1. Транспортный комплекс.
2. Комплекс коммуникаций (почта, электронные средства связи).
3. Информационно-телекоммуникационные технологии.
4. Спутниковая связь.
5. Сотовая связь.
Транспорт – отрасль народного хозяйства, обеспечивающая бесперебойное и своевременное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках. Железнодорожные, автомобильные, речные, морские, воздушные, трубопроводные пути сообщения образуют единый транспортный комплекс страны.
Коэффициент транспортной слагающей (КТС) – отношение суммарных транспортных издержек к полной стоимости продукции у потребителя.
Единая транспортная система (ЕТС) – экономически и технически сбалансированная совокупность всех видов транспорта, призванная оптимально, при минимальных издержках обслуживать народное хозяйство. Основными элементами ЕТС являются транспортная сеть общего и необщего (ведомственного) пользования, транспортные пункты и транспортные узлы.
Удельный вес различных видов транспорта в перевозках грузов в тоннах: 1) железнодорожный – 40 %; 2) трубопроводный – 32 %; 3) автомобильный – 21 %; 4) водный – 4 %; 5) морской – 1 %.
Грузооборот – совокупность грузовых перевозок, измеряющаяся общим весом транспортируемых грузов в тоннах и перевозочной работой в километрах. Единица измерения – тонно-километр.
Удельный вес различных видов транспорта в грузообороте страны: 1) трубопроводный – 54 %; 2) железнодорожный – 39 %; 3) морской – 2,6 %; 4) водный – 2 %; 5) автомобильный – 0,5 %.
Грузонапряженность – один из основных показателей эффективности использования путей сообщения. Грузонапряженность означает размеры грузового потока (т. е. количество перевозимых грузов в тоннах), проходящего в каждом направлении за определенный период времени через данный пункт дороги.
|
Тонно-километр – показатель, используемый для характеристики грузооборота транспорта. Определяется перемножением веса перевозимого груза, выраженного в тоннах, на пройденный путь в километрах.
Активный транспортный баланс (района, страны и т. д.) – отправление грузов превышает их прибытие.
Пассивный транспортный баланс (района, страны и т. д.) – прибытие грузов превышает их отправление.
Брутто-регистровая тонна – единица измерения валовой вместимости судов. 1 бр.рег.т равна 100 куб. футов или 2,83 м3. Фут – английская мера длины, равная 30,479 см.
Грузоподъемность судна (дедвейт) – означает вес полезного груза и грузовых запасов, который может поднять судно при погружении на установленную величину.
Транзит – следование грузов, вагонов, поездов или пассажиров через промежуточные станции, дороги, районы, а также страны, расположенные между пунктами отправления и назначения, а также между предприятиями-изготовителями и предприятиями-потребителя-ми. Транзитные перевозки осуществляются не только внутри страны, но и между различными государствами.
Каботаж – морские перевозки между портами одного и того же государства. Различают большой каботаж – судоходство между портами, расположенными на различных морях, и малый – судоходство между портами, расположенными на одном море.
Фрахт (термин имеет два значения) – плата владельцу транспортных средств за предоставленные им услуги по перевозке грузов или пассажиров. Обычно плательщиком фрахта выступает фрахтователь, т. е. лицо, которое заключает договор с владельцем транспортного средства (фрахтовщиком).
|
Фрахт – перевозка грузов на специально нанятом судне; провозная плата за транспортировку груза зависит от времени, на которое зафрахтовано судно, а также веса и объема перевозимого груза.
Канцелинг – предельный срок прибытия зафрахтованного судна в порт для погрузки. По истечению этого срока фрахтователь имеет право расторгнуть договор.
Франквагон – условие, по которому продавец обязан получить вагон и погрузить в него проданный товар.
Тайм-чартер – морской договор на аренду торгового судна или его части на определенный срок.
Транспортные коридоры – объединяют различные виды транспорта (железнодорожный, речной, морской) и способствуют наиболее экономичной и быстрой доставке грузов.
Международные транспортные коридоры. Схема Пан-Европейских транспортных коридоров утверждена Критской конференцией в 1994 году («Критские транспортные коридоры»). По территории России проходят три общеевропейских транспортных коридора № 1, 2, 9, в основном на северо-западе (Калининград, Санкт-Петербург) и в Центре (Москва). Такая система общеевропейских коридоров не отвечает экономическим и геополитическим интересам России.
Транспортные коридоры России. В России выполняется целевая комплексная программа «Модернизация транспортной системы», принятая в 2002 году. Предполагается с учетом интересов страны и соседних государств создание 3-х широтных и 4-х меридиональных транспортных коридоров.
Широтные транспортные коридоры:
1. Арктический (Севморпуть и высокоширотный).
2. Северный (Север-Восток – Баренцево море – порт Ванино (ДВ)).
3. Транссиб (страны Западной Европы и страны Юго-Восточной Азии с выходами в Китай, Корею, Казахстан, Монголию).
Меридиональные транспортные коридоры:
1. Север-Юг – Балтико-Каспийский – на Иранское побережье Персидского залива и на побережье Индийского океана.
2. Уральский – железные дороги от Урала до Центральной Азии.
3. Енисейский.
4. Дальневосточный.