ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ




ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

Методические указания

для самостоятельной работы студентов

по патологической анатомии

 

 

Иваново 2010


 


ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИВАНОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА

ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ»

Кафедра патологической анатомии с секционным курсом

 

ОБЩАЯ ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ

(Методические указания для самостоятельной работы студентов по патологической анатомии)

Издание второе, переработанное и дополненное

 

 

Иваново 2010

 

 

За 18 лет, которые отделяют от первого издания настоящее второе издание методических разработок, произошло ряд изменений в учебном плане курса патологической анатомии, что нашло свое отражение в новом издании. Кое-что устаревшее было удалено, многое исправлено. По-прежнему к каждому занятию предлагается перечень макро- и микропрепаратов, наиболее подходящих для работы учащихся и усвоения ими морфологии соответствующих процессов, а также контрольные вопросы помогающие проверять собственные знания.

 

Методические рекомендации составлены коллективом преподавателей кафедры патологической анатомии: О.Н. Нечаевой, Е.А. Конкиной, А.С. Константиновым.

 

 

Под общей редакцией зав. кафедрой патологической анатомии профессора Е.А. Конкиной.

 


ОГЛАВЛЕНИЕ

Общие методические указания по практической работе на занятиях....………4

Занятие 1. Методы патологической анатомии..…………………………………5

Занятие 2. Паренхиматозные и стромально-сосудистые дистрофии.....………6

Занятие 3. Смешанные дистрофии: нарушение обмена сложных белков - хромопротеидов, нуклеопротеидов и минералов...………………….…9

Занятие 4. Нарушения кровообращения и лимфообращения. Некроз.....……11

Занятие 5. Воспаление: экссудативное, продуктивное..………………………15

Занятие 6. Процессы приспособления и компенсации..………………………19

Занятие 7. Патоморфология опухолей человека. Опухоли из эпителия и меланинобразующей ткани...……………………………………….……21

Занятие 8. Опухоли из мезенхимы. Опухоли центральной нервной системы. Тератомы....…………………………………………..………………24

Занятие 9. Письменная итоговая работа по общей части патологической анатомии...……………………………………………….………………26

Термины.....………………………………………………………………………27


 

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ НА ЗАНЯТИЯХ

Изучение структурных основ болезней приводится в секционных залах патологоанатомических отделений городских клинических больниц и учебных помещениях кафедры патологической анатомии с использованием комплектов макро- и микропрепаратов.

 

РАБОТА В СЕКЦИОННОМ ЗАЛЕ

Во время присутствия на секции изучаются макроскопические изменения органов и тканей, вызванные определённым патологическим процессом. Обнаруженные на вскрытии изменения сопоставляются с данными истории болезни, с клиническими проявлениями заболевания, лабораторными, рентгенологическими данными, которые кратко излагаются преподавателем и уточняются присутствующим лечащим врачом. В учебных альбомах подробно описываются изменения органов, изъятых из трупа (соответственно теме занятия).

 

АЛГОРИТМ ИЗУЧЕНИЯ И ОПИСАНИЯ МАКРОПРЕПАРАТОВ

1. Название органа пли его фрагмента.

2. Размеры органа или его части (длина, ширина, толщина).

3. Консистенция органа, типичная для описываемого патологического процесса.

4. Состояние наружного покрова органа - капсулы, плевры, перикарда, мягкой мозговой оболочки.

5. Состояние поверхности разреза органа - цвет, изменение анатомического рисунка.

6. Характеристика патологического очага: локализация, размеры, форма, цвет, консистенция, граница с окружающими тканями.

7. Заключение: причины, осложнения, исхода, значение для организма.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МИКРОСКОПИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ

Микропрепараты представлены, в основном, в стандартной окраске срезов гематоксилином-эозином. При использовании специальных окрасок или гистохимических реакций методика указана в описаниях препаратов для каждого практического занятия.

Перед началом работы части микроскопа устанавливаются в исходное положение: конденсор поднят, диафрагма открыта, объектив малого увеличения центрирован с помощью револьвера и установлен макрометрическим винтом на расстоянии 1-1,5 см над прорезью предметного столика. Под контролем глаза в окуляр с помощью вогнутой поверхности зеркала добиваются яркого и равномерного освещения поля зрения. Объект, покровным стеклом кверху, размещают под объективом. Под малым увеличением микроскопа, под контролем глаза в окуляр, с помощью макровинтов получают четкое изображение объекта. Просматривается весь срез, определяется орган, ткань, затем отыскивается зона патологического процесса, определяются наиболее существенные структурные изменения, характеризующие конкретный патологический процесс. Структуры, подлежащие дальнейшему исследованию, устанавливают в центре поля зрения и под большим увеличением рассматриваются детали клеточной и тканевой патологии. Под контролем глаза в окуляр, вращением микровинта добиваются четкости изображения.

В альбоме выполняется схематический рисунок в цветном изображении. Каждый микропрепарат обозначается названием в латинской и русской транскрипции. Расшифровка рисунка должна быть информативной и содержать указания на основные типичные патологические изменения, отражающие сущность процесса, его фазу. Выполнение задания по изучению микропрепаратов отражает уровень подготовки студента, владение материалом темы.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОНОГРАММ

По отдельным темам общей и частной патологической анатомии студентам предлагаются электронограммы, углубляющие представления: о структурно-функциональных особенностях органов в условиях конкретных патологических процессов при различных заболеваниях. В названии к электронограммам определены существенные субмикроскопические детали патологического процесса, в фотографии внесены обозначения ультраструктурных компонентов клетки. Студентам необходимо выявить стереотипные изменения ультраструктур, сопоставить их со светооптической характеристикой патологического процесса. По возможности, предлагается оценить особенности функционального состояния клетки и ткани, обусловленные описанными изменениями.

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИИ

По каждой теме практического занятия студентам рекомендуется список необходимых медицинских терминов. Студенты должны владеть правильным произношением терминов, расшифровкой смысла и происхождения названий патологических процессов и болезней, безошибочно отражать их в письменном виде в латинской транскрипции.

 

ЗАНЯТИЕ 1.

ТЕМА: "МЕТОДЫПАТОЛОГИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ"

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить методы патологической анатомии, основные методики морфологического исследования биопсированного, оперативно удалённого и секционного материала.

Контрольные вопросы.

1. Назовите основные правила микроскопического исследования.

2. Назовите принцип работы поляризационного микроскопа.

3. Каковы физические основы фазово-контрастной микроскопии?

4. В чем состоит принцип действия электронных микроскопов?

5. Что такое люминесценция?

6. Что такое срез ткани?

7. Как получить срез ткани?

8. Для чего применяется окраска срезов?

9. Что такое общие красители?

10. Назовите наиболее распространённые кислые и основные красители.

11. Перечислите специальные красители на липиды, слизь, эластические волокна.

12. Что такое гистохимия?

13. Какие реакции используются для выявления ДНК, РНК, гликозамино-гликанов, углеводов в тканях?

14. Дайте определение биопсии.

15. Перечислите виды биопсии, задачи, значение в клинике и патоморфологии.

16. Перечислите задачи аутопсии, значение в практической медицине.

17. Дайте определение внезапной смерти.

18. Дайте определение клинической и биологической смерти.

19. Дайте определение понятия танатогенеза.

20. Перечислите механизмы наступления смерти.

21. Дайте морфологическую характеристику посмертным изменениям.

 

Методические указания по выполнению работы в секционном зале.

 

Изучить на трупе имеющиеся посмертные изменения. Оценить степень выраженности трупного окоченения, установить стадию развития трупных пятен путём надавливания на них пальцем. Рассмотреть состояние роговицы. На основании изучения посмертных изменений ориентировочно определить давность наступления смерти. В учебных альбомах в произвольной форме отразить данные внешнего осмотра трупа и обнаруженные патологические изменения в ведущей системе органов.

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов.

 

Каждый студент по микропрепаратам органов умершего больного, представляющих текущий секционный материал патологоанатомического отделения, должен определить орган или ткань на основе исходных знаний по гистологии, метод окраски тканей, исследовать отклонения от нормальной структуры и своими словами описать изученную картину, по-латыни написать название органа (ткани), обнаруженного под микроскопом. Объём нагрузки студента может варьировать от 1 до 3 микропрепаратов.

 

ЗАНЯТИЕ 2.

ТЕМА: "ПАРЕНХИМАТОЗНЫЕ И СТРОМАЛЬНО-СОСУДИСТЫЕ ДИСТРОФИИ".

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Усвоить общие принципы классификации дистрофических процессов, причины нарушения тканевого обмена. Изучить морфологические изменения в органах и тканях при паренхиматозных и стромально-сосудистых дистрофиях, их динамику, исходы, функциональное значение.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение дистрофии.

2. Перечислите основные причины дистрофий.

3. Перечислите морфологические механизмы дистрофий.

4. Перечислите виды дистрофий в зависимости от нарушения обмена.

5. Перечислите паренхиматозные диспротеинозы.

6. Перечислите органы, в которых чаще всего развивается паренхиматозные диспротеинозы.

7. Дайте определение и характеристику гиалиново-капельной дистрофии.

8. Дайте определение и характеристику гидропической дистрофии.

9. Перечислите локализацию гидропической дистрофии.

10. Как называется крайняя степень гидропической дистрофии

11. Перечислите наследственные дистрофии, связанные с нарушением обмена аминокислот.

12. Перечислите формы роговой дистрофии.

13. Назовите морфологические и биохимические проявления нарушения обмена липидов.

14. Перечислите причины жировой дистрофии.

15. Перечислите механизмы паренхиматозных жировых дистрофий.

16. Что такое жировая трансформация?

17. Что такое жировая декомпозиция?

18. Что такое жировая инфильтрация?

19. Охарактеризуйте внешний вид сердца при паренхиматозной жировой дистрофии.

20. Чем обусловлена "тигровость" сердца?

21. В каких структурах миокарда накапливается жир при паренхиматозной жировой дистрофии?

22. Дайте характеристику жирового гепатоза.

23. С помощью какой окраски можно диагностировать жировую дистрофию?

24. Перечислите наследственные липидозы.

25. Объясните причины, патогенез, морфологию нарушений обмена гликогена при сахарном диабете.

26. Назовите наследственные углеводные дистрофии.

27. Перечислите виды белковых стромально-сосудистых дистрофий.

28. Что такое мукоидное набухание?

29. Что такое метахромазия?

30. Перечислите основные процессы в строме и стенке сосудов микроциркуляторного русла при мукоидном набухании.

31. Какие мукополисахариды дают реакцию метахромазии при мукоидном набухании?

32. Назовите красители, с помощью которых выявляется мукоидное набухание.

33. Назовите причины развития фибриноида.

34. Что такое фибриноид?

35. Перечислите основные процессы при развитии фибриноидного набухания.

36. Перечислите исходы мукоидного и фибриноидного набухания.

37. Что такое гиалиноз?

38. Назовите процессы, предшествующие гиалинозу.

39. Что такое амилоидоз?

40. Назовите основные компоненты амилоида.

41. Что такое F-компонент амилоида?

42. Что такое P-компонент амилоида?

43. Перечислите красочные реакции на амилоид.

44. Перечислите виды амилоидоза в зависимости от этиологии и механизма развития.

45. Перечислите причины вторичного амилоидоза.

46. Назовите органы, наиболее часто поражающиеся при общем вторичном амилоидозе.

47. Как изменяется функция органа при амилоидозе?

48. Назовите причины и формы общего ожирения.

49. В каком отделе сердца наиболее выражен процесс при стромально-сосудистой жировой дистрофии?

50. В чем проявляются микроскопические изменения при простом ожирении сердца?

51. Как называется резкое уменьшение жира в жировых депо?

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов.

 

ИЗУЧИТЬ И ОПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МАКРОПРЕПАРАТЫ

1. Жировая дистрофия печени. Укажите размеры и консистенцию органа, цвет печени на разрезе, анатомический рисунок. Укажите возможные причины возникновения процесса, его исходы.

2. Амилоидоз селезёнки ("саговая" и "сальная"). Опишите внешний вид органа, его размеры, цвет пульпы на разрезе. Укажите причины общего вторичного амилоидоза, его исходы.

3. Амилоидоз печени. Опишите цвет органа с поверхности и рисунок ткани на разрезе. Укажите причины процесса, его исходы.

4. Гиалиноз капсулы селезенки ("глазурная" селезёнка). Опишите внешний вид органа, толщину капсулы, её цвет, консистенцию. Укажите, какой вид гиалиноза представлен на данном макропрепарате.

5. Простое ожирение сердца. Опишите внешний вид органа, его размеры, толщину и цвет эпикарда. Определите преимущественную локализацию патологического процесса по отделам сердца. Укажите возможные клинические проявления и исход.

 

 

ИЗУЧИТЬ, СЛЕДУЮЩИЕ МИКРОПРЕПАРАТЫ

1. Жировая дистрофия печени (слабая и сильная степень).

Найти в печеночной дольке гепатоциты с жировыми включениями в цитоплазме. Отметить изменения окраски и структуры клеток. Сравнить изменения в ткани печени при слабой и сильной степенях развития жировой дистрофии.

2. Жировая дистрофия миокарда (окраска суданом черным).

Найти в цитоплазме кардиомиоцитов жировые включения, окрашенные в черный цвет. Отметить разную степень ожирения клеток миокарда, преимущественную локализацию вокруг венул.

3. Инфильтрация гликогеном почки (окраска кармином Беста).

В эпителии и просвете прямых канальцев найти рубиново-красные глыбки гликогена. Отметить состояние эпителия канальцев. Указать, при каком заболевании возникает данный патологический процесс, и объяснить его механизм.

4. Гиалиноз плевры.

Найти утолщенную гиалинизированную плевру, отметить особенности её структуры, окраску. Обратить внимание на состояние подлежащей лёгочной ткани. Зарисовать препарат гистотопографически.

5. Амилоидоз селезёнки ("саговая" селезёнка) (окраска Конго красным).

Определить локализацию амилоидных масс. Отметить изменения клеток фолликулов.

6. Ожирение сердца.

Найти участки разрастания жировой ткани под эпикардом и в строме миокарда, обратить внимание на сдавленные атрофированные кардиомиоциты.

 

ЗАНЯТИЕ 3.

ТЕМА: "СМЕШАННЫЕ ДИСТРОФИИ: НАРУШЕНИЕ ОБМЕНА СЛОЖНЫХ БЕЛКОВ - ХРОМОПРОТЕИДОВ, НУКЛЕОПРОТЕИДОВ И МИНЕРАЛОВ".

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить морфологические изменения в тканях при нарушении обмена хромопротеидов, нуклеопротеидов, минералов.

Контрольные вопросы.

1. Что такое смешанные дистрофии?

2. Нарушение обмена каких веществ развивается, по типу смешанных дистрофий?

3. Перечислите классы пигментов.

4. Назовите гемоглобиногенные пигменты, образующиеся в норме.

5. Назовите гемоглобиногенные пигменты, образующиеся в условиях патологии.

6. Назовите виды гемосидероза.

7. Назовите причины общего гемосидероза.

8. Дайте морфологическую характеристику лёгких при местном гемосидерозе.

9. Что такое "клетки сердечных пороков"?

10. Перечислите виды желтухи в зависимости от механизма развития.

11. Назовите причины, приводящие к развитию надпеченочной желтухи.

12. Назовите причины, приводящие к развитию паренхиматозной желтухи.

13. Назовите причины, приводящие к развитию подпеченочной (обтурационной) желтухи.

14. Какие пигменты образуются в гематоме в периферических ее отделах и в центре?

15. Перечислите пигменты из группы гематинов.

16. Перечислите протеиногенные пигменты.

17. Перечислите проявления местного меланоза.

18. Что такое бронзовая болезнь?

19. Назовите распространённые и местные нарушения обмена меланина, характеризующие ослабление пигментации.

20. Что такое альбинизм?

21. Перечислите липидогенные пигменты.

22. Какова микроскопическая структура подагрической шишки?

23. Перечислите проявления нарушенного обмена нуклеопротеидов.

24. Перечислите виды кальцинозов в зависимости от условий и механизмов развития.

25. Назовите причины метастатического обызвествления.

26. Какова концентрация солей кальция в крови при метастатическом обызвествлении?

27. В каких органах наиболее часто выпадает известь при метастатическом обызвествлении?

28. Перечислите изменения в тканях, предшествующие дистрофическому обызвествлению.

29. Какой уровень солей кальция обнаруживается в крови при дистрофическом обызвествлении?

30. Перечислите общие и местные предпосылки образования камней.

31. Перечислите виды камней в зависимости от локализации их в органах.

32. Какие изменения в паренхиме органа происходят при почечнокаменной болезни?

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов.

 

ИЗУЧИТЬ И ОПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МАКРОПРЕПАРАТЫ

1. Острые эрозии желудка. Опишите дефекты слизистой оболочки желудка. Объясните причину необычной окраски дна эрозии.

2. Кожа при аддисоновой болезни. Опишите цвет кожного лоскута. Объясните причины изменённой окраски кожи. Укажите наиболее характерные клинические проявления болезни. Объясните причины заболевания, летального исхода.

3. Камни почек и гидронефроз. Опишите форму, размеры, цвет, поверхность камней. Дайте характеристику состояния чашечек, лоханки почек, толщине паренхимы. Укажите возможные причины камнеобразования, исходы почечнокаменной болезни.

4. Камни желчного пузыря. Обратите внимание на форму, величину, цвет камней. Предположите условия камнеобразования, возможные осложнения и исходы желчекаменной болезни.

 

ИЗУЧИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МИКРОПРЕПАРАТЫ

1. Бурое уплотнение лёгких.

Отметить степень кровенаполнения вен и капилляров лёгкого, состояние межальвеолярных перегородок, содержимое альвеол, найти скопления макрофагов, переполненных бурым пигментом. Объяснить механизм развития уплотнения легких в условиях длительного венозного застоя.

2. Гемосидероз селезёнки (реакция Перлса).

Найти глыбки гемосидерина, окрашенные в голубой цвет. Объясните сущность реакции.

3. Кристаллы гематоидина в гематоме.

Найти кристаллы гематоидина, отметить их Форму, цвет и расположение в очаге кровоизлияния.

4. Пигментный невус.

Отметить расположение невусных клеток в дерме, найти бурый пигмент в цитоплазме.

5. Бурая атрофия миокарда.

Отметить истончение мышечных волокон сердца. Найти у полюсов их ядер скопление мелких зерен желто-бурого пигмента – липофусцина.

6. Подагрическая шишка.

В околосуставной ткани найти отложения мочевой кислоты и её солей в виде разнообразных кристаллических и аморфных структур. Обратить внимание на некроз ткани в зоне скопления продуктов пуринового обмена, воспалительную инфильтрацию на фоне разрастающейся грубоволокнистой соединительной ткани.

7. Кальциноз почки.

Найти канальцы с инкрустированными известью нефроцитами. Отметить скопления солей кальция в просвете канальцев. Объяснить механизм данного патологического процесса. Обратить внимание на сохранившиеся, неизмененные канальцы.

 

ЗАНЯТИЕ 4.

ТЕМА: "НАРУШЕНИЯ КРОВООБРАЩЕНИЯ И ЛИМФООБРАЩЕНИЯ. НЕКРОЗ".

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить морфологию различных видов тромбов, эмболий, инфарктов, механизм их развития и варианты исхода.

Усвоить морфологию различных видов некроза, механизм их развития и варианты исхода.

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение артериального полнокровия.

2. Назовите наиболее частые причины артериального полнокровия.

3. Дайте определение венозного полнокровия.

4. Назовите виды венозного полнокровия в зависимости от причин развития и длительности процесса.

5. Дайте морфологическую характеристику мускатной печени.

6. Дайте морфологическую характеристику бурой индурации лёгких.

7. Объясните морфогенез застойного склероза.

8. Дайте определение понятия местного малокровия - ишемии.

9. Перечислите причины и виды малокровия.

10. Что такое инфаркт?

11. Перечислите морфологические виды инфаркта.

12. Укажите типичную локализацию различных видов инфаркта.

13. Укажите стадии развития инфаркта.

14. Назовите причины развития инфаркта.

15. Дайте характеристику инфаркта миокарда.

16. Перечислите возможные исходы инфаркта.

17. Дайте определение и морфологическую характеристику стаза, его исходов.

18. Дайте определение кровотечения.

19. Назовите виды кровотечений в зависимости от механизма, возникновения.

20. Дайте характеристику различным видам кровоизлияний.

21. Дайте определение и морфологическую характеристику плазморрагии.

22. Дайте определение тромбоза.

23. Опишите динамику тромбообразования.

24. Перечислите общие и местные факторы тромбообразования.

25. Перечислите разновидности тромбов в зависимости от состава, размеров, отношения к просвету сосуда.

26. Перечислите исходы тромбоза.

27. Дайте определение ДВС-синдрома.

28. Перечислите синонимы ДВС-синдрома.

29. Укажите этиологические факторы ДВС-синдрома.

30. Перечислите стадии ДВС-синдрома.

31. Дайте характеристику тромбам при ДВС-синдроме.

32. Перечислите возможные причины летального исхода при ДВС-синдроме.

33. Дайте определение понятия эмболии.

34. Назовите виды эмболии в зависимости от состава эмбола, направления его движения.

35. Укажите причины и исходы тромбоэмболии лёгочной артерии.

36. Дайте морфологическую характеристику недостаточности лимфообращения.

37. Дайте характеристику хронического застоя лимфы.

38. Укажите причины, механизм развития, виды и исходы отёков.

39. Что такое эксикоз?

40. Что такое некроз?

41. Что такое апоптоз?

42. Назовите стадии развития некротического процесса.

43. Перечислите этиологические виды некроза.

44. Перечислите клинико-морфологические формы некроза.

45. Перечислите микроскопические признаки некроза в цитоплазме и ядре клетки.

46. Что такое гангрена?

47. Перечислите разновидности гангрены.

48. В каких органах наиболее часто встречается гангрена?

49. Что такое секвестр?

50. Что такое пролежень?

51. Перечислите наиболее частые исходы сухого некроза.

52. Назовите наиболее характерный исход влажного некроза.

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов.

 

ИЗУЧИТЬ И ОПИСАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МАКРОПРЕПАРАТЫ

1. Кровоизлияние в мозг. Опишите состояние головного мозга и мягкой мозговой оболочки. Укажите локализацию патологического процесса, детально опишите его структуру. Определите примерную давность процесса, возможные причины и механизмы развития. Назовите морфологический вид описанного кровоизлияния.

2. Тромбоз аорты. Опишите состояние интимы сосуда. Укажите размеры и внешний вид тромба, его отношение к просвету сосуда. Предположите условия образования тромба, перечислите возможные варианты его дальнейшего превращения.

3. Геморрагический инфаркт лёгкого. Опишите локализацию, размеры и форму инфаркта. Укажите причины и исходы патологического процесса. Объясните морфологические особенности инфаркта лёгкого.

4. Анемический инфаркт селезенки. Укажите локализацию, размеры, форму и цвет патологического очага. Опишите возможные причины и исходы патологического процесса.

5. Инфаркт миокарда. Опишите точную локализацию инфаркта, его форму, размеры очага поражения миокарда, определите вид инфаркта, укажите его причины, возможные исходы, осложнения.

6. Разрыв сердца. Спишите зону разрыва стенки, состояние эпикарда. Объясните причины и механизм развития разрыва сердца, его исход.

7. Цианотическая индурация селезёнки. Обратите внимание на объём и консистенцию органа, цвет поверхности разреза. Уточните механизм развития и возможные причины патологического процесса.

8. Мускатная печень. Укажите особенности консистенции, объём органа. Опишите цвет и анатомический рисунок поверхности разреза. Уточните возможные исходы в зависимости от причины возникновения патологического процесса.

9. Эмболический гнойничковый нефрит. Опишите изменения почечной ткани с поверхности и на разрезе. Отметьте локализацию, размеры и цвет патологических очагов. Укажите вид эмболии и возможные исходы процесса.

10. Гангрена стопы или кисти. Определите вид гангрены. Опишите внешний вид ткани. Укажите причины развития процесса и его исходы.

11. Гангрена кишки. Опишите цвет и толщину стенки кишки, характер покрова органа. Укажите возможные причины развития процесса, исходы.

 

ИЗУЧИТЬ СЛЕДУЮЩИЕ МИКРОПРЕПАРАТЫ

1. Мускатная печень.

Найти печеночную дольку, междольковую соединительную ткань, печеночную триаду. Отметить изменения центральной вены, межбалочных капилляров, объём печеночных клеток в центре и на периферии дольки. Исходя из особенностей кровоснабжения дольки, объясните факт резкого расширения центральной вены и межбалочных капилляров в центре дольки при отсутствии полнокровия на периферии. Микроскопические изменения связать с характерным макроскопическим видом органа.

2. Стаз в сосудах головною мозга при гриппе.

Найти в ткани головного мозга расширенные переполненные эритроцитами кровеносные капилляры и венулы, отметить состояние эритроцитов в них, наличие зон просветления вокруг полнокровных капилляров. Объяснить механизм перикапиллярного отёка в условиях стаза.

3. Смешанный тромб вены.

Найти стенку вены, тромб в её просвете. По морфологическому строению определить вид тромба, место прикрепления, отношение к просвету сосуда, обозначить составляющие его элементы.

4. Реканализация тромба.

Среди жировой клетчатки найти артерию, просвет которой выполнен соединительной тканью. В толще соединительной ткани отметить множество щелей и каналов, выстланных эндотелиальными клетками, а также - группы макрофагов, заполненных гемосидерином. В просвете каналов найти эритроциты.

5. Эмболия сосудов лёгкого.

На фоне венозного полнокровия и отёка лёгочной ткани найти расширенные лимфатические сосуды и венулы, заполненные группами гиперхромных клеток (раковые клетки). Определить вид эмболии.

6. Геморрагический инфаркт лёгкого.

Найти зону инфаркта. Обратить внимание на состояние лёгочной ткани и сосудов в этой зоне. Изучить ткань лёгких за пределами участка инфаркта. Отметить, на фоне каких расстройств кровообращения возник инфаркт лёгкого.

7. Анемический инфаркт почки с геморрагическим венчиком.

Найти зону инфаркта. Определить состояние почечной ткани в зоне инфаркта, за её пределами и в области демаркации.

 

ЗАНЯТИЕ 5.

ТЕМА: "ВОСПАЛЕНИЕ: ЭКССУДАТИВНОЕ, ПРОДУКТИВНОЕ".

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить основные морфологические признаки воспаления, их проявления в тканях, причины и механизмы развития. Усвоить морфологическую характеристику всех форм экссудативного и продуктивного воспаления с учетом реального исхода в различных органах.

Изучить виды специфического воспаления, его отличия от банального; научаться дифференцировать морфологические изменения в зависимости от заболевания (туберкулёз, сифилис, лепра, склерома).

Контрольные вопросы.

1. Дайте определение понятию воспаления.

2. Укажите группы причинных факторов воспаления.

3. Назовите компоненты (фазы) воспалительной реакции.

4. Перечислите виды воспаления в зависимости от преобладающего компонента воспалительной реакции.

5. Укажите конкретные проявления альтерации.

6. Перечислите клинические признаки воспаления и объясните их морфогенез.

7. Дайте морфологическую характеристику альтеративного воспаления.

8. Перечислите виды экссудативного воспаления в зависимости от состава экссудата.

9. Дайте морфологическую характеристику серозного воспаления.

10. Дайте морфологическую xapaктеристику фибринозного воспаления.

11. Назовите виды фибринозного воспаления, и факторы, определяющие их возникновение.

12. Перечислите состав гнойного экссудата.

13. Дайте морфологическую характеристику гнойного воспаления.

14. Дайте определение абсцесса.

15. Что такое пиогенная мембрана?

16. В чем разница между острым и хроническим абсцессом?

17. Дайте определение флегмоны.

18. Что такое эмпиема?

19. Какое заболевание может развиться при генерализации гнойной инфекции?

20. Какая дистрофия может развиться при хроническом течении гнойного воспаления?

21. Дайте характеристику гнилостного воспаления.

22. Дайте характеристику геморрагического воспаления.

23. При каких инфекционных заболеваниях развивается геморрагическое воспаление?

24. Дайте характеристику катаральному воспалению.

25. Перечислите основные виды продуктивного воспаления.

26. Какая воспалительная реакция выражена преимущественно при гранулёматозном воспалении?

27. Что такое гранулёма?

28. При каких заболеваниях развиваемся гранулематозное воспаление?

29. Перечислите виды гранулем в зависимости от клеточного состава.

30. Назовете стадии развития гранулёмы.

31. Дайте характеристику межуточному продуктивному воспалению.

32. Перечислите варианты исхода продуктивного воспаления.

33. Укажите особенности специфического воспаления в отличие от банального.

34. Назовите заболевания, при которых развивается специфическое воспаление.

35. Назовите морфологические проявления реакции гиперчувствительности немедленного и замедленного типа при специфическом воспалении.

36. Чем определяется тяжесть специфического воспаления?

37. Что такое туберкулёзный бугорок?

38. Перечислите виды туберкулёзных бугорков.

39. Что такое туберкулёзная гранулёма?

40. Назовите состав туберкулёзной гранулёмы.

41. Перечислите виды туберкулёзных гранулём в зависимости от клеточного состава.

