исторического типа и вида (соотношение государства и церкви, форма политического режима, проблема законности, права личности, социальные гарантии прав и свобод человека, политических партий и т.д.).

Понятийно-категориальный аппарат политико-правовых учений разных эпох отражал современное им государство и право.

Однако предмет истории политических и правовых учений не совпадает с предметом истории государства и права. Суть дела в том, что политико-правовые доктрины не просто отражали современные им государстве и право, а выражали их оценку в связи с перспективной борьбы за преобразование или сохранение существующего государства и права.

Сложность отражения политико-правовой действительности политическими и правовыми учениями усугубляется тем, что политико-правовые доктрины создаются не только для самоуяснения тем или иным идеологом сущности государства и права, но и для воздействия на политику и общественное сознание в направлении, объективно совпадающем с интересами какого-то из классов.

Политико-правовая идеология - одна из наиболее действенных форм общественного сознания, имеющая непосредственное влияние на общественную практику. Политика всегда стремилась найти обоснование в философии или религии и оправдание в морали: поначалу политико-правовые теории вообще были частью этики, философии или религии.

Политико-правовая идеология, как и всякая идеология, развивается в связи с унаследованными от предшествующих эпох понятиями, представлениями. В истории политических и правовых учении существует преемственность -каждая из последующих доктрин как правило, учитывает представления и понятия, содержащиеся в предыдущих доктринах.

Важной закономерностью борьбы и развития политико-правовых учений является взаимодействие доктрин борющихся классов, каждый из которых стремится опровергнуть враждебную ему идеологию, представить свое мировоззрение как единственно истинное, отвечающее справедливости, прогрессу, общему благу. Основная задача каждой из идеологий - борьба за влияние на общественное сознание, опровержение идей и учений противостоящих классов. Эта борьба - важный стимул развития самих доктрин.

Политика; государство, право, законодательство являются, как известно, объектами исследования различных гуманитарных наук (юриспруденции, философии, социологии, этики и т.д.).

Причем -каждой науке присущ свой специфический подход к этим общим объектам, своя специфика есть и у отдельных научных дисциплин в рамках юридической науки в целом.

В системе юридических наук и юридического образования история политических и правовых учений является самостоятельной научной и учебной дисциплиной одновременно исторического и теоретического профилей. Эта её особенность обусловлена тем, что в рамках данной юридической дисциплины исследуется и освещается специфический предмет - история возникновения и развития теоретических знаний о государстве, праве, политике и законодательстве, история политических и правовых теорий.

История политических и правовых учений - дисциплина юридическая. Однако кроме юристов значительный вклад в историю политических и правовых учений внесли также представители иных гуманитарных наук, и прежде всего философы (Пифагор, Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Кант, Гегель, Чернышевский, Герцен и многие другие).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: