Для начала вспоминаем девиз!!!
• «ВЕЗДЕХОДЫ»
Это упражнение помогает отработать переключение внимания, активно и плодотворно «запускает» спонтанность и творческое мышление.
Группа ходит по комнате в довольно быстром темпе. Важно быть сосредоточенным на голосе ведущего, который время от времени дает задание, меняющее смысл ходьбы и переносящий участников тренинга в самые неожиданные места. Каждый, услышав новую информацию, в кратчайший срок анализирует ее и меняет свои действия в зависимости от условий игры. Пристройка к новым обстоятельствам происходит быстро и в индивидуальном порядке, БЕЗ РАЗГОВОРОВ И ОБСУЖДЕНИЯ!
— Идем через лес! Птицы щебечут, бабочки порхают, высокая трава на опушке... Крапива больно стегает по голым ногам... Комары заели!!! А все потому, что попали в болото. Топко! Страшно! Противно!!! Сумерки сгущаются...
Снежное поле, пронизывающий зимний ветер... И пули свистят над головой. Еще и еще! Где бы укрыться?!
В окоп! Нет, это не окоп, это пруд с приятной, освежающей и очень чистой водой... Но очень холодной, градусов восемь—десять от силы!!!
Выбираемся на берег и попадаем в окружение пауков... Паутина липнет к лицу, цепляется в волосах... Ею наполнено пространство... Нет, показалось! Идем через цитрусовый сад. На деревьях зреют фрукты, сорвем один... Вдохнем чудо-аромат упругой кожи, возьмем в рот освежающую дольку! Скулы свело от кислоты — ну и лимон!!! Вперед, через наполненный пузырьками лимонада искристый и пузырящийся сад!
Берег моря, закат, идем по кромке воды... И так далее.
• Упражнение «Превращение в предмет»
Ведущий: А теперь я предлагаю вам представить, что вы превратились в... Оглянитесь вокруг. Выберите любой предмет, какой попадется вам на глаза. Это может быть стул, стол, лампочка, дверь, книжка. Может статься, в нашей комнате нет предмета, который вам бы приглянулся. Что же — задумайте любой другой предмет. Вам предстоит превратиться в него. Тридцать секунд на внутреннюю настройку... А теперь по кругу представим невербально, во что превратился каждый из нас. Вы ходите по комнате, готовитесь к превращению, и чьё я имя назову, должен сразу же превратиться в задуманный предмет, а остальные будут угадывать!
|
Игроки поочередно либо замирают в определенной позе, либо демонстрируют в движении задуманный предмет, а остальные угадывают этот предмет.
•. «ПЕРЕДАЙ!»
Смысл упражнения в том, что, начиная с ведущего, каждый передает по кругу «нечто». Игроки то принимают, то передают, как эстафетную палочку:
• воображаемый предмет...
Например, своему соседу я передал воображаемое яблоко. Как он догадался, что угощают его именно яблоком, а не стаканом чая? По форме моей кисти, удерживающей «яблоко», по тому, как я надкусил плод и с хрустом жую его... Предположим, тема этой эстафеты определена как «Застолье». Тогда сосед, получив от меня фрукт, во-первых, назовет его, а потом передаст своему соседу слева тоже что-то съедобное: банан, мороженое, конфету, стакан кока-колы... Угощаем друг друга, пока круг не замкнется!
Всякий раз определяем тематику цепочки заранее: «Спортивные принадлежности», «Музыкальные инструменты», «Предметы быта», «Животные», «Магазин одежды»..,
«гримасу-настроение...
• Передаем друг другу гримасу. Изображаем мимически настроение и подкрепляем его соответствующими жестами! Договоримся, что, «принимая» от меня гримасу-настроение, сосед пытается назвать эмоцию «по имени». <...>
|
Продолжаем круг. Это весело и очень полезно: даем мышцам лица поработать, ищем соответствие между настроением и «маской»...
- Симпатия; Восхищение; Облегчение; Заинтересованность; Очарование; Мечтательность; Удовольствие; Удачливость; Блаженство (состояние полного и невозмутимого счастья, наслаждения, состояние высшей удовлетворенности, сверхчувственного неземного счастья.); Гордость; Взволнованность; Шок; Тоска; Угрюмость.
- «Предлагаемые обстоятельства»
Задание состоит в том - чтобы развивалось чувство веры в предлагаемые обстоятельства, в умение делать правильную оценку. Поставим в центре полукруга стул и попробуем его рассмотреть, сколько ему лет, какого он цвета, возможно, его уже перекрасили. А сейчас это не стул, а царский трон. Пожалуйста, отнесёмся к нему как к царскому трону, постараемся поверить в новые предлагаемые обстоятельства. Желающие выполняют упражнение. Представим, что в сиденье стула запрятаны драгоценности, но вы не можете их взять, за вами наблюдают. Стул заминирован ваши действия. У каждого стул превращается в крутой мотоцикл, он сломался. Стул это трёхколёсный велосипед, вам три годика
10. «§УТБОЛ - ВОЛЕЙБОЛ»
Становимся в широкий круг. Попробуйте продержать в воздухе воздушный шарик в течение двух-трех минут. Время окончания игры будет обозначено свистком. Если шарик коснется пола, вся группа считается проигравшей. Готовы? Начинаем! <...>
|
Часть первая
оооооооооооооооооо с о о о о оооооооосоооооооооо
Вы прошли первый этап игры и доказали, что способны быть людьми подвижными, ответственными, брать на себя инициативу и быстро принимать нужное решение. О таких-то и говорят, что у них «есть голова на плечах». Давайте проверим, действительно ли возможно с помощью этой головы выполнить следующий этап задания!
Руки за спину. Будьте внимательны и осторожны, чтобы не столкнуться лбами! В течение минуты вам придется продержать шарик в воздухе, отбивая его только головой. Свисток! <...>
Замечательно! Ну а теперь представим, что все участники — игроки футбольной команды, а значит, в этот раз вам придется удерживать шар в воздухе только с помощью ног. Давайте расширим круг и... начинаем! Время этого этапа — две минуты.
Итак, вам удалось пройти три увлекательных этапа игры. На очереди — последний, четвертый. Задание остается тем же: продержать шар в воздухе, не дать ему коснуться пола. Возьмитесь, пожалуйста, за руки! Вы должны будете продержать шарик в воздухе в течение одной минуты, отбивая его «замком» сцепленных рук!
«ВОЗДУХ - ЖЕЛЕ - КАМЕНЬ»
Просим группу расположиться в форме круга. Упражнение включает в себя попеременное напряжение и расслабление всего тела. По команде ведущего «ВОЗДУХ!» актеры пытаются сделать свое тело максимально «эфирным», лишенным самого малейшего напряжения, почти парящим. По команде «ЖЕЛЕ!» участники представляют себя в виде находящегося на тарелке желе, оно колышется, вибрирует, в нем присутствует структура. И наконец, последняя команда — «КАМЕНЬ!» — требует от группы и каждого участника тренинга застыть в позе, в которой застигла их команда, напрягая до предела все тело.
«КИТАЙСКИЙ ОСЕЛ»
Сразу же объяснюсь: название упражнения не обозначает ровным счетом ничего. Придуманная мной несколько лет назад, игра родилась с уже готовым, неизвестно откуда свалившимся названием. За прошедшие годы она стала настолько популярной, что изменить ее имя на что-то нейтральное и не требующее постоянных вводных объяснений не представляется возможным. Так что придется принимать упражнение как оно есть, вместе с уверениями в лояльности
Часть первая
ооооооооооосоооооо о о о о о оооооососоооооооооо
и уважении к китайскому народу (и к ослам как легитимным представителям животного мира)...
Упражнение замечательно работает как игра на знакомство, концентрацию внимания, быстроту реакции.
— Встаньте, пожалуйста, в широкий круг! Начинается упражнение с того, что каждый громко и внятно скажет свое имя. Все участники круга попытаются запомнить как можно больше людей по именам. Начали! <...> Спасибо!
Теперь начнем игру. Я хлопаю в ладоши и указываю на человека, стоящего в круге, называя одновременно его имя. Он, не тратя ни секунды, хлопает в ладоши, указывает на меня или любого другого игрока в круге и произносит его имя... Смысл заключается в том, чтобы (при очень высоком темпе игры!)'не забыть порядок действий: хлопок — указание на игрока — называние его имени. Важно не забыть и не перепутать имена игроков. Любая потеря темпа, заторможенное «включение» в игру, ошибка в имени приводит к поражению.
Упражнение продолжается до последнего участника, но если их слишком много, то ведущий может остановить игру в любое время. Не забываем приветствовать аплодисментами победителя либо участников, дошедших до промежуточного финала.
Проводить упражнение «Китайский осел» желательно в следующем порядке:
• объяснение правил;
• круг имен — каждый громко и внятно представляет себя, называя имя;
• пробная игра, дающая возможность размяться и проверить понимание игроками правил и позволяющая ведущему уточнить задания и установить приемлемый для упражнения темп;
• непосредственно игра.