На полотне нашей современной художественной жизни творчество молодых - один из самых ярких мазков. Говоря о важнейших процессах и преобразованиях в советском искусстве, рядом с заслуженными мастерами старшего и среднего поколения сегодня мы непременно называем и молодых художников, настолько значительна роль последних в изобразительной культуре наших дней. 'Многими переменами, новыми чертами, своим «лица не общим выраженьем» обязана живопись 1970-х годов «неровной и резвой семье» творческой молодежи.
Молодые живописцы, о которых речь пойдет на этих страницах,- поколение, пришедшее в искусство в 1970-е годы. И коль скоро их творческий почерк складывался в течение почти целого десятилетия, мы встретим здесь имена, уже хорошо знакомые зрителю, а также и те, чей самостоятельный опыт еще невелик.
Приток новых сил в искусство означает не только приход более молодой возрастной группы художников. Как проявление стилевой эволюции этот процесс всегда связан с возникновением оригинального мироощущения, самобытного образного претворения жизни, становлением самостоятельных художественных концепций и идей. В конечном счете, говоря о смене художественных поколений, внимательно рассматривая произведения молодых, стоит в первую очередь задаться вопросом, что же перед нами: действительно ли новое в нашей изобразительной культуре или просто плеяда живописцев, которым не более тридцати пяти лет (такова условно принятая граница молодежного возраста)?
Пытаясь сегодня ответить на этот вопрос, разобраться в тенденциях, направлениях и стилях искусства молодых, сразу же сталкиваешься с той особенностью, что при всем разнообразии индивидуальных устремлений, поисков, пристрастий и представлений их творчество объединяется повышенным интересом к конкретному жизненному факту, достоверностью в передаче материального мира, предельно личностной, даже исповедальной интонацией.
|
Новое поколение (условно назовем его «семидесятниками») почти с первых своих шагов на поприще искусства обрело широкую и заинтересованную аудиторию. Этой популярности способствовала и пресса, освещавшая их творчество, и постоянное участие молодежи во всех крупнейших экспозициях советского искусства в нашей стране и за рубежом, и, наконец, периодически организуемые молодежные выставки: всесоюзные в 1972, 1976, 1977 и 1978 годах в Москве и десятки республиканских, зональных, городских, групповых.
Пристальный интерес вызывает живопись «семидесятников» и у художественной критики. В последние годы количество теоретических конференций, статей и даже монографических изданий, посвященных этому предмету, неуклонно увеличивается, а исследование проблем молодежного искусства постепенно утвердило свою актуальность для современного советского искусствознания. Критика оперативно выработала ряд критериев для оценки искусства молодых, расставила определенные акценты, пришла к некоторым теоретическим обобщениям.
«Некоторым », подчеркиваем мы, ибо нет еще сегодня того «исторического далека», откуда искусство молодых, столь подвижное, еще не отстоявшееся, и его стилистика, по на весьма изменчивая, и сами произведения, не прошедшие музейного или просто временного испытания, представились бы закопченным художественным явлением во всей его целостности.
|
Сегодня точкой отсчета, исторической перспективой у критиков часто выступает сравнение творчества «семидесятникв» С недавним прошлым нашего искусства, живописью 1960-х годов, особенно с тем ее направлением, которое получило название «сурового стиля», созданного ранними произведениями Н. Андронова, П. Никонова, Т. Салахова, А. и П. Смолиных и других, ныне признанных мастеров.
Сравнение это естественно и красноречиво. Естественно не только потому, ЧТО «суровый стиль» - совсем недавнее, всем памятное прошлое - был той средой, где рядом с художниками 1960-х годов созревало тогда еще совсем юное поколение «семидесятников».
Судьбы двух этих поколений тесно переплетены, и не только потому, что ряд мастеров предшествующего десятилетия - Г. Коржев и д. Жилинсний, Т. Салахов и Э. Илтнер - были непосредственными учителями молодых. Многие особенности образно-жанровой природы искусства «семидесятников» существовали в виде еще не оформившихся, только наметившихся тенденций у живописцев «сурового стилю»; примером тому - увлечение народным искусством, возникшее у П. Никонова, братьев А. и П. Смолиных, положившее начало лубочно - «примитивизирующему» направлению в творчестве молодых. Это и художественные поиски Виктора Попкова середины 1960-х годов, нравственная проблематика и метафоричность картин которого нашли живой отклик в произведениях его младших товарищей.
Красноречивость сопоставления «сурового стилю» и молодежного искусства наших дней в том, что их стилевая разнохарактерность, несходство конкретных способов художественного воплощения очевидны даже неискушенному глазу и дают критике возможность изучать поэтику нового явления, исходя из уже освоенного, как бы «от противного».
|
Главным заветом искусства 1960-х годов (впрочем, как и всех лучших образцов советской изобразительной культуры) стали гражданственность творчества, восприятие современной действительности через труд. Трудовая деятельность, выступающая как совокупность социальных, производственных и психологических аспектов, по-разному воплощаясь в живописи молодых, стала основной формой реализации извечной темы искусства - человек и мир. Достижения научно-технической революции, интеллектуализация производственных процессов привели к тому, что в рамках одной этой темы многообразные индустриальные мотивы объединяются с научными и, казалось бы, чисто творческими. В сочетании с художественным решением темы современного города и деревни трудовая проблематика оказывается наиболее репрезентативной и полномочной в определении средствами изобразительного искусства характерных примет нашего времени.
Следует, правда, оговориться, что молодые авторы, работая над трудовой, производственной темой, далеко не всегда достигают уровня художественной значимости полотен «сурового стиля». Тенденция у молодых живописцев как бы превалирует над реальными изобразительными воплощениями. Порой работы «семидесятников» грешат досадной репортажностью, поверхностным взглядом, отсутствием образной убедительности. Однако по лучшим произведениям этой темы - полотну «Концерт на БАМе» москвича В. Рожнева, нурекскому циклу художницы из Душанбе Л. Фроликовой, произведениям М. Омбыш-Кузнецова, посвященным нефтяникам Сибири,- очевидно, что изображение крупномасштабного производства становится для молодых одним из путей к художественнo - этическому идеалу, суть которого отчетливо выявляется в процессе претворения индивидуальных усилий в общественное благо. БАМ, Нурек, КамАЗ - для нового поколения такой же пробный камень, на котором испытывается личность, какими были Братск и Куйбышевская ГЭС для их предшественников, живописцев прошлого десятилетия.
Но если тематика и идейный пафос искусства молодых прочно связаны с творчеством предшественников, то система художественных средств каждой эпохи обладает своим образным языком, новыми красками и оттенками. Здесь-то, говоря о способах изображения жизни, мы и вступаем в область различий «семидесятников» С их старшими коллегами.
Идейное кредо «сурового стилю» складывалось в период, когда художникам важно было показать человека в экстремальных условиях, где испытывается сила его духа; они предпочитали изображать людей трудных, овеянных риском «мужских» профессий. 'Главную свою задачу «суровые» живописцы видели не в психологической разработке индивидуального характера" а в героизации типа строителя и землепроходца, своеобразной разновидности «гомо фабера» «человека производящего». Их привлекал художественный образ сильной, волевой, социально активной личности.
Соответственным был и выбор типажей для «суровых» полотен: обветренные загрубевшие лица, ширококостные, кряжистые фигуры в телогрейках и спецовках; подбирались и соответствующие средства изображения - неброский земляной колорит, жестковатая линейность, монументальная обобщенность. Изображая мир и современника в основном в сфере производства, живописцы этого направления как бы опускали частную жизнь человека, исключали из спектра чувств лирическую, поэтическую, юмористическую окрашенность эстетических переживаний.
Уже во второй половине 1960-х годов сами «суровые» живописцы обращаются к более широкому образному и жанровому диапазону. Весьма показательным для этого времени становится творчество Виктора Попкова с его сложным, философским, многозначным воплощением действительности.
То новое, что пришло в советскую станковую картину к концу 1960-х годов, было порождено переменами в самом образном познании действительности. Бескомпромиссное, порой до прямолинейности, несколько аскетическое отношение к жизни, которое выражал господствовавший к началу десятилетия во всех видах искусства лаконизм, постепенно вытесняла ассоциативно-метафорическая интерпретация мира, передача многогранности жизненных явлений. Углубился характер реалистического изображения: ему становились внятны переносы значений - тропы, иносказания и символы, подобные жертвенному багрянцу знамени в «Стачке» А. и П. Смолиных или алому цветку в «Северной песне» В. Попкова. Если ранее картины на историко-революционную тема тину традиционно решались строго документально или монументально-обобщенно, то в «Штабе Октября» П. Никонова, «Партизанской мадонне» М. Савицкого, «1918 годе» Г. Мосина и М. Брусиловского зазвучали и народная песенная стихия, и романтическая возвышенность, и драматическая страстность.
Ассоциативно-метафорическое мышление получило свое развитие в творчестве следующего поколения. Молодые художники стремятся донести до зрителя не только концепцию, результат работы над образом, но и дать почувствовать самое движение авторской мысли, не утаивая препятствий на ее пути - поисков, сомнений, колебаний. Картина-раздумье и герой ее, размышляющий о мире и о себе, прислушивающийся к движению своих чувств и мыслей, были восприняты некоторыми критиками как отход от открытого пафоса «сурового стиля» к камерной проблематике. Недаром эти перемены иногда объяснялись как переход от «громкого голоса» в искусстве 1960-х к «тихим» интонациям искусства 1970-х годов.
Одна но нельзя не учитывать, что человек по-прежнему остается мерилом всех вещей, а в нашу эпоху духовный мир людей, к которому и приблизили свой не видимый объектив молодые художники, становится все богаче и многомepнее.
В портрете 1970-х годов герой - уже не просто рупор авторской идеи, но живой полнокровный характер, конкретная индивидуальность. Он стал многозначнее и интеллектуальнее, в нем ощущается богатый творческий потенциал. Если живописцы «сурового стилю» в основном показывали человека в гуще жизни, «общим планом», то художники, нынешнего десятилетия, в том числе и молодые, стремятся как бы выхватить личность из временного потока, чтобы можно было внимательно вглядеться в сокровенные глубины человеческой души, прибегают к «крупному плану». И словно отвечая нашему взгляду, персонажи портретов О. Филатчева, Г. Неледвы, Л. Кирилловой пытливо смотрят в мир, охваченные жаждой познания, стремящиеся дойти до самой сути жизненных явлений.
В портретах «семидесятников» чаще всего возникают образы сверстников художников - молодых людей, чья жизненная позиция активна, личность определенна. Тем не менее в этих человеческих характерах нет и следа какой-либо прямолинейности, схематизма. Присущее им творческое отношение к жизни отнюдь исключает противоречивости, пока еще неосознанных предчувствий, свойственных молодости. Герои этих портретов не спешат открыто предстать перед зрителем, ибо дать почувствовать очевидную, но сложною ценность человеческого «я» в большей степени входит в задачу художника, чем аналитическое препарирование его психологического облика.
Задача создания образа современника в портрете 1970-х годов тесно смыкается с проблемой становления эстетического идеала в творчестве молодых авторов. Понятие прекрасного в их произведениях генетически связано с представлением о красоте мыслящего человека, в жизни которого главное место занимают духовные ценности. Интересно, что спиритуальное обаяние человека художники почти прямо соотносят с его внешним обликом. Последний в их представлении подчеркнуто адекватен внутреннему миру личности. Этот принцип переносится и на показ среды обитания - природной и предметной, где все проникнуто вдумчивым созерцанием и любованием красотой жизненных форм. Поэтому совершенство, гармония, даже изящество мира природы и вещей, которое мы часто видим на полотнах «семидесятников» суть духовное претворение человеческого образа, реализованная метафора общего идейно-эстетического идеала. И даже там, где в произведениях молодых отсутствует изображение человека, главное, что их интересует, - человек, как всегда это было в подлинно гуманистическом искусстве.
Надо, однако, отметить и издержки этого явления. На выставках мы еще встречаем портреты, и чаще всего они принадлежат кисти молодых живописцев, где заметен опасный штамп «красивостей»: кокетливая надуманность поз и стилизованная одежда персонажей, помещенных в нарочито не житейскую среду старинных антикварных интерьеров или на фоне окна, за которым в перспективу уходит слащавый пейзаж. Увы, здесь стремление к красоте во что бы то ни стало оборачивается салонной к красивостью, идеал подменяется безжизненной идеализацией. Лишь обращение к подлинной непродуманной жизни рождает истинно прекрасный человеческий образ в портрете.
Молодость обостренно переживает социальные и нравственные коллизии своего времени, она пытается решать кардинальные вопросы бытия и склонна к смелым и решительным до максимализма обобщениям. Молодость, по-пушкински,- это пора,
…Когда возвышенные чувства,
Свобода, слава и любовь
И вдохновение искусства
Так сильно волновали кровь.
Повышенная чуткость, острота восприятия у молодого художника сообщают его произведениям особую эмоциональную притягательность и порой компенсируют недостаток профессионального опыта.
Новое поколение живописцев предлагает зрителю диалог, в котором деятельность человека в сегодняшнем мире, взаимоотношения индивидуума со средой, его чувства, не просто поддающиеся анализу, - все пропускается художником через свое «я», все подчеркнуто личностно, порой ошеломляюще откровенно. И обо всем этом художники стремятся говорить без упрощенчества и боязни, что «зритель не поймет».
Особенно последовательно выразились нравственные искания поколения 1970-х годов в картинах Татьяны Назаренко. Герои ее произведений - по большей части молодые люди, интересные своей индивидуальностью, напряженно мыслящие, способные на умную полемику. В «Студентах», «Моих современниках», «После экзамена» перед нами словно предстает коллективной, очень нелегкий поиск истины, в который каждый персонаж вносит свою лепту. В этих полотнах, изображающих жизнь современной творческой интеллигенции, Т. Назаренко найден, по-моему, удачный образ молодой женщины, не участвующей в разговоре, внешне отрешенной, но внутренне сосредоточенной на сути происходящего. Метафорически здесь выражается естественное тяготение отдельной индивидуальности к человеческой общности, преодолевающее отчужденность и равнодушие, Такая постановка проблемы, намой взгляд, сближает творчество художницы с проблематикой советской литературы 1970-х годов, в частности, с концепциями произведений Ю. Трифонова, в повестях которого место человека в обществе, влияние па него среды изображаются так же обостренно.
Картины Назаренко - не умозрительные построения на актуальные темы, не игра с «вечными вопросами». В них есть некий натянутый нерв, отзывающийся неожиданным и неповторимым образом, ощущением точной правды жизни. И этот нерв современности трепещет даже в тех произведениях художницы, где она сознательно использует традиционные приемы и методы классического искусства.
Стремление показать человека в совокупности всех его общественных связей, профессиональных интересов, индивидуальных пристрастий и привычек отличает многие произведения «семидесятников». В картине Елены Романовой «Семья Шукшина» исконно русский, «крестьянсиий» характер дарования писателя отождествлен, несколько, может быть, прямолинейно с типичным пейзажем средней России; живая природа символизирует природу творчества, человеческую натуру. Можно спорить о способах художественного воплощения в полотне, однако бесспорно стремление автора представить яркую личность в контексте целой культуры. Образное содержание произведения здесь предстает как комплекс представлений о национальном характере.
Центральное место занимает этическая проблематика и в творчестве Ксении Нечитайло. Самопознание, выявление человеком своих собственных черт в различных житейских ситуациях – в кругу друзей, семьи, наедине с самим собой - проводятся в ее картинах через тончайшие психологические градации. Важнейшими устоями личности, по представлению художницы, являются объективная до суровости самооценка, вера в свои силы, осознание своего жизненного предназначения.
Создавая образ современника, молодые по-новому трактуют тему человеческой деятельности. Труд, изображаемый в полотнах «сурового стиля», требовал в первую очередь напряжения, мужества, выносливости, закаленности. В произведениях «семидесятников» стала общепринятой возвышенная эстетизация труда. Отсюда и лирико-романтическая трактовка многих полотен этой тематики. Совершенно немыслимой показалась бы в прошлом десятилетии интерпретация сюжета в «Рыбаках Приморья» Олега Филатчева. Выверенная архитектоничность композиции картины, застывшие фигуры рыбаков, их изящные жесты в сочетании со строгой рафинированностью колорита создают гармонию, несомненно идеализированную, но соответствующую авторскому замыслу. Ибо представление будничной и нелегкой работы как священнодействия открывает красоту деяния рук человеческих, сообщает полотну торжественное одическое звучание.
Для художественного мышления «семидесятников» характерно сочетание символики с доходящей до детализации конкретностью и предметностью изображения. Это выражается в склонности придавать всеобъемлющий «надсобытийный» характер картине, когда художник, обращаясь к вполне определенному явлению, в то же время стремится сообщить зрителю максимум о своих эстетических позициях, мироощущении, отношении к традициям. В результате как бы возникает своеобразное «смысловое поле», определяющее художественное единство произведения, выявляется его контекст, где всякая деталь получает точный смысл. Из этого контекста, как будто по «силовым линиям», рождается неоднозначное воздействие образа.
В картинах Джамбула Джумабаева, например, в подобном контексте изобразительный фант поднимается до уровня символа. Замедленные движения героев его полотен, остановившееся, слово «вечно длящееся» время, отсутствие точных этнографических примет места действия и бытовых деталей - все говорит о желании не просто запечатлеть характерный момент, но выразить его глубинное значение, возвести его в ранг происходящего
«на всем белом свете». Отсюда и та неспешная философичность, взгляд на мир с позиции, когда «в запасе вечность», которые отличают его работы «Любовь» и «На стройке».
Со сходным стремлением придать непреходящий характер конкретному событию, показать его значительность мы сталкиваемся и в полотне Галины Стэпан «Источник), где изображенная группа женщин одновременно являет собой и собирательный национальный тип, и различные стадии одной человеческой жизни.
Ассоциативный характер авторской мысли запечатлелся в триптихе Юриса 3вирбулиса «Рабочий день на острове». Пластическая идея произведения развивается по разветвленным образным ходам: напряженная динамика стройки воплощается и в многоярусной пространственной архитектонике, и в движении сменяющих друг друга изобразительных метафор - реальности, памяти, воображения.
Создавая образ, художник может обращаться и к чисто литературным ассоциациям зрителя, как это делает Люсьен Дульфан в цикле произведений, посвященном жизни моряков, звучащих острой ностальгией по романтике моря, юношеской тоской по «голубым городам».
За отсутствием более точного определения подобная тенденция художественного мышления, по-моему, может быть названа интеллектуальной. Она, в первую очередь, апеллирует к разуму и предполагает особого рода реакцию зрителя, возникающую не как безотчетный.непосредственный отклик на изображаемое, но в.результате постижения рационально-ассоциативного кода, заложенного в поэтике произведения.
Конкретность же мышления молодых живописцев - в первую очередь в том, что все явления действительности они пропускают через собственный, пусть пока небольшой жизненный опыт. Макро и микрокосм слиты в их творчестве неразрывно. Личностность и исповедальность стали ведущей интонацией искусства молодых, а одной из излюбленных тем - изображение художником своих «пенат»: дома, друзей, родных, мира окружающих его вещей. Большой популярностью пользуется автопортрет или жанровая картина с введением в нее самого автора как персонажа. Многие из этих произведений - «Семейный портрет» п. Малиновского, «Пасьянс» М. Файдыш, «День рождения в Крыму» К. Нечитайло - проникнуты теплом и задушевностью; образ в них наделен обилием нюансов и оттенков авторского отношения к близким.
Другая сторона, через которую проявляется конкретность художественного мышления у молодых, - это особая детальность их мировосприятия, наглядно проявляющаяся в значительности, которая придается изображению вещей. Трактовку целого как совокупности многих, тщательно разработанных частностей и фрагментов мы встречаем и в многофигурных композициях В. Попкова, и в «Моем доме» В. Сумарева, в работах А. и Т. Титаренко. Фрагмент бытия приковывает внимание художника, в нем, как в сколке, молодые ищут отражения всей картины жизни, и поэтому порой весь смысловой акцент полотна, переносится на деталь, вещь. Любование ею, ведущеек эстетизации предметного мира, сам выбор вещей, нарочито выделяющихся из повседневности своей красотой и необычностью, характерны для произведений Я. Анманиса, О. Булгаковой, А. Ситникова.
Так в «Натюрморте с шаром» Ольги Булгаковой избран необычный, несколько искусственный ракурс, при котором на глазах у зрителя возникает полная иллюзия материализации объемов и плоскостей. Детально прорабатывая складки драпировки, обозначая блики и отражения, стереоскопически моделируя белый шар на белой плоскости, художница прямо отсылает нас и традициям русского натюрморта XVIII века, к так называемым «обманкам», где основной эстетической установкой была иллюзионистичность изображения. В этом натюрморте, где вещь поистине всему довлеет, ибо не столько мы смотрим на предметы, сколько предметы «смотрятся» в нас, репродукция со старинного русского портрета служит камертоном, заранее определяющим тональность, в которой будет говорить со зрителем автор.
Тенденция и подобного рода изображению действительности получила у критики название «вещизма» и не всегда оценивалась однозначно. И правда, порой интерес и предметной среде, к ее подробностям заслоняет главную идею произведения, за деревьями становится неразличим лес. Но даже в этой детализации, иногда доходящей до дробности изображения, чувствуется общее для многих
«семидесятников» желание рассмотреть мир вблизи, словно под лупой, чтобы рационально дойти до самых глубин происходящего.
Опосредованное постижение жизни через предметный мир в известной степени сродни тем новым подходам, которые привнесли молодые художники в пейзажный жанр. Если в картинах «сурового стилю) функция пейзажа явно подчиненная, а сам пейзажный фон служит лишь для усиления авторской мысли, то творчеству «семидесятников» свойственно нечто вроде пейзажа-картины, где изображение природы почти самоценно" но, в противоположность этюду, способно передавать разнообразные, сложные контрастные чувства, взаимоотношения человека с окружающим миром.
В этом смысле характерно творчество Натальи Нестеровой, которая, следуя за мастерами народного «наивного» искусства, открывает в будничном, почти банальном мотиве действительность не в ее внешнем переменчивом обличьи, а в устойчивых и прочных формах. Природа входит в ее холсты в двойственном облике: живом, конкретном - с одной стороны; понятийном, стихийном- с другой. Повторяющиеся из картины в картину голубое безмятежное небо, ровный зеленый растительный покров, темная морская гладь, рыжевато-охристые массы земли как бы олицетворяют набор общих категорий: Небо, Земля, Вода, Флора. Художница словно постоянно возвращает нас и вечным, нерасторжимым связям человека с окружающей средой, призывает к разумному, прочувствованному слиянию с ней. И, видимо, поэтому та и одушевлен пейзаж Нестеровой, даже когда он безлюден.
Совершенно иные задачи в пейзаже ставит перед собой В. Рачев. Он изображает ландшафт монументальным, величественно-суровым отстраненным от человека, подчеркивая мощь природы, обнаруживая ее не до конца освоенные ресурсы. А этому видению, в свою очередь, противостоят интимно-лирические интонации городских «видов» Е. Вахтангова, экспрессивная упруго-напряженная пластика земли в изображении Ф. Халилова, романтические дали в полотнах. Харлова. Объединяет же этих художников то, что все они легко и свободно говорят о себе и мире на языке пейзажа.
Творчество молодых, повторяем, вовсе не есть нечто, стоящее в стороне от общих процессов развития советского искусства наших дней, оно органически вливается в русло, всей нашей изобразительной культуры. И все же наряду с особенностями мировосприятия молодежи присуще еще и иное, нежели у мастеров, среднего и старшего поколения, отношение к художественному наследию, традициям в искусстве.
Живописцам 1980-х годов принадлежит огромная заслуга в расширении границ «живого прошлого» искусства, в творческом освоении самых различных сфер художественного наследия. Они обращались к традициям советского искусства 1920 -1930-х годов, в частности Общества станковистов (ОСТ) и «Бубнового валета», к достижениям прогрессивного западноевропейского искусства.
Еще более обширный историко-культурный материал, в котором ведущие роли играют, пожалуй, народное искусство, живопись Проторенессанса и Возрождения, осваивается и творчески интерпретируется в практике молодежной живописи 1970-х годов. В стилистике произведений, опирающихся на эти традиции, можно проследить примитивизирующую и классицизирующую тенденции. Первая тенденция сложилась несколько ранее второй. Появившиеся на выставках еще в конце прошлого десятилетия картины многих молодых авторов все чаще открывали зрителю особый праздничный мир, увиденный словно глазами ребенка или «наивного» живописца - непрофессионала. Непосредственность народного искусства, его острая выразительность и вместе с тем обращение его к самым сущностным, извечным явлениям жизни на разных этапах привлекли и привлекают К. Нечитайло, Т. Назаренко, Н. Нестерову, В. Рожнева, В. Сумарева и других.
В картинах одного из первых приверженцев «наивной» живописи Евгения Струлева дух лубка, раешника выразился в своеобразных формах народной картины: на холсте появляется даже текст, нестолько, правда, поясняющий изображение, сколько отсылающий зрителя к тем истокам, которыми питается творчество художника. На первый взгляд, ранние работы Струлева целиком воспроизводят стилистику и поэтику «примитива»: он использует символику локального цвета, цвета «чистой сущности» вещи, вводит значения поговорок и гаданий, населяет полотна наиболее известными «хрестоматийными» приметами деревенского житья. Но подлинный смысл «крестьянских» полотен Струлева состоит в том, что эту традиционную изобразительную систему пронизывает современное, подчас ироничное мышление художника.
Оно-то и лишает его произведения привкуса умиленной патриархальности, идеализирующей стилизации и придает им глубокую значимость, жизненную остроту, которая открывается современному человеку в стихии карнавала, народного гулянья, ярмарочного зрелища. Эта стихия в картинах Струлева и его товарищей вовсе не однозначна – прекрасное переплетается в ней с уродливым, романтическое с гротеском, безудержное веселье с потаенной грустью, и ЭТО потому, что карнавальная культура становится для ряда молодых живописцев художественной формой, знаменующей сложность отношений между людьми, философской метафорой путей познания жизни.
Столь же последовательно, как и Струлев, разрабатывает традиции народного творчества Любовь Решетникова. Ее произведения передают свежесть, чистоту «наивного» мировосприятия.
«Праздник русской зимы» увиден художницей по-детски ясно, обостренно отчетливо во всех своих деталях и с той ни с чем не сравнимой радостью, которую доставляет ребенку первооткрывательство. Праздничная декоративность полотен Решетниковой, их веселый юмор и какая-то особая, «сказочная» легкость и органичность образного мира окрашивают полотна художницы, подобно произведениям народных мастеров, в светлые и оптимистические тона.
Необходимо отметить, что для многих молодых авторов, следующих примитивизирующей тенденции, характерно не только освоение собственно народного,
«безавторского» творчества - лубка, игрушки, декоративно-прикладного искусства,- но и обращение к опыту тех крупнейших мастеров мировой - живописи, которых принято называть «примитивистами» за их кардинальные расхождения с современными им формами профессионального мастерства. Особое пристрастие у молодых художников вызывают произведения Н. Пиросманашвили, А. Руссо, К. Чонтвари, где законы изобразительного воплощения действительности народным безавторским искусством причудливым образом сплавляются с самобытной художественной манерой.
Можно, конечно, задаться вопросом, насколько органично для художника профессионала, умеющего «правильно» рисовать, компоновать, строить пространство картины, обращаться к приемам не прошедшего школы живописца-самоучки? Характерный ответ дают полотна Римаса Бичюнаса, плодотворно использующего опыт своей матери, известной литовской самодеятельной художницы М. Бичюнене. Обогатившись ее поэтическим взглядом на природу непосредственностью и глубиной чувств, Бичюнас тем не менее вносит совершенно новые акценты в условный мир «примитива». То драматизируя изображаемое, то прибегая к гротеску, он создает произведение, лишенное незамутненного спокойствия, духа идилличности, которые свойственны «наивной» живописи. Вообще интерес молодых к традиционным изобразительным формам весьма в духе времени, так как в нем отразился процесс полной «реабилитацию» фольклора в ХХ веке (не без участия, конечно, романтизма предшествующего столетия). Если некогда в среде профессиональных художников бытовало представление о фольклоре как о «недоразвитой» низкой стадии истории и культуры, то впоследствии в нем увидели совершенно самобытную модель действительности, строящуюся по логически - строгим, хотя и столь отличным от академических, законам образного воплощения. В историко-культурных исследованиях двух последних десятилетий фольклору - словесному, музыкальному, изобразительному - уделяется огромная роль в формировании искусства вообще и искусства Нового и Новейшего времени в частности.
Конечно, обращение молодых к традиционному искусству, ничем не схоже с реконструкциями фольклористов или даже с тем глубоким изучением фольклора, которое отличало, скажем, К. Петрова-Водкина или И. Билибина. Речь идет об эмоциональном восприятии наивной живописи, о фольклорных реминисценциях в творчестве «семидесятнинов».
Из многообразных жанровых форм фольклора молодым живописцам, пожалуй, ближе всего на карнавально-зрелищная в том ее понимании, которое разработал в своих трудах М. Бахтин, показавший, что в эпоху средневековья и Ренессанса в условиях господствующей церковной идеологии карнавал был символом земных сил мироздания, демократической формой культуры. Отзвуки этой теории мы встречаем в произведениях ряда молодых авторов, где существует интерпретация изображаемого явления как театрализованного действа, в котором причудливо переплетаются сказочно-фантастическое и бытовое.
Если увлечение народным искусством можно до известной степени расценивать как продолжение национальных традиций, то классицизирующая тенденция в творчестве «семидесятников»явление межнациональное. Чем же привлекает молодых живописцев классика, история искусства? Главное для них взглянуть на сегодняшний день сквозь призму вечных ценностей, связать свои индивидуальные поиски с неувядающей культурной традицией, ибо, как писал Леонардо да Винчи, «всякий отпечаток хочет вечности» («Избранное», М., 1962, с. 203). Подобное желание само по себе вполне характерно для современного интеллекта. Ведь в наши дни художник, создавая произведение, руководствуется не только непосредственными образами действительности, но и так называемыми «культурными переживаниями», которые возникают как результат богатых ассоциаций и способны волновать эстетически подготовленного зрителя. Другими словами, художник вправе черпать образы как из жизни, так и из сокровищницы искусства. Подобным взглядом на мир через культурные традиции обладали и ранее целые школы и направления в истории живописи, достаточно вспомнить русский «Мир искусства» с его пассеизмом - любовью к прошлому, английских прерафаэлитов, неоклассический период творчества Пикассо.
Прямым предшественником и учителем многих молодых живописцев, обратившихся к традициям искусства эпохи Возрождения, стал Д. Жилинсний, еще в середине 1960-х годов использовавший в своих полотнах принципы передачи изображения, почерпнутые у старых мастеров. Он первым сумел непосредственно убедить, что неоклассические формы
могут органически жить в современной по содержанию станковой картине.
Многие из молодых находятся во власти именно такого, отчасти «эстетизирующего» ощущения действительности. Они не вуалируют своих пристрастий, откровенно указывают даже источники своих «цитат». Широко, например, распространился за последние годы прием «картины в картине», когда художник вводит в композицию репродукцию классического произведения, служащую как бы «ключом» к изобразительному строю его полотна (работы О. Филатчева, Е. Романовой, Я. Анманиса и многих других).
Красноречивый пример взгляда на мир сквозь толщу культурных напластований - картина Т. Назаренко «Партизаны пришли», композиция которой близка иконографии «снятия со креста». Здесь происходит характерное для живописи «классицизирующего направлению) удвоение образа, наложение друг на друга двух пластов художественного мышления. Сквозь схему евангелического сюжета проступает историческая трагедия народа, трагедия войны, которой, в свою очередь, освященная венами легенда придает вселенское звучание.