ПРОБЛЕМА АКТИВАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.




Введение.

 

Систематизация это, в первую очередь, ограничение. Попытка сузить, в данном случае, йогу до какой-то системы, до какого-то подхода. Сама идея этого противоречит заявленной в йоге цели – свободе. Однако, использование подобного ограничения на каком-то этапе практики, на каком-то этапе познания себя, позволяет уменьшить время и усилия для достижения результатов. Ведь, отлавливать зайцев в порядке очереди куда сподручнее, чем накрывать шквальным огнём весь лес.

Прежде чем говорить о Ψ–ЙОГЕ, давайте рассмотрим нынешнюю ситуацию, каковы школы йоги сейчас, что они из себя представляют.

Каждая школа хатха-йоги имеет некоторые задачи и реализует их через аспекты йоги, на которых она основывается. С задачами проще всего – они у всех школ хатха-йоги приблизительно одни и те же (стоит упомянуть, что мы не говорим здесь об идее свободы и бессмертия, т.к. они являются целью йоги вообще и выходят за пределы задач того или иного направления йоги).

:

Каждая школа, направление хатха-йоги имеет две задачи:

1)освоение какого-то набора, по мнению автора, наиболее значимых упражнений и – посредством этого и параллельно этому – оптимизация состояния практикующего;

2)выход в дальнейшую самостоятельную практику

 

Так же, в основе каждой йогической школы, каждой йогической системы лежит определённый аспект практики, остальные же аспекты рассматриваются через призму ведущего, или не рассматриваются вовсе. Что выступает в качестве фундамента практики тех или иных школ хатха йоги? Это может быть:

1)йогатерапия

2)технические вопросы корректного выполнения асан и повышения физподготовки практикующего

3)«энергетические» аспекты практик

4) духовные аспекты практики

 

Это что касается теории. На практике в йогических школах используются четыре типа тренировочных последовательностей:

 

       
 
Интегральные (комплекстаня работа, затрагивающая все аспекты практикующего, известные составителю программы)
 
Целевые (направлены на работу с каким-либо одним аспектом практикующего. Например: для спины, для иммунитета, Кундалини и т.п.)
 
 

 


Итак, в каждой йогической системе выбирается «фундамент» - аспект практики, который будет превалировать и основной вид тренировочных последовательностей. Например (позволим себе краткое и довольно поверхностное, беглое рассмотрение), в «Кундалини йоге» делается акцент на работу с энергией и используются целевые-универсальные последовательности, а в «Йоге 23» делается упор на корректном выполнении асан и повышении физподготовки, так же рассматривается «энергетический» аспект практики и используются целевые-индивидуальные программы, в то время, как в «Аштанга-виньяса йоге» используются интегрально-универсальные последовательности. Безусловно, только одним типом тренировочных программ йогические системы не ограничиваются, однако остальные типы выступают больше во вспомогательной роли.

 

Итак, йогические направления на сегодня представляют собой: теоретико-эмпирические системы познания и развития себя, основанные – в той или иной мере – на четырёх смысловых «столпах» (терапия, физподготовка, энергия, духовность) и использующие четыре варианта (и их компиляции) построения тренировочного процесса.

Формулировка получается не самой простой, однако, она позволяет определить границы современной йоги, в рамках которых она и развивается, что, однако, не является инновационным, не даёт выхода на новые горизонты, а лишь помогает сохранить на адекватном современному миру уровне то, что уже есть в йоге.

Однако, йога, многое давая практикующим, порождает ряд вопросов, поиски ответов на которые и привели к созданию Ψ–ЙОГИ.

Вопросы были следующие:

-почему пси-эффект для многих (даже весьма опытных практикующих) так и остаётся чем-то из разряда сказок?

-что делать, когда классические 4 методолгические столпа йоги освоены в достаточной степени, их «экзестенциальное» наполнение исчерпано? Что делать дальше? Чего-то внятного по этой теме пока нет.

 

Из этих двух основных вопросов сформировались две задачи Ψ–ЙОГИ, отличные от задач других йогических школ:

-научиться пользоваться психологическим компонентом йогических упражнений (этот компонент и есть ответ на вопрос: «что делает йогу йогой?»);

-вычленить его из асан, пранаям и пр., освоив способ работы с психическим без использования тела (раджа-йога).

 

Новые задачи ставят нас перед необходимостью искать новые средства их осуществления. Такие вещи, как терапия, физподготовка, энергия и духовность хороши для освоения йогических упражнений, после чего перестают вести практикующего куда-либо дальше, предлагая смириться, забыть о романтике непознанного и весь остаток жизни жевать и пережёвывать уже, в принципе, освоенные четыре «столпа» классической йоги. Происходит это таким образом:

1)Терапия. Абсолютного здоровья быть не может. Сначала ты лечишь те болезни, с которыми пришёл в йогу, затем те, которые возникли уже после этого, затем снова сталкиваешься с не до конца решёнными проблемами со здоровьем, тянущимися ещё с твоих «до йогических» времён… после чего наступает старость и ты с помощью йоги продолжаешь лечиться, но уже от возрастных проблем с телом. Попутно практикуется нечто вроде «постижения Дао» и радость от того, что у тебя есть и чем ты занимаешься здесь-и-сейчас.

2)Техника выполнения асан, повышение физподготовки. Ты встаёшь на трудный путь непрерывного совершенствования контроля над своим телом, осваивая всё более и более сложные асаны, задерживая дыхание на всё более и более продолжительное время, бесконечно прорабатывая мышцы, суставы, сухожилия… пока не приходит старость и не разрушает твоё тело. Сначала ты стремишься достичь личной тренировочной вершины, затем какое-то время пребываешь на ней, после чего стараешься как-то замедлить процесс дерградации тела. Попутно практикуется нечто вроде «постижения Дао» и радость от того, что у тебя есть и чем ты занимаешься здесь-и-сейчас.

3)Энергия. Тут всё практически так же, как и в случае, если ведущим элементом йоги становится развитие в асанах. Нескончаемый энергетический «бодибилдинг», «пока смерть не разлучит вас». И Дао в качестве смирения перед отсутствием пути.

4)Духовность. Тут йогические упражнения, чаще всего, рассматриваются лишь как один из элементов системы и выступают больше как терапевтическое дополнение. Здесь ответ на вопрос «что дальше?» лежит уже за пределами йогических техник, и его взаимосвязь с йогическими упражнениями, не редко, отсутствует, что ставит йогу в положение «горькой пилюли»… которая, собственно, и не нужна. Успех в йоги здесь определяется переживанием ряда экзестенциальных состояний… а после того, как человек до них добрался а, зачастую, позволил себе их пережить… ему остаётся то же, что и тем, кто следует тремя другими путями – успокоиться и постигнуть Дао.

 

Конечно, термин «Дао» используется здесь в весьма вольном, художественном варианте. Основная идея в том, что йогические школы не отвечают на вопрос «что дальше?». Т.е. занимаясь бесконечным самолечением, покорением новых гимнастических высот, энергетическим бодибилдингом и переживанием экзестенциальных состояний, человек в какой-то момент понимает, что каждый новый шаг несёт в себе меньше, чем предыдущий и что он, по сути, топчется на месте, раз за разом пережёвывает одну и ту же жвачку. Он улучшает своё нынешнее состояние, делая его комфортнее, интереснее, но пропасть между ним и целью йоги как была, так и остаётся. Что с ней делать? Принято ничего не делать – просто продолжать практиковать то, что ты уже освоил и ждать. Может быть, когда-нибудь эта пропасть преодолеется сама собой. Однако, «Пси-йога» это не ответ на заявленный вопрос, а только инструмент, с помощью которого ответ можно найти.

 

Итак, исходя из того, что четыре классические методологические «столпа» йоги приводят практикующего к тупику (и к Дао, к которому, собственно, можно придти и без всякой там йоги), мы пришли к тому, что необходимо найти новый методологический «стержень» йоги, на котором зиждилась бы Ψ–ЙОГА.

Если посмотреть на уже имеющие подходы в освоении йоги, то можно заметить, что идёт работа с телом (терапия, тренировка), а затем сразу с чем-то высоким, абстрактным, с экзестенциальностью в чистом виде. А сам человек – как промежуточный, связующий и (вполне возможно) ведущий элемент практики – не рассматривается. Говоря о человеке, мы имеем в виду его психическое, а именно – сознание, как пространство для психических процессов и – соглашаясь с философами и психологами – основной инструмент восприятия.

Для обоснования важности психического компонента обратимся, как это принято в йоге, к Патанджали и к его «Йога-сутрам», которые стали эталоном йогической теории. Он позиционирует цель йоги как отключение типовых проявлений сознания, «сворачивание» сознания, произвольное прекращение его деятельности, «когда Видящий пребывает в собственной форме».

Исходя из текста Патанджали, основное свойство сознания – восприятие, и оно приобретает формы, качества, «окрашивается» в объекты восприятия. По причине того, что сознание постоянно имеет «форму» чего-то внешнего, у нас отсутствует контакт с самими собой. Единственный способ «прийти к себе» - отключить сознание. Это происходит в три этапа:

1)Деконцентрация. «Отсоединяем» сознание от объектов восприятия. Убираем все «зацепки» с этим миром, чтобы наше сознание перестало походить на химеру, хаос из множества отражённых в нём обхектов.

2)Сознательное сосредоточение. Оставив лишь один (какой именно – не важно) объект для восприятия, постепенно добиваясь полной однородности сознания.

3)Бессознательное сосредоточение. Устраняем последний объект, вызывая коллапс восприятия и отключение сознания.

 

Для прохождения первого этапа предлагается йога. Однако, учитывая факт существования бессознательного, становится ясно, что подавляющее большинство наших «зацепок» с этим миром нами не осознаваемы и наука психология может помочь нам.

На территории СНГ (по крайней мере) есть тенденция совмещать практику хатха йоги с концепцией Воина, описанной в книгах К.Кастанеды. И, как правило, это приводит к довольно быстрым и ощутимым результатам (зачастую положительным). Вся «соль» здесь в том, что концепция Воина представляет собой в первую очередь психологическую (хотя, и расходится по целому ряду вопросов с наукой психологией) практику, работу именно с категорией «человек», о чём говорилось выше.

 

Итак, именно психологической составляющей практики йоги и посвящена Ψ–ЙОГА, что выводит её за общепринятые методолгические пределы, развивая дальше науку йоги.

Что же нового в этом подходе? Ведь, психология и йога уже более ста лет присутствуют и развиваются в общей культурно-информационно среде, работая с, практически, одной и той же, аудиторией? Неужели они не встречались друг с другом раньше? Что же тут нового?

Существует ряд написанных йогами книг, рассматривающих психологические аспекты йоги, однако, в них нет психологии как науки, а, скорее, представления авторов этих книг о психологии, что не имеет отношение к научному знанию. Так же и психологи рассматривали йогу – не вникая по-настоящему и сразу легко называя йогу разновидностью телесно-ориентированной психотерапии на том лишь основании, что в йоге широко используется тело, и практикующие получают – в качестве одного из эффектов практики – стабилизацию эмоционального фона. Какого-либо глубокого анализа: что конкретно, как именно и за счёт чего происходит во время занятий йогой в психологической сфере практикующих, проведено не было. Йога и психология до сих пор смотрели друг на друга только лишь с одной стороны: либо йог писал о том, что он подразумевает под словом «психология», либо психолог писал о том, что он представляет йогой. Помимо того, что взгляд был односторонним, он ещё был и «сверху вниз», низводя либо психологию до придатка йоги, либо йогу до придатка психологии.

 

Что же представляет из себя Ψ–ЙОГА? Она состоит из двух частей:

1)Методологическая, представленная психоматрицами асан (воздействие на сознание, оказываемое асанами) и пси-ключом (тем, что

делает йогу йогой и позволяет выйти на работу с бессознательным);

2)Практическая, представленная пятью базовыми стилями (и одним добавочным), поэтапно обучающими человека работать с психоматрицами асан.

 

Из чего следует, что Ψ–ЙОГУ можно использовать как самостоятельную технологию, так и в качестве дополнения к другим йогическим технологиям (если использовать только методологическую часть).

 

Психотерапия йоги.

 

 

Пожалуй, только самые базовые асаны имеют прямую корреляцию со здоровьем. Если Вы не можете наклониться к ногам, или постоять немного в горизонтальном упоре, или же у Вас напрочь забит позвоночник, отчего прогибы и наклоны либо не выполняются, либо выполняются только за счёт поясничного отдела позвоночника, то всё это свидетельствует о проблемах с телом. Однако, если Вы не можете выполнить шпагат, или позу скорпиона, то это означает лишь то, что Вы не уделили им достаточное количество времени. Высокий уровень физподготовки свидетельствует лишь о Вашей усидчивости; даже собирательство марок - и то более сложная задача (их надо искать, покупать, выменивать...), в то время, как для освоения новых асан нужно только время и хоть немного внимательности, чтобы не навредить себе.
Но это - если мы рассматриваем йогу с точки зрения терапии или гимнастики. Однако, поскольку йога направлена в первую очередь на работу с сознанием (та самая читта, которой мы пытаемся причинить вритти ниродху, чтобы Видящий снова стал Видящим, а не комплексом неврозов), то и логика йогической тренировки должна быть несколько иной, чем логика гимнастических систем.
Итак, в первую очередь нам надо убедиться, что мы в состоянии выполнять базовые движения и принимать базовые позы, что все части нашего тела работают в достаточно приемлемом для жизни режиме.
Затем, освоившись на базовом уровне, мы начинаем осваивать новые асаны, которые требуют уже более мощных, чем бытовые, нагрузок, которые используют экзотические формы и движения, которые нам врядли когда-либо понадобятся в жизни. Но! Исходя из чего мы выбираем новые асаны? Тут мы либо руководствуемся стадным инстинктом (все учатся выполнять позу лотоса, значит, и мне надо!), либо ищем новые асаны, исходя из соревновательного чувства (ух ты, как он здорово извернулся! Я так же хочу!), или же из соображении терапии или спортивных достижений. Но, учитывая то, что йога в первую очередь направленна на работу с сознанием, выбирая новые асаны нам надо точно определить какой пси-эффект нас интересует, над чем на уровне психики, а не тела надо работать. Так же, как и в случае терапии: выбираем цель (проблемный, больной орган, или система органов) и работаем в этом направлении. Это позволит сэкономить время и не осваивать упражнения "в пустую" для сознания, просто ища более экзотичные позы для медитации, в то время, как Ваши способности к медитации остаются на том же уровне, что и были в начале: без каких-либо функциональных "бонусов", наработанных в сознании.

Много говорится об освоении асан. Говорят, что асана освоена, если ты её можешь удерживать пол-дня, или если тебе в ней легко и ты можешь медитировать, или же, если ты можешь выполнить асану спросонок без разминки. Всё это упирается в то, на сколько ты усидчив и сколько времени своей жизни потратил на освоение какого-то положения тела (которое, как правило, совершенно бесполезно по жизни).
О том, что асана освоена, когда практикующему понятна её психоматрица (то воздействие, которое оно оказывает на сознание) и он может ею сознательно пользоваться, говорится совсем мало, хотя, памятуя о том, для чего создавалась йога, этот критерий, казалось бы, наиболее значимый. Да и что об этом говорится? Либо предлагается просто воспринимать все ощущения, которые у тебя появляются в асане (тогда ты получаешь сложнейшую трёхмерную картинку, которую практически невозможно интерпретировать), либо постараться собрать все эти ощущения на более удобной двухмерной плоскости, представляя белое полотно, к примеру, и тогда ты получаешь сложную мандалу, уникальную для каждой асаны, но тоже не поддающуюся сознательному пониманию.

Теория психоматриц в Ψ–ЙОГЕ позволяет осваивать асаны именно с точки зрения психического эффекта, в перспективе, уча человека получать этот эффект без изменения положения тела. Так же, теория психоматриц позволяет решить проблему построения тренировочных последовательностей в йоге.
Проблема отсутствия понимания практики свободного потока давно интересовала йогов, однако, до сих пор предлагалось либо практиковать и не забивать голову вопросами, или же переложить ответственность за структуру тренировки на кого-то другого (гуру), или использовать вспомогательные приспособления (маятник), чтобы бессознательное само разработало тренировочную последовательность для бессознательного, а практикующий так и остался бы без понимания и с каким-то абстрактным эффектом. Но, одна из задач йоги - вытащить бессознательное на свет, сделать его сознательным, однако, подобная практика свободного потока наврядли приближает человека к этому, хотя и является - по идее - вершиной освоения хаха йоги.
Ψ–ЙОГА предлагает логику понимания психоматриц асан, исходя из которой человек может в процессе практики знать, какое воздействие оказывает на своё психическое, что позволяет не только понять, что вообще сейчас происходит, но и сознательно работать на достижение прогнозируемого пси-эффекта, т.е. осознанно работать со своими сознательными и бессознательными аспектами психики посредством йогических упражнений, зная и понимая, что ты делаешь не только на уровне тела, или энергии (что не даёт целостной картины интегрального эффекта тренировки).

 

 

СТАТИКА.

 

Как не трудно заметить, каждая асана - и уж тем более последовательность асан – так или иначе влияет на состояние сознания. Бодрит, успокаивает, придаёт экстраверсивную или же интраверсивную направленность вниманию практикующего и т.п. Так же, бывает, что практика выводит из пассивного состояния травмирующие воспоминания, страхи и т.д. Но за счёт чего это происходит? Почему одна асана влияет на психологическое состояние человека так, а другая иначе? Бытующие ныне объяснения в йоге вроде того: эта асана стимулирует такие-то внутренние органы, такие-то элементы опорно-двигательного аппарата, даёт сверх-способности и пробуждает Кундалини не удовлетворительны. Одни из них рассматривают частности, имеющие значение только для терапии (части тела), а другие слишком общие (Дух, Кундалини).

Следуя по стопам телесно-ориентированной психотерапии, можно разделить тело на несколько «частей», каждая из которых связана с тем или иным аспектом психического. Что это даст? Во-первых, мы перестанем работать в слепую и будем точно знать, какое именно воздействие на психическое мы оказываем теми или иными упражнениями или последовательностями упражнений, психологический эффект будет прогнозируемым и описуемым. Во-вторых, такой подход к анализу асан позволяет говорить о ПСИХОТЕРАПИИ ЙОГИ.

 

Направление внимания на прорабатываемую часть тела в асане даёт полнее раскрыться эффекту асаны на физическом уровне, повышая безопасность и качество проработки той или иной части тела. А, зная какая часть тела за какой аспект психического отвечает, и направляя внимание не только на тело, но и на прорабатываемое психическое, мы осознанно «включаем» психотерапевтический эффект асаны, расшифровывая ощущение, состояние, в которое впадает наше психическое, не дожидаясь, когда – быть может – понимание этого состояния начнёт происходить само собой, автоматически, тем самым экономя годы практики.

Нижеприведённая информация опирается на интроспективное исследование и анализ тренировочных последовательностей различных школ йоги.

 

 

Часть тела Экстраверсия Интроверсия Психологическая проблема
Ноги – время.   Напряжение мышц – увеличение пси-эффекта от одновременно прорабатываемых других частей тела. Растяжка задних поверхностей ног - работа с прошлым, с воспоминаниями. Растяжка передних поверхностей ног – работа с восприятием будущего. Травмирующие воспоминания, обиды.
Колени – коллективное бессознательное, отношения с родом.   Сгибание наружу, от таза. Восприятие первобытного, природного в мире. Сгибание внутрь, к тазу. Восприятие первобытного, природного внутри себя. Потеря контакта с природностью, естественностью, витальностью, уверенностью, стойкостью, звериной, свободной силой и гибкостью, живучестью.
Таз– либидо, мортидо.   Раскрытие тазобедренных суставов наружу (поперечный шпагат). Сгибание тазобедренных суставов внутрь, по направлению друг к другу (поза коровы). Проблема с проявлением сексуальности (слишком много, или слишком мало).
Живот – «ребёнок». Интимность, чувственность.   Распространение внутреннего интимного пространства во вне (тело и за его пределами) Уход в пространство внутреннего интимного комфорта Потеря контакта с внутренним интимным миром, отсутствие глубокого восприятия себя, внутренних ощущений как на уровне тела, так и психического.
Грудная клетка – «взрослый». Ядро личности.   Готовность взаимодействия с окружающим миром. Осмысление своего «Я» Трудность в социальных проявлениях (прогиб назад), трудность в анализе и пересмотре своих социальных проявлений (скругление вперёд)
Руки – контроль, отношение к миру.   Напряжение – увеличение пси-эффекта от одновременно прорабатываемых других частей тела. Растяжка, проработка суставов – отпускание контроля, руки «связаны» и остаётся только воспринимать, не вмешиваясь. Слабые мышцы – отсутствие контроля; закрепощённые суставы – невозможность отпустить ситуацию, гипертрофированное стремление к контролю.
Голова, шея – «родитель». Восприятие пси-эффекта «с головой».   Использование потенциала психоматрици асаны для работы с восприятием как таковым, без привязки к объекту. Углублённое восприятие психоматрици выполняемой асаны. Трудности с прогибом назад – трудности с абстрагированием от текущего момента. Трудности с наклоном вперёд – трудности в восприятии себя.

 

Боль и дискомфорт имеют первостепенное значение в йогической психотерапии, указывая присутствие психологических проблем. Сосредоточение на дискомфортных ощущениях, углубление в них и попытка расшифровки их посредством психотерапии йоги, приводит к выведению психотравм из области бессознательного.

Возникая в одной зоне, психологическая проблема имеет свойство распространяться и на другие зоны тела, так или иначе препятствуя их проработке.

Пример: страх из детства, делающий закрепощёнными сухожилия ног (попытка забыть), может отказывать воздействие и на грудной отдел позвоночника, на социальные проявления, делая грудной отдел закрепощённым, а руки сильными, но с закрепощёнными суставами, указывая на нездоровое стремление к постоянному контроль как к способу избавиться от чувства страха; так же закрепощается и шейный отдел, вызывая трудности в наклоне головы вперёд, дабы отстраниться от восприятия, засевшей в теле психотравмы.

Из этого примера следует, что работа с шейным отделом позвоночника, с грудным и с руками не даст значимого результата, пока не будет проработана проблема задних поверхностей ног. Т.е. решив проблему со страхом, мы – работая в основном с задними поверхностями ног – обнаружим, что те части тела, которые были затронуты психотравмой, но на работе с которыми мы не акцентировали своё внимание, как бы, сами собой стали более развитыми, чем до проработки психотравмы.

 

Перечисленные части тела можно разделить на две смысловые группы.

 

Центры Переферия
Колени Таз Живот Грудь Голова (шея) Передняя поверхность Задняя поверхность Руки Ноги
Полости Мышцы, связки, сухожилия
Психологический «стержень» Психологические «оттенки»

 

Так же стоит отметить, что три «центра» (живот, грудь, голова-шея) можно прорабатывать в двух аспектах: экстравертивном и интровертивном, в то время, как от таза и колен можно получить только один эффект. А скрутки, о которых пока не было ничего сказано, дают возможность проработать «центры» в экстравертивном и интровертивном аспектах одновременно.

 

И следует учесть, что часто в асане задействуется не одна, а сразу несколько из перечисленных выше частей тела, что даёт огромные перспективы в работе с сознанием, и, создавая целевые последовательности упражнений, или даже сами асаны под конкретного человека и конкретный запрос можно достичь значимых психотерапевтических результатов.

 

Во избежание голословия, предлагаю рассмотреть несколько асан через призму данной классификации.

Прорабатываются задние поверхности ног, живот (впадает) и спина. + (голова-шея, если мы ставим макушку на пол). Получается следующее (без учёта отдела голова-шея): интроверсия + воспоминания + «внутренний дом» = «детство».

Грудная клетка + руки + передняя поверхность тела. Ядро личности + контроль + экстраверсия = «контроль социальных проявлений». Так же сюда можно добавить голову-шею: запрокинув назад, или прижав подбородок к груди, экстравертивно или интровертивно.

Таз + грудь + передняя поверхность. Экстравертивная сексуальность + ядро личности + экстраверсия = «воин» (что соответствует классическому названию).

спина + ноги (+голова). Воспоминания + интроверсия = «уход в прошлое». Если же мы подключаем голову (кладя её на пол между ног), то мы погружаем себя полностью во мрак бессознательного, прошлого, получая эффект умирания.

Здесь представлен вариант раскрытия грудной клетки без растяжения передней поверхности тела. Ядро личности + высшие психические функции (голова) = усиление надприродной психической составляющей.

Живот + голова + задняя поверхность. Внутренний дом (интровертивная сексуальность) + интроверсия + чистое восприятие (голова) = «осознание внутреннего пространства».

Руки + спина. Контроль + интроверсия = «интровертивный контроль».

Живот + грудь + шея (голова) + передняя поверхность тела (в «мостике», кстати, происходит то же, но с бОльшим акцентом на голову за счёт эффекта «перевёрнутой позы»). «Интегральная экстраверсия».

 

Исходя из данного анализа асан, можно прийти к выводу, что подключение отдела голова-шея в тех асанах, в которых этот отдел может выступать как дополнение, а не как основа, даёт эффект полного погружения в психотропный эффект. Если же мы не подключаем голову-шею, то можем воспринимать психотропный эффект, не переживая его, отстранённо.

 

Шавасану же стоит рассмотреть отдельно. В ней наше тело старается противодействовать полному расслаблению (т.к. абсолютное расслабление тела означает смерть), в то время, как мы – несмотря ни на что – не позволяет мышцам напрягаться, держим их расслабленными. Это приводит к тому, что нервный импульс не передаётся мышцам, а остаётся в нервной системе, стимулируя её (что приводит спустя какое-то время к бодрости, а, порой, и к «взрывной» активности после шавасаны… если мы, конечно, не уснём). Нервная система противодействует расслаблению, используя то, что она получила во время тренировки. Т.е. в шавасане мы можем ещё раз воспринять психологический эффект от только что выполненной последовательности упражнений, не отвлекаясь на тело и ещё больше интегрировать полученный эффект в нервную систему.

 

Вкратце рассмотрев асаны через призму телесно-ориентированной психотерапии, перейдём к следующему вопросу: как с помощью них осуществлять психотерапию?

 

Запросы, с которыми обращаются к психологам, можно условно разделить на четыре группы

 

1)Экстраверсия 2)Интроверсия 3)Нижняя часть тела 4)Верхняя часть тела
-открытость, коммуникабельность -уверенность в себе -взаимоотношения с миром -приход к себе -раскрытие внутренних сил -чувство удовлетворённости -взаимоотношения с собой -страхи -психотравмы, травмирующие воспоминания -мышление (ускорение, оптимизация, мобильность и т.п.) -творчество -экзистенциальные вопросы, Бытие.

 

Первые три запроса (экстраверсия, интроверсия, низ) относятся к отдельным частям тела, а четвёртый тип запроса представляет собой результат проработки первых трёх с подключение головы-шеи в тренировочном процессе.

 

Из этого следует, что в рамках йогической психотерапии в задачи психолога входит:

-консультация, определение запроса

-разработка индивидуальной пси-программы

-психологическое сопровождение

-завершение терапии.

 

Психолог не проводит психотерапию, этим занимается сам клиент, получая полную самостоятельность, психолог же только помогает ему.

 

ДИНАМИКА.

 

Мы в общих чертах рассмотрели психотерапевтический эффект асан на основе взаимосвязи тех или иных частей тела с психическим, однако, тем самым мы осветили лишь статический аспект йогической практики. Есть ещё и немаловажный динамический.

Динамика в йоге это размеренные, чаще всего в одном ритме, движения, сопряжённые с дыханием, фиксирующие внимание человека на здесь-и-сейчас и затем постепенно перегружающие внимание и вводящие практикующего в трансовое состояние. И тут мы сталкиваемся с тем, что стояло у истоков психологии – с гипнозом, в котором используются различные техники, направленные на утомление внимания гипнотизируемого (ритмичное, монотонное движение некого маятника, на который смотри человек, или самого человека, или же выведение гипнотизируемого в новое, непривычное состояние через запутывающую беседу (использование новых положений тела в йоге и динамичной, насыщенной различными асанами, практики) или использование постоянных фоновых раздражителей (целый букет непрерывных сигналов от переферической нервной системы, что поступает в мозг во время практики йоги). Рассматривая психологический эффект гипноза и йоги мы так же находим значимые параллели.

Во время сеанса гипноза происходит перенос собственного Супер-Эго на Другого, что позволяет освободиться от диктата со стороны этого психологического элемента и вступить в контакт с бессознательным (супер-эго не позволяет проявиться бессознательному, поэтому оно – Супер-Эго - переносится вовне). Либо в роли Другого, на которого осуществляется перенос Супе-Эго выступает Гуру (гипнотезёр), либо – что в наше время встречается в разы чаще – Гуру не оказывается и тогда – по правилам гипноза – перенос Супер-Эго осуществляется несмотря ни на что, и человек ощущает присутствие Другого (пусть и воображаемого), на которого и происходит перенос. Ощущение некой силы, что находится рядом во время практики (божество, Сила, змея-Кундалини, собственная тень и т.п.).

После того, как Супер-Эго получилось отделить от себя, происходит контакт, слияние Эго и бессознательного, что приводит – сначала – к различной силы катарсису, при котором человек встречается с подавленными, нерешёнными проблемами. Как психологическими, так и соматическими. Происходит это в период между месяцем и первым полугодием с начала занятий йогой: телесные и психологические проблемы, которые находили в хронической, или латентной стадии, переходят в активную стадию. После проработки вскрывшихся проблем продолжается слияние сознательного с бессознательным: человек начинает гораздо глубже ощущать своё тело и сознание, получает доступ к той информации, которая раньше обрабатывалась исключительно бессознательным (например, может сознательно считывать всю невербальную информацию с собеседника, что создаёт эффект чтения мыслей).

Далее происходит возвращение Супер-Эго обратно и в дальнейшем оно выступает как безличностный инструмент управления тем психологическим «пространством», которое получилось от слияния Эго и ид, сознательного и бессознательного. Так называемое, отрешённое восприятие себя, когда чувства и эмоции, продолжая существовать, больше не затрагивают практикующего. Сюда так же хорошо подходит теория психосинтеза: «на первой стадии терапевтического процесса пациент узнаёт о различных элементах своей личности. Следующим шагом будет отказ от отождествления себя с этими элементами и приобретение способности их контролировать. После того, как пациент постепенно открывает свой объединяющий психологический центр, можно достичь психосинтеза, для которого характерна кульминация процесса самореализации и интеграция всех субличностей вокруг нового центра» (Т.Ахмедов. «Практическая психотерапия").

 

Т.е. перед нами гипнотическая техника, позволяющая человеку входить в контакт со своим бессознательным и постепенно переводить его в сознательное состояние, расширяя диапазон проявлений себя, постигая колоссальную многомерность себя как человеческого существа.

Что получается: прорабатывая те или иные части тела, мы прорабатываем те или иные аспекты психического, а за счёт характера движения во время тренировки мы достигаем гипнотического состояния, что позволяет сразу перенести психотерапевтическую работу на область бессознательного, преодолевая психологические защиты, могущие мешать терапии. Движение в психотрапии йоги подробно рассматривается в упомянутых выше 6-и тренировочных стилях «Пси-йоги».

 

ПРОБЛЕМА АКТИВАЦИИ ПОТЕНЦИАЛА ЙОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.

 

Многие люди практикуют йогу, однако далеко не все получают обещанный эффект от неё (здесь рассматривается в первую очередь психологический эффект). Если отбросить идею того, что они просто-напросто не правильно выполняют упражнения (так сказать проще всего, но это далеко не всегда соответствует действительности), то здесь мы выходим на проблему «включения», активизации потенциала йогической практики. Эта проблема решается тремя способами:

-либо убирается всё лишнее и даётся максимум работы с самыми важными для конкретного человека техниками

-либо практика загружается до предела в надежде, что хоть что-то из этого многообразия да сработает, или же множество используемых техник создадут мощное суммарное воздействие на психику

-либо, рассчитывая на время и могущий накопиться опыт, говорят: «практикуй дальше и сам всё поймёшь».

 

Всё три подхода, безусловно, работают. В той или иной мере для того или иного человека. Первый подход советует сосредоточиться только на том, что может дать реальный шанс для развития, но мешает свободе здес-и-сейчас по причине собственной жёсткой ограниченности.

Второй подход расширяет кругозор и даёт богатый инструментарий для будущей са



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: