Разница между психо-энергетическом и психо-инфомационном подходами в йоге. Архетипы в практике йоги.




 

Разберём эти подходы сначала по словам. Приставка «психо» более-менее понятна всем, даже не психологам: это отсылка к человеческой психологии. Т.е. к психологическому отношению и переживанию чего бы то ни было. К тому, как что-либо влияет на наше психическое, отражается в нём.

Теперь перейдём к следующим словам: энергия и информация. С точки зрения психологии (а эта книжка посвящена, как ни крути, именно психологическому в йоге) слово «энергия» (с оглядкой на то значение, которое ему придают йоги) имеет смысл трактовать как бессознательное. Причём, именно личное бессознательное (т.к. каскад цветных переживаний, в коих сенсорная чувствительность переплетается, порождая «влажные звуки» и «твёрдые цвета», и который появляется, когда Эго – причём именно в психологическом понимании данного термина – ослабевает, вполне вписывается в трактовку индивидуального бессознательного). А слово «информация» (применяемое в контексте «психо-инфомрационного подхода в йоге») можно понимать как результат психологического переживания информационных, смыслообразующих минимализированных элементов («программный код», Дао – в дальневосточной трактовке этого термина). Причём, сами по себе они довольно сухи и минималистичны, но обогащённые психологическим переживанием, превращаются из «знака» в «символ» (знак – нечто простое, описуемое, исчерпывающее, например, знак дорожного движения, в то время, как символ многогранен, не исчерпаем и, следовательно, полностью не описуем и, при этом, 100% вызывает психологический отклик у каждого человека, вне зависимости от его культурной принадлежности, как, к примеру, такие символы, как крест, или инь-янь). Т.е., становятся архетипами, превращая привычную среди йогов СНГ трёхуровненную картину мира

 

Материя – энергия – информация

 

В четверичную:

 

Материя - энергия - информация

 
 

 

 


Архетип

В которой четвёртый элемент – архетип – выводит эту схему из линейной последовательности, вводя в неё интегральное, объёдиняющее каждый элемент, пространство, на манер атмосферы, в который пребывают три других элемента (материя, энергия, инфомрация). В первоначальном – линейном – варианте схемы между её элементами есть только линейная связь, когда каждый из элементов может влиять только на соседний, но присутствие четвёртого «атмосферного» элемента «архетип» изменяет систему взаимодействия между элементами: каждый из них может влиять не только на соседний элемент, но и на архетип, в то время, как архетип может влиять на каждый из 3-х элементов системы.

Сложно? Ну, так это ж перекрёсток двух наук: йоги и психологии, чего ж Вы хотели?

Как связать этот текст с предыдущим? Дело в том, что в контексте «Пси-йоги» мы говорим именно о психо-информационном аспекте практики йоги (т.е. о взаимосвязи каждого из трёх линейных элементов вышеприведённой схемы с четвёртым – с архетипом).

Архетип тут можно описать как настроение, общее ощущение, оттенок, привкус, опять-таки, атмосферу, эгрегор, в котором реализуются, действуют другие три элемента. И – поскольку мы в йоге говорим именно о человеке, который занимается йогой, и у которого 100% есть свой мир психического, то мы не можем удовольствоваться привычной линейной схемой йогического мироописания, состоящей из трёх элементов, иначе, говоря, к примеру, о психологическом наполнении той или иной части тела, мы будем описывать только отдельные проявления, но не целостный символ (см.выше) психического переживания своего тела. А без этого о психологии йоги и говорить незачем.

Так же стоит отметить, что у каждого человека есть свой ведущий архетип, «окрашивающий» все остальные. Проще говоря: у каждой части тела есть свой архетип – конгломерат смыслов и переживаний (психо-информационный), а так же есть ведущий архетип, охватывающий всего человека и влияющий на архетипы каждой из частей тела.

Выяснение ведущего архетипа играет первостепенную роль в психотерапии йоги, в способах работы с запросом клиента, в построении тренировочно-психотерапевтических последовательностей упражнений. Выяснив ведущий архетип, как лейтмотив индивидуального бессознательного конкретного человека, мы можем понять с кем (Человек), с чем (психическое и телесное), и для чего (истинный запрос) мы работаем. Без этого практика йоги подобна бесцельному блужданию во тьме: может, что-то найдём, может, не найдём, да и зачем нам то, что мы нашли – не понятно.

Базовые стили Ψ–ЙОГИ.

 

Настало время рассмотреть те движения, о которых мы говорим, более конкретно. Что это? Это «ключи», позволяющие нам произвольно и самостоятельно воспринять своё бессознательное через углублённое восприятие тела. В Ψ–ЙОГЕ мы начинаем с их грубых вариантов: покачивания в асанах. Затем мы постепенно переходим к всё более и более мелким и действенным движениям, а затем – к внутренней вибрации, которая выполняется уже вне асан, желательно медленно вращаясь при этом вокруг своей оси (чтобы усилить гипнотическое воздействие), и затем используем асаны только как инструмент форсирования эффекта от внутреннего движения и для того, чтобы активизировать те или иные аспекты психического, с которыми мы собираемся в данный момент работать данными мелкомоторными движениями.

В Ψ–ЙОГЕ разработано пять последовательных стилей (и один добавочны), позволяющие прийти к практике, целиком построенной на внутреннем маятниковом, мелкомоторном движении. Это достигается через эволюцию данного движения: сначала оно осваивается внутри асан, внутри энергодинамики, затем внутри тренировочной последовательности в целом, после чего оно выносится за пределы классических йогических упражнений (йога без асан), а затем происходит интеграция полученного опыта обратно в асаны и пранаямы. И Ψ–ЙОГА подходит к своему концу, оставляя человека с «программным кодом йоги» в руках.

 

В Ψ–ЙОГЕ есть пять базовых стилей практики, а так же синтезированные стили, которые совмещают в себе от двух и более базовых стилей.

Рассмотрим базовые.

 

1. Каркасовый отжим

2. Жёсткий маятник

3. Танец Силы

4. Текучий отжим

5. Стержень вихря

 

Начиная с третьего стиля в тренировке используется «свободный поток», т.к. систематизирование практики более продвинутых стилей оказывается достаточно сложным, чтобы потерять возможность практического использования созданных строгих последовательностей: схемы становятся излишне сложными.

Так же имеет смысл сразу сказать об уровне физподготовки, необходимом для практики того или иного режима и о технике безопасности.

Минимального уровня физподготовки просто нет. Если человек в состоянии стоять и двигаться, то он в состоянии практиковать все пять тренировочных ступеней данной системы. Основная нагрузка на опорно-двигательный аппарат идёт на уровне «каркасовый отжим», далее – уровень за уровнем – нагрузка на мышцы, суставы, сухожилия всё уменьшается и уменьшается. Однако, это не означает, что практикующий может сразу начать с продвинутых режимов Ψ-ЙОГИ. Дело в том, что основная работа здесь идёт на уровне нервной системы, сознания, психики и – пока не достигнуты изменения, присущие первым уровням – практика на последующих уровнях невозможна, т.к. не подготовленная психика будет просто не способна тренироваться таким образом, человек просто не поймёт КАК выполнить присущие более сложным уровням практики движения.

 

1.Каркасовый отжим.

Данный режим направлен на укрепление мышечного корсета и на первые шаги в восприятии внутреннего движения.

Тренировочные последовательности строятся таким образом: берётся стержневая асана (асана, в которой не все части тела полностью закрепощены и есть потенциал внутреннего движения). Затем статика стержневой асаны нарушается внутренним раскачивающим, вращающим, пульсирующим движением незакрепощённых элементов асаны (динамическое скругление, выгибание позвоночника в наклоне к ногам, отжимания в стойках на руках, вращение позвоночника в «бабочке» и т.п.). Затем через эти движения происходи выход в «дочернюю асану» - производную от стержневой, или производную от внутреннего движения в стержневой асане. Из статической дочерней идёт возвращение в стержневую – снова внутреннее движение – и снова выход в статику, в дочернюю асану. Эта процедура повторяется столько раз, сколько потребуется, затем берётся другая дочерняя асана и – по возможности – другое внутреннее движение. Когда все возможные или интересующие дочерние асаны проработаны, берётся следующая стержневая асана и вся процедура повторяется. Т.е. последовательность состоит из относительно небольшого количества асан (стержневых), в которых мы исследуем внутреннее движение, используя для этого дочерние асаны.

 

2.Жёсткий маятник.

После того, как опорно-двигательный аппарат и нервная система практикующего окрепли и человек более-менее освоился с движениями в асанах, идёт переход к следующему тренировочному режиму, направленному на освоение движения в энергодинамике. Уже вне асан, но ещё в рамках энергодинамики.

Здесь логика построения последовательностей строится исходя из – как их называют в Тибете – «котлов». Тазовая полость, брюшная полость, грудная полость, черепная полость. Правда, по традиции, этих «котлов» всего три… однако, на практике целесообразнее использовать четыре – это обогащает практику новыми психическими оттенками.

Выполняется связка «стержневая-дочерние асаны» на одну из перечисленных зон, после чего – выход в энергодинамическую работу с этой же зоной. И так идём последовательно вверх, или вниз. Т.е. пробуждаем энергию в одной из зон асанами, углубляем и утончаем восприятие её энергодинамикой и переходим к следующей зоне. Или же можно делать наоборот: энергодинамика, а затем асаны, собирая энергию, а затем уплотняя её в асаны.

Энергия теперь накапливается не только в суставах и сухожилиях, как было в первом стиле, но и в вышеперечисленных полостях, откуда можно производить её более глубокую иннервацию.

 

3.Танец Силы.

Когда мы освоили движения в напряжении асан и в отдельных энергодинамических последовательностях, мы переходим к освоению движения, охватывающего тренировочную последовательность в целом. Здесь мы стремимся полностью отойти от напряжения и от статики, предельное напряжение и сжатие переходит в контролируемый энтропический всплеск. Тело – закалённое предыдущими двумя режимами – держим достаточно расслабленным, энергодинамические последовательности и последовательности асан продолжаем чередовать друг с другом, но больше нет схемы «стержневая-дочерние асаны», тело расслабленно «болтается», совершая маятниковые движения из одной асаны в другую (структура последовательностей асан становится линейной). Последовательности максимально простые, цель – воспринять внутреннее движение в расслаблении (для того, чтобы это было безопасно, производилась вся предыдущая жёсткая закачка мышц… но, конечно, не только для этого), движения происходят не внутри, а между асан. Здесь параллель с классическими динамическими стилями йоги прослеживается чётче, однако, разница в том, что «танец Силы» - не тренировочный стиль, тело расслабленно, акцент на скорость практики, фиксаций нет.

Последовательности асан и энергодинамики направленные уже не на работу с каким-то конкретным участком тела или энергоструктуры, но на работу с ними в целом (как пример - проглаживание всего кокона, чередование «собаки мордой вниз» и «мордой вверх»; интегральные упражнения). Мы, в какой-то мере, отбрасываем тренировочный (в плане тела) эффект практики и сосредотачиваемся исключительно на восприятии в динамике, вводя себя в трансовое состояние посредством вариаций на тему расслабленных покачиваний из стороны в сторону.

 

4.Текучий отжим.

Когда восприятие энергии в скоростном и расслабленном режиме стало достаточно устойчивым (происходит сразу и произвольно, его не нужно ускорять, жёстко прорабатывая тело), тогда происходит переход в четвёртый режим, направленный на работу исключительно с глубокими мышцами, разрушение шаблонов восприятия, касающихся асан и энергодинамики, а заодно и собственного тела.

Здесь структура тренировочной последовательности снова меняется, меняется характер движения, исчезает деление тренировочной последовательности на асаны и энергодинамику – остаётся только медленное перетаскивание напряжения-растяжения по телу, фиксируемое в различных «точках» («точки» могут выглядеть как асаны, или энергодинамические позы).

Движение начинается с одной руки, или ноги (наиболее удобный вариант, но не единственный). К примеру, выгибая кисть, создаём в ней зону напряжения и растяжения и медленно протаскиваем это напряжение-растяжение по телу. По пути мы используем (а можем и не использовать – тогда тренировка превращается в одно долгое движение) элементы энергодинамических пассов и входим в те или иные – логически сюда подходящие – асаны, в которых либо наращиваем напряжение, либо стараемся его хотя б ы не потерять, после чего асана распадается и мы продолжаем перетаскивать зону напряжения по телу.

 

5.Стержень вихря.

Освоившись с внутренними, мелкомоторными, гипнотическими движениями, мы переходим к пятому режиму, где учимся использовать их сами по себе, избегая всякого напряжения – тело полностью расслабленно, мы не выполняем никакую конкретную последовательность, мы вообще стараемся использовать тело по минимуму. И – время от времени – «подбрасываем дров в огонь», вкладывая похожую на энергодинамическую последовательность внутренних движений в статичную асану с пранаямой в ней.

Говоря иными словами, здесь предельно расслабленные энергодинамические последовательности, направленные не на работу с энергией, а только на восприятие, собираются в отдельные статичные асаны с пранаямой «внутри». Т.е. мы создаём, воспринимаем в энергодинамике нечто, затем «собираем», «архивируем» это в ту или иную асану, где происходит более глубокое восприятие, обработка и интеграция полученного, затем, когда напряжение, нагнетание, уплотнение в асане за счёт пранаямы достигает своего предела, происходит выход в энергодинамику. И так далее.

 

Вот общий обзор практической части данной системы. Ниже мы рассмотрим эти стили подробнее, а так же представим вниманию читателя пробные тренировочные последовательности.