42. Каковы исходы туберкулёзного воспаления?

43. Опишите динамику туберкулёзного воспаления.

44. Какая тканевая реакция является выражением обострения заболевания при туберкулёзе?

45. Дайте характеристику тканевой воспалительной реакции в зависимости от стадии сифилиса.

46. Что такое твёрдый шанкр?

47. Что такое сифилиды?

48. Что такое гумма?

49. Опишите структуру сифилитической гранулёмы, её исходы.

50. Назовите типичную локализацию сифилитических гранулём.

51. Дайте макро- и микроскопическую характеристику сифилитического мезаортита.

52. Назовите наиболее частое осложнение сифилитического мезаортита.

53. Перечислите формы сифилиса у детей.

54. Перечислите характерные проявления раннего и позднего врождённого сифилиса.

55. Перечислите морфологические проявления лепры.

56. Дайте характеристику склеромы.

 

Методические указания к самостоятельной работе студентов.

 

ИЗУЧИТЬ И ОПИСАТЬ СЛЕДУЩИЕ МАКРОПРЕПАРАТЫ

1. Фибринозный перикардит. Опишите характер, толщину, цвет и преимущественную локализацию фибринозной плёнки на эпикарде. Уточните образное название сердца. Укажите возможные аускультативные проявления патологического процесса, варианты исхода.

2. Фибринозный ларинготрахеит. Опишите внешний вид слизистой оболочки гортани и трахеи, содержимое просвета дыхательных путей. Укажите причину и возможные осложнения этого процесса.

3. Дифтеритический колит. Опишите вид слизистой оболочки кишки, степень её кровенаполнения, толщину стенки. Укажите причины, осложнения и исходы воспалительного процесса.

4. Абсцесс лёгкого. Опишите состояние поверхности разреза доли лёгкого, локализацию и размеры патологического очага. Обратите внимание на толщину и структуру стенки абсцесса, содержимое его полости. Определите возможные исходы и влияние на организм.

5. Гнойный лептоменингит. Опишите внешний вид мягкой мозговой оболочки полушарий, её толщину, степень кровенаполнения, цвет. Отметьте сглаженность борозд и извилин. Укажите возможные причины, осложнения, исходы процесса.

6. Геморрагический лептоменингит. Опишите внешний вид, цвет, степень кровенаполнения мягкой мозговой оболочки. Обратите внимание на сглаженность рельефа головного мозга. Укажите причины, возможные исходы процесса.

7. Флегмонозный аппендицит. Определите размеры червеобразного отростка. Обратите внимание на степень кровенаполнения его серозной оболочки, её окраску, наличие наложений фибрина и кровоизлияний. Укажите возможные осложнения патологического процесса.

8. Геморрагический трахеит. Опишите внешний вид слизистой оболочки трахеи, её цвет. Укажите причины и осложнения этого процесса.

9. Гнилостный эндометрит. Опишите размеры матки, цвет и толщину стенки, состояние внутренней поверхности. Объясните возможную причину инфицирования, исход патологического процесса.

10. Актиномикоз печени. Опишите размеры, форму и границы патологического очага. Укажите причину и возможные исходы воспаления.

11. Милиарный туберкулёз лёгких (селезёнки, печени). Отметить локализацию, величину, форму, цвет туберкулёзных бугорков. Выскажите мнение о возможном их морфологическом варианте. Подчеркните разнообразие вариантов исхода.

12. Казеозная пневмония. Опишите форму, размеры очага воспаления с оценкой преобладающей тканевой реакции. Подчеркните морфологические особенности некроза при туберкулёзном воспалении. Отметьте влияние реактивности организма на характер и течение воспаления. Опишите возможные исходы патологического процесса.

13. Фиброзно-кавернозный туберкулез лёгких. Опишите состояние плевры (её толщину, цвет, консистенцию), объясните сущность выявленных изменений. Дайте характеристику патологического очага с учетом локализации, величины полостей. Определите возможные варианты исхода.

14. Гумма печени. Опишите размеры, форму и границу патологического очага. Обратите внимание на структуру центральных отделов гуммы. Отметьте возможные исходы воспаления.

15. Дольчатая печень. Опишите внешний вид печени, характер её деформации. Объясните причину возникновения рубцовых деформирующих втяжений ткани печени.

16. Сифилитическа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: