Слово «метод» в переводе с древнегреческого буквально означает «путь, направление к чему-либо». Если путь наш правильный, мы сможем достигнуть нашей цели. Если же нет, то вряд ли цель будет достигнута. Отсюда понятна важность правильного выбора методов, приемов и подходов в любой деятельности, в том числе – в изучении Истории политических и правовых учений.
Понимая под методологией совокупность методов, подходов, применяемых в процессе изучения проблем данной научной дисциплины, следует указать на две их основные группы: философские и специально-научные. Среди философских методов познания выделяют прежде всего, с одной стороны – материалистический и диалектический, с другой – идеалистический и метафизический методы.
Материалистический метод требует исходить в процессе исследования из признания извечности, а не сотворенности мира, его существования не зависимо от человеческого сознания. Он обязывает исследователя оставаться на почве твердо установленных фактов. Государство и право при этом рассматриваются, как общественные реально существующие явления, возникновение, развитие и исчезновение которых связано с многими объективными и субъективными причинами, но отнюдь не с божественным провидением.
Идеалистический метод исходит из первичности не материального, а духовного, признает единственной реальностью или индивидуальное сознание, субъективные восприятия и ощущения, или духовное, идеальное начало, стоящее над всем сущим, в конечном счете, – бога. Государство и право рассматриваются сторонниками этого метода, как некие идеальные субстанции, данные людям в ощущениях, или ниспосланные божеством, познание которым доступно лишь избранным.
|
Диалектика, как научный метод, рассматривает все явления природы и общества в их движении, развитии, с разных сторон. Она ориентирует ученого на раскрытие противоречий, борьба которых лежит в основе этого развития, путей их разрешения, как при изучении различных теоретических проблем, включая учения о государстве и праве, так и в процессе исследования практических вопросов политики и права.
Метафизика является методом познания, который противоположен диалектике. Он отрицает качественное саморазвитие бытия через противоречия, тяготеет к построению однозначной, неизменной, умозрительной картины мира, природы и общества. Метафизический метод основан на абсолютизации и догматизации результатов познания, подмене действительного изучения объективной реальности построением абстрактных, выходящих за рамки опыта (априорных) схем.
Основополагающее значение в изучении всех политико-правовых теорий, доктрин и течений имеют также принципы историзма и классового подхода. Принцип историзма неизбежно вытекает из диалектического метода. Он позволяет выявить в политических и правовых учениях как исторически преходящие, так и пребывающее, остающееся в современной теории и практике. Принцип историзма требует рассматривать теоретические взгляды отдельных ученых, их сторонников с учетом конкретных исторических условий, особенностей развития отдельных государств, регионов. Объективная оценка тех или иных воззрений, теорий возможна лишь при их сопоставлении с достигнутым к данному времени уровнем политико-правовых знаний и тем влиянием, которое они оказали на практическую государственную и правовую деятельность.
|
Большинство создателей политико-правовых теорий (за редким исключением) выступали с общечеловеческих позиций, сознательно или бессознательно считая, что их взгляды принесут пользу всему обществу и государству. Идеологи господствующих классов и социальных групп обычно пытаются представить свои теории, особенно политические и правовые, как выражение «общественных интересов», «национальной самобытности», «всенародной воли» и т.п. Однако исторический опыт показывает, что очень часто большие массы людей становились наивными жертвами обмана или самообмана в политике, воспринимая на веру те или иные, иногда кажущиеся очень логичными и разумными, взгляды авторитетных ученых и политиков.
Принцип классового подхода требует за любыми нравственными, религиозными, политическими, социальными фазами, теориями, идейными течениями, а так же заявлениями и обещаниями вскрывать интересы тех или иных классов (больших групп людей, играющих существенную роль в общественном производстве и распределении материальных благ). Прежде всего – экономические и политические интересы. Только это позволит по настоящему определить объективную роль любого учения, любой доктрины в жизни общества, разделенного на классы, выяснить их истинный характер и направленность.
Среди специально-научных методов изучения истории политических и правовых учений выделяют: формально-логический, системный, сравнительный и другие методы исследования.
|
Немалую роль в данной дисциплине играет сочетание хронологического и проблемно-категорического подходов. Это дает возможность глубже и четче выявить и осветить общее и особенное в различных политико-правовых учениях, проследить роль традиций и гениальных гипотез в истории идей.
Изучение истории политических и правовых учений имеет актуальное значение потому, что позволяет понять как происходил процесс развития государства и права, закона и законности, общественного и государственного устройства, форм взаимоотношения личности и власти. А это в свою очередь является важным стимулом для дальнейшего развития и углубления современных научных представлений о политике, государстве, праве, законодательстве.
Целью изучения истории политических и правовых учений является уяснение закономерностей познания человеческой мыслью сущности права и государства, эволюции политико-правовых учений.
Задача любого изучающего Историю политических и правовых учений состоит в том, чтобы выбрать и применить те методы, подходы, способы и приемы, которые позволят получить наилучший результат.
История политических и правовых учений содержит не только сами политико-правовые теории и доктрины прошлого, но и закономерности их возникновения и развития. Вообще под общественной закономерностью принято понимать объективно существующие, систематически повторяющиеся существенные связи явлений общественной жизни, исторического процесса. К закономерностям Истории политических и правовых учений можно отнести следующие:
1) Появление политических и правовых учений, теорий обусловлено созреванием определенных противоречий в общественном развитии, требующих разрешения, а так же самим цивилизационным процессом - возникновением частной собственности, рабства, государства и права как общественно-исторических явлений.
2) В связи с тем, что История политических и правовых учений тесно связана с борьбой классов и других социальных групп за свои коренные интересы, закономерно отражение этих интересов в разрабатываемых теориях и доктринах о государстве и праве, их борьба за преобладание в теоретическом и обыденном сознании общества. Эта борьба является важным стимулом развития самих доктрин: успехи передовой политической и правовой теории, подтверждение многих её положений практической деятельностью людей побуждают противников перестраивать свои концепции, модернизировать их, маскировать старые консервативные идеи новыми терминами, зачастую заимствованными у своих оппонентов.
3) Любое учение о государстве и праве строилось и строится на основе существующей политико-правовой действительности, которая открыто или завуалировано отражается в этих учениях. Господствующие классы, общественные группы закономерно стремятся представить свои интересы как общий интерес всего народа, что находит отражение в политико-правовой идеологии.
4) В истории политических и правовых учений существует закономерная преемственность: большинство теорий и доктрин учитывает и воспринимает многие идеи, термины, аргументацию предшествующих теоретиков. Представления, унаследованные от прежних времен, во многом воспроизводятся в последующих теоретических построениях.
5) Определенной закономерностью истории политических и правовых учений является “рецепция“, восстановление роли и влияния тех или иных старых политико-правовых взглядов, теорий в иных исторических условиях (напр., неотомизм, неокантианство и т.п.). Это связано с экономическими и политическими интересами определенных общественных групп, классов, сословий. Занимая господствующее положение в прошлом, они пытаются использовать некогда популярные старые доктрины для обоснования необходимости своего господства в настоящее время.
Изучение закономерностей Истории политических и правовых учений позволяет глубже уяснить причинную связь появления тех или иных новых концепций, доктрин, понять их часто скрытую за высокопарными фразами или наукообразными сложными терминами классовую сущность.
В основе метода истории политических и правовых учений лежит принцип историзма. Историзм политических и правовых учений неразрывно связан с определением социально-классовой сущности политико-правовых доктрин. Связь политико-правовых учений разных эпох обусловлена уже закономерным влиянием созданного идеологами предшествующих эпох запаса теоретических представлений на последующее развитие политико-правовой идеологии. Такая связь особенно заметна в те эпохи и периоды истории, в которые воспроизводятся философия и иные формы сознания предыдущих эпох и решаются политико-правовые проблемы, в чем-то аналогичные тем, которые решило в предшествующие времена.
Ряд буржуазных и до буржуазных историков пытался представить всю или почти всю историю политической мысли как чередование, круговорот одних и тех же идей и их различных сочетаний ("филиация идей").
Теория "филиации идей"' ненаучна, поскольку преувеличивает возможность чисто идеологических влияний, которые сами по себе неспособны породить новую идеологию, или нет социальных условий и интересов, создавших почву для восприятия идей и их распространения. Важно и то, что сходные исторические условия могут порождать аналогичные и даже одинаковые идеи и теории без обязательных идейных связей.и влияний. Не случаен и выбор каким-либо идеологом политико-правового учения, если оно берется за образец, поскольку каждая страна и каждая эпоха имеют несколько значительных политико-правовых теорий, и выбор одной из них (или идей нескольких творим) опять же обусловлен в конечном счете социально-классовым причинам.5
Связь современности с прошлым не должна представляться упрощенно, проекцией современного на прошлое, модернизацией последнего. Недопустимо отождествлять содержание идей и доктрин, терминологически или в чей-то ином внешне сходных, но качественно своеобразных соответственно конкретно-историческим особенностям эпохи.
Только строго исторический подход дает возможность представить саму историю как: процесс развития, постановки и решения вопросов, которые до того не ставились, появления политических и правовых учений, качественно отличающихся от предшествующих им.
Объективно историческая оценка возможна лишь при сопоставлении политико-правовой доктрины с достигнутым ко времени её возникновения уровнем теоретических представлений о государстве и праве.
История политических, и правовых учений на всем протяжении иногда характеризуется как процесс накопления, развития, кумуляции знаний о политике, государстве и праве. На всех этапах развития она действительно связана с прогрессом теории государства и права и учение о политике. Прогрессом в развитии политико-правовой теории вообще является постановка какой-либо важной социальной проблемы, хотя бы сопряженная с неверным её решением, либо преодоление старого, мертвящего теоретический поиск мировоззрения, даже если оно заменяется мировоззрением, основанным на ошибочной методологии.
История политических и правовых учений - не процесс постепенного познания государства и. права, накопления и суммирования знаний, а яростная борьба противостоящих мировоззрений, каждое из которых стремится найти опору в общественном мнении, оказать влияние на политическую практику и развитие права, опровергнуть аналогичные попытки враждебного класса.
Политико-правовая идеология, как всякая идеология, определяется в понятиях не гносеологии, а социологии (самосознание социальных групп и классов). Поэтому к политико-правовым доктринам применяется критерий не истинности, а способности выражать интересы той или иной социальной группы. Представление об истории политических и правовых учений как об истории знаний, основанное на аналогии с историей естественных наук, не подтверждается в реальной истории политико-правовой идеологии.
Основная причина многочисленности, разнообразия и сложности политических и правовых учений - желание каждого из идеологов отстоять идеалы своего класса или группы и опровергнуть идеологию противоположных класса или группы..
Политико-правовой идеологии преимущественно передовых, прогрессивных классов и социальных групп присущи идеи подчинения государства народу, требования обеспечения прав человека, защиты личности и общества от произвола и беззакония, подчинения государственной власти закону.
Методологические проблемы науки истории политических и правовых учений. Конкретно-исторический подход к политико-правовым учениям прошлого, выяснение взаимосвязей соответствующих воззрений с исторической обстановкой и т.д., разумеется, вовсе не означают, будто предшествующие идеи значимы лишь для прошлого и будто не они целиком отходят в прошлое вместе с породившими их особыми историческими условиями. Например, давно отошла в прошлое такая конкретная историческая реальность, в условиях которой возникли политические и правовые учения античных мыслителей (Демокрита, Платона, Аристотели, римских юристов и тд.).
Ряд положений в их воззрениях непосредственно связан с конкретно-историческими ситуациями эпохи их жизни и деятельности. Но многое в их творчестве пережило свое время и стало необходимым звеном в исторической цепи развития и углубления политико-правового знания.
При этом историческое развитие политико-правовой мысли, взаимосвязи предшествующих и последующих учений, отношения преемственности и новизны пронизаны непрекращающейся борьбой идей, воззрений, концепций.
Адекватная трактовка прошлой и современной роли и значения политико-правовых учений требует различать в структуре политического знания, представленных в том или ином учении, его конкретно историческую и теоретическую стороны.
Конкретно-исторический аспект политико-правового содержания соответствующего учения показывает, какие именно исторически определенные, социально-политические конкретные взгляды на общество, государство, право, политику развиты и обоснованы в данном учении, как эти взгляды соотносились с идеологией определенных классов и социальных групп, какие интересы и тенденции развития они выражали, какую позицию занимал автор учения в условиях своей эпохи и т.д.
Теоретический аспект отражает философские, общеметодологические, познавательно-гносеологические моменты учения, показывает, как и каким образом обосновывались конкретные политико-правовые взгляды, в какие теоретические концепции они оформлялись, какие исходные принципы положены в их основу, какие формы, модели, конструкции мысли отражены, в рассматриваемой доктрине и являются ведущими и определяющими для данного мыслителя или впервые вводятся им в теоретический оборот и т.п.
В контексте накопления, увеличения знания происходило в история политико-правовых учений формирование тех сквозных тем и проблем, в разработку которых различные мыслители вносили свой вклад, содействуя тем самым их исторической преемственности и обогащению теоретического смысла соответствующих концепции. В числе таких проблем можно назвать соотношение и взаимосвязь морали и политики, гражданина и государства, общества и государства, государства и революции, свободы и необходимости, власти и насилия, справедливости и права, права и свободы, права и закона.
Хронологическое освещение позволяет исторически конкретнее и полнее раскрыть последовательность и своеобразие процесса формирования, развития и смены тех или иных концепций, учений и школ, специфику политико-правовых воззрений, характер их связей с породившей их эпохой, место я роль в социально-классовой борьбе.
Вместе с тем такое хронологически последовательное рассмотрение материала сопровождается теоретическим, проблемно-категориальным освещением затрагиваемых политических и правовых учений, анализом их ' концептуального содержания, выяснением присущих им моментов преемственности и новизны, познавательской значимости, места в истории политических и правовых учений, аспектов их связи с современностью, роли в современной идеологической борьбе и т.д.
За время многовековой истории борьбы классов за государственную власть возникло очень много политико-правовых доктрин. Борющиеся классы имели своих идеологов, в теоретической форме выражавших отношение своего класса н государству и праву. Созданные ими концепции и формы их изложения (теоретический трактат, философское сочинение, политический памфлет, проект конституции и т.д.) столь же разнообразны, сколь разнообразны вообще результаты индивидуального творчества.
Вместе с тем всем этим концепциям присуще нечто общее: они выражают отношение определенных классов и социальных групп к государству и праву, строятся на свойственной данной эпохе идейно-теоретической основе, содержат решения основных проблем теории государства и права. Поэтому политико-правовая доктрина включает три компонента:
1) логико-теоретическую философскую или иную (например, религиозную) основу;
2) выраженную в виде понятийно-категориального аппарата содержательную попытку решения вопросов о происхождении государства и права, закономерностях их развития, о форме, социальном назначении и принципах устройства государства, об основных принципах права, его соотношении с государством, личностью, обществом и др.,
3) программные положения - оценки существующего государства и нрава, политические цели и задачи.
Говоря об истории и современности, нужно упомянуть следующих мыслителей: Иеремия Бентам, Алексис Токвиль, Джон Стюарт Милль, А.И.Герцен, Н.А.Бакунин, Рудольф Иеринг, Герберт Спенсер, Н.Г.Чернышевский, Ф.В.Ницше.