 

То, что было описано выше – это форма. Сама же психо-энергетическая логика стилей Ψ-ЙОГИ такова:

1)Каркасовый отжим – предельное уплотнение энергострукруты в теле.

2)Жёсткий маятник – уплотнённая, сжатая в теле энергия начинает за счёт энергодинамики «прорастать», выпускаться наружу, появляется новый тип энергии – тонкая.

3)Танец Силы – резкое расслабление, экстенсивный рост утончающейся энергии вовне.

4)Текучий отжим – замедление, сжатие, уплотнение полученной тонкой энергии; выпущенные ранее вовне энергетические потоки становятся плотными. По сути то же уплотнение, что и в «Каркасовом отжиме», но только не внутри, а вовне.

5)Стержень вихря – укомплектовывание наработанной ранее тонкой энергии в плотную форму асаны, вкладывание энергии обратно в тело, где она и была на первом уровне, но только теперь она тонкая и её значительно больше. Как будто на первом этапе у нас было зерно, затем оно проросло в дерево, после чего мы дерево сжали и снова вернули в зерно. Предельное сжатие, перегрузка, взрыв – резкое расширение энергетического кокона, в восприятии практикующего происходит субъективное соединение индивидуального «Я» и «космоса».

 

Ψ – Й О Г А. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.

 

Данные последовательности несут лишь общий ознакомительный характер и не преследуют никаких иных (тренировочных, психотропных) целей. Ознакомиться с реальным потенциалом данных стилей можно уже на групповых или индивидуальных тренировках.

 

Каркасовый отжим

 

Асана в квадратной рамке – стержневая, в круглой – маятниковые движения, без рамки – дочерняя. Последовательность стержневая-маятниковое движение-дочерняя повторяется от одного раза (если дочерняя не симметричная, то по одному разу на каждую сторону, т.е. всего два раза) до трёх. Это минимум.

В данной последовательности представлены следующие типы маятниковых движений: динамичные скрутки плечевого пояса, наклоны вправо-влево, подъём-опускание пятки, скругление позвоночника вперёд-назад (при наклоне).

 

 

Жёсткий маятник

 

Нижняя стойка
Средняя стойка
Верхняя стойка

 

В плане маятниковых движений здесь добавлены покачивания вперёд-назад на животе перед работой в средней стойке и отжимания перед работой в верхней.

Если у Вас нет опыта в энергодинамической практике, то с ознакомлением с «Жёстким маятником» могут возникнуть трудности. В данном случае соблюдайте только стойку, а работу с руками выполняйте следующим образом: поднеся ладони друг к другу слегка смещайте их по отношению друг к другу, стараясь ощутить тепло, исходящее от них и изучить это ощущение.

Те же, кто уже имеет опыт энергодинамических практики, в случае с нижней и средней стойкой собирайте излучение от ладоней в шар, вращаясь в лево, затем вкладывайте шар в верхнюю или нижнюю часть живота – в зависимости от стойки, а в верхней стойке вращаться не обязательно. Там – перед вращением шара – собирайте круговыми движениями энергию со стенок средней части энергетического кокона.

 

Танец Силы

 

В этом стиле делается мощный акцент на свободный поток. Ниже приведены короткие виньясы маятникового характера. Выбрав те, которые больше всего соответствуют Вашему уровню физподготовки (или практикуя все) используйте их, чтобы раскачаться, уловить внутреннее движение и выйти в энергодинамическую последовательность.

 

 

 

Два последних базовых стиля представлены лишь в общих чертах, где описана лишь ключевые принципы построения тренировочных последовательностей в этих стилях т.к. освоение их «с листа» не эффективно.

 

Текучий отжим

 

 

На представленном здесь рисунке показаны векторы, по которым возможно «протаскивание» напряжения-растяжения по телу:

-две основные дуги, соединяющие одна руки, другая ноги;

-векторы, проходящие по правому и левому боку, соединяющие односторонние руки и ноги;

-векторы, проходящие наискосок по туловищу, соединяющие противоположные руки и ноги;

-вектор, проходящий посередине туловища спереди и сзади;

-два вектора, выходящие из плеч и идущие по шее.

 

Напряжение-растяжение можно протаскивать сначала по одному вектору, затем, усложняя движения, подключать другие вектора, перетаскивая напряжение-растяжение с одного на другой.

 

 

Стержень вихря

 

Поточная
Структурная

 
 
Пранаяма

 


Представленная здесь схема показывает пятый стиль практики на примере двух асан. Асаны и пранаяма выбирается произвольно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: